Менеджмент как функция труда работников физкультурно-спортивных организаций

Характеристика менеджмента как функции деятельности ра­ботников физкультурно-спортивных организаций может быть осу­ществлена на основе анализа раздела «должностные обязанности» тарифно-квалификационных характеристик должностей руково­дителей и специалистов физической культуры и спорта, основ­ная задача которых состоит в официальной фиксации разделения труда.

Анализ тарифно-квалификационных характеристик должнос­тей работников, например спортивных школ, свидетельствует о том, что неотъемлемой составной частью должностных обязанно­стей руководителей различных уровней является реализация вза­имосвязанной совокупности функций менеджмента.

Так, например:

директорорганизует работу спортивной школы, неся полную ответственность за все направления ее деятельности и представ­ляя ее интересы в государственных и общественных органах; оп­ределяет совместно с педагогическим советом основные направ­ления развития спортивной школы; руководит работой педагоги­ческого совета; осуществляет контроль за выполнением учебных программ по видам спорта, содержанием и эффективностью учеб­но-тренировочных занятий, соблюдением требований безопасно­сти учебно-тренировочных занятий; обеспечивает рациональное использование выделяемых финансовых средств, определяет форму оплаты труда тренеров-преподавателей, распоряжается в соответ­ствии с действующим законодательством имуществом и средства­ми; осуществляет подбор и расстановку кадров, устанавливает в соответствии с трудовым законодательством и правилами внут­реннего трудового распорядка их должностные обязанности; со­здает условия для повышения профессионального мастерства тренерско-преподавательского состава и др.;

старший тренер-преподавательруководит работой тренерско-преподавательского состава спортивной школы; проводит семи­нары тренеров и инструкторов; совместно с медицинской служ­бой осуществляет контроль за правильной организацией медицин­ского контроля за занимающимися; осуществляет контроль за ко­личественным и качественным составом секций (групп); обеспе­чивает связь с арендаторами спортивных сооружений школы; раз­рабатывает годовые и текущие планы подготовки; ведет система­тический учет и анализ результатов работы секций (групп), учет­ную и отчетную документацию и др.;

старший инструктор-методиструководит работой инструкто­ров-методистов спортивной школы; осуществляет методическое обеспечение и координацию работы спортивной школы; осуще­ствляет контроль за комплектованием учебных групп (секций), содержанием, результатами учебно-тренировочного и воспитатель­ного процессов; организует работу по повышению квалификации тренеров-преподавателей, проведению открытых уроков; ведет статистический учет результатов работы спортивной школы (от­деления), многолетний учет, анализ и обобщение результатов и содержания работы тренеров-преподавателей, подготавливает или участвует в подготовке статистического отчета о результатах дея­тельности спортивной школы и др.

Однако в процессе функционирования спортивной школы от­дельные функции менеджмента приходится в разном объеме вы­полнять не только руководящему составу, но и специалистам раз­личного профиля.

Так, например:

тренер-преподавательразрабатывает годовые и текущие планы подготовки; ведет систематический учет, анализ, обобщение ре­зультатов работы и др.;

инструктор-методист(в отсутствие старшего инструктора-ме­тодиста) осуществляет методическое обеспечение и координацию работы спортивной школы по отбору занимающихся, проведе­нию их спортивной ориентации, организации учебно-трениро­вочного и воспитательного процесса; контролирует комплектование учебных групп, содержание, результаты учебно-тренировоч­ного и воспитательного процессов; ведет статистический учет ре­зультатов работы спортивной школы (отделения), многолетний учет, анализ и обобщение результатов работы тренеров-препода­вателей спортивной школы; подготавливает или участвует в под­готовке статистического отчета о результатах деятельности спортив­ной школы и др.;

спортсмен-инструкторсовместно с тренерским составом при­нимает участие в планировании учебно-тренировочного процес­са; ведет учет выполнения заданий, предусмотренных индивиду­альным планом подготовки; осуществляет пропаганду физической культуры и спорта; передает в ходе учебно-тренировочного про­цесса опыт спортивных достижений и оказывает практическую помощь молодым спортсменам и др.

Выполнение совокупности или отдельных функций менеджмен­та характерно и для работников физической культуры и спорта, за­нятых в образовательных учреждениях, что зафиксировано в тариф­но-квалификационных характеристиках их должностей (см. главу 31).

Роли менеджера как элемент профессиональной деятельности работников физической культуры и спорта образовательных учреждений

Независимо от того, выполняют работники физкультурно-спортивных организаций отдельные функции менеджмента или их взаимосвязанную совокупность, им приходится в процессе профессиональной трудовой деятельности исполнять разнообраз­ные роли менеджера.

Охарактеризуем основные роли менеджера, с выполнением которых в том или ином объеме с различной степенью система­тичности могут столкнуться в своей профессиональной деятель­ности работники физической культуры и спорта образовательных учреждений различного типа.

В настоящее время выделяют следующие роли менеджера.

Наши рекомендации