Влияние объективных и субъективныхфакторов

на образовательный процесс студентов

Авторы учебника рассматривают, прежде всего, влияние различных объективных факторов на образовательный процесс студентов: условия их жизни и учебного труда, пол, возраст, состояние здоровья, объём учебной нагрузки и наличие отдыха, в том числе активного. Говоря о субъективных факторах, к ним они относят: уровень знаний того или иного студента и их профессиональные способности, работоспособность, психическую устойчивость, психофизические возможности, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность) и др.

Учебное время студентов составляет, как правило, 52-58 час в неделю.Таким образом, их ежедневная учебная нагрузка равна 8-9час, что является наиболее продолжительной среди многих других профессий. В то же время в студенческом возрасте (17-25лет) у молодого человека происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций (сенсорно - перцептивных, мнемических, мышления и др.).При этом определяющую роль играют образование и учение, т.е. деятельность по усвоению знаний, умений и навыков. Фактор учения и постоянная умственная работа определяет высокий тонус интеллекта студентов, позволяет им эффективно заниматься напряженной учебной деятельностью. Однако восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно из-за недостаточного времени для сна, нерегулярного питания, малого пребывания на свежем воздухе, недостаточной двигательной активности. На это значительный отпечаток откладывают трудности адаптации студентов к условиям учёбы и быта в вузе, в особенности среди студентов младших курсов. К психофизиологическому дискомфорту может привести учебная перегрузка и плохая организация учебного труда студентов, отсутствие качественного отдыха и оздоровительных мероприятий. Безусловно, к указанным факторам можно отнести также те из них, которые не связаны непосредственно с учебной деятельностью студентов (отклонения в состоянии здоровья того или иного студента, различные социальные и жизненные ситуации, которые нередки в нынешнее время и др.). Совокупность отмеченных объективных и субъективных факторов, оказывающих воздействие на организм студентов, может привести к ряду заболеваний (сердечно- сосудистой системы, нервных и психических болезней и др.), а всё это в конечном итоге- к нервному перенапряжению, которое зачастую приобретают хронический характер. Развитие нервного переутомления, в свою очередь, ведёт к снижению интенсивности процессов возбуждения и лабильности, возникновению процессов истощения в ЦНС. Кумуляция (накапливание) симптомов утомления происходит, как правило, в результате несоответствия процессов протекания утомления и отдыха. Авторы отмеченного учебника выделяют следующие степени умственного переутомления, типичныдля студентов:

● снижениедееспособности;

● появление усталости при умственной нагрузке, которая ранее не наблюдалась;

● компенсация понижения дееспособности волевым усилием студента;

● эмоциональныеизменения;

● расстройство сна;

● снижение умственной работоспособности;

● вегетативныенарушения

Во всех указанных симптомах степень переутомления может быть начинающая, лёгкая, выраженная и тяжёлая.

Состояние организма студента влиянием различных режимов обучения.В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, прежде всего, её высший отдел- головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов- восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций. В среднем масса мозга составляет 2-2,5 % от общей массы тела, в тоже время как мозгу необходимо 40-50 см3 кислорода, что свидетельствует о высокой интенсивности в нём обменных процессов. Тем не менее энергетический баланс организма при умственной деятельности изменяется незначительно - на 500-1000 ккал выше, чем уровень основного обмена.

Отрицательное воздействие на организм для лиц умственного труда оказывает длительное пребывание в сидячей позе: кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца, уменьшается объём циркулирующей крови, что ухудшает кровообращение ряда органов, в том числе и мозга, ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение её замедляется, сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови и по сонным артериям. Интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа- замедление. Когда умственная работа связана с эмоциональными факторами, особенно неприятными, и нервно-психическим напряжением, да ещё в условиях дефицита времени - всё это неизменно сказывается на циркулярном аппарате кровообращения. Так, до начала учебной работы у студента частота пульса находится обычно в пределах 70,6 уд./мин, при относительно спокойной-77,4 уд./мин, средней-83,5, а при сильной - до 93,1уд./мин. В отдельных случаях она может доходить до 160 и более ударов. Спокойная умственная работа без эмоциональных всплесков ведёт к увеличению выделения надпочечниками адреналина на 20%, при стрессовыхситуация- на 50-300%. При эмоциональном напряженном труде дыхание становится неравномерным, вследствие чего насыщение крови может значительно снизиться-до 80%. Изменяется морфологический состав крови:повышаетсяколичестволейкоцитов (до8000-9000),уменьшается свёртываемость крови, нарушается терморегуляция организма, что приводит к усиленному потоотделению.

