Прочтите слова, учитывая произношение звука, обозначенного буквой “г”.

Гул, город, год, глина, ага, гость, снег, гудок, ого, эге, согну, игра, гоп, шаг, прекрасного, биолог, великого, громкого, порог, легкий, благодать, господи, мягкий, Богу, Бог, легчайший, мягчайший.

Прочтите слова, обращая внимание на произношение согласных звуков в конце слов и перед другими согласными.

Хлебороб, способ, дифирамб, ширпотреб, мираж, хронометраж, ретроград, индивид, колледж, девиз, митинг.

Трубка, голубка, ловкий, зубчатый, редкий, подписать, подшить, надпись, книжка, низкий, вписать, вчера, футбол, отбежать, сгорел, просьба, отгадать, вразброд, отрезать.

Прочтите слова, обращая внимание на произношение сочетаний согласных звуков.

Угасший, замерзший, восшествие, безжалостный, сжатый, брызжет, наезжать, прожженный, дребезжать, уезжать, просчитаться, подписчик, рассказчик, перебежчик, счет, отчасти, отчаянный, страстный, корыстный, участливый, грустный, праздник, известный, завистливый, советский, братский, солдатский, людской, браться, собираться, говориться, сторонится, добивается.

Распределите приведенные слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных “чн”.

Только [шн] [чн] и [шн] (вариантное произношение) Только [чн]
Було[шн]ик Копее[шн]ый - копее[чн]ый Зада[чн]ик

Булочная, горчичник, горячечный, дачник, игрушечный, конечно, крошечный, коричневый, молочная, Кузьминична, Никитична, Саввична, ночной, порядочный, пустячный, пушечный, прачечная, речной, скучно, стрелочник, скворечник, шапочный, яблочный, яичница, ячневая.

Е или Ё?

Афера, блеклый, бытие, блестка, вмененный, вычерпывать, вышеприведенный, внаем, гренадер, грубошерстный, двоеженец, дебелый, дареный, двоеженство, ерничать, желоб, запеченный, забеленный, завороженный, зев, заем, иноплеменный, издевка, изведенный, одновременный, новорожденный, киоскер, никчемный, острие, отсеченный, отключенный, осведомленный, преемник, планер, побасенка, поименный, приглушенный, прирученный, свекла, филер, филистер.

Литература

1. Введенская. Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд.13-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. –С.216-253.

2. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012.- С.48-49.

3. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник.-М.: Гардарики, 2006.- С.21-29.

4. Материалы лекции.

Тема 8.

Семинар № 6-8 : Графика и орфография. Орфографические нормы.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение следующим понятиям: графика, орфография.

2. Рассказать о позиционных принципах русской графики.

3. Общие принципы русской орфографии. Орфографические нормы. Можно ли без них обойтись?

4. Абсолютно грамотный человек, относительно грамотный человек, безграмотный человек…В чем разница?

5. Пользуясь таблицей, подготовьте сообщение о правописании чередующихся гласных в корне слова.

Зависят Корни с чередованием Примеры Исключения
1. От согласных в корне лаг - // лож раст - // ращ - // рос- скак - // скоч - излагать – изложить растение – выращивать – росли скакать – вскочить Полог, Ростов, росток, Ростислав, ростовщик, отрасль, скачок, скачу
2. От ударения гар - // гор – клан -, клон -,// клон– твар - // твор – зар -, зор - // зар - загар – загореть кланяться, поклон - поклониться тварь – творчество – вытворять зарево, зори – заря Пригарь, утварь.
3. От наличия или отсутствия а кас // кос бер // бир пер // пир дер // дир тер // тир мер // мир блест // блист жег // жиг стел // стил чет // чит а (я) // им а (я) // ин Касаться – коснуться Соберу – собирать Запереть – запирать Раздеру – раздирать Стереть – стирать Блестеть – блистать Замереть – замирать Выжечь – выжигать Расстелить – застилать Вычет – вычитать Пожать – пожимать Начать – начинать Сочетать, сочетание
4. От значения мак – погружать в жидкость мок – становиться мокрым, пропускать жидкость равн – равный, одинаковый ровн – ровный, прямой плов – люди плыв – почва плав - во всех остальных случаях Обмакнуть перо в чернила Вымокнуть под дождем Сравнять счет Выровнять поверхность Пловец, пловчиха Плывун поплавок Равнина, равняйся

Задание.

