Методика социологического исследования досуга.

Разработка программы является первым этапом исследования. В программе излагается логика исследовательских процедур, ос­новные проблемы, цели, задачи исследования, обосновываются ме­тоды сбора информации и анализа данных. В программе должны быть четко сформулированы цель и задачи данного исследования на основе анализа конкретнойсоциальной ситуации, т.е. должна быть обоснована необходимость исследова­ния. Конкретным основанием, поводом для проведения исследования является реально воз­никшее противоречие в этих системах культурно-просветительной деятельности, а именно несоответствие их состояния требованиям и задачам развития культуры в обществе. В частности, такое несоответствие, выражается в невозможности разрешения социальной ситуации, например, формирование личности молодежи, имеющимися средствами и формами организации работы. В таких случаях и обра­щаются к научному исследованию. Программа исследования начинается с описания конкретной соци­альной ситуации, с определения изучаемого объекта. Описание ситуации дается, как правило, на основе отдельных наблюдений над отдельным объектом, на опыте работы самого исследователя. Реальные отношения культурно-просветительной деятельности, практика являются основой научного социологического исследования. В свою очередь исследование направлено на разре­шение создавшегося противоречия, на улучшение деятельности культурно-просветительных учреждений. Исследование завершается практи­ческими рекомендациями по совершенствованию этой деятельности. Цель определяет направление исследования, следовательно и аспекты анализа проблемы. Поэтому постановка за­дач без ясно осознанной цели исследования не имеет смысла. Задачи формулируются в вице императивов. Например, в исследовании досуговой деятельности, использования свободного време­ни молодежью это будут такие задачи: выявить наличие свободного времени; изучить характер использования свободного времени; выявить попусту потраченное, неиспользованное время; определить критерии свободного и рабочего времени у данной социальной группы; изучить формы и средства организации творческой деятельности молодежи в данных учреждениях культуры, учебных заведениях; изучить дефицит свободного времени; дать практические рекомендации по организации деятельности молодежи в свободное время. В процессе анализа проблемы начинает выясняться, новое знание, но пока только в предположительной форме, форме гипотез. Они подтверждаются или опровергаются результатами исследования, особенно в про­цессе опроса, эксперимента. Поэтому в ходе постановки задач не­обходимо выдвинуть одновременно несколько различных гипотез о состояний изучаемого объекта и внести их в программу. В процессе исследования фор-мулировка гипотез; может меняться, поэтому в программе они указы­ваются как рабочие гипотезы. После того, как сформулированы задачи и рабочие гипотезы, при­ступают к отбору и обоснованию методов исследования. При отборе методов исследования руководствуются поставленными задачами, т.е. теми аспектами проблемы, которые отражают существенные стороны изучаемого объекта. Эти различные стороны объекта – человеческой деятельности и условий деятельности, - которые были указаны в описании социальной ситуации, являются конкретными предметами социологического, психологического, педагогического, математи­ческого и других исследований. Другими словами, метод определя­ется предметом исследования. К числу методов абора данных, используемых в современном ис­следовании социально-культурной деятельности, можно отнести на­блюдение, анализ документов, измерение социальных характеристик, выборочный метод, опрос, психологическое тестирование, социомет­рическую методику изучения коллективов, экспериментальный метод и другие. Применение их в каждом конкретном исследовании должно быть обосновано эмпирически, т.е. на опыте работы с данной соци­альной группой. Для достижения практических результатов исследования необхо­димы методы обработки анализа данных. К ним можно отнести ре­дактирование, кодирование, обобщение, группировка данных, описание новых фактов, научное объяснение. Методы и методики, используемые в исследовании должны обес­печить уровень его надежности. Для этого они должны удовлетво­рять ряду требований. Важнейшими из них являются: точность – со­ответствие полученных в результате исследования количественных показателей реальным, показателям, достоверность – соответствие полученных качественных характеристик действительным характерис­тикам изучаемого объекта, устойчивость – повторение результата исследования при многократном использовании метода, репрезентативность – тождество характеристик объекта и изучаемой выборки.





Билет 20 вопрос 1

Сущность и содержание маркетинга в социально-культурной сфере.

