Тема: «роль народной педагогики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СУФИЕВОЙ ЗУЛЬФИРЫ ИРЕКОВНЫ
ВОСПИТАТЕЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ № 5 МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 76»
ТЕМА: «РОЛЬ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»
2016 ГОД
СОДЕРЖАНИЕ
1.Целевой раздел |
1.1.Пояснительная записка |
1.1.1.Цели изадачи программы |
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы |
1.2. Планируемые результаты |
1.3.Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы |
1.4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе |
Общие сведения о педагоге |
2.Содержательный раздел |
2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях |
2.1.1.Дошкольный возраст Социально-коммуникативное развитие |
Познавательное развитие |
Речевое развитие |
Художественно-эстетическое развитие |
Физическое развитие |
2.2. Национально-региональный компонент |
2.2.1 Формы организации работы |
2.2.2 В содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей вводится национально-региональный компонент |
2.3. Взаимодействие с семьями дошкольников |
2.4. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
3. Организационный раздел |
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка |
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды |
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы |
3.4. Планирование образовательной деятельности |
3.5. Режим дня и распорядок |
3.6. Перечень нормативных и нормативно-методических документов |
3.7. Перечень литературных источников |
Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
« Детский сад № 76 общеразвивающего вида № 76»
Сроки реализации программы: 2016-2017 учебный год
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Дата открытия: 22 октября 1989 года
Адрес: 423570, город Нижнекамск, улица Баки Урманче,26
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 76» функционирует на основе устава, зарегистрированного в инспекции ФНС РФ по городу Нижнекамск, утвержденным постановлением руководителя исполнительного комитета от 15.07.2011 года № 833, лицензии А №264167, регистрационный номер № 2322 от 22.10.2007 г. на право осуществления образовательной деятельности по заявленным основным и дополнительным общеобразовательным программам и лицензии ФС № 16-01-000693 от 17.08.2010 на осуществление медицинской деятельности.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 76» прошло государственную аккредитацию 29.02.2008 года (Свидетельство АА№ 106989), соответствует II категории - детский сад общеразвивающего вида № 76.
Группа обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей от 2-х до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Деятельность в группе направлена на обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребенка по физическому, социально-коммуникативному, художественно - эстетическому, речевому, познавательному развитию. Воспитательно-образовательная работа построена на основе медико-психолого-педагогической диагностики с учетом склонностей и способностей детей с целью обеспечения их максимальной самореализации.
Цели и задачи Программы
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Решая одну из важных задач по разработке своей основной образовательной программы, Организации смогут выбрать и использовать в своей работе образовательные программы (см. п. 24 «Перечень литературных источников»), а также подобрать необходимые для ее конструирования и реализации методические и научно-практические материалы, соответствующие Стандарту.
Планируемые результаты
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.
В соответствии с периодизацией психического развития ребенка, принятой в культурно исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста детства: младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от 1 года до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Общие сведения о педагоге
Суфиева Зульфира Ирековна,6 сентября 1973 года рождения
Образование:
высшее, «Набережночелнинский институт социально – педагогических технологий и ресурсов», по специальности « Дошкольная педагогика и психология», квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии », диплом К № 98111 , от 29.11.2013 года.
Общий стаж: 22 лет, педагогический стаж – 14 лет, в данном учреждении - 12 лет.
Квалификационная категория:I квалификационная категория
Повышение квалификации:Удостоверение о повышении квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС ДО», в объеме 72 часов, в Елабужском институте ( филиале) К( П)ФУ.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
Дошкольный возраст
Закаливание детей 6-7 лет
Форма закаливания | Закаливающее воздействие | Длительность (мин. в день) |
Утренняя гимнастика (в теплую погоду – на улице) | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями | 10 - 12 |
Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении | Воздушная ванна | Индивидуально |
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности(в помещении) | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями; босохождение с использованием ребристой доски, массажных ковриков, каната и т.п. | до 30 |
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности(на улице) | Сочетание свето-воздушной ванны с физическими упражнениями | до 30 |
Прогулка в первой и второй половине дня | Сочетание свето-воздушной ванны с физическими упражнениями | 2 раза в день по 2 часа |
с учетом погодных условий | ||
Дневной сон без маек | Воздушная ванна с учетом сезона года, региональных климатических особенностей и индивидуальных особенностей ребенка | В соответствии с действующими СанПиН |
Физические упражнения после дневного сна | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями (контрастная воздушная ванна) |
Подготовительная группа.
(от 6 до 7 лет)
Задачи воспитания и обучения:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, к родному языку; желание разговаривать па родном языке.
