Профилактика и борьба с вредными привычками

Следующим звеном здорового образа жизни является недопущение и отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Это нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, снижают работоспособность, сокращают продолжительность жизни, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения.Безобидное,на первый взгляд,занятие –курение может повлечь за собой такие тяжёлые последствия как заболевания бронхитом,желудочно-кишечного тракта, рака лёгких многое др.Особо вредное влияние оказывает курение на ЦНС-ослабевается внимание,снижается память. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам- повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни. Если человек курит, о здоровом образе жизни ему говорить не приходится.

Большой вред приносит употребление алкоголя. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. Происходит нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов. Изменение психики может произойти даже при эпизодическом приеме алкоголя: проявляется возбуждение, утрата сдерживающих факторов влияний, подавленность и т.п.Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред, как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом

3.4.4 Организация двигательной активности студентов

У людей,занятых в сфере интеллектуального труда,в том числе и у студентов,двигательная активность ограничена.Можно привезти следующие примеры.Двигательная активность студентов во время учебных занятий составляет в сутки 8-11 тыс., в период экзаменов (2 мес.)-3-4 тыс.,а в каникулы-14-19 тыс. Можно предположить,что во время каникул двигательная активность у студентов занимает оптимальных величин.Исходя из этого потребность в уровне двигательной активности в период учебных занятий составляет у студентов 65%,во время экзаменов только 18-22% биологической потребности. Как видно, дефицит движений у студентов существует на протяжении 10 месяцев в году. Другие показатели: соотношение динамического и статического (непосредственно во время учебного процесса) компонентов в период учебной деятельности у них составляет1:3.Поэтому один из обязательных факторов ЗОЖ для студентов- систематическое использование физических нагрузок с учётом пола, возраста и состояния здоровья.Они представляют собой сочетание разнообразных двигательныхдействий,выполняемых в повседневной жизни,организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом,объединённых термином «двигательная активность»(Виленский М.Я.,2012).Наряду с тем, что основная масса студентов испытывает дефицит в двигательной деятельности, значительная часть - занимающиеся спортом,наоборот, испытывает большие физические нагрузки. Поэтому важно определить оптимальные, а также минимально и максимально возможные нагрузки.

Минимальные границы должны характеризовать тот объём движений,который необходим человек, чтобы сохранить нормальный уровень функционирования организма.Оптимальные границы должны определить тот уровень физической активности,при котором достигается наилучшее функционирование состояния организма,высокий уровень выполнения учебно-трудовой и социальной деятельноститакой режим носит оздоровительно-развивающий характер.Максимальные границы должны предостеречь от чрезмерно высокого уровня физических нагрузок,который может привезти к переутомлению,перетренировке,резкомуснижения уровня работоспособности в учебно-трудовой деятельности. Это касается в основном студентов, поэтому им необходимо установить индивидуальный режим обучения, быта и тренировки, которые сочетают все эти компоненты.

Оптимальная форма двигательной активности – такая двигательная активность, которая обеспечивает необходимые и достаточные показатели физического развития и физической подготовленности, физической готовности к выполнению основных социальных функций, прочное здоровье,высокую профессионально – трудовую работоспособность, относительно низкую утомляемость в процессе трудовой деятельности, устойчивость внутренней среды организма и низкую заболеваемость в меняющихся условиях труда и быта.Оптимальный двигательный режим для студентов является такой при котором мужчины уделяют занятиям 8-12 час.в неделю,женщины6-10. При этом на целенаправленные занятия физическими упражнениями рекомендуется затрачивать мужчинам 6-8 час.иженщинам 5-7 час физической активности. При этом особое значение приобретают самостоятельные занятия физическими упражнениями(утренняя гимнастика, микропаузы, прогулки и т п.). Чтобы выполнить оптимальный двигательный режим, необходимадвигательная деятельность не менее 1,3-1,8 час.втечение дня. За счёт повышения интенсивности можно сократить ее продолжительность. Эффективным средством повышения двигательной активности могут быть популярные вмолодёжной средетанцы и дискотека.

Закаливание

Закаливание – мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.Сущностьзакаливания состоит в том, что под влияниемсистематического применения температурных раздражителей у человека происходит привыкания к ним. В целях закаливания пользуются воздействием воздуха, солнца, воды. Основными принципами закаливания являются систематичность, меняющая интенсивность температурного режима, разнообразие средств закаливания,учёт индивидуальных особенностей, состояния здоровья.

Широко известны различные способы закаливания – от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком – замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание – высшая форма закаливания. Чтобы достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.

Еще одним действенным закаливающим средством являетсяприём контрастного душа до и после занятий физическими упражнениями. Контрастные души тренируют нервно – сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы. Опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа как для взрослых, так и для детей. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.

В процессе закаливания необходим постоянный самоконтроль

Закаливание воздухом.Воздух влияет на организм своей температурой,влажностью и скоростью движения.Воздушные ванны подразделяютсяна холодные(от-7о до +8о С),умеренно холодные(+9о…+16 оС),прохладные(+17о…+20оС),индеферентные(+21о…+22оС),тёплые(свыше +22о С).Дозировка воздушных ванн осуществляется при постепенном снижении температуры воздухаили увеличениидлительности процедурыпри одной и тойже температуре. Сигналами неблагоприятного воздействия на организм при тёплых ваннах является резкое покраснение кожи и обильное потоотделение,при прохладных и холодных - «гусиная» кожа и озноб. В этом случае и то и другое необходимо прекратить.

