Институты и институционализация
Понятно теперь, почему родоначальник институционализма Т. Веблен и последователи школы институционализма в экономике определяли социальный институт как совокупность общественных обычаев,воплощение определенных привычек поведения, образ мысли и образ жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним23. Собственно говоря, так понимают юристы термины «институция» (установление, обычай, порядок, принятый в обществе) «институт» (закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения). Отсюда и слово «институционализация», обозначающее закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Институционализация обозначает то, как развиваются и исторически изменяются социальные институты24.
Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация — превращение спонтанного поведения людей в организованное; замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется25.
Так, институционализация какой-либо науки, скажем, социологии, предполагает издания государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов, подготовку профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников и т.д. Если кружок единомышленников, развернув широкую агитацию, привлек на свою сторону многих сторонников, добивающихся прогрессивных изменений в обществе, а затем установленным порядком легализовался, то говорят об институционализации конкретной политической партии. Таким образом, социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни и превращаются во вполне спланированные механизмы деятельности группы людей.
Без институционализации современное общество не может существовать. Благодаря ей беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко-
22 Gehlen A. Op. cit. S. 100.
21 Веблен Т. Теория праздного класса. М.. 1984. С. 6, 31, 203.
24 A Workbook and Reader in Sociology. P. 33.
25 Фролов С.С. Указ. соч. С. 124.
формализованные спортивные поединки, беспорядочная половая жизнь — в институт семьи и брака, стихийные движения протеста — в политические партии. Институты выступают опорными точками общественного порядка, теми китами, на которых держится социальный мир. Институционализируются практически все сферы и формы общественных отношений, даже конфликты.
Институционализация — восхождение, укрепление социальной практики до уровня института, законодательное оформление статуса, обрастание организационной инфраструктурой и материальными ресурсами: кафедры, кадры, журналы и т.п. Ей противостоит другой процесс — институциональный кризис.
Рис. 36. Благодаря институционализации беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко/формализованные спортивные поединки
Институциональный кризис— обратный процесс, характеризующий падение авторитета данного института, например семьи, снижение доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно ис-полнятьсвои главные функции, например образования —учитьдетей, медицины — лечить людей, семьи — укреплять узы брака. Институциональные нормы существуют, они провозглашены, но никем не соблюдаются. Следствие такого кризиса — перераспределение функций одного института на другие. Например, в середине 1980-х гг. в стране наметился кризис средней школы —она вела слабую подготовку выпускников к вузу, и сразу же появились репетиторы — институт посредников. Кризисы происходят постоянно, они представляют естественное состояние института. Кризис политических институтов проявляется в снижении к ним доверия со стороны населения. Известно, что в трансформирующихся обществах становится массовым явлением недоверие граждан к политическим партиям и гражданским институтам вообще. Более /з опрошенных в декабре 1998 г. российских граждан практически недоверя-
S7
ли ни одному институту26. Здесь проявляются две существенные тенденции: во-первых, общая политическая апатия и отход от политической жизни, во-вторых, повышенные возможности политических партий привлечь граждан на свою сторону недемократическими методами.
Кризис обнажает неполадки в механизме функционирования института и помогает избавиться от них, а в результате — лучше приспособиться к изменяющейся реальности. Без кризисов нет развития института, как без болезни нет человеческой жизни. Институт образования в США трижды испытывал серьезные кризисы — в 1960-х, 1970-х и 1980-х гг., когда страна в погоне за ушедшими вперед странами (сначала СССР, а позже Японией) пыталась повысить уровень академических знаний школьников. США и сейчас не достигли поставленной цели, тем не менее многого добились на этом пути, и молодые люди изо всех стран прибывают сюда учиться в американских университетах и колледжах, многие из которых считаются очень престижными.
В социологии различают два процесса —институцию норм (instituting a set of norms) и их институционализацию (institutionalizing). Нормы не институционализированы до тех пор, пока с ними не соглашается большинство населения, пока они не станут чем-то общепринятым, само собой разумеющимся. Институция норм понимается как формальное принятие парламентом или иным законодательным органом новых норм независимо от того, как к ним относится население27.