Многосторонние переговоры: проблема структуризации, формирования процедуры.

1. Определение и виды многосторонних переговоров

2. Структуризация многосторонних переговоров

3. Формирование процедуры

Переговоры могут быть двусторонними и многосторонними. Многосторонние проводятся тогда, когда за столом одновременно собираются несколько участников с различными позициями, принадлежащих скорее к сфере политики, хотя это и не обязательно.
Каждый из участников многосторонних переговоров по самому широкому кругу проблем имеет специфические интересы, позиции, поэтому здесь найти взаимоприемлемое решение оказывается сложно. При ведении многосторонних переговоров ставится вопрос о том, какой принцип должен быть положен в основу принимаемого решения. На переговорах, в том числе и многосторонних, обычно действует принцип консенсуса, предполагающего согласие всех участников. Достичь консенсуса сложнее на многосторонних, чем на двусторонних переговорах: достаточно возражения хоть одной стороны – и предложение отклоняется. Поэтому часто многосторонние переговоры требуют более длительной работы по согласованию точек зрения и подходов к решению.

Многосторонние переговоры во все большей степени приобретают значение основного метода регулирования международных отношений на глобальном и региональном уровнях. Они несут в себе так много специфики, что имеются основания рассматривать их как особую область переговорного мастерства. Многосторонние переговоры подразделяют на два вида: сессионные переговоры в рамках существующих международных организаций и несессионные переговоры, то есть переговоры, организуемые по инициативе одного или нескольких государств, по вопросам, имеющим самостоятельное, специальное значение для государств, участвующих в таких переговорах.

Многосторонние переговоры несессионного характера часто проводятся в нейтральных странах. Пример - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе: его первый этап состоялся в Финляндии, второй - в Швейцарии, третий, заключительный, - снова в Финляндии.

Однако бывают и иные решения: Конференция по ближневосточному урегулированию 1991 года была проведена в Мадриде, хотя Испания не была нейтральной страной.

Многосторонние переговоры сессионного характера, как правило, проводятся в штаб-квартирах соответствующих организаций. Так, Генеральная Ассамблея ООН собирается в Центральных учреждениях этой организации в Нью-Йорке, за исключением тех случаев, когда по решению Генеральной Ассамблеи или по требованию большинства членов Организации ее сессии созываются в другом месте. Заседания Совета Безопасности обычно проводятся в месте пребывания ООН, однако может быть принято и иное решение. Заседания Совета глав государств, Совета глав правительств и Совета министров иностранных дел СНГ проводятся, как правило, в городе Минске или, по договоренности, в одном из других городов государств -участников Содружества, а заседания Экономического совета -как правило, в Москве.

Организационная структура многосторонних переговоров сложнее, чем у двусторонних. Параллельно работает несколько комиссий, комитетов, рабочих органов. Организационные вопросы занимают много времени. В связи со сложной структурой многосторонних переговоров особое значение приобретает подготовительная стадия переговоров. Обычно она занимает больше времени и требует серьезных согласований. Нередко создаются специальные подготовительные органы, задачей которых как раз и является решение всех этих проблем. Многосторонние переговоры требуют особого внимания к выработке правил их проведения. Проблемы: кто примет участие в переговорах, согласование повестки дня, выбор места и времени.

Формирование процедуры.Для нормального хода переговоров имеет их организация, то есть создание таких условий и договоренность о таких правилах их проведения, которые позволяли бы участникам переговоров концентрировать внимание на сути, не отвлекаясь на второстепенные вопросы. Организация многосторонних переговоров – сложный процесс. Чтобы осознать это, достаточно обратиться хотя бы к тому факту, что в 2005 году в Организацию Объединенных Наций - главный переговорный форум международного сообщества - входило 191 государство. Огромное значение в связи с этим приобретает выработка организационных норм, технологии проведения многостороннего форума, его правил процедуры. В этих нормах определяются формы участия в нем государств-членов, языки, которые будут использоваться в его работе, председательство, структура форума, организация заседаний, порядок принятия решений, административные и бюджетные вопросы и многое другое, призванное придать работе форума организованный характер.

Соблюдение правил процедуры - непреложное требование ко всем участникам форума. К тому же, знание правил процедуры, умение пользоваться заложенными в них возможностями помогают продвижению позиций участников переговоров, поиску договоренностей. Возникающие в ходе многосторонних переговоров дискуссии, а порой и настоящие состязания по процедурным вопросам зачастую представляют собой форму борьбы по существу проблем, стоящих в повестке дня форума, в связи с чем их исход может иметь политические последствия.

Многосторонние переговоры требуют особого внимания к выработке правил их проведения. На многосторонних переговорах много проблем возникает, как правило, в связи с составлением и редактированием текстов итоговых документов.

