КонецформыначалоформыО некоторых проблемах формирования внутреннего мира журналиста

В развитие разговора о методологических основах изучения внутреннего мира журналиста, необходимо хотя бы несколько слов сказать о проблеме его формирования. Речь идет о процессе перехода журналиста от одного состояния (незрелости) к другому состоянию (которое по каким–то критериям считается состоянием зрелости). Как правило, в качестве критерия зрелости, то есть сформированности личности, выступает самостоятельность, ответственность в принятии решений, переход от ограниченного числа используемых способов жизнедеятельности к богатому поведенческому репертуару.
Так понимаемый процесс формирования внутреннего мира реализуется в виде совокупности определенных этапов (эпох, периодов, фаз, циклов и т.п.), каждый из которых делится на более мелкие единицы процесса жизни. Иногда эти этапы формирования личности связывают с определенными возрастными границами.
В соответствии с общим критерием зрелости психологическая зрелость журналиста связана с умением подавлять некоторые из своих побуждений, отказываться от немедленной реализации некоторых желаний во имя достижения в будущем более фундаментальных целей.
Существенным элементом психологической зрелости является адекватное самоотражение, т.е. реалистическая оценка своих способностей и сил (а также внешности, черт характера, моральных качеств и др.) Однако формирование личности журналиста связано не только с овладением собственной сферой и адекватной самооценкой, но и с активным использованием многообразных устойчивых "Я".38 Что касается становления журналиста как профессионала, то необходимо ясно сформулировать тезис о том, что в конечном счете становление профессионала есть составная часть, а в ряде случаев и сердцевина процесса становления личности. Одно от другого неотделимо. Чтобы быть полноценной личностью, необходимо профессионально владеть одним или несколькими видами деятельности.
Более того, уровень личностности самым непосредственным образом связан с уровнем профессионализма. Следует также учитывать то обстоятельство, что процесс формирования профессионала сочетает два процесса. С одной стороны, журналист все более полно включается в систему отношений профессионального сообщества, его связи с членами этого сообщества расширяются и углубляются, и только благодаря этому журналист овладевает профессиональным опытом, присваивает его, делает своим достоянием.
Эта сторона развития журналиста может быть обозначена как профессионализация.
С другой стороны, приобщаясь к различным сторонам жизни профессионального сообщества, журналист приобретает все большую самостоятельность, относительную автономность, начинает сознательно организовывать свое профессиональное бытие и свое профессиональное развитие, то есть становится творческой индивидуальностью. Эта сторона может быть обозначена как индивидуализация.
Говоря о соотношении общепрофессионального и индивидуального опыта, следует указать на то, что индивидуальный комплекс профессиональных норм формируется и развивается в неразрывной связи с общепрофессиональной культурой. Однако, подчеркивая роль общепрофессионального сознания в формировании индивидуального профессионализма, следует указать, что это взаимодействие осуществляется не просто через "духовный контакт", а через непосредственную практическую деятельность журналиста.
Журналист овладевает профессиональным опытом, практически включаясь в систему деятельности и систему отношений данной профессиональной группы. Общая позиция здесь такая: журналист овладевает тем, что создано профессиональным сообществом через деятельность и в процессе деятельности.
Если индивид начинает профессионально заниматься журналистской деятельностью, то рано или поздно его внутренний мир перестраивается таким образом, чтобы способствовать наиболее эффективному осуществлению этой деятельности. В ходе этой перестройки индивид осваивает характерные для журналистики способы логико–понятийной обработки информации, эмоционально–ценностные ориентиры, задающие тип эмоционального переживания тех или иных фактов и их идеологической, политической оценки, способы специфически журналистского видения действительности. В ходе этой перестройки постепенно меняются направленность внимания, характер запоминаемых явлений – ничто в сознании индивида не остается безучастным к осуществляемой им журналистской деятельности. Но даже в том случае, если занятия журналистикой являются для человека побочной деятельностью, все равно в его сознании возникают специфические структуры, способствующие эффективному выполнению именно этой деятельности.
