Тема № 7. «Культура евроатлантической цивилизации»
1. Из предложенной периодизации исключите этап, которого не было в развитии древнегреческой культуры:
а) крито-микенский;
б) гомеровский;
в) классический;
г) среднее царство.
2. Что из представленного может считаться одной из основных областей древнегреческой культуры:
а) религия;
б) право;
в) философия;
г) экономика?
3. Какой характер носила древнегреческая культура на протяжении всего своего существования?
а) мифологический;
б) религиозный;
в) рационалистический;
г) иррациональный.
4. Основной темой древнегреческого искусства считается...
а) природа;
б) общество;
в) человек;
г) политические конфликты.
5. С каким регионом связывается наивысший расцвет античной Греции, приходящийся на 40–30-е гг. V в. до н.э.?
а) Афины;
б) Милет;
в) Эфес;
г) Олимп.
6. Какой хронологический период охватывает древнеримская культура?
а) II-I тыс. до н.э.;
б) XV-XI вв. до н.э.;
в) V-I вв. до н.э.;
г) I-V в. н.э.
7. Из представленного перечня исключите наименование периода, которого не было в древнеримской культуре:
а) царский;
б) княжеский;
в) республиканский;
г) период империи.
8. Что из представленного может считаться одной из основных областей древнеримской культуры:
а) религия;
б) право;
в) экономика;
г) философия?
9. Из представленного перечня выберите памятник архитектуры, относящийся к древнеримской культуре:
а) Колизей;
б) Пирамида Хеопса;
в) храм Ники Аптерос;
г) храм Шивы.
10. Какой этап в истории культуры стран европейской цивилизации отличала иерархическая вертикаль, где социальные отношения сеньора и вассала строились на принципе договора, семейных связей, личной преданности и покровительства?
а) античная культура;
б) средневековая культура;
в) новоевропейская культура;
г) современная культура.
11. Что считается доминантной духовной жизни средневековой культуры?
а) наука;
б) религия;
в) искусство;
г) право.
12. К числу завоеваний средневековой культуры относится зарождение...
а) системы образования;
б) школы;
в) университетов;
г) национальных Академий наук.
13. К числу характерных особенностей средневекового искусства не относится...
а) спиритуализм;
б) близость к народному творчеству;
в) утрата достижений мастеров античности;
г) рационализированный характер.
14. Родиной классической готики считается...
а) Италия;
б) Англия;
в) Германия;
г) Франция.
15. Каким термином определяется феномен средневековой культуры, главная цель которого – нахождение так называемого философского камня для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получение эликсира долголетия?
а) цезаропапизм;
б) алхимия;
в) теоцентризм;
г) космоцентризм.
16. Каким термином определяется религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе «непосредственного единения» с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысливающих эту практику?
а) таинство;
б) мистика;
в) наука;
г) миф.
17. Что из представленного не является характерной чертой культуры Возрождения:
а) теоцентрический характер;
б) антифеодальная настроенность;
в) гуманистическое мировоззрение;
г) обращение к культурному наследию античности?
18. Воспевание человека как прекрасного творения Бога, утверждение достоинства личности, её свободы, идея её всестороннего развития определяется термином...
а) натурализм;
б) универсализм;
в) гуманизм;
г) мистицизм.
19. Каким термином определяется явление в культуре эпохи Возрождения, воплощавшее в себе идеи гуманизма и универсализма, для которого характерны: демонстрация беспредельных возможностей человека, желание выйти за грани возможного, стремление к самовыражению, к всестороннему познанию и развитию?
а) титанизм;
б) мистицизм;
в) натурализм;
г) универсализм.
20. Характеристика какого стиля в европейской архитектуре и искусстве приведена: «Этот стиль кон. XVI – XVIII вв. пришёл на смену гуманистической художественной культуре Возрождения. Для искусства этого стиля характерны грандиозность, патетичность и приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастом масштабов и ритмов. Синтезу искусств в этом стиле свойственно торжественное монументально-декоративное единство»?
а) классицизм;
б) постмодерн;
в) авангард;
г) барокко.
21. Как называется политическое, философское и культурное течение, возникшее во Франции, Германии и Великобритании в кон. XVII – XVIIIвв., в соответствии с которым содержание культурно-исторического процесса сводится к развитию духовности человека, пониманию истории общества как пути от варварства к просвещённому и культурному состоянию?
а) романтизм;
б) просвещение;
в) классицизм;
г) проторенессанс.
22. Из представленного перечня исключите черту, не характерную для эпохи Просвещения:
а) стремление человеческого разума проникнуть в тайны бытия;
б) поиск гармонии индивидуальной и общественной жизни;
в) догматически-схоластический характер мировоззрения;
г) вера в искусство как средство достижения гармонии.
