Трактовать поступки других людей с позиции логики
Игнорировать ситуационные причины действий других людей и их результатов в пользу диспозиционных (личностных)
Объяснять поведение других людей с точки зрения собственной я-концепции
4) игнорировать диспозиционные (личностные) причины действий других людей и их результатов в пользу ситуационных
5. Понятие, отражающее общие и уникальные характеристики (внутренние и внешние) человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения, - это:
Структура потребностей
Психотип
Личность
4) восприятие
6. Личность человека как сложная социальная модель поведения рассматривается в теориях:
Гуманизма
Психодинамических и психоаналитических
Основных типов
4) социального научения
7. Понятие, характеризующее эмоционально окрашенную преданность и верность организации, - это:
Благонадежность
Лояльность
Приверженность
4) мотивация
8. Управление конфликтом предполагает, что:
Межгрупповой конфликт – это всегда дисфункциональный конфликт
Внутриличностный конфликт - это, как правило, ролевой конфликт
Межличностный конфликт – это всегда конфликт целей
Внутригрупповой конфликт – это, как правило, сумма межличностных конфликтов
9. Одна из основных причин возникновения межгрупповых конфликтов - это:
1) взаимозависимость в работе
2) единство целей
3) отсутствие сильного лидера
4) падение эффективности групповой работы
10. Стиль разрешения конфликта через компромисс означает:
1) выигрыш – проигрыш
2) невыигрыш – выигрыш
3) невыигрыш – невыигрыш
4) выигрыш – выигрыш
11. Организационная культура в современной организации - это:
1) источник конкурентных преимуществ
2) незначительный фактор организационной жизнедеятельности
3) основа для формирования организационной структуры
4) параметр организационной эффективности
12. Вмешательство в формальные организационные компоненты предполагает:
1) перепроектирование работ
2) командообразование
3) использование психологических тренингов
4) реализацию ролевой концепции управления
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЭКЗАМЕНА)
1. Содержание понятия «организационное поведение».
2. Структура системы организационного поведения: основные элементы, их характеристика и взаимосвязь.
3. Проблемы управления организационным поведением в России и за рубежом.
4. Основные модели организационного поведения: понятие, предпосылки возникновения, условия эффективной реализации.
5. Процесс моделирования организационного поведения: основные этапы, их характеристика и взаимосвязь.
6. Содержание понятия «восприятие».
7. Структура восприятия индивида: основные элементы, их характеристика и взаимосвязь.
8. Типичные эффекты восприятия, их характеристика.
9. Содержание понятия «атрибуция».
10. Фундаментальная ошибка атрибуции индивида: условия возникновения и последствия.
11. Управление впечатлением, самопрезентация: понятие, технология реализации.
12. Содержание понятия «личность».
13. Основные теории поведения личности, их характеристика.
14. Влияние личностных характеристик работника на качество и эффективность трудовой деятельности.
15. Процесс социализации личности в организации: основные этапы, их характеристика и взаимосвязь.
16. Модель развития позитивного отношения работника к организации: основные элементы, их характеристика и взаимосвязь.
17. Девиантное поведение работников: понятие, условия возникновения и способы корректировки.
18. Трудовая мотивация: понятие, система, процесс, эффективность.
19. Содержательные теории мотивации, их характеристика.
20. Процессуальные теории мотивации, их характеристика.
21. Технология разработки эффективной системы мотивации персонала организации: основные элементы, их характеристика и взаимосвязь.
22. Содержание понятий «модификация поведения работника», «модификация организационного поведения», их взаимосвязь.
23. Изменение поведения работника посредством научения: понятие, технология реализации.
24. Процесс модификации организационного поведения: основные этапы, их характеристика и взаимосвязь.
25. Группы в организации: понятие, виды, их характеристика, причины формирования и стадии развития.
26. Групповое принятие решений: понятие, преимущества и ограничения.
27. Содержание понятия «команда».
28. Развитие команды: динамика внутрикомандных процессов, организация и координация командной работы.
29. Управление эффективностью команды: понятие, технология реализации.
30. Содержание понятия «конфликт».
31. Управление конфликтами в организации: методы профилактики, способы разрешения, роль менеджера.
32. Классификация групповых конфликтов, их характеристика.
33. Технология управления межгрупповыми конфликтами: основные элементы, их характеристика и взаимосвязь.
34. Лидерство, власть и влияние в организации: понятие, основные различия и взаимосвязь.
35. Формы власти и влияния, их характеристика.
36. Классические подходы к лидерству, их характеристика.
37. Современные подходы к лидерству, их характеристика.
38. Коммуникации в организации: понятие, виды и их характеристика, эффективность.
39. Психологические явления в процессе коммуникаций: основные аспекты.
40. Формирование и развитие коммуникативных навыков руководителя.
41. Содержание понятия «организационная культура».
42. Типология организационных культур, их характеристика.
43. Диагностика типа организационной культуры: основные элементы, их характеристика и взаимосвязь.
44. Управление репутацией организации: понятие, технология реализации.
45. Управление изменениями в организации: понятие, технология реализации.
