В гостях у русского самовара»

История и традиции русского чаепития. Угощение под фольклорную музыку. Конкурс знатоков русских блюд. Рецепты «Блюд-присушек». Старинные правила поведения за столом, приметы, традиции, обычаи. Беседы: «Любимые домашние блюда», «Кто что любит», «Кто что может приготовить». Песни застольные.

Закрытие веселой горницы. Последняя песня. Последний танец. Приглашение на следующее свидание со стариной в веселую горницу.

Ритуальные уходы: сначала пары, затем через розыгрыш рукоделия девицы с «проводильными кавалерами», а в завершение провожают веселые компании с гармонистом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры / Н.К. Бакланова. – M.: МГИК, 1994.

2. Белов, В. Лад. (Очерки о русской эстетике / В. Белов. – М.: Искусство, 1995.

3. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев. – М.: Искусство, 1971.

4. Жигульский, К. Праздник и культура / К. Жигульский. – М.: Прогресс, 1985.

5. Лихачев, Д.С. Смеховой мир Древней Руси / Д.С. Лихачев, А.М. Панченко. – Л., 1976.

6. Культурно-досуговая деятельность: учебник. – М.: МГУК, 1998.

7. Пиотровский, Б.Б. О значении культурного наследия в развитии культуры / Б.Б. Пиотровский // Советская культура. История и современность. – М., 1990.

8. Традиции в истории культуры. – М.: Наука, 1978. – 305 с.

9. Семенова, Л.Н. Очерки истории и быта культурной жизни России. Первая половина XVIII в. / Л.Н. Семенова – Л.: Лениздат, 1982. – 213 с.

10. Миненко, И.А. Живая старина: будни и праздники сибирской деревни в XVII-XIX в. / И.А. Миненко – М.: Наука, 1989.

11. Никитина, Г.Я. История культурно-досуговой деятельности / Г.Я. Никитина. – М.: МГИК, 1990. – 90 с.

12. Козлов, В.А. Культурная революция и крестьянство / В.А. Козлов. – М., 1983.

13. Рябков, В.Н.Антология досуговых форм6 в 5 т. / В.Н. Рябков.- Челябинск, 2007. - Т.3

ЯРМАРКА

Великий русский поэт Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» так сказал о ярмарке: «Хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом!»

Ярмарка – массовая акция, устраиваемая торговыми ведомствами и учреждениями досуга с целью распродажи товаров народного потребления и совершенствования организации свободного времени населения в выходные и праздничные дни.

Ярмарка всегда рассматривалась не только как место, где можно приобрести необходимые вещи, но еще и как повод для игрищ, забав, увеселений. Дошедшие до нас качели, карусели, катания на санях, кукольный театр, импровизированные концерты, различного рода состязания – все это отзвуки ярмарок. В наше время ярмарки проводятся как в их традиционном виде (весенняя, осенняя, праздничная, юбилейная и пр.), так и в видоизмененном варианте: ярмарка-салон, ярмарка-выставка, благотворительная ярмарка, ярмарка подарков и др.

Ярмарки относят к разновидности зрелищной культуры, так как они всегда сопровождались массовыми гуляниями и народными увеселениями. Особый интерес вызывает период истории России середины XVIII – начала XX века. Эпоха Петра I знаменовала глубочайшие перемены в жизни страны. Развитие промышленности и рост городов привели к оживлению торговли внутри страны, к созданию единого общероссийского рынка. Резко увеличилось количество ярмарок и их товарооборот, усилился приток иностранных купцов. Уже к началу 1830-х годов в России насчитывалось более тысячи семисот ярмарок. В Харьковской губернии их действовало 425, а в Полтаве – 374 [4].

Кроме непосредственных участников купли-продажи на ярмарки стекалось много, так сказать, «обслуживающего персонала»: продавцов снеди, ростовщиков, увеселителей. Наряду с торговыми палатками возводились трактиры, кабаки, качели, карусели, цирковые и театральные балаганы, позднее – эстрада. Ярмарка привлекала и «темный люд»: воров, шулеров, цыган, нищих и пр.

Главная площадь, бывшая центром общественной и торговой жизни города, становится с XVIII века и местом проведения массовых праздников, торгов, гуляний. В этот же период отмечается наплыв в страну иностранцев, в том числе бродячих актеров, что способствовало знакомству населения (прежде всего городского) с европейским ярмарочным искусством.

Можно было наблюдать, как стал активно формироваться площадной фольклор, который вобрал в себя и традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов, песенников и балагуров. Из года в год городская площадь впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплескивающийся сюда в праздничные дни. Все это привело к тому, что на ярмарках возводились целые увеселительные городки, включавшие как старые, так и новые, неизвестные деревенской России, развлечения и зрелища.

В русских городах прошлого века на протяжении года проводилось много ярмарок, приуроченных к сезонным и церковным праздникам. Устраивались они в разных частях города, в зависимости от обычая, времени года и массовости. На ярмарочной площади появлялись качели, оживали карусели, начиналось представление в балаганах. Прочное место на ярмарочных гуляниях занимали летние и зимние катальные горы. Качели непременно обрастали всевозможными «позорищами», притягивали лицедеев, дрессировщиков, фокусников, предсказателей и иных увеселителей-забавников.

Все ярмарки обязательно сопровождались массовым гулянием. Чем богаче и многолюднее бывала ярмарка, тем более широкий размах приобретало и гуляние. Балаганы, театры, карусели, раешники, дрессированные медведи, кукольные комедии, цирки и прочие увеселения действовали с первого до последнего дня ярмарок, которые длились месяц, а то и дольше [2; 4; 5].

