В 5 классе -2012-2013 учебный год проходил процесс адаптации учащихся к основной школе.

Никакой человек в мире не родится готовым, т.е. вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть нечто иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрерывное формирование.

В.Г.Белинский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, учреждений дополнительного образования детей, средств массовой информации и т. д. В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным " полигоном” радостей и разочарований, успехов и неудач является не только семья, но школа. Убеждена, что, если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни. Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям – это повседневная реальность, "заданный параметр” современной цивилизации. Поэтому необходимы личные усилия, личная ответственность ребенка за свой успех в жизни, который возможен лишь в результате упорного труда. Личность ответственна перед собой в качестве субъекта гражданского общества. Формы самовыражения личности могут быть бесконечно уникальными и многообразными, однако к конечном счете они выступают в качестве внешнего проявления более фундаментальных запросов человеческой психики. Проанализируем базовые потребности человека:

1. Потребность в любви и в чувстве собственного достоинства.

2. Потребность ощущения значимости собственного «Я». Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы. Для большинства детей существует только три места, где они могут научиться следовать этими путями,- это дом, школа и учреждения дополнительного образования детей.

Данная программа создает условия для развития и формирования и раскрытия творческой индивидуальности личности каждого ребенка. Конечный прогнозируемый результат представляет собой сформированную нравственно – целостную личность, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек. Воспитательная система строится с учетом возрастного критерия. При планировании работы учитываются традиционные, муниципальные, региональные, федеральные мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами. Воспитательная система отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Мониторинг результативности отслеживается по определенным критериям. Разработано содержание диагностики « проектного» этапа.

Данная программа рассчитана на 5 лет, при этом возможно внесение корректив. Программа представляет комплекс подпрограмм (называются они программами) по различным направлениям воспитательной работы, нацеленные на решение поставленных задач и содержащие средства их реализации. Педагогические теории, ведущие идеи: наряду с собственными разработками учреждения довольно успешно используются идеи таких видных педагогов, как В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский, И.П. Иванов, А.А. Захаренко:

- педагогика гуманизма;

- педагогика сотрудничества;

- педагогика общей заботы.

ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
- восприятие ценности семьи в своей жизни;
-понимание ценности дружбы со сверстниками;
-авторитет педагога; -ценность природы родного края, ее исторических памятников; -аккуратность;
-доброта;
-честность;
-оптимизм.
- восприятие ценности достоинства человека;
-уважение к женщине, ребенку, старшему поколению;
-уважение к своей Родине;
-тактичность;
-трудолюбие;
-чуткость;
-реализм;
- участие в жизни объединения.
- восприятие ценности человеческой жизни как главной ценности;
-осмысление понятий: честь, долг, ответственность, профессиональная гордость, гражданственность;
-честность;
-целеустремленность;
-социальная активность;
-формирование готовности к жизненному самоопределению.

Особенность воспитательной системы
Даная целевая программа учитывает преемственность от одной возрастной ступени к другой. Воспитанник, постоянно оставаясь в воспитательной среде учреждения, постигает опыт творчества.
Возрастные особенности 12-14 лет
Возрастные особенности: Особенностью подросткового возраста является повышенная потребность в признании, внимании, уважении; боязнь изоляции от сверстников; обострение чувства справедливости.
Задачи
Включить ребенка в совместную сюжетно – ролевую игру и деятельность через сотрудничество. Он будет приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей.
Выявление и эффективное использование резервов развития малышей, ведущей деятельностью для которых является учеба.
Формирование у детей опыта деятельности, развитие творчества, участие ребенка в многообразных увлечениях.
Формировать у учащихся положительное отношение к общественно-полезному труду, уважительному отношению к материальным ценностям.
Формирование навыков санитарно –гигиенической культур ( культуры питания, сна, уход за одеждой, уход за телом).
Умение быть самим собой, осознание своего « Я».
Желание учиться, выполнять правила поведения учащихся.
15-16 лет Возрастные особенности:
Неустойчивая самооценка, возрастающее стремление приобщиться к взрослой жизни; повышенный интерес к самому себе. Основной мотив развития – самоутверждение ,завоевание места в группе.
Задачи
Формирование оптимальной мотивации самоутверждения; помощь подростку в определение своих сил и способностей в профессиональном самоопределении. Формирование понятия о жизненном выборе и его связи с судьбой человека; подготовка к доступному уровню ( по уровню форме) дальнейшему непрерывному образованию. Формирование способности к активному самопроявлению и самовыражению. Формирование эмоционально -положительной « Я –концепции» и отношения к окружающим. Сформировать способность к самодиагностике состояния здоровья, устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни. Умение ставить цель и достигать ее; умение верить в собственные силы, становление самостоятельной практической личности, подготовка к семейной жизни.
Ожидаемые результаты
формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое в жизни и искусстве; формирование нравственных и деловых качеств; гражданская сознательность; укрепление здоровья; трудовая активность; формирование нравственно – целостной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек.

Методы и формы

Направление воспитательной системы
Формы работы
1.Интеллектуальное - -классные часы, - олимпиады, - конференции, - библиотечные часы, - интеллектуальные игры, - учебная деятельность.
2.Валеологическое-физкульминутки; - беседы.
3.Гражданско-патриотическое, правовое, нравственное - тестирование; - анкетирование; - диспуты; - дискуссии; - беседы; - встречи с интересными людьми.
4.Экологическое- экологические праздники; - беседы; - экологических конкурсах и мероприятий; -походы.
5. Трудовое - профориентационное- анкетирование; - тестирование; - беседы; - экскурсии; - встречи с интересными детьми
6.Художественно-эстетическое-выставки; -беседы; - конкурсы; -мастер – класс.
7. «Досуг» -праздники; -конкурсы; -дискотеки.
8.Работа с родителями- анкетирование; - психолог- педагогическое просвещение; - родительские собрания; - индивидуальные консультации; -участие в мероприятиях.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наши рекомендации