Физическая культура эпохи Возрождения

Возрождение - период в истории культуры XIV-XVI веков, тогда определяющими в ускоренном развитии естествознания, философии, литературы, искусства, педагогической мысли и физической культуры стали общественное влияние и антифеодальное мировоззрение поднимающейся городской буржуазии. Его основу составило развитие экономики, в котором сочетались прогресс ремесел, торговли, транспорта, географические открытия. Новое мировоззрение Возрождения служило потребностям и интересам складывавшейся в класс буржуазии, выражало ее взгляды. Его идеалом был "Homo universale" - всесторонне развитый человек, продукт того "исторического момента", когда основанные на разделении труда материальные условия способствовали появлению личности в современном смысле слова, широкому развитию ее способностей и связей между людьми.

В формировании сложившейся под воздействием этих общественно-экономических факторов физической культуры эпохи Возрождения участвовали два тесно взаимосвязанных идейных течения: Гуманизм и Реформация.

Гуманизм вместо теологической культуры средневековья ориентировался на культуру, педагогику, систему ценностей и нормы поведения, в центре которых находился человек. Сюда относились обучение дворянской и буржуазной молодежи классическому искусству, музыке, литературе; усвоение модных естественнонаучных знаний; знание военного дела; увлечение красотами природы; определенные навыки в охоте, играх, танцах, соревнованиях - словом, формирование таких потребностей и такого подхода, когда для подрастающего поколения "ничто человеческое не чуждо".

Реформация противопоставляла иерархической, авторитарной вере религиозность, основанную на индивидуальных восприятиях и побудительных мотивах, создавая соответствующие ей систему воспитания и образ жизни. Культура гуманизма, в центре которой находился человек, в немалой мере подготовила появление религиозной культуры, вызванной к жизни Реформацией. Хотя Реформация противостояла светскому взгляду гуманистов на жизнь, однако в требовании восстановить былую чистоту религии она отрицала главный институт идеологии феодализма - папство.

Заключение

Весь период Средних веков целиком не представлял, да и не мог представлять собою застоя в развитии физической культуры людей. Несомненно, были такие области - способы гребли, школьное физическое воспитание, система регулярных соревнований, где результаты древних веков превзойти не удалось. Выходя за рамки европейского эгоцентризма и характерного для него ограниченного подхода, можно констатировать, что в целом физическая культура в этот период означала определенный шаг вперед даже по сравнению с физической культурой рабовладельческих полисов.

История физической культуры эпохи средних веков имела две наиболее заметные характерные черты. Одна из них заключалась в том, что наряду с господствующими классами народ продолжал развивать свою систему гимнастических упражнений и обычаи.

Другая характерная черта заключалась в том, что, несмотря на относительно ограниченные рамки физической культуры, элементы движения приобрели такие своеобразные стилизованные формы, которые, освободившись от элементов ритуального характера, составили основу развития современного европейского спорта.

Постановление ЦК ВКП (б) от 23 сентября 1929 г. «О физическом движении»

