Вербальной и невербальной систем

Человеческое общение – это сложнейший процесс социальной коммуникации, имеющий две стороны – вербальную и невербальную. Ведущую роль в этом процессе занимает первая, то есть речевое поведение. Слово – вот главный сущностный элемент общения. Однако ни слово, ни членораздельная речь не может существовать вне двигательной активности человека. В процессе общения сливаются воедино и речь, и жестикуляция.[287]

И. А. Бодуэн де Куртенэ называл язык жестов «оптическим языком» и включал его как один из компонентов в общий процесс развития языка. Е. Д. Поливанов считал, что неязыковые средства общения («аксессуары речи») оставляют самостоятельный отдел лингвистики, которым лингвистика соприкасается с теорией драматического искусства. Интересно мнение и известного филолога Ф. Ф. Фортунатова: «Язык как совокупность знаков для мышления и для выражения мысли и чувствований, может быть не только языком слов, т.е. языком, материалом для которого служат звуки речи, но он может быть также и языком жестов и мимики, и такой язык существует в человечестве рядом с языком слов».[288]

В ХХI веке трудно найти такую сферу жизнедеятельности человека, для которой невербальное поведение личности не является значимым. Научиться владеть словом, быть хорошим речевым партнером – это сегодня жизненная необходимость, желание каждого человека.

Любой специалист – представитель профессий типа «человек-человек», будь то врач или юрист, тренер или педагог, социальный работник или политик, – приступив к самостоятельной работе, быстро понимает, что для успеха мало только профессиональных знаний. Требуется нечто большее: умение слушать и слышать собеседника, ясно и точно выражать собственные мысли, чувствовать эмоциональное состояние партнера по общению, вникать в мотивы его поведения, устанавливать доброжелательные отношения в межличностных контактах. Поэтому, нельзя не согласиться с Дж. Рокфеллером, который, понимая значение общения в деловой коммуникации, утверждал, что «умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар и кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо товар в этом мире».[289]

Более 75% времени человек проводит в общении, в постоянном обмене знаниями, мыслями, идеями. Тем не менее, многие даже не подозревают, что значительная часть при этом приходится на неречевые формы общения, включающие смену выражения лица, визуальные контакты, телодвижения и т.д. Жест, мимика, поза, взгляд подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова. Зачастую в разговоре бывает важным не столько чтосказано, сколько как представлена мысль. Когда мы говорим, всё в нас «рассказывает», передает информацию (независимо от того, какие слова мы произносим) – лицо, поза, жесты, дыхание и т.д. Пока мы осознаем, подбираем слова, обдумываем, что сказать, – наше тело уже «говорит». Поэтому, чтобы наше общение было успешным, в современном мире недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику, словарь. Надо научиться:

· пользоваться речью, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на его решения; участвовать в беседе в кругу друзей и выступать в качестве оратора перед большой аудиторией; уметь говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто агрессивен по отношению к вам и т.д.;

· «владеть своим телом», поскольку доказано, что в течение первых 12 секунд общения при знакомстве на долю невербальных сигналов приходится примерно 92% всего объема принимаемой информации; к тому же, значимость слов в общении, по мнению исследователей, занимающихся проблемами коммуникации, составляет лишь 7%, интонации – 38%, а на жесты и мимику приходится 55%.

Э.М. Цветков называет невербальный язык совершенным, безмолвным, не укрывающимся за фразами: «Благодаря ему мы видим друга и различаем врага. Благодаря ему мы способны оценить искренность и распознать ложь. Он делает нас незащищёнными и в то же время защищает нас».[290]

Почему важно понимать язык невербального общения? Прежде всего, словами всегда можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов, порой, бывает недостаточно. И здесь нельзя не вспомнить несколько фраз из романа Л. Н. Толстого «Воскресение» – писателя, который уделял особое внимание описанию невербалики, поскольку был мастером проникновения в душу героя, тонким психологом:

- Они говорили о несправедливости власти, о страданиях несчастных, о бедности народа, но, в сущности, глаза их, смотревшие друг на друга под шумок разговора, не переставая спрашивали: «Можешь любить меня?» — и отвечали: «Могу»…

- Много бы тут надо сказать, но слова ничего не сказали, а взгляды сказали, что то, что надо бы сказать, не сказано.

- Тотчас же глаза начинали говорить что-то совсем другое, гораздо более важное, чем то, что говорили уста…

Вербальный и невербальный знаковые коды предстают хотя и отдельными, но во многих отношениях неразделимыми, интегральными частями одной коммуникативной интерактивной системы: «нельзя произнести я во как наелся и не показать это жестом».[291]

Современный человек за день, как подсчитали учёные, произносит более 30 тысяч слов, сопровождая их несловесными действиями. Распознание невербального поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. «Считанная» с голоса, интонации, мимики, поз, жестов информация позволяет понять чувства, настроение, переживания, ожидания, намерения общающихся, а также оценить их морально-личностные качества, социальный статус. И всё благодаря тому, что невербальные компоненты коммуникации способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, симптомы и движения. Но при этом нельзя отвлекаться от ситуации, в которой происходит общение, поскольку любой невербальный знак правильно прочитывается именно в реальном времени и в конкретном акте коммуникации.

В психологии обычно выделяют коммуникативные средства невербального общения, которые воспринимаются и понимаются одним из коммуникантов в соответствии с замыслом другого, и информативные средства, которые «читаются» вторым партнером помимо желания первого. Невербальное общение ценно именно тем, что оно, как правило, проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова, часто возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и тональность голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь убедиться в правильности словесного выражения или поставить сказанное под сомнение. Нельзя не согласиться с А. А. Леонтьевым, что «мимика безотчетнее, а потому достовернее».

Словом, знание невербального языка показывает, насколько мы умеем владеть собой; позволяет лучше понимать собеседника, предвидеть реакцию партнёра по общению, а значит помогает правильно организовать коммуникативный процесс для достижения желаемого результата (см. подробнее об этом в работе [Морозов 2011]).

Наши рекомендации