Продолжать знакомить детей с музыкой, живописью, литературой, искусством народов Поволжья (Россия, Татарстан, Чувашия, Башкортостан, Удмуртия, Марий Эль, Мордовия)
Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК) | ||
Физическая культура | Усовершенствование знаний детей об организме человека, через устное народное творчество. Формирование и расширение знаний детей о пользе лекарственных растений своего края в сохранении и укреплении собственного здоровья. Продолжение формирований умений и опыта здоровьесберегающих действий во время проведения досугов и национальных праздников. Ознакомление с мордовскими, марийскими и удмуртскими подвижными народными играми. Продолжение учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; находить, придумывать разные варианты подвижных игр. Воспитание нравственных и волевых качеств: выдержку, настойчивость, решительность, инициативность, смелость. Ознакомление с реками РТ, правилами безопасного поведения на водоёмах.Формирование элементарных представлений о работе ГИБДД.Совершенствование осмотрительного отношения к опасным для человека и окружающего мира ситуациям. | |
Социально-коммуникативное | Совершенствование знаний о традициях и обычаях своего народа. Формирование представлений о том, что в Татарстане живут люди разных национальностей в мире и дружбе. Ознакомление с традициями, обычаями, обрядами марийского, удмуртского и мордовского народа. Воспитание у детей организованности, дисциплинированности, уважения к старшим, заботливого отношения к малышам; умения и желания самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать поступки сверстников. На основе расширения знаний о Республиках Поволжья воспитание патриотических чувств к родному краю и толерантного отношения к народам других национальностей. Обеспечение осознанного и самостоятельного выполнения процессов самообслуживания, самостоятельного контроля качества результата. Привлечение к выполнению сезонных видов работ в природе (на участке детского сада). Поощрение желания работать в коллективе. Формирование знаний о соблюдении правил безопасности в разнообразных видах трудовой деятельности, активных форм общения с детьми и взрослыми в процессе трудовой деятельности. Расширение и систематизирование представлений о различных видах труда народов Поволжья, удовлетворяющих потребностей общества и государства. Поддерживание положительного отношения ребенка к собственному труду, его результату, труду взрослых и его результатам как к ценности. | |
Речевое | Ознакомление детей с художественной литературой и устным творчеством народов Поволжья. Закрепление умений понимать главную идею произведений, правильно оценивать поступки героев, различать жанровые особенности произведений, навыков выразительной речи. Систематизирование знаний детей о творчестве народов Поволжья писателей и поэтов родного края, умений сравнивать, анализировать и обобщать. Обогащение словарного запаса детей словами используемыми в повседневной, общественной жизни, применение слов и словосочетаний в различных ситуациях, во всех видах детской деятельности. Развитие навыков устного общения с взрослыми и детьми на основе освоения культурных языковых традиций. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. | |
Познание | Формирование представлений о государстве, республике (президент, правительство, армия, полиция), о символах России и Татарстана(флаг, герб, гимн)Закрепление представлений о столице России-Москве, Татарстана-Казани, о государственных праздниках. Расширение представления о родном городе, его достопримечательностях ( музей города, памятники Г.Тукая, М. Джалиля, завод Химкомбинат и завод грузовых шин, река Кама и др.), его природе, выдающихся личности (писатели, композиторы, художники). Формирование представления о Нижнекамске, как о многонациональном городе.Воспитание уважения и толерантного отношения к людям разных национальностей. Расширение представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре. Развитие личности дошкольников через взаимодействие культур народов Поволжья (Чувашия, Удмуртия, Марий Эл, Башкортостан, Мордовия) | |
Художественно-эстетическое | Ознакомление с лучшими образцами вокальной, инструментальной, оркестровой народной музыки, с народными инструментами свирель («шахлич» - чув), гусли («карш» - марийск), волынка («шювыр» - марийск), скрипка, ложки (удм), домбра («думбра» - тат), дудка, деревянные ложки (русск). Изучение произведений классиков национальной музыкальной культуры С.Сайдашева, Ф. Яруллина, Р. Яхина, Н. Жиганова и др. Слушание государственных гимнов России, Республик Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Мордовия, Удмуртия, Марий Эл; Расширение представлений детей о народных промыслах (ювелирное дело, вышивка), о национальном орнаменте (пион, шиповник, разные виды листьев). Развитие умения создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых (хохломская, жостовского) Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством народов Поволжья (удмуртский, мордовский, марийский). Закрепление умения при составлении декоративной композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки используя характерные элементы узора и цветовую гамму росписи того или иного народа. |
Комплексно-тематическое планирование
Этап – ознакомительный
Педагоги родители
Сбор информации Сбор информации (первое знакомство с
общение; беседа, наблюдение; детским садом (адаптация)
анализ полученных результатов,
анализ типа семей)
Этап – общепрофилактический
Наглядная агитация (стенды, консультации, Встреча со специалистами.
