Тема 5. Трудные случаи орфографии

Общие принципы русской орфографии. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание суффиксов глаголов. Правописание суффиксов причастий и деепричастий.

Правописание Н – НН в прилагательных, образованных от существительных; в причастиях и отглагольных прилагательных.

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

Правописание некоторых иноязычных слов с удвоенными согласными.

Прописная и строчная буква в наименованиях органов власти, управления, организаций, образовательных учреждений, фирм, их структурных подразделений, комитетов, комиссий, законодательных, нормативных актов, средств массовой информации, партий, памятных дат, в географических названиях, в названиях единиц административно-территориального деления.

Основные грамматические правила написания суффиксов наречий. Дефисное написание наречий. Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений в современной деловой речи.

Правописание производных предлогов, союзов.

Тема 6. Синтаксические нормы современного русского языка

Морфологическая норма. Употребление форм рода имен существительных. Формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода. Варианты окончаний родительного падежа множественного числа имен существительных.

Формы сравнения имен прилагательных.

Склонения количественных числительных. Употребление собирательных числительных.

Трудности употребления некоторых форм глагола.

Синтаксическая норма. Согласование подлежащего и сказуемого.

Согласование определений и приложений.

Тема 7. Трудные случаи пунктуации

Тире между под­лежащим и сказуемым.

Предложения с однородными членами, вводными и вставны­ми конструкциями. Знаки препинания при однородных членах предложе­ния, в предложениях с обобщающими словами.

Причастные и деепричастные обороты в юридических документах. Обособление причастных оборотов. Обособление согласованных и несогласованных определений. Обособлений приложений. Особенности обособления обстоятельств, выраженных одиночными дее­причастиями. Упот­ребление личных и безличных конструкций, действительных и страдатель­ных оборотов в официально-деловом стиле.

Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Отсутствие запятой в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Отсутствие запятой в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Знаки препинания в предложениях со сложными (составными) союзами в письменной деловой речи.

Прямая и косвенная речь. Пунктуация в предло­жениях с прямой речью.

Тема 8. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение)

Описание. Языковые средства и специальные приёмы жанров-описаний.

Повествование. Языковые средства и специальные приёмы повествовательных жанров.

Рассуждение. Языковые средства и специальные приёмы жанров-рассуждений.

Тема 9. Речевая деятельность и речевое взаимодействие

Речевая деятельность. Структура речевой деятельности.

Виды речевой деятельности.

Слушание как наиболее сложный вид речевой деятельности. Уровни слушания.

Говорение. Принципы речевого поведения.

Активное чтение. Жанр и композиция текста.

Тема 10. Речевой этикет

Повседневная речевая практика и норма в речевом этикете.

Речевой этикет и речевая ситуация.

Специализированные единицы речевого этикета в системе языка. Этикетные требования к интонационному оформлению высказывания.

Речевой этикет в исторической и этнокультурной перспективе.

Методические рекомендации по написанию реферата

Под термином реферат (нем. Referat, от лат. refere – докладывать, сообщать) понимается текстовый документ, в котором автор излагает свое видение определенной проблемы (темы) через анализ и обобщение информации из одного или нескольких источников.

1. Этапы работы над рефератом.

1.1.Выбор темы.

Темы для написания реферата представлены в данных методических указаниях. Студенты имеют возможность самостоятельно выбрать любую. Если обучающийся пожелает написать реферат по теме, не включенной в представленный список, то он должен согласовать её название с преподавателем.

1.2.Составление плана.

Автор, исходя из формулировки темы и на основе наработанного материала, самостоятельно составляет план реферата.

План реферата необходим для систематизации материала и выстраивания его логической структуры. План является необходимым элементом структуры реферативной работы.

Под структурой реферата понимается порядок расположения его частей. Обычно реферат имеет следующую структуру:

1. Титульный лист. В нем указывается полное официальное название образовательного учреждения, название кафедры, тема реферата, название учебного курса, фамилия, инициалы автора реферата, его студенческая группа, ученая степень, должность, фамилия, инициалы преподавателя, проверившего реферат, оценка, дата проверки, город и год написания работы.

2. Оглавление. В нем постранично указываются части реферата.