23 сентября 1929 ЦК ВКП(б) принял постановление, в котором указал на недостатки физкультурного движения (недостаточная массовость, рекордсменский уклон, аполитичность, ведомственный разнобой) и способы их устранения (усиление государственного централизованного руководства и участие в руководстве широкой рабочей общественности). На основе этого постановления 3 апреля 1930 ЦИК СССР принял декрет об учреждении Всесоюзного совета физкультуры и усилении прав и обязанностей советов физкультуры, как органов государственного руководства и контроля. В этом декрете физическая культура признается "делом первостепенной государственной важности"и определяются ее важнейшие задачи в решающий этап социалистического переустройства всего народного хозяйства. XVI съезд партии в июле 1930 предложил профсоюзам "повернуть всю работу лицом к производству"; в соответствии с этим указанием партии в ноябре 1930 на I Всесоюзной конференции профсоюзов по физкультуре было принято решение об организационной перестройке самодеятельного физкультурного движения по производственному принципу (создание коллективов физкультуры на производстве вместо физкультурных кружков при клубах). К десятилетию пионерской организации (21 апреля 1932) ЦК ВКП(б)вынес постановление, в к-ром основное место занимает забота о физическом развитии детей. Указывались меры по расширению оздоровительных мероприятий, физкультуры, спорта и туризма, сети пионерских лагерей. В 1936 Совет Народных Комиссаров разрешил создавать при профсоюзах добровольные спортивные общества. 21 июня 1936 СНК СССР вынес постановление о создании Комитета по делам физической культуры и спорта при СНК в целях дальнейшего укрепления государственного руководства физкультурным движением. Проведение ежегодных физкультурных парадов в Москве и столицах союзных республик СССР, введение Всесоюзного дня физкультурника, утверждение 26 ноября 1939 нового государственного комплекса ГТО и др. мероприятия свидетельствовали о непрерывной большой заботе партии и Советского правительства о физической культуре. Не прекращались заботы партии и правительства о физической культуре и спорте и в годы Великой Отечественной войны (перестройка физического воспитания в школах, создание ДСО "Трудовые резервы"и т. п.). После войны - 28 августа 1945 - СНК СССР в постановлении "О помощи комитетам физкультуры и спорта"дал программу работ по восстановлению и дальнейшему развитию системы подготовки физкультурных кадров, по обеспечению спортивного роста молодежи (открытие спортивных школ), по восстановлению и строительству спортсооружений, производству спортинвентаря и т. д. В 1947 Совет Министров СССР вынес решение "О поощрении роста спортивно-технических достижений". 27 декабря 1948 было принято историческое постановление ЦК ВКП(б) "О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов", явившееся важнейшим программным документом для советского физкультурного движения. В этом постановлении с новой силой подчеркивается значение физической культуры как важного средства коммунистического воспитания и определяются задачи физкультурного движения па ближайшие годы: повышение массовости, поднятие уровня спортивного мастерства и завоевание мирового первенства по основным видам спорта. В директивах XX и XXI съездов КПСС, и особенно в решениях XXII съезда партии, указывается на необходимость обеспечения дальнейшего развития физкультуры и спорта, особенно среди учащихся и молодежи. В январе 1959 принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о реорганизации структуры и руководства советским физкультурным движением. Был создан Союз спортивных обществ и организаций СССР, которому передано руководство физическим воспитанием и спортом в стране. Эта перестройка отражает переход к коммунистическому обществу, постепенную передачу некоторых государственных функций общественным организациям.

«История возникновения и развития футбола»