Слово «маркетинг» стало широко использоваться с начала нынешнего столетия для обозначения деятельности производителей товаров и услуг по обеспечению их продажи на рынке в условиях конкуренции. Естественно, производители товаров и услуг всегда занимались в той или иной степени такой деятельностью, опираясь при этом на свои знания и опыт, а также на собственный ана­лиз аналогичной деятельности других производителей. Использование же понятия «маркетинг» связано с появ­лением ряда работ, в которых была проанализирована и обобщена деятельность различных производителей това­ров и услуг по обеспечению их продажи на рынке в усло­виях конкуренции, сформулированы ее принципы, на­правления и методы реализации, способные привести к успеху в конкурентной борьбе за потребителей. В настоящее время имеются самые различные опреде­ления маркетинга. С одной стороны, он рассматривается как концепция предпринимательской деятельности в условиях конкуренции, в основу которой положено удо­влетворение потребительского спроса. Это выражается, например, следующими определениями: «Концепция маркетинга – выявление имеющихся нужд и потребностей целевых рынков и их удовлетворе­ние более эффективными способами, чем у конкурентов»; «Маркетинг – забота об удовлетворении нужд клиен­та посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и потреблением товара»; «Маркетинг – процесс планирования и управления разработкой товаров и услуг, ценовой политикой, про­движением товаров к покупателям и сбытом»; «Маркетинг – система управления и организации деятельности компании и фирмы, всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы»; «Концепция маркетинга – получение прибыли путем удовлетворения потребностей покупателей посредством выявления их нужд путем проведения комплекса маркетинговых исследований». Как видно из этих определений, маркетинг трактуется в них максимально широко и относится, по существу, ко всей деятельности предприятия или банка, начиная с разработки товаров или услуг и кончая их реализацией потребителям, в основу которого положено выявление и удовлетворение спроса потребителей. С другой стороны, в литературе встречаются более конкретные определения маркетинга, характеризующие его, как только одну из функций управления предприятием, связанную с обеспечением продажи производимых им товаров и услуг, например, такие: «Маркетинг – изучение рынка и продвижение товара в нем»; «Маркетинг – комплекс мероприятий по исследова­нию всех вопросов, связанных с процессом реализации продукции предприятия». В этих и других подобных определениях под марке­тингом понимается конкретная деятельность, связанная с изучением рынка товаров и услуг и осуществлением мероприятий, обеспечивающих их продажу на рынке в условиях конкуренции. При этом в различных источни­ках в качестве синонимов слов «обеспечение продажи» можно встретить такие термины, как «продвижение това­ров и услуг», «стимулирование продажи» (сбыта), «раз­витие рынка», «создание благоприятных условий для продажи». Следует заметить, что между приведенными определе­ниями маркетинга нет противоречий. Действительно, ес­ли деятельность того или иного предприятия по производству товаров и услуг осуществляется, в первую оче­редь, на основе анализа соответствующей рыночной си­туации, а при реализации товаров или услуг используют­ся различные методы обеспечения их продажи на рынке в условиях конкуренции, то это как раз и означает, что предприятие в своей деятельности руководствуется кон­цепцией маркетинга в широком смысле. На практике под маркетингом обычно понимается конкретная рыночная деятельность. Поскольку товары и услуги, предназначенные для продажи, должны удовлетворять потребности покупате­лей, основным принципом маркетинга является ориен­тация на потребительский спрос.Распространено мне­ние, что «маркетинговая стратегия предполагает первоочередную ориентацию не на свой продукт как таковой, а на реальные потребности клиентуры», и приводится в этой связи следующий принцип производства, основанно­го на общеизвестной концепции маркетинга: «Произво­дить и продавать товары, которые безусловно будут куп­лены, а не стремиться навязывать людям то, что удалось произвести». С другой стороны, если потребителям предложить от­ветить на вопрос, какие новые виды товаров и услуг или новое качество существующих товаров и услуг они хотели бы получить, большинство не сможет четко сформулиро­вать ответ, что особенно касается новой, ранее не встречавшейся продукции или нового качества товаров и услуг. В связи с этим предприятия, предполагающие выйти на рынок с новыми видами или новым качеством товаров и услуг, для обеспечения их продажи должны тем или иным образом довести до потенциальных потребите­лей соответствующую информацию. Следовательно, дру­гим принципом маркетинга является активное влияние на потребительский спрос,или, иначе говоря, формиро­вание потребительского спроса. Обратим внимание на следующие важные принципы: Тщательный учет в принятии хозяйственных реше­ний потребностей клиентов, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры,что предполагает хо­рошее знание рыночной ситуации относительно су­ществующей и прогнозной величины спроса, деятель­ности на рынке конкурентов, поведения на рынке потребителей и их отношения к продуктам данной орга­низации и ее конкурентов. При этом потребители часто недостаточно хорошо знают, что именно они хотят, по­этому одна из главных задач маркетинга – это понять, что желают потребители. Создание условий для максимального приспособле­ния производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долго­срочной перспективы.