3. Введение. Во введении обосновывается актуальность выбора автором темы, формулируется основная проблема и цель работы, указываются основные подходы к рассмотрению темы, имеющиеся в научной литературе. Объем введения обычно не превышает 1,5-2 страницы.

4. Основная часть. В ней раскрывается содержание рассматриваемой темы. В реферате она представлена двумя-тремя главами, которые могут включать по два-три параграфа каждая. В них излагаются главные положения источников, необходимые для раскрытия темы, раскрывается содержание работы. Изложение материала должно соответствовать цели и названию главы. Текстовый материал рекомендуется излагать своими словами, не допуская простого переписывания из источников. При цитировании обязательны ссылки на первоисточники согласно принятым правилам. В реферативной работе не допускаются произвольные сокращения, жаргонные или слова из обыденной речи, необходимо использовать научные категории, понятия и термины. Реферат должен быть написан грамотным литературным языком. Каждую главу рекомендуется заканчивать кратким выводом.

Глава 1. Полное наименование главы.

1.1. Полное название параграфа;

1.2. Полное название параграфа;

Глава 2. Полное наименование главы.

2.1. Полное название параграфа;

2.2. Полное название параграфа;

5. Заключение. В нем излагаются выводы, сделанные на основе изучения материалов, рассмотренных в главах. Выводы делаются с учетом опубликованных в литературе различных точек зрения, сопоставления их и личного мнения автора. Заключение по объему не должно превышать 1-1,5 страницы.

6. Список использованной литературы.

Обычно представлены работы, опубликованные не ранее 10-летнего срока. Это не касается работ, признанных в научном сообществе классическими. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

2.2. Требования к оформлению реферата

По оформлению реферата предъявляются следующие требования.

1. Текст реферата представляется в текстовом редакторе Microsoft Word без стилистических и грамматических ошибок, в книжной ориентации, через 1,5 интервала на листах формата А4 (210х297 мм). Для набора текста рекомендуется использовать шрифты: Times New Roman Cyr или Arial Cyr, размер шрифта – 14 пт.

3. Поля страницы должны иметь границы: левое – 3 см., правое – 1,5 см., нижнее – 2 см., верхнее – 2см.

Абзац (красная строка) должен равняться четырем знакам (1,25 см).

4. Выравнивание текста на листах должно производиться по ширине строк.

5. Каждая структурная часть реферата начинается с новой страницы.

6. Заголовки разделов, введение, заключение, библиографический список набираются прописным полужирным шрифтом.

7. Не допускаются подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовков.

8. После заголовка, располагаемого посередине строки, точка не ставится.

9. Расстояние между заголовком и следующим за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала.

10. Иллюстрации, рисунки, чертежи, графики, фотографии, которые приводятся по тексту работы, должны иметь нумерацию.

11. Ссылки на литературные источники оформляются в квадратных скобках, где вначале указывается порядковый номер по библиографическому списку, а через запятую номер страницы.

12. Все страницы реферата, кроме титульного листа, нумеруются арабскими цифрами. Номер проставляется вверху в центре страницы.

13. Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется.

14. Объем реферата, в среднем, 24 стр. формата А4, набранных на компьютере на одной (лицевой) стороне.

15. В списке использованной литературе в реферате должно быть не менее пяти источников. Учебники и рефераты других авторов к литературным источникам не относятся.

16 Все структурные части реферата сшиваются в той же последовательности, как они представлены в структуре.

2.3. Критерии оценки качества реферата преподавателем

Подготовленный и оформленный в соответствии с требованиями реферат оценивается преподавателем по следующим критериям:

- знание автором состояния изучаемой проблематики, цитирование источников, степень использования в работе результатов исследований;

- знание фактического материала, логика изложения материала, уровень анализа проблемы, научная грамотность автора (усвоение и использование в работе научных идей, категорий и понятий).

- обоснованности аргументов и выводов: полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению;

- правильность выбора и использования литературных источников;

- соответствие реферата всем требованиям, предъявляемым к оформлению такого типа работ.

Тематика рефератов

1. Основные понятия культуры речи.