Закаливание солнцем или солнечные ванны.Каждый вид солнечных лучей оказывает специфическое действие на организм:световые-усиливают протекание биохимические процессыинфракрасные оказываюттепловое воздействие,ультрафиолетовые-бактерицидные свойства и образуетсямеланин,отчего образуется загар. Если после приёма солнечных ванн человек имеет хорошее настроение, аппетит, то всё в порядке. Если становится раздражительным, пропадает сон, аппетит, необходимо временно приостановить пребывание на солнце.

Закаливание водой- мощное средство, обладающее выраженным эффектом,так как теплоёмкость и теплопроводность воды во много раз больше, чем на воздухе.Показателем влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи. Если в начале процедуры она на короткое время бледнеет, а затем краснеет, это говорит о положительном воздействии. Если реакциякоживыражена слабо, побледнение и покраснение отсутствуют - это означает недостаточное воздействие процедуры.В этом случае надо несколько снизить температуру воды или увеличитьдлительность процедуры.Резкое побледнение кожи,чувство сильного холода,озноб и дрожь говорят о переохлаждении. В этом случае надо снизить нагрузку холодом,повысить температуру воды или сократить время процедуры.

Обтирание- начальный этап закаливания водой. Его проводят в следующей последовательности:шея, грудь,руки,спина.Затем полотенцем вытирают телонасухо-до красноты.

Обливание-следующий этап закаливания.Для первого раза рекомендуется применять воду с температурой около +30оС,постепенно снижая её до+15оС и ниже.После обливания -также энергичное растирание телаполотенцем.

Душ-ещё более энергичная процедура. В начале температура воды должна быть +30-32оС и продолжительностью не более мин. В дальнейшем температуру воды можно снижать,а продолжительность процедуры увеличить до 2-х мин.Регулярный приём указанных водных процедур вызывает чувство свежести ибодрости,приносит хорошее настроение.

При купании осуществляется комплексное влияние на организм воздуха, воды и солнечных лучей.Начинать купание можно при температуре воды +18о-20оС и 14о-15оС- воздуха.

Существуют и местные водные процедуры:полоскание горла водой(первое время комнатной температуры 23-25оС,затем снижается до14-15оС), обмывание стоп(температура воды 26-28оС,затем постепенно снижается до 5-10оС.

3.4.6Психологическая саморегуляция

Особенность учёбы в вузе, а также повседневныйобраз жизни и быта студентов предъявляют повышенные требования к психологической саморегуляции студентов. Известно: если человек в хорошем настроении, он становиться добрее и отзывчивее, кнему невольно тянутся люди. Все меняется, если настроение плохое: возникает некая отрицательная энергия, она передается другим, вызывает напряженность и раздражениев коллективе.

Настроение человека определяется в первую очередь эмоциями и связанными с ними чувствами. Эмоции – это первичные и простейшие виды реакции на какие-либо раздражители. Они могут быть положительными или отрицательными, нарастать или, наоборот, снижаться. Иное дело чувства. Это сугубо человеческие качества, характеризующие наши личностные переживания. В отличие от эмоций чувства контролируются сознанием и подчиняются психике. В тоже время настроение, наряду спсихологической,имеет ипсихофизиологическую основу и управляется определенным гормональным аппаратом. Продукция этих гормонов подчинена в первую очередь психике.Поэтому психика, являющаяся продуктом деятельности мозга, выступают в роли главного распределителя. Хорошее настроение можно произвольно создавать, а для этого нужно его постоянно поддерживать и проводить своего рода тренировки. Большое значение для этого имеет общее функциональное состояние и работоспособность студента. Если они снижается, чёткое взаимодействие элементов системы нарушается, снижения реакция, ухудшается эмоциональная устойчивость, многое в человеке начинает раздражать.

Поэтому хорошее настроение надо создавать с утра. Самым простым и доступным средством может быть утренняя гимнастика. Она не просто- физическое упражнение, а средство перехода от сна к бодрствованию, к активной деятельности, эмоциональной зарядке на весь день.Каждое упражнение не только дает специальную нагрузку на мышцы, улучшает кровообращение, обмен веществ, оно еще и влияет на ту или иную функцию нашего организма, способствует оптимизации его работы. Кроме того,во время сна организм находится в особом функциональном состоянии и проведение зарядки помогает быстрее восстановить привычные взаимосвязи между мозгом и мышцами. Двигательная активность способствует выработке гормонов, создающих положительные эмоции, бодрость, уверенность.Положительныеэмоции, возникающие при этом, снижают чувство напряжённости,а порой и депрессивного состояния человека.Поэтомуежедневная утренняя гимнастика должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам.

Особенно благоприятное воздействие на психику оказывает новизна впечатлений. К примеру, красота природы во многом помогает человеку отвлечься от обыденных мелочей и всякие невзгоды как бы растворяются на фоне природы и ее бескрайних просторах.

