Социальная институализация науки. Реформы науки, Болонский процесс

Н. не представляет собой какую-то единую, монолитную систему, а представляет собой скорее гранулированную конкурентную среду, состоящую из множества мелких и средних по размеру науч. сообществ, интересы которых часто не только не совпадают, но и просто противоречат друг другу. Совр. наука — это сложная сеть взаимод-х друг с другом коллективов, организаций и учреждений. Эффективная научно-технич. политика — основной гарант обеспечения адаптивного, устойчивого, конкурентоспособного сущ-ия и развития Н. каждого крупного гос-ва и человеч. сообщества в целом.

Ранние формы инстит-ии 17 - начала 18в. – академия Платона, лицей Аристотеля. Характерно уравновешивание светской и религ. кул-ры. Высшим факультетом Европ. универ-та явл. теологический, остальные вспомогательные. Формируются 2 модели: 1) академический (Платон, Декарт, Лейбниц – республика учёных); 2) университетский (реорганизация Европ. ун-та).

Основное направление в развитии Н. и образ-я пошло по второму пути. Университ. революция в Германии – постепенное вытеснение теологич. фак-та с положения высшего. Астрология, алхимия – лженауки. Философ-ий идеализм исп. как инструмент утверждения прав и возможностей др. фак-тов. Фихте и Гегель – ректоры Бергинского ун-та.

В 20-21 вв. интит-ция осущ. по 3 направ-ям: 1) Университетская (ВУЗ); 2) Академическая; 3) Отраслевая.

В Советской модели фундамент. науч. разработки соверш. в Академии; прикладная наука – отраслевые; подготовка кадров и гибрид двух – Ун-т, ВУЗ. Фундам. иссл-ия направлены на усиление интелл. потенциала общества (страны, региона ) путем получения нового знания и его исп-я в общем образовании и подготовке специалистов. Прикладные иссл-ия направлены на интелл. обеспечение инновационного процесса, где знания ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т д).

Запад: фундамент. разработки – Университет; Академич. наука не выделяется; Отраслевая наука сосредоточена в крупнейших корпорациях.

Болонский процесс. Сегодня треб. более тесные связи Европ-их гос-в. В связи с этим, Сорбонская декларация (1998г.) обосновала создание Зоны Европ. высшего образ-я. Цель – создать интенсивными и управляемыми процессы миграции спец-ов, унификация образ-ой деят-ти, вводится 2-х уровневая модель проф. подготовки: бакалавр – 4 г.; магистр – 5..6 лет. Ликвидировать акад. науки. Отраслевые сосредоточить на самообеспечении и в корпорациях.

5.Науч. деонтология(учение о долге) и императивы учёного

Р. Мертоном (30-е ХХв.) считал, что Н. как особая соц. структура опирается в своем функционировании на четыре ценностных императива: универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм. Позднее Б. Барбер добавил еще два императива: рационализм и эмоциональную нейтральность.

Унив-зм обуслав. интернац. и демократичный характер Н. Императив коллективизма говорит о том, что плоды науч. познания принадлежат всему науч. сообществу и общ-ву в целом. Они всегда являются результатом коллективного науч. сотворчества.

Императив бескорыстности означает, что главной целью деят-ти ученых должно быть служение Истине. Последняя никогда в науке не должна быть средством для достижения личных выгод, а только — общественно-значимой целью. Императив организованного скептицизма предполагает проф. обязанность ученому критиковать взгляды своих коллег (вкл. критику в свой адрес), если на то имеются малейшие основания.

Императив эмоциональной нейтральности запрещает людям науки использовать при решении научных проблем эмоции, личные симпатии, антипатии и т. п. ресурсы чувственной сферы сознания. Уже ближайшие ученики и последователи Мертона, проведя широкие соц. иссл-ия поведения членов науч. сообщества, убедились в том, что ученые постоянно находятся в состоянии выбора между полярными поведенческими императивами. Так, ученый должен как можно быстрее передавать свои результаты научному сообществу, но не обязан торопиться с публикациями, остерегаясь их «незрелости» или недобросовестного использования;

■ быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллек. «моде»;

■ стремиться к различ., оригинальному, но получающему оценку коллег;

■ защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения;

■ сочетать традиции и творчество;

■ быть крайне тщательным в формулировках и деталях, но не быть педантом, ибо это идет в ущерб содержанию;

■ всегда помнить, что знание интернационально, но не забывать, что всякое научное открытие делает честь той национальной науке;

■ воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать преподаванию слишком много внимания и времени.

Наши рекомендации