Следует охарактеризовать такие понятия, как правильность, точность, понятливость, чистота и выразительность речи

2Литературный язык - основа культуры речи.

При работе над темой следует основываться на том, что литературный язык - высшая форма национального языка, обслуживающая все сферы человеческой деятельности.

3.Основные признаки литературного языка.

Этими признаками принято считать следующие: обработанность, нормативность, устойчивость, обязательность для всех носителей языка

4. Нормативность литературного языка.

Она базируется на единообразии, образцовости в общепризнанном употреблении элементов языка.

5. Формы существования языка.

Язык существует в двух формах: письменной и устной. Необходимо проследить исторический аспект возникновения этих форм, пути их развития и взаимодействия, и принципы сосуществования на современном этапе.

6.Языковые нормы русской речи.

В реферате необходимо охарактеризовать грамматические, лексические и орфоэпические нормы.

7. Русский язык среди других языков мира.

Раскрывая эту тему, необходимо отметить родственные связи русского языка, лексико-грамматические особенности, распространенность, взаимодействие с другими языками.

8.Связь русского языка с историей и культурой русской нации.

В этом реферате необходимо рассказать о длительном и сложном историческом пути развития русского языка, соотнесенность основных характеристик языка с культурными достижениями русского народа.

9.Современное состояние русского литературного языка.

Необходимо дать развернутую характеристику лексико-грамматического состояния языка на современном этапе развития

10. Пробела экологии слова.

Необходимо определиться с понятием чистоты речи на уровне орфоэпических норм и словоупотребления, выяснить оправданность; употребления языковых форм на стилистическом уровне.

11. Функциональные стили русского языка.

В основу работы должны быть положены понятия стилистики вообще и выделение стилистических средств, функционирующих в определенной сфере человеческой деятельности.

12. Характеристика одного из функциональных стилей русского языка.

В данной работе доминирующим положением должна быть характеристика стилей как исторически сложившейся и общественно осознанной разновидности литературного, языка, с особенностями употребления и специфической организацией.

13 Основные характеристики письменной речи.

Необходимо исходить из того, что это речь графически закрепленная, со строгим соблюдением языковых норм, лексическими и синтаксическими особенностями.

14 Основные характеристики устной речи.

Необходимо исходить из того, что это речь звучащая, отсюда некоторые языковые особенности. При этом следует разграничивать формы разговорной и кодифицированной речи.

15 Лексика ограниченного и неограниченного употребления.

Необходимо дать пояснение понятий ограниченного и неограниченного употребления лексических единиц языка, сферы их функционирования

16 Языковые особенности научной речи.

Следует обратить внимание на использование специальной лексики, на особенности морфологического и синтаксического строя, на экстралингвистические средства организации научного текста.

17 Средства выразительности речи.

Нужно сказать о значении средств выразительности и охарактеризовать каждое из этих средств

18 Языковые особенности деловой речи.

Отразить виды делового общения и зависимость языковых особенностей от формы речи (письменной или устной).

19 Основные условия делового общения.

Всесторонне охарактеризовать основные условия делового общения: партнерские отношения, регламентированность, деловой и речевой этикет.

20 Виды делового общения.

К таковым относят: беседу, переговоры, выделяя при этом особенности телефонного общения.

21 Условия эффективного разговора.

В работе необходимо представить следующие условия: обоюдное желание вести разговор, удачно выбранная тема, общий язык.

22 Основные формулы речевого этикета.

Целесообразно прежде всего разграничить все формулы на 2 группы; нейтральные и официальные.

23 Невербальные средства общения.

Следует обратить внимание на особенности этих средств и их взаимодействие с вербальными (лингвистическими).

24 Служебная документация и правила ее оформления.

Реферат можно начать с характеристики официально-делового стиля русского языка, затем представить типы служебных документов.

25 Особенности языка рекламы.

Эти особенности связаны с целями и задачами рекламирования, видами и средствами распространения рекламы.

26 Методика публичного выступления.

Представить виды публичных выступлений и слагаемые подготовки этих выступлений.

27 Основы полемического мастерства.

Определить виды полемики, а также вербальные и невербальные средства, обслуживающие полемические выступления.