Безусловно, при осуществлении работы по психической саморегуляции,в том числе студентов, большое значение имеет адекватный подход к людям, относящихся к тому или иному типу людей.К примеру для лиц экспрессивного типа, ориентированных на общение, эмоциональную открытость, которым в то же времясвойственны и такие негативные качества,как высокий уровень притязания, нарушение режима трудовой деятельности, повышенная возбудимость и т.п. должен быть один подход.Экстремалы же, наоборот, более тревожны, подвержены депрессиям, склонны к психическими заболеваниям и к ним должен другой подход.

Свой подход должен быть к лицам импульсивного типа с пониженным самоконтролем, склонным к срывам в деятельности.

Конфликтные личности характеризуются чертами ригидности (недостаточной подвижностью психических процессов), упрямства, неустойчивой самооценке, склонны к односторонним увлечениям.

Поэтому тактика для каждого человека должна быть направлена в одном случае на включение в творчески развивающую деятельность, в другом – на меры,направленные на расширение недостающего общения, в третьем – на удовлетворение хобби (например, коллекционирование).

Безусловно, напсихическуюсаморегуляцию большое значение оказывает физическое самовоспитание. Для студентов, как и для всех работников умственного труда, систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у молодого и здорового человека, если он ведет «сидячий» образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками.

Сила и работоспособность сердечной мышцы, главной двигателя кровообращения, находятся в прямой зависимости от силы и развитого состояния всей мускулатуры. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.

Физическое упражнение надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе.Для людей, ведущих «сидячий» образ жизни, важно,чтобы физические упражнения проводились на свежем воздухе. Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как видно,здоровье студентов в значительной степени обусловлено рядом факторов: в определённой мере- наследственностью,в значительной- неблагоприятным воздействиемсреды и в большей степени-от образа жизни ,а точнее- здорового образа жизни.Во время учёбы в вузе вступают в действие новые факторы, связанные с повышенной интенсивностью обучения и существенных изменением социально-бытовых условийстудентов и привычныхжизненных стереотипов. Всё это может ещё более усугубить уровень здоровья студентов.Вместе с тем в вузах имеются и определённые возможности для повышения здоровья студентов. В большинстве вузов созданы хорошие условия для занятий физической культурой и спортом,на достаточном уровне организована работа по физическому воспитанию студентов,в ряде вузов, имеющих студенческие поликлиники, более качественно осуществляется медицинское обслуживание студентов. Поэтому состояние здоровья студентов в значительной степени зависит от них самих, прежде всего, от их образа жизни, который включает широкий круг вопросов, втом числе, режим труда и отдыха, рациональное питание, правила личной гигиены,отказ от вредных привычек,занятия физической культурой и спортом, значительное место должны уделять и психологической саморегуляции.

ЛИТЕРАТУРА

1.Виленский М. Я. и др. Физическая культура студента: Учеб.для вузов/М..Я. Виленский, А. И. Зайцев, В. И. Ильинич и др. / Под ред. В. И. Ильинича. - М.: Гардарики, 1999. – 446 с.

2.Куркина Л.В. Проблема физической культуры при формировании здорового образа жизни у студентов и перспектива их решения./Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры в высших учебных заведениях Минсельхоза России.Материалы Всероссийской научно-практической конференции 29.05-01.06.Ижевск,2007.-с329-335.

3.Пронина Н.А., Грюнер Э.В. Студенческая этика здорового образа жизни./Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры в высших учебных заведениях Минсельхоза России.Материалы Всероссийской научно-практической конференции 29.05-01.06.Ижевск,2007.с-349-354.

4.Соловьёв Н.А и др. Состояние здоровья студенческой молодёжи(на примере Ижевской ГСХА и ряда других аграрных вузов России).Пути укрепления здоровья студентов в условиях учёбы в вузе. Монография./Н.А.Соловьёв, Л.Н.Мартьянова,Ж.П.Микрюкова,Л.В.Рубцова.-Ижевск,2012.-61с.

5. Физическая культура: Пособие для поступающих в ВУЗ / под ред. Г.Н. Пономарева, Ш.З. Хуббиева, С.О. Филимонова. – СПб.: РГУ им. А.И. Герцена, 2002. – 208 с.

6.Физическая культура: учебник/коллектив авторов: под ред.М.Я. Виленского.- КНОРУС», 2012.-424с.

Тема4

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ТРУДА И РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Прогресс науки и техники вызывает необходимость получения студентами всё большого объёма профессиональных знаний, а это, в свою очередь,- усвоения ими многочисленной и разнообразной информации. У студентов это обусловило смещение центра тяжести нагрузки с физической сферы на психологическую, умственную и эмоциональную. Можно выделить ряд факторов в процессе обучения студентов, которые в той или иной мере отражаются на их психофизиологическом состоянии. Более подробно об этом говорится в недавно изданном учебнике «Физическаякультура» под ред. М. Я. Виленского (2012). Мы здесь отобразим лишь основные вопросы данной темы в рамках планируемого объёма текста лекции на данную тему.

Наши рекомендации