Основные исследовательские методы изучения читателя

Основными исследовательскими методами изучения читателя при социологическом и психологическом подходах являются: анализ документов, устный и письменный опрос, наблюдение, эксперимент, контент-анализ, тестирование и некоторые другие.

Методы анализа документов разделяются на две группы:

·традиционные (понимание, интуиция, осмысление), специальные источниковедческие;

·психологические, библиотековедческие и формализованные (количественные).

Метод контент-анализа (анализ содержания) – используется при изучении значительных массивов документов(например, библиотечной и читательской документации). Суть данного метода заключается в выделении смысловых единиц наблюдения в текстах документов. Затем проводится подсчет частоты употребления этих единиц текста друг с другом, а также в сравнении с общим объемом информации в изучаемой массовой совокупности документов, что позволяет познать закономерности, неуловимые при обычном ознакомлении с документом. При изучении чтения применяют разновидность данного метода, получившего в зарубежной литературе название«консультативный контент-анализ».

Опрос (устный, анкетирование) – используется для сбора первичной информации, содержащей массовые суждения библиотекарей и читателей о различных аспектах библиотечной работы, их субъективные оценки, мнения, предпочтения, склонности, мотивы деятельности. Существует две основные разновидности опроса, чаще всего применяемые при изучении читателей: анкетирование (заочный письменный опрос в виде анкеты) и интервьюирование (устный опрос, построенный насоциально-психологическомвзаимодействии двух лиц).

Наблюдение может быть как самостоятельным методом, так и составной частью других методов. Научное наблюдение подчиняется конкретной исследовательской цели и четко сформулированным задачам, строится по плану, отличается строгой системной фиксацией. По-

лученные сведения сравниваются и проверяются на обоснованность
и надежность. Результаты наблюдения фиксируются в протоколах,

форма которых должна отвечать цели и задачам наблюдения. Эксперимент дает возможность активно воздействовать на объекты для установления предполагаемых закономерных связей и зависимостей. Для ведения точного учета всех изменений, которые происходят с объектом, осуществляется контроль воздействия исследователя. Условия эксперимента позволяют повторять интересующую исследователя ситуацию столько раз, сколько это необходимо для ее глубокого изучения. При проверке опытов можно изменять ряд условий, определяя тем самым их влияние на изучаемое явление.

Тестирование(в переводе с англ. test – испытание, проверка) – метод, применяемый в эмпирических социологических исследованиях для измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида. Тестирование широко используется в учебных заведениях для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся.

Методика библиотековедческих исследований постоянно обогащается за счет освоения современной социальной проблематики.

Типология читателей

Типология читателей рассматривается в качестве теоретической основы библиотечного обслуживания, поскольку является результатом интегрального исследования чтения. Читатель представляет собой определенный тип человека и рассматривается в контексте социальнопсихологической структуры личности. Проблема типологии читателей (пользователей библиотек) относится к междисциплинарным, очень сложным, дискуссионным библиотековедческим проблемам. Ее решением занимались многие библиотековеды, библиографы, психологи и социологи чтения.

Согласно терминологическому словарю по библиотечному делу

типология читателей характеризуется как «научная классификация читателей по общности признаков, являющаяся одним из средств дифференциации читателей и развивающаяся в двух основных направлениях»:

1)с учетом структуры читательских интересов или мотивов чтения, степени читательской активности, начитанности и др.;

2)с учетом особенностей восприятия литературы различных видов

ижанров» [56].

История создания типологии читателей в России занимает достаточно длительный период времени. На протяжении многих лет -библиотековеды искали пути дифференциации читателей, основываясь на различных типообразующих признаках. Изучались коммуникативная, познавательная,информационно-потребительская,информационнопоисковая функции чтения, а также рассматривались сущность читательской деятельности на основании зафиксированных в тексте сообщений и знаний. Библиотековеды разграничивают понятия «классификация» и «типологизация», разделяя читателей на отдельные группы, объединенные покаким-тообщим признакам. Таким образом, в основе типологии читателей лежитпринцип дифференцированного подхода.