28 «Поэтами рождаются, ораторами делаются» (Древнеримский оратор Цицерон, 106-43 гг. до н.э.)

В работе следует представить все доказательства правомерности или неправомерности этого тезиса.

29 Культура дискутивно- полемической речи.

Спор: понятие и определение; историческая справка; спор как форма организации человеческого общения.

30 Культура научной и профессиональной речи.

Роль «специального языка» и его основные лингвистические особенности; терминология и её виды, стилевые и жанровые особенности научного стиля, нормативность.

31 Характеристика литературного языка.

32 Публичная речь, ее особенности

33. Культура разговорной речи.

Понятие, особенности, стилистика; условия успешного общения; коммуникативные цели, речевые стратегии, тактика и приемы; жанры и этика речевого общения и этикетные формулы речи.

34.Культура ораторской речи.

Роды и виды ораторской речи; роль функциональных стилей; функционально-смысловые типы речи; подготовка речи и выступление.

35 Культура дискутивно- полемической речи.

Спор: понятие и определение; историческая справка; спор как форма организации человеческого общения.

36 Культура научной и профессиональной речи.

Роль «специального языка» и его основные лингвистические особенности; терминология и её виды, стилевые и жанровые особенности научного стиля, нормативность.

37 Культура деловой речи.

Общая характеристика официально-деловой письменной и устной речи; языковые нормы.

38 Этико-социальные аспекты культуры речи.

Культура поведения и этические нормы общения, проявление категории вежливости в русском языке; социальные аспекты культуры речи.

39 Точность, ясность речи.

Точность словоупотребления; стилистическая оценка диалектизмов, жаргонизмов, заимствованных слов; точность словоизменения и формообразования; ясность синтаксических конструкций.

40 Богатство речи.

Лексика, полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия; стилистические возможности словообразований; стилистическое использование частей речи; многообразие синтаксического конструирования.

41 Правильность речи.

Лексическая сочетаемость; правильное употребление фразеологизмов; грамматическая правильность речи; порядок слов в предложении.

42 Литературное произношение.

Понятие орфоэпии; стили произношения; особенности произношения иностранных слов, имён и фамилий.

Задания для самостоятельной практической работы:

Практические задания по темам «Культура речи и языковая норма. Нормы современного русского языка». Стилевая система современного русского языка. Характеристика официально-делового стиля

1. Распределите книжную лексику по стилистическим группам:

а)официально-деловая; б) производственно-техническая; в) научная; г)общественно-публицистическая; д)поэтическая.

Вещий, амплитуда, лучезарный, истец, ответчик, корифей, отстранить, токоприемник, пакт, априори, лига, ореол, нижеподписавшиеся, коксовать, константа, локальный, препроводитъ, нега, нектар, надлежит, зaбвенный, интервьюировать, колер, взыскание, нарекание, очарование, нижепоименованный, лазурный, вышеуказанный.

2. Paзграничьте слова общеупотребительные (межстилевые) и ограниченные в своем yпотреблении книжные и paзговорные: коллизия, комплекция, коноводить, думать, компонент, борьба, компоновать, летучка, вода, контекст, конфигурация, такой, баловень, кредо, беготня, этот, ляпсус, жизнь, альтернатива, анахронизм, читалка, остряк, река, говорить, лихач, пафос, новый, оппонент, карапуз, парадокс, импонировать, улица, вариация, картошка, динамизм, копирка, ломака, безотлагательный.

3. Подберите синонимы к словам:

а) бой, ликвидировать

б) гибель, хотеть

в) жизнь, смелый

г) несчастье, сказать.

4. Подтвердите примерами стилистические различия в употреблении

следующих паронимов:

а)надевать (надеть) - одевать (одеть), человеческий – человечий;

б) оплатить- уплатить, малинный- малиновый;

в) костлявый- костистый, экономное - экономической- экономичное (ведение

хозяйства);

г) усвоить- освоить, геройский – героический.

5. Из приведенных фразеологических единиц выберите: а) выражения из разговорно - бытовой речи; б) выражения из профессиональной и жаргонной речи; в) выражения из книжной литературной речи.

