Основная часть. Следующий этап работы – изучение методов манипулирования.

Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМи стараются освещать значимые. Актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности из-за распространения идеологии и пропаганды, чем могут заниматься СМИ.

В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие. Задача прессы в процессе убеждения – создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности.

Внушением считают воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств или побуждающее человека к совершению определенных действий. Находясь, под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.

Задача журналиста может в большей степени заключаться в большей степени в достижении собственных целей и целей организации, которую он представляет. Для направленного воздействия на общественное мнение ему необходимо держать под контролем поток информации и манипулировать им. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Для воздействия на аудиторию используют определенные методы, так например, можно выделить метод дезинформации.

Смысл этого метода в том, что в определенный момент в СМИ «подается» информация, зачастую являющаяся ложью.

Во-первых, дезинформация подается, как правило, из самых разных источников и западает в подсознание человека, а во-вторых, дезинформация используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда – цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно «грубым» и нечасто используется в современных СМИ. Можно сказать, что наиболее устойчивой является информация рационально осмысленная и эмоционально усвоенная человеком.

Метод семантического манипулирования предлагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации. Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений.

Когда утаить информацию невозможно, часто используется метод отвлечения. Общество не терпит информационного вакуума, поэтому чтобы отвлечь аудиторию от одной информации, необходимо переключить ее внимание на другую, поданную в максимально сенсационном виде. Цель новой информации – создать отвлекающую альтернативу и снизить актуальность предыдущей информации. Способ подачи информации позволяет отправителю контролировать уровень ее восприятия аудиторией.

По способу подачи материала Г. Шиллер выделяет два метода манипулирования:метод дробления и метод немедленной подачи информации. Сущность метода дробления (фрагментации) заключается в том, что по мере усложнения телевизионных программ длительность каждого их элемента сокращается во времени, что создает противоречие между действительным содержанием какого-либо события и временем, отведенным для его демонстрации. То есть информация, поданная мелкими пропорциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться.

Немедленность передачи информации, по мнению Г.Шиллера, не только тесно связана с методом фрагментации, но и является обязательным элементом его осуществления. Однако, такое ложное чувство сложности создает ощущение чрезвычайной важности передаваемой информации, хотя может такой вовсе не являться, наоборот, отвлекая внимание человека от действительно значимой информации. Быстро чередующиеся сообщения об авиационных катастрофах, военных действиях, предвыборных поездках политических лидеров мешают составлению верных оценок и суждений, так как большинство важных событий обретают смысл лишь по истечении определенного срока.

Но внушение бывает не только преднамеренным, но и непреднамеренным.

Один из приемов внушения, который используется в современной журналисткой практике – создание резонанса, суть которого заключается в том, что используется предосторожность аудитории остро реагировать на различные расовые, национальные, религиозные ситуации. СМИ манипулирует националистическими стереотипами и негативными установками для провоцирования определенных действий. Так, например, в настоящее время для россиян очень болезненным является чеченский вопрос, который практически ежедневно поднимают СМИ. Сформирован даже некий стереотип «лиц кавказской национальности», к которым большинство граждан нашей страны относятся с подозрением.

Сообщения в СМИ в эмоциональной и драматизированной форме. Экономические и социальные трудности объясняются присутствием «инородцев», мешающих налаживанию нормальных жизненных условий. Пресса иногда поддерживает экстремистские лозунги решительного изгнания людей другой национальности. Национальные вопросы нередко связываются с религиозными.

Механизм создания «образа врага» нередко используется для создания негативной общественной реакции, в основе механизма заложена идея дегуманизации – враг представляется непохожим на вас: он другой национальности, вида, умственных способностей, кроме того, он агрессивен, и ничего хорошего от него ждать нельзя. Рисуются только отрицательные черты, сведения о положительном утаиваются.

