Идентификация и сигнификация

Принятие той ли иной идентичности опосредует связь идентификации (процесса становления, функционирования и развития идентичности) с сигнификацией, понимаемой как процесс реализации этой идентичности в общественной практике человека или группы. Идентификация и сигнификация включены в механизм социализации личности и выполняют важную адаптивную функцию.

Характер соотношения этнических "мы" и "они" определяется не только устойчивыми этническими/национальными авто- и гетеростереотипами, но и реальными межнациональными связями и контактами (может меняться).

Как отмечает немецкий политолог А. Нойманн: "...идентичность - это не данность, а отношение, постоянно формируемое и реформируемое в рамках определенного дискурса".

Роль языка (знаковой системы) в процессе идентификации, особенно при необходимости "оградить", отличить свое сообщество от другого.

Идентичность и субкультура: ролевики

1982 г. – в СССР под названием "Хранители" вышел сокращенный перевод книги Дж.Р.Р. Толкиена "Властелин колец".

В конце 1980-х гг. стали появляться группы, занимавшиеся переводом книг Толкиена

В 1980-е гг. в Системе (underground-сообщество) получили распространение имена (прозвища), восходящие к фантастическим произведениям: Сталкер, Дикобраз (источники – культовые в этой среде "Пикник на обочине" А. и Б. Стругацких и фильм А. Тарковского "Сталкер" по его мотивам), а в конце 1980-х – и собственно к произведениям Дж.Р.Р. Толкиена.

С 1987 г. - первые клубы (?)

С 1990 г. - первые Хоббитские Игры (ролевая игра по мотивам произведений Толкиена) под Красноярском, в 1991 – под Москвой.

Прототип: влияние толкинистского движения 1980-х гг. на Западе, где оно было связано с распространением компьютерных игр.

Фэндом: В 1970-х гг. получило известность сообщество, сложившееся вокруг журнала "Уральский Следопыт" (Свердловск) и фестиваля фантастики "Аэлита" [см.: М. Кожаринов, С. Тишин. История молодежного движения в России и динамика его развития//Сайт "Технология альтруизма": www.altruism.ru]. В 1970 – середине 1980-х гг. получили распространение переводы произведений фантастики (научной и фэнтези), публиковавшиеся в самиздате.

Прототип

· фан-движение Толкина:

· 1937 г. никому еще неизвестный профессор Оксфордского университета, Джон Рональд Руэл Толкиен, заканчивает “Хоббита, или Туда и обратно”

· 1965 году выходит продолжение — “Властелин Колец"

· общества толкинистов в США (?)

· компьютерные игры

Участники ролевого движения отмечают его связь с хиппи:

"Почти у всех молодость прошла на Ротонде (место тусовок ролевиков), – говорит участник ролевых игр по прозвищу Арагорн (Арагорн – герой книги Дж.Р.Р. Толкиена "Властелин Колец", странник, воин, впоследствии правитель.). – Хиппи перешли в ролевое движение. Пласт достаточно серьезный. Почти все интересы общие, равны интеллектуально. Движение хиппи распалось в ролевое".

Другой игрок, по прозванию Кэрри, говорит: "В свое время, когда начался большой приток народа в ролевые игры, это все достаточно быстро наполнилось ребятами из Системы. Хиппи и около лежащие. Если я иду по Невскому и вижу, что навстречу идет девушка босиком, в хайратнике и в фенечках, то я на девяносто пять процентов уверен, что она была хотя бы на одной игре".

Ролевое движение и педагогика

Попытки контроля и использования движения РИ: педагогические объединения (предприятия коммунарского толка, ЦРМ "Бриз", М. Кордонский,; Город Мастеров А. Нечаев; О. и А. Лишины). Зеленое движение под эгидой ООП и ВЛКСМ в СПб. В. Гущин, А. Лустберг.

Конец 1990-х гг.: кланы:

Каждую среду в 18.00 – 19-00 станция метро “Черная речка”

Связь с трансформерами (Трансформеры отличаются от ролевиков тем, что в основе их лежит одноименный японский мультфильм. Эта неформальная тусовка была основана приблизительно в 1995 году (то есть когда начался показ мультфильма) некой Эйден, “рекордсменом книги Гинесса по числу неудавшихся самоубийств”. Средний возраст Трансформеров — 14–15 лет, большинство в тусовке составляет женский пол), сорокоманами, анимэ

Команды: исторично-жесткие: субординация, устав или кодекс (Белые Вороны, Моргили, Грибные Эльфы, Волчья Стая.) и игрово-гуманные (Лазурная Звезда).

Кланы (общий предок, семья) – у пионеров

Реконструкторы

отличие

· от ролевиков: интерес к средневековью

· от индеанистов: этника

1991 – Санкт–Петербург: начало Движению Реконструкции положило организованное совместно с администрацией города в честь юбилея победы на Чудском озере путешествие по Волхову (1991 год). Пятнадцать человек совершили его на ладье, сооруженной в соответствии с технологиями XIII века, используя быт и экипировку инсценировавшегося времени.

В этом же году на льду озера было разыграно Чудское сражение. Инициатором мероприятия являлся Петр Васин, ныне стоящий во главе Санкт–Петербургской Реконструкции и, в частности, клуба Княжеская Дружина численностью 74 человека (на лето 2000-го года).

Реконструкция входит в Ассоциацию военно–исторических клубов России, объединяющую, помимо русских, клубы Литвы, Белоруссии, Украины, Польши и Венгрии: историко–коммерческая организация, движение, помимо прочего, эффективно сотрудничает с Ассоциацией каскадеров, участвует в киносъемках, в рекламных роликах и городских празднествах (кинофильмы с их участием — “Крестоносец” и “Рыцарская баллада”, реклама “Масло деревенское” древнерусский витязь — Реконструктор).

Экспертный совет ассоциации – высшие ступени иерархии в клубах утверждают.

Северный путь: клуб, СПб., около 20 воинов, 2 раза в неделю занятия русским боем, 5 женщин, предводитель – Тинг, управляет Совет), торговля, литье, оружие, женщины шьют костюмы для своих, на заказ, на общие нужды клуба.

· клубы исторической реконструкции в Европе

· сеть общения в Интернете

· фестивали

· походы

· мастерские

· система обучения

· связи с ролевым движением (через тренировки, ремесло и отбор)

· связь с археологами

Наши рекомендации