Потерял голову; разделать под орех; отрицательная величина; а ларчик

просто открывается; на безрыбье и рак рыба; ставить в тупик; катиться по

наклонной плоскости; с чувством, с толком, с расстановкой; чудеса в решетке;

задавать ток; а счастье было так возможно; точить лясы; трещать по всем швам;

удельной вес; захлебнуться от счастья.

На босу ногу; топорная работа; центр тяжести, слона-то я и не приметил; зубы заговаривать; зеленая улица; привести к общему знаменателю; свежопредание, а верится с трудом; хотъ кол на голове теши; играть первую скрипку;втирать очки; идти в гору; мы все учились понемногу чему- нибудь; вешать нос;заключить договор.В сорочке родился; без cyчка, без задоринки; довести до белого каления;наделала синица шуму, а море не зажгла; скатертью дорога; ни в зуб ногой;служитъ бы рад - прислуживаться тошно; окно в Европу; звезда первой величины;сбит с панталыку; класть зубы на полку; на всех парycax; на живую нитку; войти в моду.

Держать камень за пазухой; днем с огнем не сыщешь; из муха делать слона;из огня да в полымя; стреляный воробей; поджигатели войны; канцелярскаякрыса; седина в бороду-бес в ребро; а воз и ныне там; счастливые часов ненаблюдают; поставить на чем-либо крест; палец в рот не клади; когда втоварищах согласья нет; зимой снега не выпросишь; нить Арианды.

Практические задания по темам «Фонетические особенности современного русского языка», Лексические средства современного русского языка. Лексика деловой документации»

1. Bыберите один из вариантов, мотивируйте свой выбор.

а) пестрый арабеск- пестрая арабеска, новый банкнот - новая банкнота,

тонкий вольер - тонкая вольера, целебный алоэ - целебной алоэ;

б) белый георгин - белая георгина, ленточный глист - ленточная глиста,

густой желатин- густая желатина, знойный сирокко - знойное сирокко;

в) черный клавиш - черная клавиша, белый манжет- белая манжета, толстый

- толстая (мозоль); новое галифе - новые галифе;

г) билет с (плацкартом - плацкартой), блестящий погон - блетящая погона,

покрытъ (толем - толью), крохотный колибри - крохотное колибри.

2. От данных слов образуйте формы именительного падежа

множественного числа. Составьте с ними словосочетания:

а) автор, бухгалтер, инструктор, лектор, торт;

б) берег, директор, катер, корректор, невод;

в) вексель, договор, инспектор, трактор, цех;

г) адрес, доктор, конструктор, прожектор, корпус.

3 . Укажите основания (нормативность, стилистический вариант) выбора соответствующей формы:

а) Горфо организовал(о) проверку уплаты подоходного налога;

б) Сочи расположен(о) на берегу Черного моря.

в) В качестве вспомогательного языка эсперанто был(о) создан(о) свыше 70

лет назад доктором Л. Земенгофом.

г) Когда актер снял огромные очки я надел небольшое(ие) пенсне в золотой

оправе, лицо его словно преобразилось.

д) На портрете красуется молодая девушка, на плечи ее накинут(о) пушистый

(ое) боа.

4. От приведенных ниже слов образуйте родительный падеж

множественного числа:

а) абрикосы, бананы, бланки, иглы, носки, полотенца, чулки, грабли

б) ананасы, барашки, гектары, карты, оладьи, простыни, чулочки, ходули

в) апельсины, басни, грузины, килограммы, осетины, сапоги, яблони, рейтузы

г) баклажаны, башни, зразы, мандарины, погоны, туфли, ясли, поводья.

5. Какое из приведенных словосочетаний вам представляется наиболее правильным. Подчеркните его. Мотивируйте свой выбор.

а) синий платье - костюм - синее - платье - костюм понятъ с полслова - понять

с полуслова купил чаю - купил чая на поля вышли тракторы - трактора

б) новый роман - газета - новая роман - газета в разгаре бал - маскарада -

бала - маскарада; цвет чаю - цвет чая. в порту стояли крейсеры - крейсера.

в) нашел монету в снеге - нашел монету в снегу. подошел к ветхому домишке -

домишку. купил сахар - купил сахару. в клуб направлены лекторы - лектора

г) мощная ракета - носитель - мощный ракета - носитель

не хватило грабель - не хватило граблей. собрались все токари - токаря. он жил за

Москва - рекой - за Москвой - рекой.