Таким образом, элементы внушения можно «подать» в любое время в «упаковке» с новостями, передачами, фильмами; можно манипулировать человеческим сознанием с помощью радио и даже путем подачи информации в определенном виде подачи продукции. Эти элементы западают в подсознании человека и заставляют его действовать определенным образом; поскольку взаимодействие человека со СМИ происходит ежедневно, то и влияние на общества и на каждого человека в отдельности можно назвать очень существенным. Многие методы хорошо изучены и давно стали «классикой» манипулирования. Эти методы уже настолько «срослись» с деятельностью СМИ, что тали как бы составным компонентом деятельности. В частности, воздействие массовой информации на сознание людей нередко достигается с помощью стереотипов, мифотворчества и имиджей.

Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия – это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса стандартизирует сообщение, т.е. особым образом «подводит» информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринять сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип «философия надежды», ориентация на идеальные образцы. У американцев существуют свои стереотипы. Люди в США воспитываются так, что не верят в безысходность ситуации: они считают, что при соответствующем умением любая задача может быть решена. У них присутствует «оптимизм до последнего». Большинство исследователей указывают на связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки «героев», созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее время неким стереотипом становится человек целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы.

СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент отступления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании – повторение.

Еще одним методом СМИ является мифотворчество (греч. Mythos – предание, сказание) – в технике внушение поддержание мифов играет огромную роль. Мифы внедряются в сознание, влияют на чувства и поведение людей. Мифы очень жизнеспособны, и их жизненность объясняется тем, что, опираясь на реальные факты и события, они воспринимаются как истина, догмат. «Событие, истинность которого субъекты общения не имеют желания или возможности проверить, кажется им правдоподобным на основе их модели мира, представленной в действительности».

Истинные же факты зачастую воспринимаются людьми как небылицы. Именно так воспринимались рассказы афганцев о том, что они участвовали в настоящей войне, поскольку пропагандой в массовом сознании был «закреплен» миф об ограниченном введении светских войск в Афганистан.

Наверное, было бы гуманнее отказаться от мифотворчества, поскольку человек испытывает большую психологическую драму именно тогда, когда рушатся его иллюзии, а не когда он испытывает реальные трудности. В основе механизма мифологизации лежат подтасовка, сокрытие фактов, событий, документов. Но мифы всегда имеют под собой реальную основу, некое реально произошедшее событие, определенный свершившийся факт. Быстрому их распространению часто способствует низкая информационная культура, склонность к некритическому восприятию действительности. Большое количество мифов порождается условиями монополизации информации. Неосведомленность граждан позволяет властным структурам оказывать через СМИ скрытое воздействие на общественное мнение. Если раньше свободу печати ограничивало государство, то теперь тенденции к монополизации определенными частными компаниями серьезно ограничивают свободу выбора информации.

Еще один метод, позволяющий влиять на общественное мнение – это имидж. Функции имиджа и стереотипа различны. Стереотип обозначает образ, отражающий свойства и характеристики, по крайней мере, отчасти присущие объекту, имидж – искусственно сфабрикованный образ. Имидж создается путем навязывания определенных ассоциаций, он всегда связан с воображением. Имидж создает реальную социально-психологическую установку, определяющую поведение человека по отношению к объекту. И, поскольку воздействует на психику человека, следовательно, легко воспринимается, запоминается и потому часто используется в рекламе, имидж можно эффективно использовать как средство пропаганды, как инструмент управления сознанием. Создатели рекламы утверждают, что «люди курят не сигареты, а их образ», «женщины покупают не косметику, а желание быть красивой», и т.д.

СМИ формирует огромное разнообразие имиджей политиков, актеров, музыкантов, режиссеров. В немалой степени этому способствует телевидение, которое является основой создания сценического имиджа (Мэрилин Монро). Формируя имидж, СМИ формирует и представление о человеке, привлекает к нему внимание населения. Особенно запоминающимися выглядят первое время эпатажные, яркие, оригинальные образы. И, чтобы образ не стал «затертым», СМИ часто представляют его в несколько ином «свете», что часто вновь привлекает аудиторию.