Карл Левитин, сотрудник журнала "Знание – сила", так рассказывал об изменениях, происходивших в его сознании после того, как он сменил профессию инженера–энергетика на профессию журналиста. "Оказалось, что поменять логарифмическую линейку на стило значило довольно скоро изменить и взгляды... Не то, чтобы я вдруг поумнел, просто стал смотреть на вещи с другой колокольни. Наивные восторги и заблуждения, простительные увлекающемуся исследователю, слишком большая роскошь для научного журналиста, обязанного видеть и дальше, и шире, и беспристрастнее. Я утерял право на беззаветную, слепую приверженность той или иной точке зрения в науке, мои глаза и уши вынужденно открылись для иных взглядов и соображений. Редакционная жизнь, бросающаяся человека то на одно, то на другое научное мероприятие, расширяет кругозор и приучает к мысли, что даже академикам свойственно ошибаться".39 Но при этом следует отдавать себе ясный отчет в том, что профессиональная среда является носителем не однородного профессионального опыта, а многообразных противоречивых тенденций.
Как показали исследования психологов, процесс овладения профессиональной деятельностью не является аддитивным в том смысле, что сначала осваиваются какие–то одни элементы, затем другие и т.д. Деятельность как бы закладывается вся целиком в единстве всех своих компонентов, но в неразвитом виде. И в дальнейшем ее составляющие развиваются неравномерно. При этом развитие каждой из составляющих происходит не до максимального, а до определенного оптимального, достаточного уровня, обеспечивающего нормальное функционирование всех остальных составляющих.
В этом плане очень важной представляется идея известных кибернетиков И.М.Гельфанда и М.Л.Цейтлина, которые показали, что в любой деятельности можно выделить две группы переменных, определяющих ее течение: существенные и несущественные. К существенным переменным относятся все заданные извне требования, к несущественным – те показатели деятельности, которые специально не задаются, а выбираются по усмотрению работников. Доказано, что первоначально, при вхождении в профессию, наибольшую трудность представляет выдерживание в заданных пределах всех существенных переменных. Затем, по мере овладения деятельностью, вырабатываются необходимые навыки, обеспечивающие эффективное, экономное и не вызывающее каких–либо затруднений (а следовательно, в эмоциональном плане нейтральное) выполнение необходимых действий. Тот уровень достижений, который воспринимался прежде как успех, теперь становится обычным, не вызывающим волнений и радостей, которыми сопровождался процесс обучения.
На этой стадии начинающий журналист вдруг замечает, что свои задачи он может решать иначе, чем прежде, варьируя несущественными переменными. Другими словами, после того, как индивид освоил профессию и почувствовал себя ее хозяином, он может стать на путь преднамеренного усложнения деятельности, чтобы сделать ее эмоционально более привлекательной. Это будет внесение в трудовую деятельность элементов игровой. Однако, встав на путь преднамеренного усложнения несущественных переменных, индивид рано или поздно теряет интерес к подобного рода "забавам". В таких случаях возникает новый вариант усложнения деятельности – усложнение существенных переменных, в том числе включение в число обязательных для себя существенных переменных таких, которые другим работникам не под силу. Этот путь, требующий значительно большей настойчивости, нежели первый, и удовлетворения приносит значительно больше.
Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть в контексте поставленной в этом разделе проблемы, связан с условиями и факторами формирования внутреннего мира личности журналиста. К числу основных можно отнести следующие: 1) социально–экономические факторы (уровень развития общества; непосредственные социально–экономические и материально–бытовые условия жизни и деятельности журналиста); 2) социально–политические факторы (характер межклассовых, межнациональных отношений в государстве; характер государственной власти и уровень развития демократии; характер межгосударственных отношений); 3) духовные факторы (вся история духовной культуры общества; уровень развития и характер общественного сознания в единстве его идеологических и общественно–психологических компонентов; уровень развития и характер профессионального сознания журналистской творческой среды).
Перечисленные выше и не зависящие от индивида факторы оказывают как опосредованное, так и непосредственное воздействие на внутренний мир журналиста.
Особое значение для становления и развития внутреннего мира журналиста имеет его профессиональная среда. Очевидно, что во взаимоотношениях профессионала и его среды отражается и преломляется общая закономерность, согласно которой в условиях, когда профессиональная среда воспринимается индивидом как нечто неотделимое от него, ее влияние чрезвычайно велико. В иных условиях индивид может поставить себя в оппозицию к профессиональной среде, и тогда формирование профессионала становится в основном делом его рук.
Говоря о среде (социальной или профессиональной), необходимо сделать следующее уточнение. Среда выступает не как нечто противостоящее индивиду, а как естественная система общественных (и профессиональных) отношений, в которых индивид существует и развивается и вне которых он просто немыслим. Другое важное положение связано с тем, что взаимодействие среды и личности осуществляется через деятельность и общение. Деятельность и общение – это те "ворота", через которые внутрь личности проникают общественные отношения. Поэтому влияние среды на процесс формирования журналиста как личности и профессионала определяется тем, как организованы его деятельность и его общение.