Популярнейшая игра современности - футбол - родился в Англии. Англичанин первый ударил по мячу ногой. Однако приоритет англичан оспаривает ряд стран, и в первую очередь Италия, Франция, Китай, Япония, Мексика. Этот "межконтинентальный"спор имеет давнюю историю. Свои притязания стороны подкрепляют ссылками на исторические документы, археологические находки, высказывания знаменитых людей прошлого.
Чтобы установить, кто первым ударил по мячу, сначала надо узнать, когда и где появился. Археологи утверждают, что у кожаного спутника человека весьма почтенный возраст. На острове Самофракия было обнаружено его самое древнее изображение, относящееся к 2500 году до н. э. Одно из ранних изображений мяча, различных моментов игры найдено на стенах гробниц Бенни-Гасана в Египте.
Описания игр древних египтян не сохранились. А вот о предшественники футбола на азиатском континенте известно значительно больше. Древнекитайские источники, датированные 2697 г. до н.э., рассказывают об игре, похожей на футбол. Называли ее "дзу-ню" ( "дзу"-толкать ногой, "ню"-мяч). Описываются праздники, во время которых две отборные команды услаждали взор китайского императора и его приближенных. Позднее, в 2674 г. до н.э., "дзу-ню"стала частью военной подготовки. Матчи проводились на ограниченных площадках, с бамбуковыми воротами без верхней перекладины, кожаными мячами, набитыми волосом или перьями. Каждая команда имела по шесть ворот и столько же вратарей. Со временем количество ворот уменьшилось. Поскольку игра ставила цель воспитывать волю и решительность воинов. По-прежнему проигравших сурово наказывали.
Позднее, в эпоху Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), в Китае существовала игра в ножной мяч, правила которой были своеобразными. На лицевых сторонах игрового поля устанавливали стены, в них прорубали по шесть отверстий с каждой стороны. Задачей команды было забить мяч в любое из отверстий стены команды соперника. В каждой команде было по шесть вратарей, защищавших эти "ворота".
Примерно в это же время игра, сходная с футболом, - "кемари"появиласть в стране Ямато, она же Япония, которая в то время находилась под сильным политическим и культурным влиянием Китая. Игра носила религиозных характер, являясь элементом пышных дворцовых церемоний, и получила наиболее широкое распространение среди знатных семей страны в VI в. н. э. Матчи двух команд проводились на площади перед дворцом императора. Четыре угла игрового поля были отмечены деревьями, которые символизировали четыре стороны света. Игре предшествовала процессия жрецов, которые несли мяч, хранящийся постоянно в одном из синтоистских храмов. Игроки отличались особыми кимоно и специальной обувью, поскольку одна из особенностей "кемари"состояла в том, что мяч ударом ноги постоянно подбрасывали вверх, не давая опуститься на землю. Целью состязания было забить мяч в ворота, которые напоминали нынешние. Неизвестно, сколько длилась игра, но то, что рамки ее были ограничены определенным регламентом, не вызывали сомнения: непременным атрибутом состязаний были песочные часы. Интересно, что в "кемари"до сих пор играют два японских клуба. Но проходит это во время больших религиозных праздников на специальном поле, неподалеку от одного из монастырей.
Между тем мяч продолжал путешествие по земному шару. В Древней Греции поистине мячу были "все возрасты покорны". Мячи были разными одни сшиты из цветных лоскутов и набиты волосом, другие - наполнены воздухом, третьи - перьями и, наконец, самые тяжелые - песком.
Популярна была игра и с большим мячом - "эпискирос". Она во многом напоминала современный футбол. Игроки располагались по обе стороны средней линии поля. По сигналу противники ударами ног старались провести мяч между двумя линиями, начерченными на земле (они заменяли ворота). Команде, добившейся успеха, засчитывали очко. Другой распространенной у эллинов игрой была "фенинда". Целью игры было завести мяч за лицевую линию поля на половине противика. Об этих соревнованиях упоминает Аристофан. Известного драматурга Древней Эллады Антифана (388 - 311 гг.до н.э.) можно назвать первым футбольным репортером. Сам характер "репортажа"дает представление о высоком накале спортивных страстей. Дань ножному мячу отдавали не только писатели Эллады, но и древнегреческие ваятели. До нашего времени дошло несколько барельефов, рассказывающих о спортивных играх.