После 1917 г. в России можно выделить несколько периодов изучения читателей, каждый из которых имеет свои особенности и специфические подходы к типологии читателей[167]. В20-егг. XX в. изучались две группы читателей: рабочие и крестьяне, основным методом их изучения являлось анкетирование. Позднее, в60–70-хгг. XX в., в результате проведения крупных социологических исследований («Советский читатель» (1968 г.), «Книга и чтение в жизни небольших городов» (1973 г.), «Книга и чтение в жизни советского села» (1978 г.)) был накоплен богатый эмпирический материал о социальнодемографических признаках читателей.

В 1980–1990-егг. в трудах Санкт-Петербургской академии культуры (ранее Ленинградский государственный институт культуры, сейчас – университет) изучались вопросы психологии чтения и типологии читателей: «Проблемы дифференциации читателей и психологии чтения» (1980 г.), «Психология чтения и проблемы типологии читателей» (1984 г.). В сборниках РГБ«Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках» (1985 г.), «Книга и чтение в зеркале социологии» (1990 г.) определены группы читателей по отдельным видам литературы, дана характеристика читательского контингента массовых библиотек, выявлены отношение к чтению и психологопедагогические основы читательской деятельности [25]. В ходе исследований применялись следующие методы: субъективные – опрос читателей, объективные – анализ документов, наблюдение, неоднократное интервьюирование одних и тех же лиц по одной и той же программе (панельное интервьюирование). С помощью эксперимента изучалось воздействие средств массовой информации на возникновение читательских интересов. Метод анкетирования позволял быстро установить непосредственный контакт с читателем, узнать его мнение. В последние годы ученые обратились к использованию прогностических методов из смежных наук: моделирования, экспертных оценок, экстраполяции.

Автором идеи универсальной классификации читателей является Н. С. Карташов. Он предложил классифицировать читателей по комплексу взаимосвязанных признаков, определяющих наиболее значимые стороны личности читателя: его культурно-технический уровень, характер взаимосвязи читателя и книги в процессе чтения, индивидуально-психологические особенности читателя, характер читательских интересов. Некоторые ученые выдвинули дополнительные важные, по их мнению, критерии типологии читателей: Ю. М. Тугов предложил учитывать стадии социализации личности, Ю. С. Зубов – уровень познавательной деятельности, С. А. Трубников – культуру чтения и пр.

Психология чтения характеризует личность читателя, отражает его читательскую деятельность, в основе которой лежит «мотив». Обычно у читателя несколько мотивов: деловые, самообразовательные, для отдыха и др. Мотивы чтения отражают социальный опыт читателя, его индивидуально-типичные особенности и психологические характеристики. В роли мотивов чтения выступают читательские интересы, потребности и установки. На психологических мотивах основывается восприятие текста произведения. Читательская деятельность полимотивирована. Мотивация определяет реальную картину чтения и является важным критерием читательских классификаций.

Б. Г. Умнов разработал шкалу, наглядно отражающую уровни мотивации чтения: «не читают» и «читают» (по обязанности, иногда по интересу, по обязанности и иногда по интересу, всегда по интересу, по обязанности и всегда по интересу). По мнению Ю. М. Тугова, главным в типе читателя является читательская направленность, она охватывает все сферы читательской деятельности, включая два уровня: социальный и психологический (мотивы чтения, интересы и потребности, установки, особенности восприятия).

Восприятие теста – следующий типообразующий признак. Читательское восприятие – это психическая деятельность человека, направленная на понимание содержания текста. Восприятие выступает отражением содержания и художественной формы текста не только в сознании человека, но и в его чувствах, воображении, ассоциациях. Оно развивается от простых форм– к сложным, от поверхностного восприятия – к более глубокому и во многом зависит от видов литературы.

Для создания универсальной типологии читателей, которая объединила бы в себе все важнейшие типообразующие признаки (социальнодемографические характеристики, взаимодействие восприятия с параметрами текста, индивидуально-типическиеособенности и мотивацию к чтению) сегодня существует несколько типологических подходов. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга, это:

·разделение читателей по социально-демографическимпризнакам;

·типология читателей отдельных видов литературы;

·типология по реальной картине чтения;

·типологии читателей, совмещенные с типологией произведений печати.

Разделение читателей по социально-демографическимпризнакам учитывает профессиональную принадлежность, род занятий, возраст, пол, образование и др. Такая простая дифференциация позволяет углубить изучение читателей указанных групп по содержанию труда, образованию, учебе, возрасту, отношению к литературе по разным отраслям знаний. Подробно разработаны возрастные характеристики читателей: дошкольники, младшие школьники, подростки, юношество. Социаль- но-демографическаяхарактеристика показывает закономерности читательского развития и во многом определяет содержание работы библиотеки с читателями.

