Сущность и особенности обучения в физическом воспитании.

Воспитание является одним из важнейших элементов педагоги­ческого процесса. Общая социальная функция воспитания состоит в освоении опыта предшествующих поколений, знаний, умений, норм, образцов поведения и т.д. Конкретная же социальная функция воспитания в том или ином сообществе изменяется в ходе истории и определяется соответствующими условиями жизни общества, характером общественных отношений, культурой, ценностными ориентациями.

Воспитание предполагает не только формирование личности, но и создание условий для развития индивидуальности. Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первое из них — обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, т. е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным отношение личности к данной деятельности. Второе условие — самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление ребенку возможности более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Воспитание — это целенаправленный процесс формиро­вания личности с помощью специально организованных воз­действий в соответствии с определенным социально-педагоги­ческим идеалом.

Воспитание как основной элемент педагогического про­цесса включает в себя четыре существенных признака:

1)целенаправленность воздействия;

2)социальную направленность этого воздействия в виде наличия образца, социально-культурные ориентиры, идеалы, а также соответствие процесса-воспитания социально-куль­турным ценностям как достижениям исторического развития человечества;

3)наличие определенной системы организуемых воспита­тельных воздействий и влияний;

4)освоение человеком социального опыта и развитие его личности и индивидуальности.

В чем же заключаются основные особенности воспита­тельного процесса? Какова его специфика, его качественное сво­еобразие?

Прежде всего, следует иметь в виду, что процесс воспита­ния — это многофакторный процесс. Он осуществляется не толь­ко в школе, но и в семье, во внешкольных учреждениях. Воспита­тельное воздействие педагогов дополняется разнообразной вос­питательной деятельностью различных организаций. Серьёзное влияние на формирование сознания и поведения учащихся, на развитие их чувств оказывают литература и искусство, радио и телевидение, кино и театр. Поток воспитательных воздействий на личность значительно расширяется. Процесс воспитания ста­новится более многоплановым, многофакторным. Его нельзя ог­раничивать лишь рамками уроков, рамками школы. Успех вос­питания зависит не от одного какого-либо источника влияний, а от многих факторов и влияний. Многофакторность процесса воспитания, расширение сферы воспитательных воздействий позволяют использовать различные резервы и возможности для формирования личности. Вместе с тем это значительно затруд­няет воспитательный процесс. Подвергаясь множеству разнооб­разных влияний, воспитанники накапливают не только положи­тельный, но иногда и отрицательный опыт4

физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:

1) метод непосредственной наглядности;

2) методы опосредованной наглядности;

3) методы направленного прочувствования двигательного действия;

4) методы срочной информации. Рассмотрим основные особенности этих методов.

Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия. Непосредственный показ движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание.

При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений, повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.

Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муляжей и др.

Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.

С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.

Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.

Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры двигательного действия.

Муляжи позволяют преподавателю продемонстрировать занимающимся особенности техники двигательного действия.

Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:

1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия;

2) выполнение упражнений в замедленном темпе;

3) фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия;

4) использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.

Методы срочной информации. Предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных технических устройств срочной и преламинарной информации после или по ходу выполнения двигательных действий соответственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров. Так, например, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства, оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки.

Компьютер доказывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображается на дисплее.

В заключение следует отметить, что, готовясь к занятию и выбирая оптимальные для того или иного этапа методы, преподаватель должен предусматривать, какова должна быть их структура, чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию

конец, физическое воспитание включает в себя развитие у учащихся физических способностей и стремления, к занятиям различными видами физкультуры и спорта.
Все эти содержательные компоненты физического воспитания находят свою конкретизацию в санитарно-гигиеническом режиме школы, в программах учебных занятий по физической культуре, а также в организации спортивно-массовой работы с учащимися во внеурочное время. Содержание и вся работа по физическому воспитанию в школе должна направляться в конечном итоге на «гармоничное развитие форм и функций организма человека.., всестороннее совершенствование физических способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия... людей.., воспитание моральных, волевых и эстетических качеств личности.., содействие развитию интеллекта» .