1) Пользуясь таблицей, вставьте пропущенные орфограммы.

З..ря, заг..релый, оз..рено, з..рница, пл..вучий, пл..вун, разг..раться, оз..ренный, дог..рающий, приг..реть, попл..вок, подг..рать, пл..вец, заг..рающий, з..рянка, жук-пл..вунец, г..рящий, к..саться, к..снуться, пол..жить, пол..гать, тв..рец, скл..няться, ск..чок, ск..кать, выск..чить, ур..внение, выр..внять, разр..стаются, выр..сли, пром..кать, м..кать, пл..вучий, ра..чет, ра..читывать, ум..реть, ум..рать, бл..стеть, бл..стать, бл..снуть, расст..лается.

6. Пользуясь таблицей, подготовьте сообщение о правописании приставок.

Неизменяемые приставки Приставки на -з, -с Приставки Приставки, зависящие от ударения
пре при
в- (в-), вне-, до-, за-, вы-, меж-, между-, на-, над-, наи-, о-, об- (обо-), от-(ото-), по-, под-(подо-), пред-, про-, противо-, с-(со-), сверх-, у- из- (ис-) воз- (вос-) раз- (рас-) низ- (нис-) через- (черес-) без- (бес-) Перед глухим согласным – с, перед звонким – з. воспеть - воздать 1. пре = очень пребольшой 2. пре = пере преградить 1.приближение, присоединение, (приехать, приклеить) 2.близость к чему-либо (пришкольный, приморский) 3.неполнота действия (прилечь, приоткрыть) 4.сопутствующие действие (говорим присвистывая, шел прихрамывая) 5.доведение действия до конца (придумать, пристрелить) 6.совершение действия в собственных интересах (припрятать, прикарманить) 1. роз – раз розвальни – развалиться 2. рос – рас россказни – рассказать 3. не – ни некогда - никогда

Запомнить!

Написание зависит от контекста:

преемник (продолжатель) – приемник (аппарат)

привратник (сторож) – превратный (ложный)

презирать (ненавидеть) – призирать (опекать, приютить)

предать (выдать) – придать (форму)

преступить (перейти) – приступить (начать)

претворить (воплотить) – притворить (прикрыть)

пребывать (находиться) – прибывать (приезжать)

преходящий (проходящий) – приходящий (вовремя) и т.д.

Задание 1) Раскройте скобки, вставьте пропущенные орфограммы:

(з,с)шить, (з,с)жать, (з,с)бить, бе..лошадный, бе..семейный, во..поминания, и..портить, во..рождать, и..дать, ни..вергнуть, чре..мерный, ни..ходить, чере..чур, ра..свирепеть, ра..громить, р..списка, р..спустить.

2) Вставьте необходимые буквы (и или е)

пр проводить пр ступить закон

пр сечение пр зреть сироту

пр бывать в неведении пр вратное понятие

пр емлемый вариант пр дать гласности

пр творить в жизнь пр ступить к работе

пр ходящий момент пр ватизация

пр ткновение пр бывать на отдых

пр скорбный факт пр дать форму

пр подать урок пр вратник стар

пр дань старины глубокой пр клонить колено

7. Пользуясь материалами учебника, заполните следующую таблицу:

Н и НН в суффиксах

Прилагательных полные краткие Наречий Причастий полные краткие
нн 1. 2. 3. н 1. 2.    

9) Составьте памятку, как различать данные части речи.

10) Расскажите о правописании н и нн в суффиксах существительных.

Задание.

1) Вставьте н и нн:

Листве...ица, нефтя…ик, утре...ик, промышле...ик, песча…ик, избра...ик, разброса…ые вещи, глаже...ое мамой белье, лома...ая линия, пута...ые следы, критикует основа...о, написа…ое письмо, соле...ые грибы, поджаре...ые овощи, фарширова...ый перец, пече...ые с луком пироги, придума...ая история, неглаже...ый костюм, тисне...ый золотом переплет, сожже...ый документ, задача реше...а, лакирова...ые туфли, незва...ые гости, уже ноше...ая вещь.