В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления как нормальная реакция организма на выполняемую работу. Объективно оно характеризует понижением возможностей организма успешно продолжить её - снижается память, ухудшается общая работоспособность. Умственное утомление- это объективное состояние организма. Утомлению сопутствует субъективное чувство- усталость. Это, по определению А.А.Ухтомского,«предупредитель» о начинающемся утомлении. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания и др. Степень усталости можно оценить баллами: не устал-1 балл, средняя усталость-2 балла, сильная-3,очень сильная-4 балла. При утомлении, как правило, снижается память. Наступление утомление не всегда связано в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности. Может быть местное и общее утомление. Снижение эффективности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его в другом виде. Например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заняться чтением. Основной фактор утомления для студентов - сама учебная деятельность. Однако ему может сопутствовать ряд других факторов - плохая организация режима жизнедеятельности, хронические заболевания и др.

При частом утомлении и отсутствии своевременного отдыха может наступить переутомление. Для него характерны чувство усталости, отсутствие интереса к работе и учёбе, повышенная раздражительность, снижение аппетита и др. Объективными признаками переутомления являются снижение веса тела, диспепсические расстройства, потливость, снижение сопротивляемости организма к инфекционными другим заболеваниям.

4.2 Работоспособностьстудентаи определяющие их факторы

Работоспособность-способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов параметров деятельности. Она отражает возможности биологической природы человека, а также и его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиям какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определённые психические, физиологические и физические особенности. Большое значение имеют и такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др., а также совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможности личности. Работоспособность определяется также воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов. Эти факторы можно разделитьна трибольшиегруппы:

●физиологического характера- состояния здоровья, сердечно- сосудистой,дыхательной систем;

●физического характера- степень освещённости, температура воздуха, уровеньшумаидр.;

●психического характера- самочувствие, настроение, мотивация и др.

В определённой степени работоспособность в учебной деятельности зависит также от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Так, лицам, обладающим хорошей работоспособностью, присуща подвижность торможения, преобладание процесса внутреннего возбуждения. Успешность обучения в значительной мере зависит также от «усидчивости», которой в большей степени обладают лица с преобладанием внутреннего и внешнего торможения. Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют студенты, обладающие слабой нервной системой с преобладанием внешнего торможения, а также инертностью нервных процессов. Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инертностью возбуждения, большой силы нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения. При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у студентов со слабой нервнойсистемой. Интерес к эмоционально привлекательной учебной работеувеличивает продолжительность её выполнения. Результативность выполнения также оказывает стимулирующее воздействие. Поэтому одним из важных условий высокогоуровняработоспособности являетсяоптимальное эмоциональноенапряжение.

Установка на выполнение определённых задач оказывает значительное влияние на эффективность работоспособности. К примеру, у студентов, ориентированных на систематическое усвоение учебной информации, процесс её забывания носит характер медленного снижения. У студентов, которые учебныйматериалбрали«штурмом»,процессзабыванияпроходит значительнобыстрее.

Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов ворганизме.Высокая работоспособность в любом виде деятельности, как правило, обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется с его биологическими ритмами. Чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъёмом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее будет учебный труд. Различают студентов с устойчивой стереотипностью измненения работоспособности. Студенты, отнесённые к «утреннему» типу- «жаворонки» встают рано, с утра бодры, жизнерадостны, имеют приподнятое настроение, наиболее работоспособны с 9 до 14 ч. Вечером их работоспособность заметно сужается. Этот тип студентов наиболее адаптирован к существующему режиму обучения студентов, поскольку их биологический ритм совпадает с социальными ритмами дневного вуза. Студенты «вечернего» типа-«совы» наиболее работоспособны с 18 до 24ч.Они поздно ложатся спать, часто не высыпаются, в первой половине дня заторможены, поэтому находятся в наименее благоприятных условиях труда и учёбы. Период снижения работоспособности студентов обоих типов целесообразно использовать для отдыха и обеда. Существует ещё и третья группа студентов, которую характеризуют как - аритмики, занимает промежуточное положение между «жаворонками» и «совами», но она всё-таки ближе- к «жаворонками».