Сложно определить наиболее эффективный метод, поскольку каждый из них оказывает определенное целенаправленное влияние. Все эти средства внушения оказывают огромнейшее влияние на человеческое сознание, заставляя самого человека действовать и думать определенным образом. Конечно, все зависит от пристрастности самого человека по отношению к средствам массовой информации, но далеко не каждый будет критично воспринимать всю информацию, обрушивающийся с газет, радио и телевидения всякого выбора информационную ловушку.

Один из способов манипуляции – выбор способа описания, подводящий читателя к определенным выводам (это и есть использование власти языка).

В разных газетах Году учителя посвящено было достаточное количество разнообразных материалов, каждая газета привела свои плюсы этого года, одну и ту же представив по-разному. Сравнив это на примере газет «Тамбовская жизнь» и «Тамбовский курьер». Изучив, внимательно, что и как представлено было в газетах, при социологическом опросе, выяснила, каково воздействие СМИ на личность, каково отношение к профессии учителя среди молодежи.

Вывод:многие мои одноклассники, знакомящиеся с материалами газет, высказали пожелание продолжить обучение в педагогическом вузе.

Еще одна важная тема часто встречается на страницах газет – здоровый образ жизни, который связан в первую очередь со спортом. Исследовала, как влияют на сознание человека названия спортивных событий, их описание. Провела исследование на примере двух газет «Вестник» и «Тамбовская жизнь».

Вывод:благодаря освещению в СМИ высоких достижений спортивной молодежи, многие подростки также захотели заняться спортом, ведь в наше время спорт – это не только здоровый образ жизни, но и модная тенденция.

72 % учащихся, в классах которых проходил социологический опрос, занимаются различными видами спорта.

Заключение

Мною были изучены различные методы влияния СМИ на человеческое сознание. Я выяснила, что в практике СМИ широко используются различные методы воздействия на общественное мнение, например, внушение, дезинформация, метод семантического манипулирования, метод отвлечения и т.п.

Чтобы уберечь себя от различного рода информационных ловушек необходимо «фильтровать» всю информацию, обрушивающуюся с газет, радио, телевидения.

В процессе достижения цели я выяснила, что основной задачи СМИ является создание устойчивого отношения к какому-либо явлению.

Задача журналиста может заключаться в большей степени в достижении собственных целей организации, которую он представляет.

СМИ через воздействие на общество в целом воздействует на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, СМИ формируют общественное мнение.

С другой стороны, общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к различным политическим системам, государственной власти, какой- либо глобальной общегосударственной или общемировой проблеме. Таким образом, общественное мнение выступает в качестве некой контролирующей силы по отношению к институтам власти, т.е. обладает моральной властью.

Общество выражает свою точку зрения на какую-либо проблему и таким образом может заставить институты власти действовать определенным образом в отношении решения экономических, идеологических, политических проблем.

Общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности из-за распространения идеологии и пропаганды, чем могут заниматься СМИ. Но и само общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, следовательно, можно сказать, что общественное мнение и СМИ оказывают друг на друга взаимное влияние, а соответственно неразрывно взаимосвязаны. Формирование общественного сознания в значительной мере происходит под влиянием средств массовой информации.

Информационные источники

2. Плохинова А. С. Лапинская И. П. Языковые манипуляции. – Воронеж, 2002

3. Лурия А. Р. Язык и сознание. – М.: Изд. МГУ 1998

4. Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации. – М., 2008

7. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М. Наука. 1990

8. Михальская А. К. Язык Российских СМИ как манипулирующая система. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Тезисы докладов международной научной конференции. – М. Изд. МГУ, 2001

9. Энциклопедия. Т. 10. Языкознание. Русский язык. Гл. ред. Аксёнова М. Д. – М., 2002

_____________________________________________________________________

Влияние СМИ на социализацию подростков
«Если человек за день не прочёл что-нибудь, увеличивающее его ум хоть на крупицу, он сделал шаг вперёд по превращению себя в неандертальца.» Дуварова А.

