Составляющие коммуникативной ситуации

Компонент коммуникативной ситуации Характеристика компонента
Характеристика участников речевого взаимодействия ♦ Количественная характеристика адресата и характер общения: межличностное, групповое, массовое ♦ Формальные характеристики субъекта речи и адресата (их постоянные и переменные роли) ♦ Виды общения* (официальное или неофициальное) ♦ Эмоционально-волевые отношения между участниками речевого взаимодействия
Внешние обстоятельства речевого взаимодействия ♦ место, время и продолжительность общения ♦ наличие или отсутствие дистанции в общении (контактное или дистантное общение) ♦ приватность или публичность общения
Внутренние факторы речевого взаимодействия ♦ Мотивы и потребности каждого из участников речевого взаимодействия ♦ Коммуникативные установки участников речевого взаимодействия ♦ Коммуникативная стратегия и тактика, избираемые участниками речевого взаимодействия

* Безусловно, виды общения одновременно относятся и к внешним обстоятельствам общения

Рассмотрим составляющие коммуникативной ситуации более подробно.

1. В характеристике участников речевого взаимодействия прежде всего целесообразно учитывать количественную характеристику адресата. С этой точки зрения различают общение:

· межличностное – при соотношении «субъект речи: адресат» равном «1:1», примером чего может служить беседа двух влюблённых или, скажем, собеседование работодателя и соискателя вакансии и др.;

· групповое, или коллективное– при соотношении «1:2 и больше»; типичные ситуации: застольная беседа, обсуждение новой темы на вузовском семинарском занятии и др.;

· массовое – при соотношении «1:100 и больше»; наглядные примеры: вузовская лекция, выступление на многолюдном митинге или, скажем, телевизионное обращение президента страны к согражданам.

В каждом из этих случаев и говорящий, и адресат ведут себя по-разному. Так, в условиях группового и массового общения отдельный человек (индивид), как правило, поддается влиянию «толпы» (например, невольно начинает шуметь на лекциях вместе с другими или, скажем, покупать те же товары, что и остальные).

На особенности речевого поведения оказывают влияние самые разные факторы (социальные, культурные, личностные и др.). Формальные характеристики участников общения принято называть постояннымиипеременными речевыми ролями.

Примеры постоянных речевых ролей: пол, возраст; социальный статус (начальник/ подчиненный, высокий/средний/низкий уровень дохода и пр.); образовательный уровень, в том числе тип речевой культуры; речевая компетентность. Примеры переменных (ситуативных) речевых ролей: пассажир, клиент, гость, посетитель, провожающий, друг и т.д.

Каждая из постоянных или переменных ролей соответствующим образом отражается в речи, предопределяя выбор языковых средств.

Культура речевого поведения предполагает знание стереотипов поведения людей той или иной социальной группы в конкретной ситуации общения. Это позволяет нам предвидеть реакцию собеседника и даже его возможную реплику, а в связи с этим откорректировать свою речь, выбрав нужный способ воздействия. Для соблюдения этических и коммуникативных норм требуется, чтобы участники речевого взаимодействия соответствовали своим ситуативным речевым ролям и тем самым оправдывали ожидания партнеров. Поэтому необходимо выработать такой навык общения, как умение легко переключаться с одной ситуативной роли на другую при изменении условий взаимодействия. К примеру, на службе женщина – это начальник или подчиненный, но в домашней обстановке она должна оставаться женой и матерью. В противном случае возникает коммуникативный барьер, неадекватное, неточное понимание друг друга, неправильная интерпретация слов и поведения собеседника и, как следствие, коммуникативная неудача.

Конкретная ситуация и социальные роли участников коммуникации предопределяют их взаимоотношения между собой. Исходя из этого выделяют следующие видыобщения:

· официальное общение, предполагающее соблюдение всех правил и формальностей, предусмотренных социальными ролями. Примером официального общения может служить защита диплома или диссертации, деловые переговоры, взаимодействие преподавателя и студентов (учеников) на учебном занятии;

· неофициальное,то есть неформальное, частное общение, например, встреча бывших одноклассников или однокурсников, застольная беседа, смс-общение.

В рамках неофициальногообщения иногда выделяют его особую разновидность, которую называют непринуждённым общением. Именно для непринуждённого общения характерна минимальная забота о выборе языковых средств и даже некоторая фамильярность, бесцеремонность. Разумеется, это возможно только в тех случаях, когда между участниками речевого взаимодействия существуют близкие и (или) родственные отношения. Так могут общаться между собой, например, друзья, одноклассники или однокурсники, члены семьи, соседи и т. д.

В любой ситуации (особенно в ситуации неофициального общения) большую роль играют и эмоционально-волевые отношения между участниками речевого акта. Имеет значение, испытывают ли партнеры взаимную симпатию, или же, напротив, недолюбливают друг друга; подвержены ли каким-то страхам перед собеседником (собеседниками), перед предметом речи и пр.

Все перечисленные факторы накладывают отпечаток на выбор способов и средств общения и в конечном итоге определяют его результативность.

2. Внешниеобстоятельства речи – это в первую очередь место, времяипродолжительность речевого взаимодействия. Представим себе такую ситуацию. На учебные занятия студенты-вечерники приходят после работы, уставшие, а занятия длятся более трёх часов. Внимание слушателей ослаблено, а их дискомфортное состояние к тому же иногда усугубляется душной аудиторией с плохой акустикой. Конечно же, эффективность взаимодействия в таких условиях будет низкой.

Следующий фактор – дистанцияв общении, которое может быть контактным (осуществляемым непосредственно, «здесь и сейчас») или дистантным (осуществляемым опосредованно). Контактное общение отличает сиюминутность и гибкость речевого взаимодействия. В этих условиях возможна непосредственная обратная реакция собеседника (ответная реплика или конкретное действие), поэтому важно «чувствовать» аудиторию, направлять и умело корректировать процесс общения. Дистантный вид общения предполагает пространственную (разговор по телефону, общение в чатах) или временную (обмен письмами, документооборот, чтение книг, журналов, газет, объявлений и т. д.) отдаленность. Как мы видим, при дистантном общении широко используются технические средства связи.

Коммуникативную ситуацию характеризуют также

· приватность (осуществление речевого взаимодействия без свидетелей),примером чего являетсяобщение двух коллег без присутствия посторонних, беседа подруг и т. д.; как правило, именно без свидетелей происходит непринуждённое общение;

· публичность (осуществление речевого взаимодействия в присутствии постороннихлиц); типичные ситуации: награждение работников на собрании трудового коллектива, диалог с кондуктором в общественном транспорте и т. д.

3. На эффективность общения влияют коммуникативные установки партнеров, в том числе личная заинтересованность в результате, настроенность на взаимопонимание т. п. Очевидно, например, что речевое поведение человека, вступающего в речевой контакт по собственной инициативе, и того, кто действует по чьему-либо побуждению, просьбе, будет различаться даже при равных прочих обстоятельствах. Но в любом случае этические принципы должны гармонировать с требованиями целесообразности выбора способов, средств и приёмов общения.

Итак, именно целями речевого взаимодействия определяется коммуникативная стратегия общения. Типичными являются стратегические (т. е. главные) коммуникативные цели, отражённые в табл. 6.4.

Таблица 6.4

Наши рекомендации