4.3Изменения работоспособности студентов в процессе обучения

Подвлияниемучебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которая отчётливо проявляются в течение учебного дня, недели, каждого полугодья и учебного года в целом. Длительность, глубина изменений в значительной мере зависит от функционального состояния организма до начала работы, её организацией и другими причинами. Учебный день студенты, как правило, не могут начинать сразу с высокой продуктивностью. На период врабатываемости приходится от 10-20 до 40 мин. После этого наступает состояние «рабочей установки» и работоспособность достигает оптимальных величин. Этот - оптимальный период продолжается 1,5-2 час. Психофизиологическое содержание данного периода сводятся к образованию рабочей доминанты, для чего большое значение имеет соответствующая установка. В дальнейшемвследствие наступленияутомления работоспособность постепенноснижается. Продуктивность учебной деятельности снижается. При этом функциональные изменения проявляются в основном в тех органах и системах, а также психических качествах, которые в структуре учебной деятельности имеют решающее значение (в зрительном анализаторе, внимании, оперативной памяти и др.). В период отдыха после занятий наблюдается определённое восстановление работоспособности, уровень которой зависит от организации отдыха. Между тем рабочий день у студентов после учебных занятий и некоторого отдыха продолжается- начинается время на самоподготовку. После этого вновь наступает время отдыха. Таким образом, у студентов рабочий день имеет две фазы, характеризующие повышение и, соответственно,снижениеработоспособности.

Динамика умственной работоспособности в недельном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели, что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день. В средине недели (вторник-четверг) наблюдается период устойчивой высокой работоспособности. К концу недели (пятница,суббота)отмечается процесс её снижения. Конечно, типичная кривая работоспособности может изменяться в силу различных факторов нервно- эмоционального напряжения (например, увеличение количества учебных занятий-4-5 в течение дня и т. п.).

Аналогическая динамика работоспособности существует в каждом семестре и в течение учебного года. В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3,5недели (период врабатываемости), сопровождаемых постепеннымповышением уровня работоспособности. Затемнаступает период врабатываемости длительностью до 2,5 месяцев. С началом зачётной сессии в декабре (продолжение учебных занятий, сдача зачётов)ежедневная нагрузка ещё более увеличивается до 11-13час., зачастую в сочетании с эмоциональными переживаниями работоспособность студентов начинаетуменьшается. В период экзаменационной сессии кривая работоспособности ещё более усиливается. Изменение физической работоспособности в течение недели также соответствуют и динамике умственной работоспособности.

В период зимних каникул работоспособность восстанавливается до исходного уровня. Если же отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается сверхвосстановление работоспособности.

Во втором полугодии динамика работоспособности проходит примерно по такой же схеме. Хотя в конце учебного года у студентов наблюдается более сильное снижение работоспособности, вызванное кумулятивным эффектом многих факторов жизнедеятельности, приобретённым за учебный год.

Типичные изменения работоспособности студентов, характеризующейся последовательной сменой периодов врабатываемости, устойчивой и высокой работоспособности, во многом определяют составление учебного расписания занятий в вузах, когда наиболее сложные для освоения учебные дисциплины планируются каждый день на вторую- третью пару учебного дня, в недельном цикле- на средину недели, а менее сложные- на первые часы учебного дня, на начало и конец недели

Типы изменений умственной работоспособности студентов. Установлено, что работоспособность у студентов имеет разные уровни и типы, что влияет на качество и объём выполняемой работы. Студенты, имеющие устойчивый и многосторонний интерес к учёбе, обладают более высоким уровнем работоспособности. Лица с неустойчивым, эпизодическим интересом, отличаются пониженным уровнем работоспособности. По изменениям работоспособности в учебном труде выделяют следующие типы студентов: усиливающийся, неровный, ослабевающий и ровный типы. К первому относят лиц с сильным типом нервной системы, способных значительное время заниматься умственным трудом. Усиливающий и ровный типы чаще встречаются среди хорошо успевающих студентов. Ровному типу свойственны высокие качественные и количественные показатели при небольшом их колебании в отдельные промежутки времени. К неровному и ослабевающему типам относят лиц со слабой нервной системой. Неровный- колебания в работе, тенденция к снижению объёма в момент её завершения. Ослабевающий тип-снижение интенсивности работы при сопутствующем нарастании ошибок.

