Вся наша жизнь - театр, как сказал Шекспир

Но даже вполне самостоятельного ребенка име­ет смысл психологически подготовить к шко­ле, проигрывая вместе с ним различные ситу­ации, с которыми он может столкнуться на уроках и на переменках.

Сделать это нетрудно, потому что дети обо­жают играть в школу. Правда, они, как пра­вило, фиксируются на правильности ответов, а вам важно отработать с ними правильные мо­дели поведения в тех ситуациях, которые, по вашему мнению, способны вызвать у ребенка психологические трудности. Лучше всего иг­рать с куклами или с мягкими игрушками, и пусть одна из них все делает неправильно, а другие наставляют ее на путь истинный.

Скажем, ребенок трудно сходится с чужи­ми. Придумайте сценку, как зайчик стоит в сторонке, печально глядя на резвящихся зве­рюшек. А медвежонок вовлекает его в игру, учит, как надо познакомиться, как завоевать расположение новых друзей.

Или вы боитесь, что ваше непоседливое чадо, по всей вероятности, начнет отвлекать­ся на уроках. Давайте ему задания на трени­ровку внимания, а параллельно репетируйте, как надо вести себя на уроке, чтобы не вызы­вать нареканий учительницы.

Только следите за тем, чтобы игра не пре­вращалась в запугивание. Иначе ребенок поду­мает, что в школе его ждут сплошные непри­ятности, и решит вопрос кардинально: отка­жется туда идти — и все тут.

Первый раз в первый класс

Но вот, наконец, долгожданный рубеж перей­ден. Ваш ребенок — уже первоклассник. Про­звенел первый звонок. Мамы утерли слезы, на­бежавшие на глаза при мысли о том, как быст­ро летит время. Наступили школьные будни.

Неужели главные сложности позади? Эх, если бы так...

Даже для самых подготовленных детей пер­вые месяцы пребывания в школе обычно бы­вают стрессом. Ребята становятся раздражи­тельными, тревожными, плачут по пустякам. И это понятно: психологическая нагрузка в школе не сравнима с тем, к чему ребенок при­вык в детском саду и уж тем более в семье. В школе и народу гораздо больше (особенно это заметно на переменах, когда все ребята из разных классов высыпают в коридор), и шум­но, и очень многое в новинку, и напряжение на уроках сильнее, чем в подготовительной детсадовской группе или в мини-лицее.

Кроме того, не надо забывать, что в саду «подготовишки» были старшими и, соответ­ственно, ощущали свое превосходство над ос­тальными. А в школе они внезапно оказыва­ются в самом низу возрастной лестницы. При­чем над ними не два, не три, не четыре «эта­жа», а целых десять! Это подавляет. Ребенок теряется, чувствует себя лилипутом в стране буйных, громогласных великанов.

В результате первоклассники нередко впа­дают в школе в состояние некоторой простра­ции, заторможенности. Оно, это состояние, служит им своеобразной психологической за­щитой от непосильной нагрузки. Дети могут забывать элементарные вещи, «считать во­рон», не отвечать даже на самые простые воп­росы учительницы. И, если вовремя это не преодолеть, защитная броня может стать по­чти непробиваемой.

В первом классе тяжело приходится не только непоседам, но и детям, по природе флегматичным, вяловатым. Особенно если у учительницы холерический темперамент. Мед­лительные дети под напором активного взрос­лого затормаживаются еще сильнее, а взросло­му кажется, что ребенок нарочно тянет с вы­полнением задания, испытывая его терпение.

Избежать подобных трудностей можно, хотя и непросто. Самое главное, чтобы в начальных классах у ребенка была добрая и главное — терпеливая учительница. Все остальное прило­жится. В крайнем случае школу вы потом поменяете.

Следите за собой. Ни в коем случае нельзя создавать ажиотаж в начале учебы: ребенка это травмирует. А то, сходив на собрание, где педагоги стараются нагнать страху на роди­телей, чтобы те относились к школе ответ­ственно, мамы и бабушки часто впадают в па­нику. А их нервозность мгновенно передает­ся детям.

«Вдруг я что-то забуду, не успею? Вдруг у меня не получится?» — эти вопросы будут тогда преследовать первоклашку круглыми сутками.

Он начнет вскакивать по ночам, боясь опоз­дать в школу. И, разумеется, будет опазды­вать, потому что не выспится и утром не смо­жет быстро собраться. Некоторые дети так волнуются, что не способны съесть на завтрак ни кусочка. А при попытках их накормить у бедняг подступает к горлу тошнота. От голо­да же (и главное, от страха!) у них начинает кружиться голова. Они плохо соображают и ляпают ошибку за ошибкой. Таким образом, боязнь неуспеха оказывается вполне оправдан­ной! Круг замыкается.