6. Образуйте от прилагательных краткие формы, поставьте ударение:

Образец- чист, чиста, чисто, чисты.

а) большой, грустный, искренний, сладкий, разносторонний, бледный.

б)маленький , мягкий, редкий, интересный, бойкий, склонный.

в) торжественный, пламенный, умный, хитрый, достойный, высокий

г)далекий, длинный, годный, страшный, пустой, молодой.

7. Образуйте, если это возможно, от прилагательных формы превосходной степени:

а) здоровый, полный, печальный, целый, умный.

б) убедительный, хороший, глазастый, гибкий, жидкий.

в) коренастый, узкий, комичный, отлогий, молодой.

г) комический, пустой, слепой, карий, pyсый.

8. Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте выбранное вами окончание.

1. Рядом с торговым центром открыт. . . кафе - столовая.

2. Плетен. . . кресло - качалка стоял. . . на террасе.

3. Театр - студия О. Табакова воспитал. . . немало талантливых актеров.

4. С приходом нового директора музей - квартира А.Ахматовой пополнил. . . новыми экспонатами.

5. Книга - справочник для автолюбителей издан. . . и поступил... впродажу.

6. Архитектор Серова рассказал...- корреспондентам о проекте

нового жилого комплекса на окраине столицы.

7. Российская творческая интеллигенция, в частности киноработники, был. . . отмечен.. . наградами правительства.

8. Все, даже мама, был... сегодня протаю него.

9. «(Фигаро» (журнал) опубликовал.. . новые сведения о похищении французского бизнесмена.

10. На экзамен пришл. .. всего 7 человек.

11. Большинство голосовал. . . за предложенный бюджет.

9. Дополните падежные окончания существительных в данных предложениях.

1 . В Абрамцево приехал новый специалист, знающий толк в лес. . .

2. Этот невзрачный, но очень полезный цветочек растет в лес. . ., в самых глухих его местах.

3.Музыканты всех континентов приняли участие в Международном год. . . Шопена.

4. Их места в театре были в третьем ряд. . .

Задание 13. Объясните, в каких случаях уместно /неуместно/ употребление приведенных форм.

В цехе (книж.) - в цеху (разг., проф.), в отпуске (книж.) - в отпуску (разг.); в грунте (книж.) - в грунту (разг.).

10. Составьте словосочетания численных «оба», «обе» со следующими словами в формах именительного и дательного падежей:

Образец: оба сына, обоим сыновьям.

а) дерево, дорога, дочь, вещь;

б) постель, ведро, бланк, вакансия;

в) директор, подпись, докладная записка, лицо;

г) заявление, предложение, грамота, сторона.

11. Согласуйте числительные с существительными, правильно образуя падежные окончания.

а) в диссертации имеется приложение с 65 схем... ;

б) библиотеке не хватает 174 книг.;

в) в новом поселке в 500 дом... работают печи на природном газе;

г) прибыл поезд с 287 экскурсантами;

д) длина окружности равна 422 сантиметр..;

е) из 596 моделей было представлено 387 ;

6. Просклоняйте сочетания:

а) двoe учащихся, двое часов, четверо саней ;

б) двое суток, нас двое, трое ребят ;

в) трое сапог, двое медвежат, их было пятеро;

г) четверо друзей, трое рукавиц, двое чулок.

12. Укажите характер стилистической ошибки в предложении, исправьте ее.

а) Последнее, на чем я остановлюсь, это на вопросе об использовании цитат;

б) Нельзя мириться с таким положением, когда работы выполняются наспех;

в) Читаю книгу, талантливо написанную и которую многие хвалят;

г) Старое поколение обвиняло Тургенева в нигилизме и что он солидарен с Базаровым.

Практические задания по темам «Трудные случаи орфографии», «Синтаксические нормы современного русского языка»

Задание 1. Конкретизируйте, если необходимо, ситуацию ( когда, где, с кем,о чем) перечисленных ниже видов коммуникаций, Напишите, в каких случаях уместна только книжная речь, только разговорная, а в каких и та и другая.