2) Если причастие образованно от глаголов на –ить, то пишется суффикс енн.

Во всех остальных случаях перед -нн- сохраняется суффикс неопределенной формы глагола.

Например: изранить – израненный, сломать – сломанный

Пользуясь данным правилом, вставьте пропущенные буквы:

Завеш...нная стена, выкач..нная из подвала бочка, выкач..нная из трюма вода, развеш..нные по стенам картины, развеш..нный по пакетам сахар, хорошо пристрел..нное ружье, пристрел..нная дичь, замеш..ный в преступлении человек, хорошо замеш..нное тесто, обвал..нная в сухарях котлета, обвал..нная стена.

1.Подготовьте сообщение о правописании наречий.

2.Будьте готовы к составлению на занятии таблицы «Слитное и раздельное написание наречий»

Задание

1) раскройте скобки:

(в)кратце, (во)свояси, (не)вдомек, (не)взначай, (на)цыпочках, (на)запятках, (на)рысях, (на)скоро, (на)всегда, (до)ныне, (поза)вчера, (без)умолку, (без)устали, (без)удержу, пришлись (в)пору, (на)силу выдержал, поля прошла (на)вылет, готовиться (в)тайне, нести книгу (под)мышкой, смотреть (в)верх, (в)низ, (в)даль, (в)рукопашную, (в)рассыпную, (на)мировую, (в)крутую, (на)попятную, (в)троем, (на)трое, (по)трое, (еле)еле, (по)русски, (во)первых, холодно (по)зимнему.

1. Подготовьте сообщение:

- о слитном написании НЕ со всеми частями речи;

- о раздельном написании НЕ со всеми частями речи.

2. Будьте готовы к составлению алгоритма определения написания НЕ со всеми частями речи.

Задание

1) Раскройте скобки:

Поступил (не)по-товарищески. Ушел (не)надолго. (Не)много старше. Листья уже (не)зеленые. Было вовсе (не)весело. Шел, (не)обращая ни на что внимания. (Не) достает всего двух рублей. (Не)достает до потолка. Небо сегодня (не)голубое. Дом (не)выше нашего. Произошло (не)счастье. Задача (не)труднее предыдущей. Сказано (не)по-русски. (Не)торгово-промышленное предприятие.

Культура письменной речи:Тренинг по орфографии.

Формы работы: доклад, сообщение, тренинг, терминологический диктант.

Литература

1. Введенская. Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд.13-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С.265-311.

2. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012.- С.129-136.

3. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник.-М.: Гардарики, 2006.- С.76-79.

Тема 9.

Семинар № 9 : Морфемика. Словообразовательные нормы.

Вопросы для обсуждения:

1. Морфемика. Морфема как единица языка и речи.

2. Типы морфем по характеру выражаемого ими значения (корни и аффиксы).

3. Способы словообразования в современном русском языке: морфологический (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение); переход из одной части речи в другую.

4. Орфографические нормы, связанные со способами словообразования.

5. Грамматические нормы, связанные со словообразованием.

Литература

1. Введенская. Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд.13-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С.312-316.

2. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012.- С.116-118.

3. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник.-М.: Гардарики, 2006.- С.46-49.

4. Материалы лекции.

Тема 10.

Семинар № 10-11 : Грамматические нормы. Морфология. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; морфологические нормы. Нормы употребления имен существительных.

Вопросы для обсуждения:

1. Грамматические нормы. Что это такое?

2. Кодификация нормы. Что это такое?

3. Морфологические нормы. Что это такое?

4. Морфологические нормы. Типичные ошибки в употреблении рода имен существительных.

5. Особенности употребления имен существительных:

5.1. Употребление форм рода имен существительных.

5.2. Употребление форм числа имен существительных.

5.3. Употребление падежных форм имен существительных.

Культура письменной речи:Тренинг по пунктуации.

Темы для самостоятельной работы.

1. Нестандартное употребление прописной буквы в новой русской орфографии.

2. Эти непростые фамилии.

3. Как назвать ребенка: история Имени.

Формы работы: доклад, практикум.

Литература

1. Введенская. Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд.13-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С.318-326.

2. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник.-М.: Гардарики, 2006.- С.52-55.