Введение. Воспитание растущего человека составляет одну из главных задач современного общества. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие человека как неповторимой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования его нравственных и творческих сил. 1 Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья - 50%, СМИ - 30%,школа - 10%, улица -10%. 2

Актуальность исследованияобусловлена тем, что СМИ, как институт социализации, влияет на подрастающее поколение путем формирования, а затем изменения его сознания, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, нравов и морали, что на наш взгляд, является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности. Проблема взаимодействия подростков с СМИ актуальна для современной России. К сожалению, это взаимодействие происходит спонтанно, что усиливает проблему влияния на воспитание подрастающего поколения.

Все школьники имеют доступ к ТВ, интернету, прессе. Нами выяснено, что в семьях обучающихся СОШ №2 95% учеников школы имеют подключение к каналам кабельного телевидения, 85% подключение к сети Интернет, прессу выписывают 25%.

Цель работы заключается в определении направленности и степени влияния СМИ на социализацию подростков.

Гипотеза: предполагается, что СМИ играют значительную, но не главную роль в социализации подростков.

В соответствие с целью и гипотезой перед исследованием ставятся задачи:

1. Выявить функции и степень влияния телевизионного контента и прессы на подростков.

2. Проанализировать влияние на процесс социализации через участие подростков города Нефтекамск в проекте «Детское телевидение» и «Школьная газета».

При написании исследовательской работы мы использовали различные методы.

Теоретические:сравнительный метод, анализ научной литературы, документов и публикаций, периодических изданий..

Эмпирические:проведение интервью, анкетирования, наблюдения.

Глава I

Общество - сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.

В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией.

Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;

2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личностичеловека.

Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации- родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации- представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Средства массовой информации - это система учреждений, созданных в обществе для открытой, публичной передачи информации с помощью специальных технических средств. В отношении социализации СМИ выполняют такие функции, как: информационная, пропагандистская, организаторская, рекреативная, культурно-просветительская.

Роль СМИ в обществе растет невиданными ранее темпами, являясь комплексным средством освоения человеком окружающего мира в его социальных, интеллектуальных, нравственных, художественных, психологических аспектах. Сегодня доступ к СМИ - это необходимое условие формирования всесторонне развитой личности. Анализ влияния телевидения на подростков представлен в работах Рогозянского М.Э., Мудрик А., Зазнобиной Л.С., Золотова Е.А., Сидорова А., Фёдоров А. В. Основное развитие теории массовой коммуникации началось сравнительно недавно - с 1952 года. Подрастающее поколение формирует свои мнения и вкусы практически на все сто процентов благодаря журналам, развлекательному телевидению и Интернету; взрослые люди, читающие газеты и считающие просмотр ежедневных телевизионных новостей обязательным, очень большой процент информации, поступившей к ним и переработанной в разговорах с семьей, друзьями или коллегами, постепенно начинают считать мнением собственным.

Рассмотрим характеристику СМИ.

Телевидение. Несмотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение остается самым массовым и доступным средством информации.

По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации.

На примере телевидения обозначим комплекс проблем, которые стали особенно острыми:

· Усиление воздействия рекламы на воспитание личности.

· Вытеснение «взрослой» субкультурой детской субкультуры, снижение количества и качества передач для подростков.

· Вытеснение отечественной культуры созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры.

· Снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для подростков.

Нами выяснено, что в России проживает 29839 тысяч человек в возрасте от 0 до 18 лет. О популярности телевидения у россиян говорят исследования TNS . В среднем, объём телесмотрения составляет 3 часа 40 минут за один день. 3

Среднесуточное время телепросмотра среди детей и подростков в 2014-2015 году 4

Как видно из представленной таблицы, время телепросмотра у возрастной категории 6-14 лет примерно одинаковое. 15-17 лет – возраст выпускных классов, и время просмотра телепередач, естественно, сокращается.

Нами намеренно было проведено сопоставление времени по просмотру телепередач среди занятых и незанятых подростков. Как видно, время нахождения у телевизионных экранов уменьшается у каждой возрастной категории на 60 минут.

Вывод: исходя из этих данных, мы можем говорить о том, что, несмотря на то, что Интернет уже имеет огромное значение в жизни детей, телевизор не теряет своих позиций.