Публичное выступление, лекция, сообщение, разговор пациента с врачом,

разговор ученика с учителем, интервьюирование, разговор пассажиров в автобусе, разговор покупателя с продавцом, беседа между друзьями, разговор за

обеденным столом.

Задание 2. Придайте каждому предложению литературную форму и запишите. Определите, в чем особенности бытовой разговорной речи.

Мне от головной боли. За три рубля городскую. С собакой за вами? Сейчас модно без рукавов .Через веревочку прыгает и /моя внучка Напротив живет/ ушел на пенсию. Дома забыл чем писать. Ты взял на чем загорать? Возьми чем укрыться. Завтра праздничное надену Зимнее надо брату покупать. Скоро выпускной / потом вступительные/ ужас! У мальчика температура. Без слуха в училище не примут. Он и второй завалил. Мы заняли на машину.

Практические задания по теме «Трудные случаи пунктуации», «Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение)»

Задание 1. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака и действия :

1. Неприятный, отталкивающий, омерзительный, отвратительный,

противный.

2. Учтивый, деликатный, общительный, обходительный, любезный.

3. Зажечься, запылать, загореться, вспыхнуть, засветиться,

воспламениться.

4. Оцепенеть, остолбенеть, окаменеть, окоченеть, окостенеть, застыть,

замереть.

5. Хохотать, фыркать, хихикать, прыскать, гоготать.

Задание 2. Замените подчеркнутые слова близкими по смыслу.

Главная задача, видный деятель, огромные успехи. Слова: важным,большой, первоочередной, первостепенный, известный, колоссальный,выдающийся, громадный, актуальный, основной, насущный, значительный,замечательный.

Задание 3. Составьте предложения со следующими синонимами :

1. Показать, описать, изображать, обрисовать, представлять,охарактеризовать, нарисовать, создавать образ.

2. Критиковать, осуждать, порицать, обличать, бичевать, клеймить,пригвождать к позорному столбу.

Задание 4. Из слов, заключенных в скобках, выберите нужные :

1 Герой произносит ( сокровенную, священную, заветную, верную) клятву.

2. Мы услышали ( потрясающие, дикие, неистовые) крики.

3. Нельзя ( опасаться, пугаться, бояться, страшиться, трусить, робеть,трепетать) всего на свете.

4. Надо быть ( смелым, храбрым, отважным, решительным, дерзким,бесстрашным).

Задание 5. Составъте словосочетания, соединив данные синонимы со словами, стоящими в скобках.

1. Весть, сообщение, известие, уведомление ( из училища, из дому, стелефонного узла, из лицея).

2. Безмятежный, спокойный, мирный, смирный (сон, труд, характер,человек).

3. Побороть, победить, сломать, преодолеть, превозмочь ( болезнь, чувство страха, противника, волю, препятствие).

Задание 6. Подберите русские синонимы ( слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения:

а) респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс, паблисити,эксклюзивный, апеллировать, секвестр;

б) мораторий, менталитет, адекватный, идентичный, антагонизм,инфантильный, индифферентный;

в) амбиция, анализ, библиотека, вердикт, вестибюль, вокальный,детальный, диалог, импорт, лексикон, мемуары, пунктуальный, реставрация,фауна, флора, экспорт.

Задание 7. Составьте словосочетания со словами "рынок, базар; годичный,

годовой", используя слова для справок.

Слова для справки: городской, центральный, крытый, елочный, книжный,мировой, внешний, овощной, птичий; цикл, отпуск, собрание, доход, оценки,запас.

Чем обусловлена возможность / невозможность/ сочетания этих слов с

другими словами.

Задание 8. К каждому слову первой группы подберите соответствующее слово им несколько слов из второй группы и запишите образованные словосочетания.

1. Армада, легион, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча,масса, уйма, множество, скопище, мириады.

2. Корабли, самолеты, танки, цифры, информация, мотоциклы, бумаги,

документы, гуси, лошади, коровы, звезды, лжецы, мореплаватели.