3. Максимов В.И. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002.

4. Материалы лекции.

Тема 12.

Семинар № 9 : Грамматические нормы.

Внутрисеместровая аттестация.

Культура письменной речи:Тренинг по пунктуации.

Темы для самостоятельной работы.

1.Слово и антислово года (по материалам статьи).

2. Е или Ё: точки расставлены.

Формы работы: доклад, практикум.

Тема 13.

Семинар № 10 : Нормы употребления имен прилагательных.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы нормы употребления имен прилагательных?

2. В чем особенности употребления форм сравнительной степени кратких прилагательных, притяжательных прилагательных?

3. Типичные ошибки в употреблении прилагательных.

Культура письменной речи:Тренинг по пунктуации.

Темы для самостоятельной работы.

1.Типичные ошибки, связанные с употреблением прилагательных в речи.

2. Плеоназм и тавтология.

Формы работы: практикум, терминологический диктант.

Литература

1. Введенская. Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд.13-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С.327-328.

2. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник.-М.: Гардарики, 2006.- С.55-57.

3. Материалы лекции.

Тема 14.

Семинар № 11 «Нормы употребления имен числительных».

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключаются трудности употребления числительных в сочетании с существительными?

2. Собирательные и количественные числительные как синонимы.

3. Трудности склонения числительных.

Культура письменной речи:Тренинг по пунктуации.

Темы для самостоятельной работы.

1.Нумерология и тайна чисел в пословицах и поговорках.

2.С 8 Марта? Существительное после числительного.

3.Типичные ошибки в употреблении числительных.

Формы работы: доклад, практикум

Литература

1. Введенская. Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд.13-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С.328-329.

2. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник.-М.: Гардарики, 2006.- С.57-58.

3. Материалы лекции.

Тема 15. Семинар № 12 : «Нормы употребления глагола

и глагольных форм».

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы нормы употребления глагола?

2. В чем состоят трудности в образовании и употреблении форм времени; вида; 1лица единственного числа глагола?

3. Употребление деепричастных оборотов: типичные ошибки.

Культура письменной речи:Тренинг по пунктуации.

Темы для самостоятельной работы.

1.Управление словами: причины ошибок.

2.Мир в глаголах (эссе «Мое утро», «Поездка в метро», «Вид из окна» и т.д.)

Формы работы: практикум

Литература

1. Введенская. Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд.13-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С.331-333.

2. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник.-М.: Гардарики, 2006.- С.59-62.

3. Материалы лекции.

Тема 16. Семинар № 13 : «Синтаксические нормы и культура речи».

Вопросы для обсуждения:

1. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение, их особенности.

2. Выразительные возможности русского синтаксиса.

3. Понятие о синтаксических нормах русского языка.

4. Порядок слов в предложении.

5.Согласование сказуемого с подлежащим.

6.Нормы управления.

7.Употребление причастных и деепричастных оборотов.

8.Употребление однородных членов предложения.

9.Особенности состава и структуры сложных предложений. Связь частей в сложных предложениях

Культура письменной речи:Тренинг по пунктуации.

Темы для самостоятельной работы.

1.Тропы и фигуры, их использование в речи.

2. «Игра слов» удачная и не очень в заголовках СМИ.

Формы работы: доклад, творческая работа

Литература

1. Введенская. Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд.13-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С.335-342.

2. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012.- С.149-153.

3. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник.-М.: Гардарики, 2006.- С.66-67.

4. Материалы лекции.

Тема 17.

Семинар № 17 : Русская пунктуация.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о пунктуационных нормах русского языка.

2. Знаки препинания в простом предложении: 1) тире между подлежащим и сказуемым, 2) при однородных членах, 3) при обособленных, 4) при словах, грамматически не связанных с членами предложения

3. Знаки препинания в сложном предложении: 1) в сложносочинен- ном, 2) в сложноподчиненном, 3) в бессоюзном сложном.

Культура письменной речи:Тренинг по пунктуации.

Литература

1. Введенская. Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд.13-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С.343-368.

2. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012.- С.155-159.

3. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник.-М.: Гардарики, 2006.- С.82-84.

4. Материалы лекции.