Современная концепция марке­тинга в том, чтобы вся деятельность предприятия основы­валась на знании потребительского спроса и его поведения в перспективе. При реализации концепции маркетинга центр принятия хозяйственных решений смещен от производственных звеньев предприятия к звеньям, чувст­вующим пульс рынка. Информирование потенциальных потребителей и воздействие на них с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы с целью склонить их приобрести именно данный товар.Разработка и производство эффек­тивных новых продуктов является первой из главных за­дач большинства организаций, но не менее важной про­блемой является их успешное продвижение на рынок. Маркетинговые исследования рынка товаров и услуг в общем случае включают: определение значений показателей, характеризую­щих спрос на товары и услуги, производимые предприя­тием, на выбранный момент времени; сравнение полученных значений показателей спро­са со значениями, определенными ранее для предше­ствующего момента времени, и определение темпов их роста или снижения; определение доли предприятия на рынке произво­димых им товаров и услуг по сравнению с конкурентами и ее изменения за выбранный интервал времени, т.е. сегментацию рынка; сравнение цен на продукцию, производимую пред­приятием, с ценами на аналогичную продукцию конку­рентов и определение изменения цен за выбранный ин­тервал времени, т.е. ценовую политику; изучение мнений потребителей о деятельности предприятия, качестве и ценах производимых им товаров и услуг, об используемых способах их доставки, о возможных новых видах (новом качестве) товаров и услуг, которые они хотели бы получить или которые предлагает предприятие, и приемлемом уровне цен на них, о дея­тельности и продукции конкурентов и др.; изучение влияния различных факторов на спрос на товары и услуги, производимые предприятием, и прогно­зирование будущего спроса; изучение методов и приемов деятельности конку­рентов по продвижению своих товаров и услуг. Цели маркетинга: Максимизация потребления, максимизирующая производство, уровень занятости, а, следовательно, и бла­госостояние общества. Максимизация степени удовлетворения потребителей. Здесь более важным является не увеличение по­требления, а достижение роста степени удовлетворенности потребителей. Следуя максимизации выбора потребителей, необ­ходимо обеспечить такое разнообразие товаров, чтобы по­требители могли иметь возможность найти товары, в точности удовлетворяющие их потребности. Максимизация качества жизни. Согласно этой це­ли, маркетинг должен обеспечить не только количество, качество, разнообразие и доступность товаров по прием­лемым ценам, но также качество культурной и фи­зической среды обитания людей. На основе результатов подобных маркетинговых ис­следований сотрудники службы маркетинга вырабаты­вают рекомендации по определению целей и задач пред­приятия по продаже производимых им товаров и услуг, по улучшению их качества и целесообразности разработ­ки новых видов товаров и услуг в соответствии с пожела­ниями потребителей, по ценовой политике, по совершен­ствованию способов доставки и развитию сети сбыта, а также предложения по программе действий (плану мар­кетинга), направленные на продвижение товаров и услуг с учетом конкретной рыночной ситуации. После утверждения руководством плана маркетинга осуществляются соответствующие меры, связанные с про­движением товаров и услуг предприятия на рынке в условиях конкуренции. Такие меры осуществляются по основным направлениям: доведение до потребителей при помощи рекламы информации о товарах и услугах, производимых пред­приятием, и их преимуществах по сравнению с произво­димыми конкурентами; личное общение с потребителями, в процессе кото­рого могут решаться не только вопросы, связанные с исследованием рынка, но и продвижением товаров и услуг; создание привлекательного образа (имиджа) пред­приятия в глазах общественности путем спонсорской, благотворительной деятельности, помощи науке, культу­ре, проведения различных конкурсов, лотерей и др. Следует при этом отметить, что основными фактора­ми, влияющими на продвижение товаров и услуг на рын­ке в условиях конкуренции и рост объема их продажи, являются качество товаров и услуг, их цена и возмож­ность предложения новых товаров и услуг по сравнению с конкурентами. Таким образом, в целом по своему содержанию деятельность специалистов маркетинговой службы предприятия включает два основных направления: деятельность, связанную с анализом рынка товаров и услуг, производимых предприятием (маркетинговые ис­следования); деятельность, связанную с продвижением (обеспе­чением продажи) товаров и услуг предприятия на рынке в условиях конкуренции.

Билет 20 вопрос 2

Наши рекомендации