Задание 9. Подберите синонимы и антонимы к прилагательным«обычный, интересный, свежий» в следующих словосочетаниях:

а) обычная ситуация; обычный день; обычные заботы; обычная внешность;

б) интересный фильм; интересная внешность; интересный писатель;интересный сюжет; интересная трактовка;

в) свежий хлеб; свежие огурцы; свежее белье; свежий вечер; свежий снег;свежий вид; свежий взгляд.

Задание 10. Составьте словосочетания со следующими паронимами:

Столб- столп; удачный- удачливый; понятный- понятливый; соседский-соседний; хозяйственный- хозяйский; обидный- обидчивый; тяготится- тяготеет;бережный- бережливый.

Задание 11. Определите какие из следующих слов могутобразовать паронимические пары.

Сокрушенно, Швеция, подозревать, опровергать, Австрия, Швейцария,подразумевать, отвергать, Австралия, удивленно, сокрушительно, удивительно,недоуменно, недоразумение, идеальный, придворный, крепостной,идеалистический, дворовый, крепостник.

Задание 12. Распределите следующие слова на группы с положительной и

отрицательной эмоциональной окраской.

Похождения, подвиги, преступления, деляги, труженики, расправляться,ограбления, единомышленник, связаться, сборище, нашествие, соучастник,

содружество, проделки, сотрудничество.

Задание 13. Составьте предложения со следующими омонимами:

Среда ( день недели) и Среда ( окружающая обстановка); повод (предлог,причина) и повод ( ремень); свет ( лучистая энергия) и свет (земной шар).

Задание 14. Объясните значение следующих паронимов. Составьте с нимипредложения.

Абонемент- абонент; адресат- адресант; бережно- бережливо; статут-статус; экономный- экономичный.

Задание 15. Из слов, заключенных в скобках, выберите нужные.

Никогда не забудет наш народ ( геройские- героические) дни Ленинградскойблокады. 2 Сюжетом повести стала ( драматичная- драматическая) ситуация,сложившаяся в семье писателя. 3. Регистрация (командированных-командировочных) производится в вестибюле. 4. В кузове грузовика могут(поместиться- разместиться) четыре « Москвича». 5. Чтобы добиться успеха, надо (принять- предпринять) ( эффективные- эффектные) меры.

Задание 16. Напишите, какое из слов ( туристский- туристический)сочетается со словам: ужин, проспект, путевка, костюм, поход, снаряжение,сбавочник, бюро, обед, сезон, поезд, база, ртом.

Задание 17. Отредактируйте текст.

1. На вокзале висит объявление: « Касса для командировочных на второмэтаже». 2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4. Председатель собрания представил слово докладчику.

5. Авторы предоставили издательству рукопись книги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Станция может большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Он был смешной парень, как начнет смеяться, так не остановишь. 9. Можно начинать собрание: форум уже есть. 10.Мне некогда заниматься младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактичное поведение пассажиру сделали замечание. 12. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л. Н. Толстого к языку, о требовании простоты и ясности, понятливости. 13. Ни один укол, который делает медицинская сестра Наташа, не был больным.

Задание 18. Из поставленных в скобки слов выберите нужные вариант.

1 Достижения этой гуманной цели ( не лимитируется, не ограничивается) ни состоянием науки и техники, ни ( ресурсами, возможностями, запасами) труда и средств. 2. Отмеченные признаки ( разнообразны, гетерогенны). 3.(Профилактическое, предупреждающее) влияние новых лекарственных средств еще более разительна. 4.Сорта новых культур болю ( константны, устойчивы), т. е. они лучше ( передают, трансформируют) потомству такие свойства, как урожайность, величина плода, вкусовые качества. 5. В изображении характера должна быть ( преобладающая, доминирующая) черта, которую и должен (гипостазировать, сделать самодовлеющей) ( писатель, автор), исходя из своей собственной ( концепции, представления) о (персонажах, героях, образах).

Задание 19. Составьте контексты к каждому из приведенных ниже слов:

Индустрия- промышленность. 2. Ситуация- обстановка. 3.Локальный- местный.4. Фауна- животный мир. 5. Вояж- поездка. 6.Директива- указание. 7. Литера- буква. 8. Симптом- признак. 9.Увертюра- вступлен

Наши рекомендации