Тема 18. Семинар № 18 : Лингвистика текста. Речевой этикет.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о тексте. Диалог. Монолог. Предложение как минимальная единица текста.

2. Смысловые типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

3. Формулы речевого этикета для ситуаций делового общения.

4. Национальные особенности речевого этикета.

Культура письменной речи:Тренинг по пунктуации.

Темы для самостоятельной работы:

1.Этика делового общения.

2.Язык невербального общения.

3. Ты и Вы в моем повседневном общении.

Формы работы: коммуникативная игра, доклад, интервью.

Литература

1. Введенская. Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд.13-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С.369-374.

2. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012.- С.164-171.

3. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник.-М.: Гардарики, 2006.- С.88-91.

4. Максимов В.И. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002.

5. Материалы лекции.

Тема 20. Семинар № 19 : «Итоговое занятие. Зачет»

Методические рекомендации по изучению и организации самостоятельной работы студентов

В соответствии с учебным планом Российской академии правосудия на изучение дисциплины студентам ФНО РАП отводится 75 часов, в том числе на занятия с преподавателем 57 часов (18 часов – лекции, 39 часов – семинарские занятия), на самостоятельную работу – 18 часов.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается в течение семестра. Порядок изучения тем изложен в тематическом плане. Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские занятия и индивидуальные консультации.

В ходе лекций дается общая характеристика отдельных видов норм современного русского языка, рассматриваются основные этапы развития культуры речи как науки и др. Лекции являются основой для самостоятельной работы студентов.

В ходе семинарских занятий осуществляется контроль усвоения знаний, умения работать самостоятельно, выполняются упражнения по развитию речи и подготовке речи на определенную тему.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

· изучить рекомендованную литературу;

· дополнить конспекты лекций;

· подготовить ответы на вопросы семинара;

· по согласованию с преподавателем подготовить сообщение, доклад или реферат по теме семинара.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях, семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы осуществляется на семинарских занятиях методом устного опроса или посредством тестирования. Научно-исследовательская работа студентов согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем. Итоговой формой контроля является зачет.

Рекомендуемая литература

Основная:

Введенская. Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд.13-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. *

Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012.*

Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник.-М.: Гардарики, 2006.*

Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. редактор Л.К.Граудина, Е.Н. Ширяев – М.: Норма, 2005.

Максимов В.И. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002.*

Дополнительная:

Васильева А.Н. Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация.- М.: Русский язык, 2008.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-н/Д. Феникс, 2009.*

Весёлов П.В. Аксиомы делового письма: Культура делового общения и официальной переписки. - М.: Просвещение, 2006.

Герасименко Н.А. и др. Русский язык: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / Н.А.Герасименко, А.В.Канафьева, В.В. Леденева и др.- М.: Академия» 2003.

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / под ред. Гойхмана О.Я.- М.: Инфра-М, 2006.

Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1988.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. -М.: Просвещение, 1998.

Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения / Ред. Л.К. Граудина.-М.: Наука, 2005.

Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. Н.А.Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

Карасик В.И. Язык социального статуса. – М.: ИТДКД «Гнозис», 2002.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. -М.: Наука, 2007.

Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет.- М.: 1995.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учебник для студентов пед. институтов по спец. № 2101.-3-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2008.

Кожина М.Н. и др. Функциональные типы русской речи: Учебное пособие для филологических специальностей ун-тов. - М.: Высшая школа,2008.

Крысин Л.П. Официально-деловой стиль или деловой стиль// Культура русской речи: Энциклопедический словарь- справочник/ под ред. Л.Ю.Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М.,2003.

Львов М.Р. Основы теории речи: Мысль и слово. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (блок ГСЭ)/ М.Р.Львов.- 2-е изд., испр., М.: Академия, 2004.*

Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М.: Высшая школа, 1974.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. Русский язык, 1999.*

Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М.Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. О.Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА, 2003.

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др. Русский язык для студентов – нефилологов. -М: Флинта, Наука, 2002.

Примеры тестовых заданий для проведения текущего и рубежного контроля

Задание 1.Расставьте ударение в словах:

баржа, бармен, бомбардировать, валовой, искра, квартал, обеспечение, ходатайство, диспансер, договор, дремота, ломоть, мышление.