Состояние иработоспособность студентов в экзаменационный период. Особенно напряженным для студентов является период зачётно-экзаменационной сессии. В это время для студента решается многое: у некоторых-даже проблема дальнейшей учёбы в вузе, у многих- получение стипендии, самоутверждение личности и др. Поэтому экзамен для студентов всегда- повышенный эмоциогенный фактор. Здесь и- волнение, и неуверенность в своих силах, иногда даже страх и др. Наблюдения показывают, что пульс у большинства студентов к прибытию на экзамен увеличивается до 88-92уд. /мин, а перед входом в аудиторию, где проходят экзамены-до 118-144 уд./мин(это- против 76-80 уд. /мин в период обычных учебных занятиях). Артериальное давление повышается до 135/85 - 155/ 95мм рт.ст. против115/70 мм рт. ст. в обычное время. К тому же всё это происходит на фоне изменений условий жизнедеятельности студентов: в период экзаменационной сессии резко сокращается их физическая активность, пребывание на свежем воздухе, зачастую происходит нарушение режима питания и сна. У студентов с недостаточной физической подготовкой по мере нарастания напряженного состояния значительно усиливаются вегетативные сдвиги. У студентов же, имеющих более высокий уровень физической подготовки, функциональные сдвиги более экономичны и они быстрее возвращаются в норму. Как видно, уровень физической подготовленности студентов в большей степени определяет устойчивость организма к напряжённому учебному труду.

В целом же в период экзаменационной сессии у студентов, как правило, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности. Это особенно касается студентов первого курса. На последующих курсах его величина уменьшается, что говорит о лучшей адаптации студентов-старшекурсников к условиям экзаменационного периода. В весеннюю сессию градиент работоспособности, как эффект кумулятивного воздействия, заметно возрастает по сравнениюс зимней сессией. Более высокий градиент работоспособности наблюдается у женщин в связи с их повышенной психоэмоциональной реакцией непосредственно на экзаменах.

4.4Средства физической культуры в регулированиипсихоэмоционального и функционального состояния студентов

Большая умственная нагрузка, которая является неизбежным спутником студента, требует для них необходимого отдыха для того, чтобы восстановить нарушенное предшествующей работой оптимальное соотношение основных нервных процессов в коре головного мозга и улучшить связанную с этим умственную работоспособность. Для нормальной работы мозга необходимо, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, наполовину от которого состоят мышцы. Движение мышц создают громадное число импульсов, поддерживающих мозг в нормальном рабочем состоянии. Поэтому умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья, в укреплении которого большая роль принадлежит физической культуре. При умственной деятельности в коре головного мозга образуются замкнутые циклы возбуждения, которые отличаются большой стойкостью и инертностью. Если процесс идёт достаточно долго и монотонно, то кора головного мозга адаптируется к этим раздражителям, что приводит к её торможению, и в результате работоспособность падает.Если после прекращения физической деятельности человек почти сразу отключается от нее, то при умственном труде интенсивная деятельность мозга продолжается и после её завершения. К примеру, может на значительное время затруднить засыпание человека, ведёт к различным ситуационным сновидениям, когда человек даже во сне продолжает решать нерешенную задачу, думает о прочитанном и т. п. Естественно, что в этих условиях нервная система не получает необходимого отдыха. В связи с этимнеизмеримо возрастает роль любых форм физической культуры и двигательной активности человека. Связь физических движений с умственной деятельностью характеризуют следующие закономерности: импульсы, направленные от напряженной мускулатуры в ЦНС, стимулируют деятельность головного мозга, помогает поддерживать нужный тонус. Благодаря этому нервная система сохраняет необходимую работоспособность. Особенно полезны выполнения ритмических упражнений:ходьба, бег, катание на лыжах, велосипеде и др. Как видно, активный отдых, связанный с двигательной активностью, имеет значительные преимущества по сравнению с пассивным.