Еще одной разновидностью подобных игр в Древней Греции был "гарпанон". Эту игру можно считать далеким предшественником футбола и регби. Перед началом состязаний мяч выносили в центр поля, и противостоящие команды одновременно устремлялись туда с целью захватить его. Команда, которой удавалось сделать это, шла в наступлении к линии соперника, то есть к своеобразному зачетному полю, существующему в современном регби. Можно было нести мяч в руках и бить ногами. Но пробиться с ним вперед было нелегко. На поле шли непрерывные жестокие поединки.
Столь же бескомпромиссной была любимая игра жителей Древней Спарты - "эспикирос", носившая военно-прикладной характер. Суть ее заключалась в том, что две команды перебрасывали мяч руками и ногами за линию поля, на ту сторону, которую защищали противники. На ограничение игры определенными правилами указывало обязательное присутствие на поле судьи. Игра была настолько популярна, что в VI - V вв. до н.э. в нее играли даже девушки.
От Греции совсем недалеко до Рима, и эллины "отпасовали"футбольный мяч древним римлянам. Долгое время римляне находились под влиянием богатейшей эллинской культуры и, естественно, переняли и многие спортивные игры.
Другой, наиболее распространенной игрой у римлян был "гарпастум". Она носила весьма жестокий характер. Две команды, расположившись друг против друга, старались перенести небольшой тяжелый мяч через линию, которая находилась за плечами соперников. При этом разрешалось передавать мяч ногами и руками, сбивать игрока с ног, отбирая мяч любым способом. Увлечение "гарпастумом"всячески поощрялось римской знатью во главе с Юлием Цезарем. Считали, что таким образом достигается физическое совершенство солдат, появляется сила, подвижность - качества, столь необходимые в военных действиях, которые постоянно вела Римская империя.
Со временем для состязаний стали пользоваться большим кожаным мячом, сшитым из воловьих или кабаньих шкур и набитым соломой. Передавать его разрешалось только ногами. Изменилось и место, куда надо было забивать мяч. Если вначале это была обыкновенная прочерченная на площадке линия, то теперь на ней устанавливали ворота без верхней перекладины. Мяч нужно было забить в ворота, за что команде начислялось очко. Таким образом, "гарпастум"приобретал все больше черт нынешнего футбола.
До наших дней в Англии жива легенда о поражении римских легионеров в игре в ножной мяч, которое им нанесли в 217 г. близ города Дерби коренные жители островов бритты и кельты. Через 800 лет Альбион порабатили датчане. Кнут I Великий победил Англию на поле битвы, но с полей футбольных сражений его воины часто уходили побежденными.
Впервые слово "футбол"встречается в английской военной хронике, автор которой сравнивает увлечение этой игрой с эпидемией. Кроме "футбола", игры в мяч ногами носили название "ля суль"и "шуль"в зависимости от региона, в котором они практиковались.
Английский средневековый футбол был очень примитивен. Нужно было атаковать противника, завладеть кожаным мячом и прорваться с ним в сторону "ворот"соперника. Воротами служили граница деревни, а в городах чаще всего ворота больших построек.
Футбольные матчи были, как правило, приурочены к религиозным праздникам. Интересно, что в них участвовали женщины. Игры проводились и во время праздников, посвященных богу плодородия. Круглый мяч, сшитый из кожи, который позднее стали наполнять перьями, был символом солнца. Будучи предметом культа, он хранился в доме на почетном месте и должен был гарантировать успех во всех житейских делах.