Задание 2.Составьте предложения со словами:

атлас – атлас; броня – броня; кирка-кирка; хаос –хаос; лебединый – лебяжий; факт – фактор.

Задание 3.Найдите правильный вариант:

холеный – холеный; свеклА – свЁкла; афЕра – афЁра.

Задание 4.Устраните ошибки, связанные с неверным употреблением слов или непониманием значения слова.

1. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного.

2. Выступающий оперирует положительными примерами из жизни групп.

3. Важным фактором хорошего качества знаний являются систематические знания.

4. Эта борьба ведётся под тезисом защиты прав человека.

Задание 5.Найдите ошибки, связанные с многословием.

1. Строительство школы не должно замирать на мёртвой точке.

2. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.

3. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.

Задание 6. Найдите и исправьте лексические ошибки (плеоназм, тавтология).

Главная суть, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, впервые дебютировать.

Задание 7. Найдите лексические ошибки, объясните, чем они вызваны, запишите исправленный вариант.

1. В конце соревнований авторитарному жюри предстоит назвать победителей.

2. Партнёр – это соучастник какого-то действия, события, игры.

3. Загрязнение воздуха способствует возникновению рака лёгких и других заболеваний.

4. Так и просидел весь день у телефона, думал, она позвонит, всё ждал ветра в поле.

5. Имидж – это образ, надуманный для показа другим внешних качеств человека, его образа жизни.

Задание 8.Исправьте ошибки в данных предложениях.

1. Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте.

2. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.

3. Гоголь смело уличал пороки крепостнического строя.

4. Помещик был груб со своими придворными.

5. Помещики жестоко угнетали своих крепостников.

Тесты

1. Из указанных слов диалектным является …

а) месяц;

б) яблоко;

в) деревня;

г) карша.

2. К профессиональной юридической лексике относится слово…

а) водопровод;

б) баловать;

в) подследственный;

г) животное.

3. Молодежный жаргон характеризует речь …

а) студентов, школьников, учащихся профессионально-техничес­ких учебных заведений;

б) сельских жителей;

в) городского населения;

г) представителей определенной профессии.

4. Высшей формой националь­ного языка и основой культуры речи является…

а) общеупотребительная лексика;

б) диалектная лексика;

в) литературный язык;

г) стилистически сниженная лексика.

5. К особеннос­тям литературного языка относятся …

а) только устойчивость (стабильность), наличие устной и письменной формы;

б) только обязательность для всех носителей языка;

в) только наличие устной и письменной формы;

г) устойчивость (стабильность), обязательность для всех носителей языка, обработанность, наличие устной и письменной формы, наличие функциональных стилей, нормированность.

6. Функциональный стиль – это…

а) система языковых средств, которая используется только в устной речи;

б) система языковых средств, которая используется только в письменной речи;

в) система языковых средств, которая используется только в речи жителей определенной местности;

г) система языковых средств, которая используется в определенной сфе­ре человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, офи­циально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.

7. Следующие основные стилевые особенности: научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации, отсутствие эмоциональности – имеет … стиль.

а) публицистический;

б) официально-деловой;

в) художественный;

г) научный.

8. Такие функции, как изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя (эсте­тическая функция), имеет … стиль.

а) художественный;

б) научный;

в) официально-деловой;

г) разговорный.

9. Данный текст относится к … стилю речи.

Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимости от других органов государственной власти (Извлечение из Статьи 75 Конституции РФ).

а) разговорный;

б) официально-деловой;

в) публицистический;

г) научный.

10. В понятие нормы литературного языка входит …

а) умение подбирать иноязычное слово;

б) принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила употребления слов, форм слов и предложений;

в) умение разбирать слово по составу;

г) умение подбирать однокоренные слова.

11. Слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, – это …

а) синонимы;

б) антонимы;

в) омонимы;

г) паронимы.

12. Слова, которые НЕ являются синонимами, – это …

а) равнодушный, бесчувственный;

б) боязливый, трусливый;

в) навязчивый, заносчивый;

г) робкий, несмелый.

13. Существительное, в котором допущена ошибка, связанная с наименованием лица по профессии, – это …

а) менеджер Елисеев;

б) менеджер Елисеева;

в) кандидат наук Семенов;

г) кандидатша наук Семенова.