Физиологическое обоснование активного отдыха связано с именем И. М. Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц- работой других лучше способствует восстановлению сил, что значительно лучше, чем полное бездействие. Этот принцип стал основой организации отдыха в сфере умственной деятельности, где соответствующим образом организованные нагрузки оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Существуют разнообразные формы использования двигательной деятельности в активном отдыхе: в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультурные паузы и т. п.), учебные и самостоятельные занятия студентов по физической культуре,занятия в спортивных секциях и т п.).

Необходимо учитывать психологический и эмоциональный факторы физической культуры в активном отдыхе. Оптимально дозированная мышечная нагрузка повышает общий эмоциональный тонус, создаёт устойчивое и бодрое настроение, которое служит благоприятным фоном для умственной деятельности и важным профилактическим средством против переутомления,создаёт чувство «мышечной радости» (И.П.Павлов).Однако, активный отдых повышает работоспособность только при соблюдении определённых условий. Прежде всего, должны выполняться оптимальные нагрузки и при включении в работу мышц- антагонистов. Следует иметь также в виду, что эффект активного отдыха значительно снижается при быстро развивающемся утомлении, а также утомлении, вызванном монотонной работой. Положительный эффект выражен сильнее на фоне большой, чем слабой степени утомления; чем более подготовлен человек к утомляющей работе, тем выше эффект активного отдыха. Тонус и работоспособность головного мозга больше поддерживаются в том случае, когда сокращение и напряжение мышечных групп ритмически чередуются с их последующим растяжением и расслаблением. Эффект занятий физическими упражнениями можно повысить, если они сочетаются с оптимальным режим жизнедеятельности студентов. Благоприятное воздействие оказывают упражнения циклического характера умеренной интенсивности (при ЧСС 120-140 уд./мин) и при включении в активную деятельность большего числа мышечных групп.

Необходимо также знать и такую закономерность: мышечная деятельность во время экзаменов, вызывающая обострение эмоционального состояния (соревнования и т.п.), в значительной степени ведёт к угнетению умственной работоспособности. Использование больших нагрузок во время экзаменов также быстро ведёт к усталости и студенты, как правило, в этот период не могут показать хорошие спортивные результаты. Поэтому направленность физкультурных занятий в период экзаменов должны носить больше профилактический характер, а для спортсменов решать задачу поддержки физической и спортивно-технической подготовленности.

Состояние психической напряжённости в период экзаменов можно уменьшит несколькими способами.

Дыхательные упражнения.Первое упражнение: полное брюшное дыхание, при расслабленных и слегка опущенных плечах- выполняется вдох через нос. Благодаря этому наполняются воздухом нижние отделы лёгких, при этом выпячивается живот. Затем вдохом последовательно поднимается грудная клетка, плечи, ключицы. Полный выдох выполняется в такой же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы. Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определённом ритме ходьбы: полный вдох на 4,6 или 8 шагов, затем следует задержка дыхания, равная половине шагов, сделанных при вдохе, и полный выдох за то же число шагов. Количество повторений определяется самочувствием.

Психическаясаморегуляция:переключение связано с концентрацией внимания и направленности сознания на какое-либо интересное дело.Оно включает такие варианты, как отключение, при котором с помощью волевых усилий концентрации внимания в сферу сознания вводятся посторонние предметы, объекты, ситуации, кроме обстоятельств, вызывающих психическое напряжение. Отключение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе, представляя ситуации, в которых человек чувствует себя легко и спокойно.

