Как они понимают «историческую грамотность»

Историческая грамотность включает в себя знание содержания исторических событий и исторический анализ. От учащихся требуется не только иметь элементарные знания предмета, но и представлять, как историк изучает и освещает историю. Какие источники и свидетельства использует историк? Как работает историк с историческими источниками, чтобы выстроить аргументацию? Учащиеся должны знать, как возникло данное свидетельство, как его прочесть, истолковать. Это часто требует оценки точек зрения, понимание контекста и проверки выводов.

Здесь мы имеем дело с исторической методологией как в пределах непосредственно исторического текста, так и с учетом культурного и социального контекста, с объяснениями причинной обусловленности, с обсуждением источников и свидетельств и представлениями различных точек зрения. Визуальные документы и исторические карты также предназначены для становления целостного исторического мышления.

Ниже перечислены некоторые компетентности исторического мышления, которые учащиеся должны приобрести в процессе изучения мировой истории.

1. Хронологическое Мышление. Историки пытаются точно определять время и место исторического события. Затем они прослеживают изменения, следующие с течением времени после определенного события, пробуя выявить типичные паттерны и новации в процессе этих изменений. В мировой истории похожие исторические процессы имеют обыкновение происходить в разное время и в различных частях мира. Иногда какой-либо процесс изменений кажется случайно присущим только для одного места или периода времени. Историки могут задавать вопрос, как и почему эти события и изменения произошли.

Это помогло сформулировать вопросы культурного взаимообмена и взаимоотношений между различными регионами мира, – критически важные вопросы для формирования способности к интерпретации мировой истории. Проверка этого аспекта понимания истории часто включает вопросы, в которых нужно, чтобы учащийся разместил события в хронологическом порядке, выбрал утверждение или фактор, который не отвечает логике данного события или процесса, соотнес причины и последствия и показал, как те или иные процессы развивались в течение времени.

2. Историческое Осмысление Источников. Историки учат, как видеть прошлое глазами тех, кто жил в то время. Они знают, как читать различные виды источников и свидетельства, таких как документы, рисунки и картины, статистические данные, литературные произведения, как удерживать свидетельства и источники в историческом контексте.

Для изучающих всемирную историю это означает быть чувствительным и хорошо осведомленным по отношению к культурной структуре и системам мировоззрения различных обществ. Проверка этого часто состоит в просьбе сделать определенные выводы и заключения об авторе некоторого документа, или прокомментировать визуальный документ, или дать интерпретацию времени и места.

3. Исторический Анализ и Интерпретация. С целью анализа, или обособленного рассмотрения, исторического развития, историкам присуща тенденция различать специальные области истории – политическую, экономическую, социальную и культурную. К примеру, учащиеся должны быть способны идентифицировать военные конфликты как часть политической истории, классы как часть социальной истории, идеи как часть культурной истории, а торговлю как часть экономической истории.

Относительно интерпретаций учащиеся должны осознавать многофакторные и разнородные причины, мотивы, интересы и события, которые формировали прошлое. В мировой истории особенно важно быть способным делать обоснованные сопоставления между различными влияющими факторами, видеть, что тот же самый результат (например, революция в сельском хозяйстве) возможно произошел по различным причинам в различных частях мира и с различными последствиями. Тест по всемирной истории часто исследует способность учащегося делать валидные и обоснованные сопоставления и идентифицировать интерпретации, основанные на ошибочном анализе.

4. Способы и Методы Исторического Исследования. Способы и методы исторического исследования включают в себя способность определить время и контекст исходя из данного артефакта (материального источника), способность оценить достоверность артефакта и способность моделировать вербальную аргументацию или рассказ, базирующийся на данном артефакте.

При изучении мировой истории это особенно важная способность, потому что не ко всем обществам и культурам применимы Западные (европейско-американские) подходы относительно исторических свидетельств и источников. Устные свидетельства, мифы и искусство являются важными источниками там, где недостает письменных свидетельств. Тесты в связи с этим также могут содержать задания сделать некоторые заключения на основании диаграмм, графиков, рисунков или письменных фрагментов.

5. Исторический Анализ Исходных Факторов и Принятых Решений. Историки должны уметь идентифицировать проблемы, c которыми сталкивались люди в прошлом и приходить к соответствующим выводам о действиях, которые были предприняты. В мировой истории это особенно сложная задача, поскольку общества, отличающиеся от нашего собственного, сталкиваются с иного рода проблемами и приходят к иного рода решениям относительно тех проблем.

Оценивая это, историки должны быть свободны от собственных идеологических уклонов и предубеждений и эрудированны в отношении традиций многих обществ. На экзамене эта способность часто проверяется с помощью вопросов, предлагающих объяснить, почему определенные решения были сделаны в определенном времени и месте.

Наши рекомендации