14. Предложение, в котором допущена ошибка, связанная с неверным употреблением формы числа имени существительного, – это …

а) Пастух приложил свою дудочку к губам, и над лугом поплыли нежные тоны свирели.

б) На холсте Левитана нежные голубые тона неба передают прозрачность утреннего воздуха.

в) Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные шоферы.

г) Л.Н. Толстой сумел создать неповторимые художественные образа.

15. Предложение, в котором допущена ошибка, вызванная неправильным образованием падежной формы количественных числительных, – это …

а) Библиотека института ежемесячно пополняется тремястами книгами.

б) Во время полета была выполнена широкая программа медико-биологических исследований, включавшая в себя около пятидесяти экспериментов.

в) С семи русских кораблей успели выпустить по неприятелю более восемь снарядов.

г) Протяженность столичной подземной дороги достигла ста семидесяти трех километров.

16. Основными синтаксическими единицами являются …

а) словосочетание, предложение, текст;

б) только словосочетание;

в) только предложение и текст;

г) только текст.

17. Предложение, в котором допущена ошибка, связанная с неверным согласованием сказуемого с подлежащим, – это …

а) Река Дон широко разлился прошлой весной.

б) Гора Эльбрус высокая.

в) Дели изнывал от зноя.

г) Метро открылось в шесть утра.

18. Предложение, в котором допущена ошибка, связанная с неверным употреблением падежных форм и предлогов, – это …

а) Вчера брат приехал из Москвы.

б) Уверенность каждого в завтрашнем дне.

в) Докладчик подчеркнул о необходимости строительства.

г) С этим мы познакомим вас позже.

19. Предложение, в котором НЕТ ошибок, связанных с неверным употреблением деепричастного оборота, – это …

а) Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события.

б) Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок.

в) Пользуясь газовыми плитами, следите за их исправностью.

г) Катание на лодках, находясь с маленькими детьми, категорически воспрещается.

20. Предложение, в котором НЕТ ошибок, связанныхс нарушением синтаксических норм современного русского языка, – это …

а) Ясная картина состояния озонового слоя планеты возникает, изучив работы европейских и русских ученых.

б) Средства массовой информации призывают россиян участвовать в выборах.

в) Книга, которую я взяла в библиотеке, которая находится недалеко от школы, мне понравилась.

г) В супермаркет были завезены вина, ликероводочные изделия и настойки.

21. По алфавиту расположены слова в строке …

а) декада, мораль, афоризм;

б) аргумент, диван, шедевр;

в) гарнизон, балкон, увертюра;

г) юбилей, поликлиника, чемодан.

22. Буква «И» пишется в слове …

а) Бл..стела трава в бриллиантах дождя.

б) Все по-французски вслух читает зап..ршись.

в) Ящик зап..рается авто­матически.

г) Было тихо, дым весь пал в лощину и всё заст..лил.

23. Буква «Т» пишется в слове …

а) Никита возвращался с моло..ьбы.

б) Мишка сидел на краю коло..ца.

в) Она сла..ко потянулась и побежала за хозяином.

г) В сумерки Никита побежал через двор к лю..ской.

24. Буква «Ь» пишется в слове …

а) взбираеш..ся на гору;

б) медведь неуклюж..;

в) точечный массаж..;

г) совсем невтерпёж..

25. ПРИ- пишется в слове …

а) непр..ступная крепость;

б) пр..высить норму;

в) дождь пр..кратился;

г) пр..возмогать боль.

Темы сообщений

1.Культура речи и культура поведения современного человека.

2.Реформы орфографии.

3.Язык современной рекламы.

4.Языковые ошибки в судебных документах.

5.Проблемы правовой и языковой культуры в современном российском обществе.

6.Этические нормы и речевой этикет.

7.Национальные особенности речевого этикета.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Культура речи как компонент культуры в целом.

2. Язык и речь. Роль языка в развитии культуры и в становлении личности.

3. Речевая культура и словари.

4. Синонимы и антонимы в русской речи.

5. Понятие об антонимии. Типы антонимов. Ошибки в употреблении антонимов.

6. Нормы современного русского языка.

7. Коммуникативные качества речи.

8. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании современного русского литературного языка.

Наши рекомендации