Общепризнанные критерии дифференциации читателей по социально-демографическим признакам требуют уточнения и дополнения другими подходами, а также углубленных характеристик чтения, функциональных характеристик сознания и отражения культурного уровня читателей, опосредованных объективными условиями развития общества с учетом новых научных направлений в теории типологизации.

Типология читателей отдельных видов литературы основана на понимании текста. Это необходимое условие взаимодействия читателя и произведения печати. Тезаурус – так обобщенно называется понимание текста, формируемое жизненным опытом, учебой, повышением профессионального уровня, читательским опытом, библиотечной средой. На основе понимания текста определена семиотическая группа читателей, объединенных общекультурным уровнем, степенью включенности человека в общественную жизнь.

Специально выделены читатели общественно-политическойлитературы (ОПЛ), которые группируются (помимо традиционных, демографических исоциально-профессиональныхпризнаков дифференциации читателей), по деловым и самообразовательным мотивам. Определяется их отношение к данному виду литературы, уровень ее понимания, понятийно-языковоеразвитие читателей.

Первые разработанные типологии односторонни, противоречивы, не учитывают в достаточной мере существенных признаков эстетической культуры читателей. Однако с точки зрения библиотечной теории и практики данные типологии, с одной стороны, показали, насколько важна научная дифференциация читателей, а с другой, – сложность теоретической проблемы, не получившей системно-целостногорешения.

В современном библиотековедении наиболее глубоко разработана типология читателей художественной литературы, в ее основу положены различные критерии: социально-демографическиехарактеристики, уровень восприятия текстов художественных произведений, критерии культуры чтения и т. д. Так, например, И. Е. Рыскин в30-егг. XX в.

разделил читателей на три группы в соответствии с уровнем развития читательской культуры, исходя из двух показателей:

а) что ищет читатель в художественном произведении, что он считает главным достоинством, что берет за основу своей оценки произведения;

б) анализирует ли читатель прочитанный текст и если анализирует, то какие именно его стороны [25].

Авторами современных типологий читательская деятельность анализируется в более широком диапазоне проявлений. С. А. Трубников разделяет читателей художественной литературы на шесть основных типов, используя при этом критерии структуры литературнохудожественного вкуса, объединяющего наиболее существенные признаки культуры читателей. Процесс чтения прослеживается по фазам: предкоммуникативная (выбор произведения для чтения); коммуникативная (собственно чтение и восприятие); посткоммуникативная (оценка произведения)3.

Л. И. Беляева в качестве главного признака типологии читателей выдвинула психологию восприятия литературно-художественного произведения. Каждый из пяти читательских типов, выделенных ею, обусловливается характерными мотивами, установками, стимуляторами чтения, при этом учитываются особенности восприятия текста и критерии его оценок, а также последействие произведения.

В настоящее время теоретические разработки типологии читателей направлены не только на выделение типов читателей, но и на особенности их формирования, изменения, перехода из одного типа в другой и т. д.

Типология чтения технической литературы, предложенная В. А. Минкиной, существенно дополняет и развивает проблему дифференциации читателей. В качестве типологических признаков она использовала многоаспектное сопоставление литературной продукции с потребностями специалистов, а также учитывала образовательный уровень читателя, степень сложности текстовых сообщений, социальные и психологические условия информационного комфорта. На основании этих признаков В. А. Минкина определила целостные свойства технической литературы, присущие также и запросам читателей: актуальность; оригинальность закрепленного в документе знания; точность и полнота приведенных сведений, их достоверность; оперативность фиксации сведений и распространения документов; соответствие формы, закрепляющей знание, цели создания документа, то есть ясность, логичность изложения материала, облегчающая его понимание [127]. Таким образом, конечной целью типологии читателей является выбор и обоснование типообразующих признаков определенной группы. При дифференциации читателей на типы учитывались как индивидуальные особенности читателей, так и особенности литературы, механизмы восприятия текста, его понимание, однако создать универсальные классификации читателейсистемно-целостногохарактера пока не удалось, хотя работа в этом направлении активно ведется.

Наши рекомендации