Поскольку футбол был распространен среди бедных слоев населения, привилегированное сословие относилось к нему с пренебрежением. Этим, безусловно, объясняется то, что мы так мало знаем о правилах игры и количестве матчей того времени.
Как уже говорилось, впервые слово "футбол"встречаются в письменных источниках, относящихся ко времени правления английского короля Генриха II (1154 - 1189 гг.). Подробное описание средневекового футбола сводится вкратце к следующему: на масленицу мальчишки уходили за город, чтобы поиграть в мяч. Игра велась безо всяких правил. Мяч бросали в центре поля вверх. Обе команды устремлялись к нему и старались забить в ворота. Иногда целью игры было загнать мяч в ворота… собственной команды. Игра нравилась и взрослым. Они собирались на рыночной площади. Мэр города подбрасывал мяч, и начиналась схватка. За мяч боролись не только мужчины, но и женщины. После чествования игрока, которому удавалось забить год, игра возобновлялась с еще большим азартом. Сбить противника подножкой и дать ему тумака не считалось предосудительным. Наоборот, в этом видели проявление ловкости и умения. Игроки в пылу схватки нередко сбивали с ног прохожих . То и дело раздавался звон разбиваемых стекол. Предусмотрительные жители закрывали окна ставнями, запирали на засов двери. Поэтому неудивительно, что игра в XIV веке неоднократно запрещалась городскими властями, была предана церковной анафеме и навлекла на себя немилость многих правителей Англии. Феодалы, церковники, купцы наперебой требовали от английского короля прекратить "бесовское радение", "выдумку дьявола" - так они называли футбол. 13 апреля 1314 г. король Эдуард II запретил "беснование с большим мячом"на улицах Лондона, как "опасное для прохожих и построек".
Однако магическая сила оказалась сильнее грозного королевского эдикта.
Игры стали проводить на пустырях за городом. Участники команд старались загнать мяч в заранее отмеченное место - площадку, похожую на нынешнюю штрафную. Яблоком раздора было подобие современного мяча, изготовленное из шкуры кролика или овцы и набитое тряпками.
И тем не менее, увлечение футболом захватывало все больше и больше людей. Чаще стала упоминаться игра в исторических хрониках. Из-за жестокого характера соревнований, Ричард II в 1389 г. издал очередной ограничительный "футбольный эдикт", в котором, в частности говорилось: "Буйные люди, играющие на улицах, производят большой беспорядок, калечат друг друга, своими мячами бьют стекла в доме и причиняют жителям большие убытки".
Лучшие времена для футболистов наступили лишь в XVII веке, когда Елизавета I в 1603 г. сняла запрет на футбол. Несмотря на это против игры в футбол выступало высшее духовенство и городские власти. Такое положение было во многих городах. И хотя часто игры кончались штрафами и даже тюремным заключением участников, тем не менее, в футбол играли не только в столице, но и в любом, даже самом отдаленном уголке страны.
Дальнейшее развитие футбола на Британских островах было неудержимым. Сотни, тысяч команд возникли в городах, городках, деревнях, школах, колледжах. Стремительно приближалось время, когда это беспорядочное движение превратилось в организованное, - появлялись первые правила, первые клубы, первые чемпионаты. Произошло окончательное размежевание сторонников игры руками и ногами. В 1863 г. отделились сторонники игры "только ногами", создавшие автономную "Футбольную ассоциацию".
Гордятся своим футбольным прошлым и итальянцы. Они считают себя если не основателями игры, то, во всяком случае, ее давними почитателями. Доказательство тому - многочисленные записи в исторических хрониках об играх с мячом, которыми забавлялись древние предки итальянцев. Название игры происходит от названия специальной обуви, которую надевали игроки в "гарпастум" - "кальцеус". Корень этого слова сохранился и в нынешнем названии футбола - "кальчо".
Подробное описание итальянского средневекового "футбола"составил флорентийский историк XVI в. Сильвио Пикколомини. О предстоящем соревновании возвещали герольды. Они же за неделю