Какие же телеканалы и программы смотрят юные зрители? Ниже мы приведем несколько таблиц на разные возрастные группы самых рейтинговых передач и направлений в 2015 году, полученных нами в результате проведения анкетирования:

Вывод:

1. у двух возрастных категорий 11-12 лет и 15-17 лет наблюдается как схожий, так и различный выбор передач .

2. рассматривая телевидение с точки зрения наиболее популярного агента социализации среди СМИ мы видим, что 11-12 летние подростки используют TV, как средство проведения досуга, лидирующие при просмотре телепередачи носят развлекательный характер.

3. Отрадно, что больший процент 15-17 летних отдаёт предпочтение просмотру информационных передач, что говорит о реализации информационной функции TV.

С точки зрения обществознания отметим, что большинство функций TV применимы только для подростков. Информационная функция может реализовываться, только для аудитории 15-17ти летнего возраста. Именно в этом возрасте они начинают воспринимать информацию на том же уровне, что и взрослые. В более младшем возрасте дети не разграничивают подаваемый телевизионный материал на: информационный и не информационный. Данные нашего исследования подтверждают описанный теоретический факт.

4. остановимся подробнее на анализе данных о просмотре аналитических передач. Как видно, процент подростков, просматривающий передачи этого направления достаточно мал:

Получив данные результаты мы задумались: почему процент просмотра аналитических передач не высокий? Проведя анкетирование, мы выявили несколько причин:

1. Сложность восприятия информации – 65%.

2. Отсутствие интереса – 25%

3. Не хватает времени – 10%.

Общий вывод: на основе вех полученных результатов мы делаем вывод, что телевидение для подростков МОБУ СОШ №2 реализует в основном досуговую функцию, частично рекреативную, так как способствуют эмоциональной разрядке, поддерживают душевное равновесие, позитивный настрой и нормальный психический тонус, формируют оптимальное для активной жизни эмоционально-психическое состояние. Для учеников старшего возраста это также досуговая, рекреативная, а также информационная, частично образовательная функция. Среди подростков старшего возраста слабо реализуется функция социализации – усвоение социально-культурного опыта, навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых из поколения в поколение – в данном конкретном обществе, в системе его общественных отношений.

Данный пункт нашего исследования натолкнул на мысль о том, как складывается ситуация по описываемым вопросам в России в целом. К сожалению, нами найдены материалы только 2012 года, но на основе их мы сделали свои выводы.

В данной возрастной группе, поздравление Президента оказывается на первом месте. Характерно для этого возраста и просмотр сериалов на телеканале СТС. Стоит отметить также то, что сериал «Дневник доктора Зайцевой» являются сериалом для взрослых. Данный факт может иметь несколько причин. Подросток стремится к взрослению, поэтому ориентируется на контент для взрослых. Вторая причина, возможно, дети «подключаются» к просмотру таких сериалов вместе с взрослыми.

______________________________________________

Вывод: тематика журналов, предназначенных для возрастной категории до 12 лет, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь чтение в жизни подростков понизилась в последние годы не только количественно, но и качественно. И снижение интенсивности, и качества юношеского чтения - большая социальная потеря . Что касается журналов для старшего школьного возраста, то они несут уже информационную функцию Кстати, находятся эти издания в Центральной детской библиотеке в юношеском отделе, но востребованы бывают в единичных случаях и более старшими возрастными категориями. Таким образом, в перечисленных изданиях и тех , которые находятся в библиотеке, содержится в том числе и воспитательный потенциал, необходимый для развития подрастающего поколения, но! В большей степени, как и TV носят развлекательный, досуговый характер, что объясняется веянием сегодняшнего времени.

Во время опроса 25% респондентов высказывалась мысль о дорогой стоимости подписки, как причины не выписывать периодические издания. Однако, мы выяснили, что цены колеблются в пределах от 300 рублей до 1 тысячи за полугодие. Поэтому всё-таки причина прежде всего в нежелании читать, в отсутствии элементарного интереса к процессу чтения вообще.

Наши рекомендации