Если на двусторонних переговорах главы делегаций сами ведут и направляют дискуссию, то на многосторонних переговорах нужен председатель. Он придает упорядоченность дискуссии.
Итоги успешно завершенных переговоров, как правило, оформляются письменно. Названия итоговых документов, их формы весьма разнообразны. Они зависят от количества участников, от важности взятых ими обязательств, от содержания обязательств и т.д. Все международные договоренности можно разделить на две основные категории: договоренности, носящие международно-правовой характер, и договоренности политического характера. Договоренности первой категории в большинстве случаев оформляются в виде договоров, соглашений или конвенций, но их могут называть пактами, особенно когда речь идет о более чем двух участниках, декларациями (подписными) или давать им иные наименования. Главная отличительная характеристика таких документов в том, что они проходят через ратификацию - внутригосударственную процедуру их одобрения высшим законо­дательным органом страны.

Договоренности не обязательно должны оформляться письменно. Они могут быть и устными. Устные договоренности называют джентльменскими соглашениями. Переговоры не всегда приводят к достижению договоренности. В таких случаях каждая из участвовавших в них сторон дает собственную оценку их хода и причин, не позволивших привести переговоры к успешному завершению.

Коалиции на переговорах.

Коали́ция (от лат. coalitio — союз) — добровольное объединение нескольких лиц (групп лиц) (например: государств, организаций, политических партий) для достижения определённой цели.

В отличие от некоторых других типов объединений, каждый из участников коалиции сохраняет самостоятельность в делах, не связанных с целью коалиции. После достижения цели коалиция может распасться.

Коллективное ведение переговоров в рамках коалиций или региональных групп является ключевым механизмом для получения необходимых результатов в многосторонних переговорах. Членство в одной или нескольких коалициях может облегчить решение проблем и помочь справиться с трудностями, с которыми страны сталкиваются а также расширить их возможности влиять на повестку дня и результаты переговоров.

Во-первых, экономический и политический вес группы стран всегда больше, чем индивидуально у каждой страны в отдельности.

Во-вторых, коалиции могут помочь странам(организациям) в формулировании переговорных позиций и предложений в тех областях, где в силу ограниченности ресурсов их понимание соответствующих проблем недостаточно глубоко. За счет обмена информацией может быть получен доступ к более широкому спектру источников информации (в т.ч. дипломатических). Через назначение общих делегатов от переговорных коалиций интересы конкретных стран могут быть представлены сразу на нескольких площадках.

В-третьих, через участие в коалициях страна может также расширить перспективы представительства, на которых принимаются важные решения. Ранее на закрытые консультации приглашали лишь избранные развивающиеся страны на индивидуальной основе. С расширением роли коалиций состав вырос, что содействует более прозрачному, легитимному и комплексному процессу консультаций.

В-четвертых, присоединение к той или иной коалиции позволяет стране убедиться, что ее интересы услышаны и восприняты этой коалицией. При этом участие в большинстве коалиций не связано с обязательством членов группы придерживаться точки зрения группы (даже если представитель члена группы выразил согласие с такой точкой зрения).

В-пятых, рост роли коалиций может помочь сближению точек зрения членов за счет взаимного обмена мнениями и выработки компромиссов.

Основные типы коалиций

Существуют следующие основные виды переговорных группировок:

коалиции по тематическому принципу, или тематические группировки (например, Кернская группа, G20, НAMA-11);

группировки по географическому (региональному) принципу. Например, Африканская группа, Группа стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ);

коалиции стран со сходными характеристиками, или группы единомышленников (группы стран с аналогичным уровнем развития или веса в мировой торговле). Например, наименее развитые страны (НРС), малые уязвимые экономики (SVE) (табл. 1).

12.Переговоры в структуре внешнеполитических инструментов.

Главная функция любых переговоров – совместное обсуждение и совместное решение спорных проблем путем принятия договоренностей (соглашений). Так как переговоры обычно – один из инструментов для реализации внешнеполитической стратегии государства, то наряду с главной функцией они могут выполнять и другие функции, выбор и сочетание которых зависят от целей, которые ставят перед собой участники переговоров.
Большинство исследователей выделяет следующие основные функции переговоров:
• информационно-коммуникативную;
• регуляционную;
• пропагандистскую;
• функция решения собственных внутриполитических и внешнеполитических задач;
• координации действий на международной арене.
Информационная функция заключается в том, чтобы выяснить точку зрения на ту или иную проблему другой стороны, дать информацию о своих интересах и проблемах.
Задача коммуникативной функции – налаживание каналов связи, обмен точками зрения.

Информационная и коммуникативная функция часто переплетаются, реализуются одновременно, что и позволяет формулировать их как единую информационно-коммуникативную функцию.

Смысл регуляционной функции – осуществление регуляции и контроля действий участников переговоров. Эта функция чаще всего реализуется на стадии проверки выполнения достигнутых договоренностей. Пропагандистская функция заключается в воздействии на общественное мнение, формировании общественного мнения с целью разъяснения своей позиции, оправдания своих действий или бездействия в той или иной ситуации, привлечения союзников или обвинения другой стороны.На практике любые переговоры многофункциональны, в ходе одних переговоров могут реализоваться и реализуются обычно несколько функций одновременно

Наши рекомендации