Говоря об организации деятельности, следует иметь в виду не просто рациональность операциональной структуры производимых журналистом действий, а такую организацию, при которой выполнение личностью определенных профессиональных действий раскрывало бы перед журналистом перспективы его развития в системе общественных отношений. Поэтому, когда речь идет об овладении профессией, то необходимо думать не только о профессиональных знаниях, навыках и умениях, но и о том, чтобы раскрыть начинающему журналисту его перспективы в системе общественных отношений, обеспечиваемые данной профессией.
В процессе деятельности, приобщающей журналиста к системе общественных отношений, раскрывающей перспективы его движения в этой системе, формируются и соответствующие субъективные отношения. Только при этом условии деятельность становится эффективным средством развития личности журналиста. Поэтому правильно понять развитие внутреннего мира журналиста можно только рассматривая его деятельностное движение в системе развивающихся общественных отношений. Приобщение журналиста к новым общественным отношениям и все более полное практическое овладение ими приводит к тому, что его внутренний мир становится все более дифференцированным, формируются политические, гражданские, эстетические, этические, идеологические и другие принципы и воззрения. Иными словами, журналист, приобщаясь к различным формам общественного сознания, присваивает их (в гегелевском понимании этого понятия).
Огромную роль в развитии журналиста как личности и профессионала играет общение. Именно в процессе общения – прямого или косвенного, непосредственного или опосредованного – складываются те или иные взаимоотношения журналиста с другими людьми.
Именно в этих процессах оформляются такие его свойства, как общительность и замкнутость, коллективизм и эгоизм и другие.
Процесс общения в значительно большей мере, чем любая предметная деятельность, детерминирует развитие и изменение модальности, интенсивности, широты, устойчивости и всех других измерений субъективных отношений журналиста.
Включаясь в процессах деятельности и общения в разные человеческие общности различного масштаба, журналист приобщается к совокупным и коллективным субъектам разного уровня. С каждым его действительным шагом в системе общественных и профессиональных отношений развивается содержание внутреннего мира и все его основные характеристики.
Каждый журналист проходит свой уникальный путь развития, что, естественно, определяет и уникальность ее индивидуальности.
Причем, под индивидуальностью следует понимать не просто отличимость одного журналиста от другого по тому или иному признаку, а именно уникальность, мера которой определяет ценность журналиста и в пределах профессиональной среды и в рамках общества.
Индивидуальность, таким образом, это характеристика не только своеобразия, но и высшего уровня развития журналиста.
Объективные факторы формирования внутреннего мира журналиста действуют, в общем и целом, как стихийные силы, прокладывающие себе дорогу через массу случайностей. Однако совершенно очевидно, что внутренний мир журналиста не является автоматическим следствием объективных факторов. В определенной мере (правда, в значительно меньшей, чем это обыкновенно думают) на него оказывается сознательное, целенаправленное воздействие со стороны различных социальных институтов и организаций.
Особый интерес в этой системе вызывает процесс профессиональной подготовки, то есть целенаправленного, сознательного, систематического воздействия профессионального сообщества на журналиста с целью формирования у него определенных личностных качеств, мировоззрения, черт характера, уровня интеллектуального, нравственного, этического, физического, профессионального развития, соответствующего уровню развития журналистики как вида деятельности. Процесс профессиональной подготовки осуществляется через систему специальных институтов, учреждений, средств профессиональной коммуникации.
Наконец, следует учесть и такой фактор профессионального и личностного становления как самосовершенствование журналиста.
Принципиально важным в этом плане является тезис, согласно которому выступающее в качестве фактора формирования личности самосовершенствование не может быть понято как простая функция внешнего воздействия или только как результат чистого волеизъявления индивида. Оно есть общая результирующая по крайне мере трех взаимодействующих процессов: внешнего влияния (источником которого является сама жизнь, профессиональная среда); целенаправленного влияния со стороны институтов профессиональной подготовки; деятельности самого человека (выступающего одновременно как бы в двух ипостасях: объекта и субъекта совершенствования).40 Подводя итог, необходимо выделить следующие основные принципы формирования внутреннего мира журналистов:
1) принцип единства и противоречивости различных сторон и компонентов внутреннего мира и необходимость их гармонического развития;
2) принцип единства и противоречивости объективных и субъективных факторов формирования внутреннего мира журналиста;
3) принцип единства и противоречивости общесоциального и профессионального формирования деятельности журналиста и его внутреннего мира.





Наши рекомендации