Неповторимый колорит и своеобразие ярмарочной площади придавала также разнообразная реклама: устная, живописная, театрализованная. К первому виду следует отнести громкие зазывы торговцев и ремесленников, ко второму – всевозможные вывески и афиши. Под театрализованной рекламой понимаются выступления балаганных, качельных, карусельных «дедов», а также разыгрывавшиеся на балконах балаганы, на специальных подмостках качелей, каруселей и цирков комические диалоги и сценки. Театрализованная реклама встречалась только на ярмарке.

Торговая устная реклама ХVIII-XIX веков знала две свои разновидности: форму собственно «выкриков» и форму «прибауток», развернутых приговоров. К первым относятся несложные, короткие зазывы.

Рекламные «крики» второго типа – «прибаутки» – отличаются гораздо большим размером, сложным строением, широко использовались различные художественные приемы.

На любой ярмарке можно было услышать остроумные, развернутые монологи продавцов и мастеровых-балагуров, которые обычно включали обращение к покупателю-клиенту, веселую характеристику товара и самого себя, указание цены.

Оладьи, оладушки,

Для деда, для бабушки,

Для малых ребяток,

На гривну десяток...

Особенно много было на ярмарке разного рода сладостей. Лакомства продавались и на переносных лотках, и в ларьках, и в розвальнях. Первое место, конечно, занимали семечки и орешки, изюм, пряники, чернослив. Вокруг всех этих товаров толпились и шумели густые толпы девушек, парней, баб и мужиков.

Во всех описаниях ярмарок обращается внимание на особую разновидность продавцов – торговцев игрушками, которым они придумывали названия лиц, чем-нибудь выделившихся в общественной жизни или быту, чаще с отрицательным смыслом. С разными свистульками и пищалками бродили по площади торговцы-мальчишки, приводя в действие голоса своих товаров, и базар во всех направлениях был полон звуков – визга, свиста, гама и веселого балагурства. «Кому тещин язык?», – громко взывают продавцы, надувая свистульку, из которой вытягивается бумажный язык, похожий на змею, и, свертываясь обратно, орет диким гнусавым голосом. Это была «своеобразная игрушечная поэзия» русской ярмарки.

Бойкие продавцы умели так обработать гуляющий люд, что те и опомниться не успевали, как набирали разных ненужных вещей.

Говоря о народном ярмарочном искусстве, о народной рекламе, нельзя пройти мимо рекламы живописной, зримой. На ярмарочной площади к ее помощи прибегали представители всех видов развлечений. Основная ее задача – создать броский образ, приковать взгляд к тому, что рекламируется и повысить настроение у гуляющей публики. На это были рассчитаны костюмы действующих лиц народного веселья: и праздничная одежда посетителей, и внешний вид актеров, продавцов, зазывал [4].

С этою же целью украшались и ярмарочные строения: стены балаганов, каруселей, качели ярко раскрашивались и обвешивались живописными изображениями, разноцветными флажками, вывесками.

Стоит напомнить, что подготовка населения к предстоящему веселью начиналась задолго до того, как поднимался ярмарочный флаг или раздавалась пушечная пальба. Особую роль в этом деле играли широковещательные афиши, которые расклеивались по всему городу, селению. С изобразительной стороны вывески и афиши близки к лубку как по цвету, так и по способу подачи материалов. Цвет, рисунок и подпись – три основных компонента, с помощью которых зримая реклама выполняла на ярмарочной площади свою обязанность – раскрыть содержание объекта и заинтересовать потребителя [6].

Ярмарка представляла собой красочный хаос не только со стороны содержания, исполнения, но и со стороны звукового, внешнего оформления. Разномастные, яркие наряды гуляющих и необычные броские костюмы «артистов» вместе с кричащими вывесками балаганов, качелей, лавок и переливавшимися всеми цветами радуги изделиями кустарных промыслов представляли для глаза то же, чем был для уха «гигантский, чудовищный хаос».

Ярмарочная культура не осталась просто фактом истории, имеющим отношение лишь к своему времени. Вспыхнув, промелькнув и погаснув, она долго жила в воспоминаниях современников, привлекая историков народной культуры, писателей, поэтов, художников и т.п [2; 3; 5].

Народное городское гуляние, несмотря на огромную пестроту составляющих его элементов, воспринималось как нечто единое и цельное. Оно вобрало в себя лучшее из народного театра, из игрового, комического фольклора и сконцентрировало все на тесном пространстве площади, подчинив общему стилю, единым законам, праздничной эстетике. Поэтому городские ярмарочные зрелища остаются неиссякаемым источником, откуда черпали и черпают приемы, символы и образы, источником, который заставляет по-новому взглянуть на многие проявления массового вкуса, природу театральности.

Современный вариант проекта ярмарки

Главная эмблема – образ Параскевы Пятницы – покровительницы удачной торговли и веселого отдыха.

В проект ярмарки можно внести:

– рекламное шоу: устная, живописная, театрализованная реклама;

– выставки-продажи, торговые палаты;

– деловые встречи представителей фирм;

– торговые ряды, аукционы, продажа с художественно оформленных лотков, а также телег, машин, повозок;

– кафе, кабаки, трактиры, чайные столы, театрализованные угощения;

– цирковые и театральные балаганы, эстрада;

– устройства и помосты для состязаний, игр, аттракционов;

– игры, розыгрыши, конкурсы, забавы;

– показательные выступления силачей, по бодибилдингу, амреслингу;

– веселые «шутейные десанты» – ряженные, скоморохи, шуты.

Структура ярмарки

Наши рекомендации