46. Сопротивление изменениям в организации: понятие, формы проявления, методы преодоления.
47. Содержание понятий «организационный стресс», «стресс личности», их взаимосвязь.
48. Технология управления стрессом в организации: основные элементы, их характеристика и взаимосвязь.
49. Содержание понятия «национальная культура».
50. Адаптация организаций в межкультурной среде: понятие, технология реализации.
Образовательные технологии.
Презентации лекционного материала (модули 1, 2), решение упражнений и ситуационных заданий (модули 1, 2), работа с видеокейсами и видеоматериалами (модули 1, 2).
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).
10.1. Основная литература:
1. Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. Пер. с англ. – М.: ООО «Вершина», 2004.
2. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение. – М.: Магистр, 2008.
3. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. – М.: Дело АНХ, 2011.
4. Одегов Ю.Г. и др. Организационное поведение в структурно-логических схемах. – М.: Альфа-Пресс, 2007.
5. Организационное поведение. Под ред. Г.Р. Латфулина. – СПб.: Питер, 2007.
10.2. Дополнительная литература:
1. Адаир Д. Искусство управлять людьми и самим собой. Пер. с англ.– М.: Эксмо, 2006.
2. Адаир Д. Психология лидерства. Пер. с англ.– М.: Эксмо, 2007.
3. Адизес И. Идеальный руководитель. Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз, 2011.
4. Адизес И. Развитие лидерства. Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз, 2011.
5. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. Пер с англ. – СПб.: Питер, 2011.
6. Адизес И. Управляя изменениями. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010.
7. Антология организационной психологии. /Под ред. Б.М. Стоу. Пер. с англ. – М.: Вершина, 2005.
8. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: Эксмо, 2009.
9. Баранова И.П. Организационное поведение. – М.: Маркет ДС, 2010.
10. Бендас Т.В. Психология лидерства. – СПб.: Питер, 2009.
11. Виханский О.С., Наумов А.Д. Менеджмент. - М.: Магистр, 2010.
12. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. – СПб.: Питер, 2011.
13. Геллерт М., Новак К. Все о командообразовании: руководство для тренеров. Пер. с нем. – М.: Вершина, 2006.
14. Гибсон Дж.Л. и др. Организации: поведение, структура, процессы. Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М. 2000.
15. Глумаков В.Н. Организационное поведение. – М.: Вузовский учебник, 2009.
16. Дафт Р. Менеджмент. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2011.
17. Дафт Р. Уроки лидерства. Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2008.
18. Джордж Дж., Джоунс Г. Организационное поведение: основы управления. Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 2003.
19. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2009.
20. Згонник Л.В. Организационное поведение. – М.: Дашков и Ко, 2010.
21. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. и др. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд. – СПб.: Речь, 2011.
22. Иванова С.В. Мотивация на 100%. – М.: Альпина Паблишерз, 2011.
23. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001.
24. Карташова Л.В. и др. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 2008.
25. Карташова Л.В. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 2007.
26. Кибанов А.Я. и др. Конфликтология. – М.: ИНФРА-М, 2009.
27. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
28. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. – М.: Статут, 2007.
29. Лазукин А.Д. Конфликтология. – М.: Омега-Л, 2011.
30. Лютенс Ф. Организационное поведение. Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1999.
31. Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте. Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000.
32. Организационное поведение. /Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2006.
33. Резник С.Д. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 2009.
34. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах. – М.: Эксмо, 2010.
35. Светлов В., Семенов В. Организационная психология. – СПб.: Питер, 2011.
36. Сергеев А.М. Организационное поведение. – М.: Академия, 2008.
37. Соколова М.И. Организационное поведение. Управление поведением людей в организации. – М.: Проспект, 2011.
38. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. – М.: ИНФРА-М, 2009.
39. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
40. Спивак В.Т. Организационное поведение. – М.: Эксмо, 2009.
41. Теория менеджмента. Под ред. А.М. Лялина. – Спб.: Питер, 2009.
42. Тихомирова О.Г. Организационная культура. Формирование, развитие и оценка. – М.: ИНФРА-М, 2011.
43. Травин В.В. и др. Модульная программа «Руководитель CCI века» в шести книгах. – М.: Дело, 2009.
44. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2011.
45. Шермерорн Дж. и др. Организационное поведение. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2006.
10.3. Программное обеспечение и интернет – ресурсы:
Программное обеспечение:
Microsoft Office
Интернет-ресурсы, посвященные рассмотрению вопросов организационного поведения:
1. www.aup.ru
2. www.cfin.ru
3. www.ecsocman.edu.ru
4. www.eup.ru
5. www.business-magazine.ru (Бизнес-журнал)
6. www.gd.ru (журнал «Генеральный директор»)
7. www.kommersant.ru/sf (журнал «Секрет фирмы»)
8. www.mevriz.ru (журнал «Менеджмент в России и за рубежом»)
9. www.new-managment.info (журнал «Новый менеджмент»)
10. www.rjm.ru (Российский журнал менеджмента)
11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).
Мультимедийный комплекс.
[1] На основе источника: Практический менеджмент. /Под общей ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2010.