23. Из представленного перечня исключите имя, не относящееся к представителям культуры Просвещения:
а) Ш-Л. Монтескьё;
б) К.Ф. Шинкель;
в) И. Шиллер;
г) Ж.Ж. Руссо.
24. Как называется стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение трёх первых четвертей XVIII в.? Это наименование возникло во Франции в кон. XVIII в. как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства этого периода: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертание раковины, – главный признак этого направления.
а) рококо;
б) ампир;
в) авангард;
г) модерн.
25. Каким термином определяется художественное течение вт. пол. XVIII – нач.XIXвв., пришедшее на смену классицизму? Для этого течения характерно внимание к раскрытию внутреннего мира человека, к углублению психологического анализа, к индивидуализации образа. Концептуально это течение оформилось в Англии в творчестве писателя Дж. Томсона.
а) модерн;
б) соцреализм;
в) сентиментализм;
г) постмодерн.
26. Стиль и направление в искусстве и литературе XVIII – нач. XIXвв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Это явление сложилось во Франции в XVIII в. Этот стиль стремится к выражению возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Как определяется этот стиль?
а) модерн;
б) барокко;
в) постмодерн;
г) классицизм.
27. Укажите имя философа, система которого стала основой идеологии классицизма во Франции:
а) Дж. Беркли;
б) Р. Декарт;
в) Ф. Ницше;
г) М. Фуко.
28. Из представленного перечня «высоких» жанров классицизма исключите тот, который относится к числу «низких»:
а) портрет;
б) трагедия;
в) живопись;
г) ода.
29. Характеристика какого этапа культуры стран евроатлантического региона приведена: «На этом этапе происходят кардинальные изменения в культуре общества, сознании человека (меняется представление о человеке и его месте в мире), изменяется характер экономических и политических отношений (промышленная революция знаменует переход к индустриальному типу общества, возникновению национальных государств), в этот период закладываются основы современных научных знаний)»?
а) античная культура;
б) средневековая культура;
в) новоевропейская культура;
г) современная культура.
30. Из представленного перечня исключите достопримечательность, не относящуюся к числу «семи чудес света»:
а) статуя Зевса;
б) московский Кремль;
в) пирамида Хеопса;
г) Александрийский маяк.
31. Укажите имя философа, призывавшего пересмотреть обывательское представление о христианской религии, сформулировавшего представление о «сверхчеловеке», создавшего индивидуалистический культ сильной личности, движущим мотивом поведения которой является воля к власти.
а) А. Шопенгауэр;
б) С. Кьеркегор;
в) Ж. Деррида;
г) Ф. Ницше.
32. Каким термином определяется условное наименование художественных течений в искусстве ХХ в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с устоявшимися принципами и традициями, поиски необычного содержания, новых средств и форм выражения?
а) классицизм;
б) иррационализм;
в) авангардизм;
г) эллинизм.
33. Каким термином определяется стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. XIX – нач. ХХ вв., противопоставившее себя традиционализму как единое «искусство современности» или «искусство будущего»?
а) модернизм;
б) постмодернизм;
в) классицизм;
г) барокко.
34. Из представленного перечня исключите страну, не считающуюся одним из центров модернизма:
а) Франция;
б) Чехия;
в) Германия;
г) Россия.
35. С возникновением какого направления в искусстве связывают начало периода модернизма?
а) фовизм;
б) оп-арт;
в) кубизм;
г) сюрреализм.
36. Из представленного перечня исключите имя философа, не повлиявшего на становление модернизма:
а) Ф. Ницше;
б) А. Бергсон;
в) А. Камю;
г) Ф.В.Й. Шеллинг.
37. Термин, употреблявшийся в литературе стран социалистического лагеря для обозначения основного метода в искусстве, главными принципами которого стал принцип партийности, социалистической идейности, народности искусства и гуманизм – это...
а) соцкульт;
б) соцреализм;
в) соцэкгиз;
г) соцстрой.
38. Обобщённое наименование тенденций с 1970-х гг. в культуре стран евроатлантической цивилизации, которые отличает отрицание способности науки давать объективное знание, открывать закономерности и причинные связи, выступающих за решительный разрыв с предшествующей культурной традицией, определяется термином...
а) постмодернизм;
б) традиционализм;
в) популизм;
г) плюрализм.
39. Из представленного перечня исключите философа, не относящегося к теоретикам постмодернизма:
а) З. Бжезинский;
б) Ж. Бодрийяр;
в) Ж.-Ф. Лиотар;
г) Ж. Делёз.
40. Из представленного перечня исключите характеристику, не относящуюся к культуре постмодерна:
а) релятивизм;
б).переход от деятельности по творению к деятельности по поводу деятельности;
в) доминантой духовной жизни является религия;
г) в культурной сфере господствует массовая культура, а в ней – мода и реклама.