«Малые формы» физической культуры в режиме учебного дня студентов.Утренняя гимнастика-простая, но весьма эффективная форма ускоренного включения в учебно-трудовой день студента благодаря мобилизации вегетативных функций организма, повышению работоспособности ЦНС, созданию определённого эмоционального фона. Имеются примеры, которые говорят, что у студентов, которые регулярно выполняют утреннюю гимнастику, период врабатывания на первой паре учебных занятий был в 2,7 раза меньше, чем у тех, кто не делает её. Это относится и к психоэмоциональному состоянию: настроение студентов улучшилось на50%.Физкультурная пауза-действенная и также весьма доступная форма занятий в условиях вуза, которая решает задачу активного отдыха и повышения работоспособности студентов. Она проводится(или должна проводиться) после 4 ч занятий, когда возникают первые признаки переутомления. Упражнения для студентов подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участия во время учебно-трудовой деятельности. Предварительно необходимо проветрить аудиторию. Исследования показывают, что эффективность влияния 10 мин физкультурной паузы проявляется в повышении отдельных показателей работоспособности на 5-9%.Отмечено более эффективное значение упражнений динамического характера (бег). Однако при частом повторении бега ихзначение снижается по сравнению с изотоническими упражнениями. Суть динамических упражнений состоит из нескольких циклов энергичного сокращения и напряжения попеременно мышц разгибателей и сгибателей конечностей и туловища (с одновременным растяжением мышц-антагонистов). Поскольку рабочая поза студентов характеризуется преимущественно напряжением мышц- сгибателей (сидят, наклонившись вперёд), начинать и заканчивать цикл упражнений целесообразно энергичным потягиванием мышц- сгибателей.Позотонические упражнения. До начала интенсивной умственной работы, чтобы сократить период врабатывания, рекомендуется произвольное напряжение мышц конечностей умеренной или средней интенсивности в течение 5-10 мин.При продолжительной напряжённой умственной работе, особенно в стрессовом состоянии, рекомендуется произвольное общее расслабление скелетных мышц, сочетаемое с ритмичным сокращением небольших по массе мышечных групп(например, сгибателей и разгибателей пальцев кисти и др.).Такие упражнения продолжительностью1-2,5мин. через каждые 30-60 мин., а через каждые 2ч проводить минутные динамические упражнения, например, бег на месте с ритмическим, достаточно глубоком дыхании.

Использование студенческих каникул с целью активного отдыха и восстановления психоэмоционального и функционального состояния студентов. Среди различных форм организации активного отдыха наиболее эффективными являются студенческие оздоровительно- спортивные лагеря, туристические походы и поездки, участие в спортивных соревнованиях, поездка к родителям, в летнее время – работа в строительных отрядах и т. п. При этом надо, по мере возможности, стремиться к комплексному использованию природных и гигиенических факторов в сочетании с оптимальной физической активностью. Они в значительной мере способствуют восстановлению функционального состояния ЦНС и работоспособности студентов после экзаменационного периода. Одной из наиболее эффективных форм активного отдыха, безусловно, являются оздоровительно-спортивные лагеря. Так, практика нахождения в лагере в течение 10-дневного отдыха показывает, что все функции внимания, тремор динамический и статический, простой и сложной сенсомоторной реакции, время удержания статического усилия у студентов, отдыхавших в лагере по сравнению с теми, кто остался в городе, оказалось лучше на 9-19% и свидетельствовали о полном восстановлении или даже превышении первоначальных показателей. К сожалению, во многих вузах в данное время указанных лагерей нет или они на практике не функционируют. Поэтому активный отдых во время каникул необходимо организовывать в любых условиях, в которых оказался тот или иной студент, в том числе и тех, о чем мы указали выше(участие в соревнованиях, стройотрядах, поездка к родителям и др.)

4.5Оптимизация работоспособности студентов при проведении учебных занятийпо физическому воспитанию

На основании изложенного мы видим, что учебный процесс в вузеоказываетзначительное воздействие на организм студентов, изменяя его функциональное состояние и влияя на работоспособность. Это обстоятельство должно учитываться и при проведении учебных занятий по физическому воспитанию, которые также оказывают значительное влияние на изменение работоспособности студентов. В результате проведённых исследований по этому вопросубылустановленрядзакономерностей:

●проведение учебных занятий по физической культуре в тот период времени, когда у студентов снижается работоспособность и ухудшается самочувствие (в конце учебного дня, в начале и в конце недели)показало положительное влияние на все основные показатели- работоспособность, самочувствие, настроениеидр.;

●дляуспешного развитияосновных физических качествстудентов необходимо опираться на закономерность периодики работоспособности в учебном году. Согласно этому в первой половине каждого семестра на учебных занятиях целесообразно применять физические упражнения с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости с интенсивностью по ЧСС 120-180 уд./мин, во второй половине семестра - на развитие силы, общей и силовой интенсивности по ЧСС-120-150 уд./мин. Это объясняется вполне логично: в первой части семестра у студентов более высокое функциональное состояние, во второй части –значительно снижается. Занятия, построенные на такой основе, оказывают стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов, улучшает их самочувствие и уровень физической подготовки:

