Тема проекта: «Тетрадь – Толерантности»
Цель проекта:
Создание толерантной среды в социуме школы для успешной социализации и адаптации каждого ученика.
Данный проект способствует решению задач:
Ø Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию между представителями школьного социума независимо от их национальности и мировоззрения;
Ø Сплочение детского коллектива школы, объединение учащихся и педагогов единым коллективным делом;
Ø Создание в школьном пространстве атмосферы доверия и открытости между всеми участниками образовательного процесса;
Ø Создание условий для проявления творческой активности учащихся;
Ø Развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации участников проекта;
Ø Профилактика конфликтных отношений между учащимися школы.
Ø формирование и внедрение социальных норм толерантности, формирование у детей навыков толерантных отношений.
Базовые установки и ценности толерантности:
Ø понятия «сходства и различия» вещей, животных, людей: «единство и
Ø многообразие» качеств, мнений, возможностей;
Ø понятие поликультурного мира;
Ø понятие доброты, милосердия, опеки над слабыми, взаимоуважения;
Ø понятие культуры мира и ненасилия;
Ø умение «видеть и замечать», «слушать и слышать», принимать право других быть
Ø непохожим на тебя;
Ø умение считаться друг с другом и работать в коллективе, не теряя свою
Ø индивидуальность;
Ø предпочтение сотворчества и содружества авторитарному стилю партнерства;
Ø недопустимость расовой, этнической и иной дискриминации, ущемление чьих-то
Ø прав, нетерпимости;
Ø основные положения Конвенции о правах ребенка и правах человека.
Черты толерантной личности
1. Расположенность к другим
2. Снисходительность
3. Терпение
4. Чувство юмора
5. Чуткость
6. Доверие
7. Альтруизм
8. Терпимость к различиям
9. Умение владеть собой
10.Доброжелательность
11.Умение не осуждать других
12.Гуманизм
13.Умение слушать
14.Любознательность
15.Способность к сопереживанию
Сроки реализации проекта: сентябрь 2017–май 2018 гг.
Участники проекта:
Учащиеся 1-11 классов, родители педагоги школы, работники школьной библиотеке, дворовые клубы.
Актуальность проекта:
Современное российское общество характеризуется нарастающим количеством социально – экономических, политических и культурных противоречий. Жизнь общества становится подверженной настроениям нетерпимости, которые связаны с возрастающими культурными, религиозными, социальными различиями между людьми. Многие государства и различные международные организации объединяют свои усилия для решения данной проблемы. ООН, ЮНЕСКО, ЕС и многие другие организации по проблеме прав человека проводят форумы, саммиты и конференции, посвященные толерантности и ненасилию. Также создаются международные документы, посвященные различным формам дискриминации («Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, от 14 декабря 1960 г; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, от 1 декабря 1965 года; Декларация о расе и расовых предрассудках, от 27 ноября 1978 года; Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, от 18 декабря 1992 года и т.д.).Приложение №1
Преодоление данной ситуации, в частности, формирование толерантности в качестве целостной мировоззренческой установки, становится актуальной задачей и в современном образовании. Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той актуальной средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе. Формирование толерантности – задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь. Причем наиболее эффективной эта работа станет только тогда, когда будет вестись с раннего детства.
Основная идея проекта по формированию у подростков толерантных качеств заключается в том, чтобы создать условия для развития ценностных качеств личности школьника. Акцент при этом делается на качества, которые помогают ценить культурное и социальное различие между людьми, воспитывают терпимое, толерантное отношение к окружающим. Следует заметить, что формирование личности невозможно без создания соответствующей среды, благоприятной для развития мировоззренческих установок школьника. Поэтому в данном случае целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, учащихся, их родителей и общественных организаций.
Теоретическая часть
– Есть ли какие-то ограничения для участников?
– Главный смысл программы именно в том, что их нет. «Тетрадь толерантности » рассчитана на школьников всех возрастных групп, национальности, физических характеристик. Мы стараемся создать условия для участия всех детей без исключения
– Что конкретно должно быть написано в этих тетрадках, на каком языке?
– Тетради могут заполняться как на русском, так и на английском языках. Преимущественно же у нас ребята пишут на русском, т. е. своём родном языке. На страницы своих тетрадок участникам необходимо включить несколько вещей.
Во-первых, участникам необходимо вклеить на первую страницу тетради фотографию своей команды. Это могло быть общее фото или отдельные фотографии каждого из членов команды. Они также могли по-своему оформить страницу, добавив рисунки, забавные шаржи, вклеив объёмные фигурки или необычно подписав каждую фотографию.
Во-вторых, написать увлекательную историю о своей команде. Рассказ может сопровождаться рисунками, стихами, аппликациями и т. д. Ограничением служит лишь воображение.
В-третьих, придумать вопрос или увлекательное задание для команды-напарницы. Его главная задача – познакомить ребят из другого класса с историей, культурными традициями , спортивными, научными и иными достижениями великих людей, великих народов .. Выполняя задание, ребята должны не только искать ответ на поставленный вопрос в Интернете, но и сделать что-то своими руками. Например, провести классный час или литературный вечер, организовать квест по городу или выставку картин, составить карту с отметками памятных мест и т. п. Последняя, в свою очередь команда должна записать в ней отчёт о ходе выполнения задание или ответ на вопрос, подготовить вопрос, задание для другой команды и отправить «Тетрадь Толерантности ».
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос:
· Каким мы себе представляем прекрасное толерантное общество, в котором бы мы хотели жить?
Проблемные вопросы:
· Что может сделать лично каждый из вас, чтобы в обществе не было нетерпимого отношения между людьми?
· Почему люди разные?
· Что объединяет разных, «непохожих людей»?
· Как влияет толерантность на взаимоотношения людей?
Учебные вопросы:
· Что такое государство, закон, Конституция, «Конвенция о правах ребенка», «Декларация», права, обязанности?
· Что такое толерантность?
· Что значит быть толерантным?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, ограничиться одними беседами с учениками невозможно, поэтому проект включает в себя несколько видов внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность | Название мероприятий | организаторы |
Художественно-творческая | Конкурс рисунков : « У нас у всех одна Земля» Конкурс рисунков на асфальте «Миру мир!» Конкурс сочинений «Все мы - одна семья» Участие в конкурсе плакатов, посвященных Дню борьбы за ликвидацию расовой дискриминации | Педагог – организатор министерство –печати министерство – образования |
Проектная | Проект «Открытка» Проект «Народы мира» | Педагог – организатор ,министерство – культуры |
Экскурсионная | Поездка в г.Казань Посещение музея народной культуры и этнографии | Классные руководители |
Игровая | Викторины: «Толерантность – искусство жить вместе!» ; «Умейте дружбой дорожить.» Игры: « Игры народов мира» ; «Жить в мире с собой и другими» | Педагог – организатор ,министерство – образования министерство – спорта Министерство - культуры |
Познавательная | Просмотр мультфильма « А что ты умеешь» с последующим обсуждением Беседы на темы : Что такое «Толерантность» ; «Я – гражданин России» «Вежливость – залог доброты и дружбы» Классные часы по теме «Толерантность» | Педагог – организатор ,классный руководитель |
Структура проекта
Сам проект состоит из нескольких этапов:
На первом этапе происходит знакомство учащихся с понятием «толерантность» и расширение информационного поля относительно данного понятия.