до состязания сообщали жителям Флоренции имена игроков. Игру сопровождал гром оркестров. У Пикколомини можно найти изложение правил "гиначчо а кальчо", которые, естественно, сильно отличаются от нынешних футбольных. Ворот не было, вместо них натягивали огромные сетки, которые ставили с обеих сторон поля. Гол засчитывался, даже если его забивали не ногой, а рукой. Команду, игроки которой не попадали в сетку, а били мимо, наказывали: лишали ранее набранных очков. Судьи были в буквальном смысле на высоте. Они не передвигались по полю, а сидели на возвышении. За их действиями наблюдала авторитетная комиссия, которая могла устранять некомпетентных рефери.
День проведения первого матча - 17 февраля отмечается во Флоренции, ежегодно начиная с 1530 г. Праздник и в наши дни сопровождается встречей футболистов, одетых в средневековые костюмы. Игра "гиначчо а кальчо"была популярна не только во Флоренции, но и в Болонье.
Игры, напоминающие футбол, были широко распространены в Мексике еще в древности. Испанцы, впервые вступившие в Центральную Мексику, населенную могущественным племенем ацтеков, увидев здесь игру с мячом, которую ацтеки называли "тлачтли".
Испанцы с удивлением присматривались к игре в резиновый мяч. Европейские мячи были округлой формы, сделаны из кожи, набитые соломой, тряпками или волосом. По-испански игры в мяч до сих пор называют "пелота", от слова "пело" - волосы. Мячи индейцев были больше и тяжелее, но подскакивали выше.
Когда индейцы начали играть в мяч - утверждать трудно. Однако записи на каменных дисках стадионов свидетельствуют о том, что у полторы тысячи лет назад они были страстными поклонниками "тлачтли".
У племен майя местом состязания служила площадка (примерно 75 футов), уложенная каменными плитами и обрамленная с двух сторон кирпичными скамьями, а с двух других - наклонной или вертикальной стеной. Резные каменные глыбы различной формы служили отметками на поле. В игре участвовали две команды по 3-11 игроков в каждой. Мяч был массивным каучуковым массой от 2до 4 кг. Команды выбегали на поле строем. Колени, локти и плечи игроков были обернуты хлопчатобумажной тканью и специально изготовленными пленками из тростника. Была торжественная форма, в которой игроки совершали богослужение и приносили жертвы богам: на голове шлем, богато украшенный перьями; лицо, за исключением выреза для глаз, закрыто.
Индейские игроки готовили к матчу не только костюм. В первую очередь они готовились сами. За несколько дней до соревнований начинали обряд жертвоприношений, а также окуривали свой костюм и мячи дымом священной смолы.
У племен майя местом состязания служила площадка (примерно 75 футов), уложенная каменными плитами и обрамленная с двух сторон кирпичными скамьями, а с двух других - наклонной или вертикальной стеной. Резные каменные глыбы различной формы служили отметками на поле. В игре участвовали две команды по 3-11 игроков в каждой. Мяч был массивным каучуковым массой от 2до 4 кг. Команды выбегали на поле строем. Колени, локти и плечи игроков были обернуты хлопчатобумажной тканью и специально изготовленными пленками из тростника. Была торжественная форма, в которой игроки совершали богослужение и приносили жертвы богам: на голове шлем, богато украшенный перьями; лицо, за исключением выреза для глаз, закрыто.
Индейские игроки готовили к матчу не только костюм. В первую очередь они готовились сами. За несколько дней до соревнований начинали обряд жертвоприношений, а также окуривали свой костюм и мячи дымом священной смолы.
Хотя игра у майя имела немало светских черт (например, присутствовали зрители), в основе своей она была культовой и ритуальной. Самым ужасным было то, что игра сопровождалась человеческими жертвоприношениями.
Прошло совсем немного времени, и сообщения о "тлачтли"полетели в столицы других европейских держав. Скоро появились каучуковые мячи, привезенные из Нового Света, и постепенно к ним привыкли все.
В конце 60-х годов недалеко от столицы Мексики были найдены глиняные фигурки, изображающие игроков с мячом. Они датируются приблизительно 800-500 гг. до н.э.
Игры с мячом у индейцев Америки не ограничивались лишь "тлачтли". Не менее популярна была "пок-та-пок". Игру вели две команды двое против двух или трое против трех. Почти каждое племя использовало игры с мячом не только в религиозных ритуалах, но и для закала тела и духа.
Но, пожалуй, самой оригинальной была игра ирокезов, называвшаяся "высокий мяч". Индейцы состязались, передвигаясь по полю на высоких ходулях. Мяч можно было перебрасывать не только ракеткой, но и головой. Количество голов обычно ограничивалось тремя или пятью.
Все упомянутые игры с мячом описаны в исторических хрониках или подтверждаются археологическими находками. Это дает основание темпераментным мексиканцам утверждать, что футбол пользовался популярностью на латиноамериканском континенте задолго до того как по мячу ударил первый англичанин.

Наши рекомендации