●в период врабатывания (первая пара) необходимо использовать физические нагрузки с ЧСС 110-130 уд./мин. Такой режим занятий сокращает период врабатывания в учебном труде, стимулирует период высокой работоспособности. Проведение занятий в таком режиме в период высокой работоспособности (вторая пара) способствует её сохранению до конца учебно-трудового дня, включая период самоподготовки. Использование занятий с указанными режимами в период снижения работоспособности (третья и четвёртая пары)обеспечивает короткий стимулирующий эффект последействия при ЧСС 110-130 уд. /мин и более выраженный и длительный при ЧСС 130-160 уд. /мин. Занятия при ЧСС свыше 160 уд./мин рекомендуется применять лишь напоследних часах учебного расписания.Для не достаточно тренированных студентов такой режим приводит к существенному снижению умственной работоспособности, и продолжать занятия в вечернее время можно лишь через 4-5 час отдыха.

При двух учебных занятиях по физической культуре в неделю сочетание физических нагрузок с умственной работоспособности имеет следующие особенности:

●наиболее высокий уровень умственной работоспособности наблюдается при сочетании двух занятий при ЧСС 130-160 уд \ мин с интервалами в 1- дня;

●положительный,но вдвое меньший эффект достигается при чередовании занятий с ЧСС 130-160 уд./мин. и 110-130 уд./мин;

●использование двух занятий в неделю при ЧСС 130-160 уд./мин ведёт к значительному снижению умственной работоспособности в недельном цикле,особенно для недостаточно тренированных.

Как видно, зону оптимального взаимодействия между умственной и физической работоспособностью соответствует использование занятий с режимом ЧСС 130-160 уд/мин. Превышение его повышает эффект в двигательной деятельности, но обуславливает ограничение в интеллектуальной.

В практике физического воспитания значительной части студентов постоянно возникает проблема: как сочетать успешное выполнение в учёбе и повышение спортивного мастерства. Установлен следующий оптимальный вариант: небольшая тренировка до начала учебных занятий в сочетании с вечерней объёмной тренировкой. При выполнении пяти тренировок в неделю целесообразно варьировать следующий объём тренировочных занятий: понедельник-100%; вторник-70-75;среда-130-140;четверг-отдых; пятница-130-140; суббота-100-110. Для повышения спортивного мастерства студенты могут выделить в неделю до 18 час. В каникулы объём тренировочных занятий могут достичь 100%,в период экзаменационной сессии-50-55%,на протяжении семестра-75-80%.

Значительный интерес представляет режим занятий со студентами специальной медицинской группы. Предлагаются разные варианты: как и у всех студентов- 90 мин. в неделю, четыре занятия по 45 мин, шесть занятий по 30 мин.Исследования показывают, что наиболее оптимальным является третий вариант(6-ть занятий по 30 мин.). По мере улучшения функциональных показателей возможен переход на второй вариант(4–е занятияпо45мин.).

Таким образом, успешное использование средств физической культуры в учебном процессе, обеспечивающим состояние высокой работоспособности студентов, состоит в следующем: длительном сохранении работоспособности в учебном труде, ускоренной врабатываемости к учебному занятию, способности к ускоренному восстановлению, эмоциональной и волевой устойчивости к сбивающим факторам, успешном выполнении учебных требований и хорошей успеваемости, высокой организованности и дисциплины в учёбе, быту и отдыхе,рациональном использовании бюджета свободного времени для личного и профессионального развития и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барчуков И.С.Физическая культура: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.:Академия,2012.

2. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. М.,2007.

3.Ильинич В.И.Физическая культура и жизнь. М.,2005.

4.Физическая культура. Под редакцией М. Я. Виленского. Москва.- КНОРУС.2012-424 с.

Тема 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Всестороннее развитие физических способностей у человека и профессионально-прикладная физическая подготовка становятся необходимыми условиями эффективной трудовой деятельности, его творческого участия в общественном производстве.Поддержание работоспособности и здорового состояния также важное и необходимое условие успешной учебы и последующей профессиональной деятельности студентов.

5.1 Мотивация и направленность самостоятельных занятий студентов

В связи с принятием нового комплекса ГТО открывается новый этап использования физического воспитания и спорта д

Наши рекомендации