42. Двигательные умения и навыки. Методы самостоятельного освоения двигательных умений .В теории физического воспитания двигательное умение определяется как степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи. Основой двигательного умения является творческий поиск, сравнение, оценка способов выполнения движений, соединение их в целостное двигательное действие. Двигательное умение постепенно переходит в навык.

Двигательный навык - это степень владения техникой действия, при котором управление движениями осуществляется автоматизированно и действия отличаются высокой надежностью. Формирование двигательного навыка представляет собой процесс образования динамического стереотипа при взаимодействии первой и второй сигнальных систем с преобладающим значением второй сигнальной системы. Характерными особенностями двигательного навыка являются; автоматизированный характер как некоторых операций, так и действия целиком; высокая быстрота действия; стабильность итогов действия; надежность и прочность - навык не исчезает даже при продолжительных перерывах.

Наряду с формированием двигательных умений и навыков, развитие физических качеств является одной из сторон физического воспитания. Физические качества связаны с морфофункциональными, психофизическими и биологическими особенностями организма ребенка. Воспитание физических качеств в единстве с обучением детей двигательным навыкам оказывает влияние на их совершенствование, оздоровление всего организма, дети быстрее усваивают новое, проявляют творческую самостоятельность. Развитие основных физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, сила, гибкость) происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Этим и обусловлена актуальность исследуемой темы.

Объект исследования - двигательные навыки школьников.

Предмет изучения - характеристика и закономерности развития двигательного навыка.

Цель исследования - дать педагогическую характеристику двигательному навыку и выявить закономерности его развития.

Задачи исследования:

1) охарактеризовать двигательный навык;

2) определить основные закономерности развития двигательного навыка на основе анализа литературных источников;

3) провести экспериментальное исследование степени развития двигательных навыков у школьников;

4) проанализировать результаты исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе анализа научной и методической литературы обобщены и систематизированы данные, характеризующие и определяющие особенности двигательных навыков.

Практическая значимость исследования заключается в предпринятой попытке выявить особенности развития двигательных навыков у школьников.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, опрос учителей физической культуры, педагогическое тестирование, метод экспертной оценки, методы математической обработки.

Процесс формирования двигательного навыка имеет следующие закономерности:

1) образование двигательного навыка носит прогрессивно-поступательный характер (другими словами, формирование навыка всегда имеет тенденцию к росту);

2) рост результатов в процессе формирования навыка неравномерен: в начале усвоения спортивного навыка результаты растут быстро, а затем постепенно их рост замедляется;

3) результаты растут скачкообразно - со взлетами и спадами;

4) на стадии совершенствования навыка возникает стойкая стабилизация результатов, хотя на отдельных этапах его формирования возникает задержка в росте результатов. Это объясняется тем, что применяемые приемы совершенствования уже не обеспечивают дальнейшего развития техники. В этих случаях необходимо вносить рациональные изменения в методику тренировки.

2. Применение целенаправленных средств и методов развития двигательных умений и качеств помогает добиться стабильности и автоматизма двигательного действия. Для достижения наилучшего эффекта развития двигательных навыков целесообразно в течение учебного года планировать уроки с преимущественной направленностью на развитие двигательных навыков. Это положительно влияет как на общую физическую подготовку, так и на усвоение техники.

3. Результаты статистической обработки данных дают право на заключение о положительном влиянии упражнений на развитие двигательного навыка, хотя для каждого навыка существуют свои временные промежутки.

Применение на практике системы "предметных" уроков, выстроенных с учетом возможностей переноса навыков между разучиваемыми двигательными актами, безусловно, позволит оптимизировать процесс обучения упражнениям с предметами в целом. Эффективная подготовка исключит в последующем возможность быстрого освоения разнообразных упражнений, относящихся к разным структурным группам.

4. Целесообразно использовать на занятиях ряд методических приемов:

- зрительных "бесконтактных" и слуховых ориентиров с целью координации усилий ребенка в нужном направлении;

- оценочных и образных суждений, замечаний, физической помощи учителя с целью коррекции движения и др.

Наши рекомендации