Поэтому остерегайтесь разговоров о том, как сложно учиться в школе, не «гоните волну», иначе она захлестнет с головой всю вашу семью.

В главе о медлительных детях я писала, что имеет смысл облегчить их жизнь, покупая им одежду и обувь, не требующие долгого за­стегивания и зашнуровывания. В первом-вто­ром классах данные принципы, на мой взгляд, целесообразно перенести на всех детей, неза­висимо от их темперамента. Беднягам и так приходится одновременно осваивать в школе столько сложных вещей. Пусть хотя бы в бытовом плане трудностей будет поменьше.

Теперь о портфеле. Важно приучить ребен­ка собирать его накануне. Не настаивайте, чтобы сын или дочка с первых же дней уче­бы делали это самостоятельно. Поначалу боль­шинство детей тратит на приготовления к школе достаточно много времени, и это может набить им оскомину. Однако не берите на себя все сборы целиком. Родителям следует высту­пать лишь в качестве помощников, а затем контролеров. Иначе ваши дети окажутся как бы ни при чем.

Чье это дело - уроки?

Об уроках мы еще успеем поговорить попод­робней в другой главе. Пока скажу лишь, что с первых дней учебы важно сформировать у ребенка правильное отношение к домашним заданиям, которые они получают в школе.

Дети должны твердо усвоить, что учатся они не для вас, а для себя, и соответственно, уроки — это их личное дело.

Помогать им, разумеется, нужно, но так, чтобы приготовление домашних заданий не перекладывалось на ваши плечи.

Иначе говоря, у ребят должна создаваться иллюзия, будто они свободны в своем выборе делать или не делать уроки.

Но именно иллюзия, поскольку отказ от приготовления уроков должен сопрягаться с отказом от развлечений. А это для детей со­всем не привлекательно.

Поясню на примере. Недавно ко мне обра­тилась мать с жалобой на то, что ее восьми­летний сын Федя безответственно относится к школьным заданиям (жалоба весьма распрос­траненная в наше время).

— За уроки его усадить почти невозмож­но! — жаловалась она. — Пока уговоришь, полдня пройдет. А сядет — постоянно от­влекается, норовит удрать. В тетради ошиб­ка на ошибке, хотя парень умный, и если захочет, все сделает в две минуты.

Здесь что ни слово, то ключ к разгадке. Федя давно и прочно вбил себе в голову, что учится он для мамы, и все эти школьные глу­пости нужны только взрослым. А у него есть дела поважней. Куда он «норовит удрать»? — Уж, наверно, не к пылесосу или к раковине, полной грязной посуды.

— Скажите, пожалуйста, а если к нему должны прийти гости, Федя тоже тянет с уро­ками? — спросила я.

— Да что вы! Он ведь прекрасно знает, что я их не пущу, если у него уроки не сделаны, — ответила мать и сама изумилась, судя по всему впервые усмотрев тут какую-то взаимосвязь.

С первоклассниками, конечно, поначалу при­ходится сидеть рядом, напоминая им правила ведения записей в тетради, подсказывая, как держать ручку, куда положить локти и т. п.

Все это для них в новинку, и удержать в па­мяти столько нового они часто не в состоянии.

А главное, нужно постоянно ободрять малы­шей. Ведь в первые месяцы каждая помарка в тетрадке кажется им вселенской трагедией. Когда ребенок освоится, втянется в учебу, можно потихоньку отодвигаться в сторону, но все равно в начальной школе важно держать приготовление уроков под неусыпным контро­лем. Конечно, он должен быть ненавязчивым. «Нависать» не надо. Ко 2-3-му классу поста­райтесь выйти на то, что ребенок обращается к вам лишь при каких-либо затруднениях, а все остальное, что ему по силам, делает само­стоятельно. Но проверять качество приготовле­ния уроков, безусловно, необходимо.

Ну, и конечно, детям нужно давать возмож­ность хорошенько отдохнуть после школы. Логика, что чем быстрее они отмучаются, приготовив уроки, тем для них же будет луч­ше (по принципу «Сделал дело — гуляй сме­ло»), в корне порочна. Свое дело они сделали в школе и имеют право на отдых. А малыши-первоклашки, для которых учеба — дело но­вое, трудное и ответственное, заслужили этот отдых вдвойне.


Наши рекомендации