Физическая культура как фактор социального развития человека

Облик современного человека окончательно сформировался около 30 тысяч лет назад и с тех пор Homo sapiens (человек разумный) сделал гигантский шаг в своем развитии. Причина тому – особое положение человека в природе. Среди всех ныне живущих на земле живых существ, а по своей биологической характеристике человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов и семейству гоминид, только он является социальным существом. В отличие от всех других живых существ человек живет не в естественной, а в искусственной среде, которую он сам создает и постоянно изменяет.

Развитие человечества шло не только по пути изменения строения его тела и поведения, но и по пути развития культуры, т.е. создания запаса знаний, которым оно пользовалось сообща и который увеличивает из поколения в поколение. Первоначально знания передавались в форме изготовленных орудий труда, простых видов одежды, жилья и пр., а затем, много позднее, с помощью рисунков, письма. Поэтому, особое положение человека в природе связано не только с биологическими особенностями строения его тела, а и с его социальной сущностью благодаря различным видам деятельности.

Но человеку присущи и все те процессы, которые характеризуют любое живое существо: постоянный обмен веществ с внешней средой; рост и развитие; размножение; наследственность и изменчивость; активное перемещение в пространстве.

Весь путь развития человечества сопровождается познанием самого себя и себе подобных. Необходимость таких знаний обусловила становление и развитие многих естественных и гуманитарных наук, где предметом изучения является человек во всех своих проявлениях: биологии, анатомии, физиологии, биохимии, медицины, психологии, педагогики, философии, социологии и др. Все эти науки являются базовыми для специальных научных дисциплин, изучающих закономерности процесса физического воспитания и дающих знания эффективных средств и методов направленного воздействия на формирование физической культуры личности. Таких, как теория и методика, история, социология физической культуры, лечебная физическая культура, спортивная медицина, биомеханика спорта, спортивная психология и многих других.

Уровень развития физической культуры, ее место в жизни людей всегда зависели и зависят от конкретных форм производства, общественных отношений, политики, состояния науки и культуры в целом. В наше время физическая культура может обеспечить правильно организованную физкультурно-спортивную деятельность человека прямо или косвенно влияющую на его социальный статус в обществе.

Общеизвестно, что социальный статус чрезвычайно важен для каждого из нас, поскольку та или иная позиция в обществе связана с престижем, материальным вознаграждением и способствует созданию комфортных условий жизни. К факторам благополучия жизнедеятельности человека можно отнести:

· Социальные (культура личности, уровень образованности, творчества, профессиональная дееспособность, семейные отношения, жизненный опыт, уровень жизни, содержательный досуг, информированность, общение);

· Психические (психическое и нравственное здоровье);

· Физические (физическое здоровье, устойчивость к факторам риска, физическую привлекательность, гармоничность телосложения, уровень физической подготовленности).

Безусловно, кроме влияния на самого человека физическая культура способствует совершенствованию его общественной деятельности, а, следовательно, оказывает влияние на социальный прогресс общества в целом. В этом качестве физическая культура выполняет целый ряд социальных функций:

1. Образовательная функция состоит в возможности овладевать новыми знаниями, умениями, навыками; стимулировать процесс самовоспитания; творчески реализовывать полученные знания.

2. Воспитательная функция проявляется в неограниченных возможностях формирования и совершенствования таких социально значимых качеств и свойств личности, как прогрессивное мировоззрение, нравственная устойчивость, трудолюбие, умение сотрудничать с людьми, правильно ориентироваться в сложных и непредвиденных ситуациях.

3. Оздоровительная функция проявляется через укрепления здоровья людей, занятых в сфере труда; повышение работоспособности и устойчивости организма к неблагоприятным факторам среды; улучшение самочувствия и настроения; продление творческого долголетия, повышению производительности труда.

4. Социально-политическая функция заключается в формировании, регулировании и совершенствовании общественных отношений через выполнение определенных обязанностей, например, спортивного судьи, капитана команды, физорга и т.п. Выполняя данные обязанности, человек развивает чувство личной ответственности за порученное дело, способность подчинять свои интересы коллективным, умение прислушиваться к критике и т.д.

Таким образом, физическая культура, с одной стороны, является результатом развития общества, а с другой – сама существенный фактор социального прогресса. Причем, чем большая часть общества сделает физическую культуру сферой своих жизненно важных потребностей и интересов, тем весомее будет фактор социального прогресса.

Чтобы четко представлять механизм воздействия двигательной активности на человека, в том, как и при каких условиях происходит развитие его организма и его самого как личности, необходимо разобраться в многоуровневой системе регуляции деятельности человека.

Наши рекомендации