родительская газета, Просмотр открытых занятий,
информационные проспекты, буклеты) мероприятий
Творческая мастерская
Этап – интегративный
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Режим дня и распорядок
Программа оставляет за Организацией право на самостоятельное определение режима и распорядка дня, устанавливаемых с учетом условий реализации программы Организации, потребностей участников образовательных отношений, особенностей реализуемых авторских вариативных образовательных программ, в т. ч. программ дополнительного образования дошкольников и других особенностей образовательной деятельности, а также санитарноэпидемиологических требований.
Режим дня по МБДОУ №76 на 2016-2017 учебный год
Прием и осмотр, игры, дежурство Утренняя гимнастика Прием на улице, утренняя гимнастика | 6.00-7.30 7.30-8.00, 7.50-8.00 |
Подготовка к завтраку Завтрак | 8.00-8.05 8.05-8.15 |
Игры, самостоятельная деятельность | 8.15-8.20 |
Подготовка к непосредственной образовательной деятельности | 8.20-8.30 |
Непосредственная образовательная деятельность /По подгруппам/ I- II- | 8.30-8.55 9.05-9.30 9.40-10.05 |
Подготовка к прогулке II- | 10.05-10.10 |
Прогулка I- II- | 10.10-12.10 |
Подготовка к обеду Обед | 12.10-12.15 12.15-12.30 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.30-14.30 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры | 14.30-14.40 |
Подготовка к полднику, полдник | 14.40-14.50 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 14.50-15.00 |
Непосредственная образовательная деятельность, кружки | 15.00-15.30 |
Вечерняя прогулка. Игры, совместная деятельность | 15.30-16.30 |
Подготовка к ужину Ужин | 16.30-16.35 16.35-16.55 |
Игры, уход детей домой | 16.55-18.00 |
Пояснительная записка
При составлении режима дня руководствовалось:
· «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», М., 15.05.2013.
· Инструктивно-методическое письмо № 65/23-16 от 04.03.2000г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения".
· Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
· «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан». Закон Республики Татарстан №16 от 03.03.2012г.
· Письмо МО и Н РТ начальникам отделов образования муниципальных районов и городских округов «Методические рекомендации по организации обучения детей татарскому и русскому языкам в дошкольных образовательных организациях».
Использованы следующие программы:
1.“ Региональная программа дошкольного образования. Төбәкнең мәктәпкәчә белем бирү программасы” Р.К.Шаехова, Казань, РИЦ, 2012.
2.“Балалар бакчасында рус балаларына татар теле өйрәтү программасы”. З.М.Зарипова, Р.Г.Кидрәчева, Р.С.Исаева һ.б..- Казань, Школа РИЦ, 2013;
3.“Изучаем русский язык” (Программа, методические рекомендации, диагностика) С.М.Гаффарова, Казан, 2013
Сетка занятий
Дни недели | Вид занятия |
Понедельник | 8.30 – 8.55 Сөйләм үстеру 9.40 – 10.05 Русс теле фронт. 10.25 – 10.50 Физкультура ( урамда) |
Вторник | 8.30 – 8.55 Физкультура 9.05 – 9.30 Танып белу ( ФЭМП) 9.40 – 10.05 Иҗади сәнгать ( әвәләү / кисеп ябыштыру) / Русс теле 1 |
Среда | 8.30 – 8.55 Иҗади сәнгать ( әвәләү / кисеп ябыштыру) / Русс теле 2 9.05 – 9.30 Танып белу ( ФЭМП) 9.40 – 10.05 Музыка |
Четверг | 8.30 – 8.55 Русс теле 1 т / Иҗади сәнгать ( рәсем ) 9.05 – 9.30 Русс теле 2 т / Иҗади сәнгать ( рәсем ) 9.40 – 10.05 Музыка |
Пятница | 8.30 – 8.55 Сөйләм үстеру ( матур әдәбият белән таныштыру) 9.40 – 10.05 Физкультура |
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки в подготовительной группе №8
Подготовительная к школе группа №8 | |
Количество занятий | |
Продолжительность занятий по Сан ПИН | Не более 30 мин |
Фактическая длительность 1 занятия по сетке (в минутах) | 1-е занятие25 мин 2е занятие-25 мин 3-е занятие-25 мин |
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня (в минутах) | |
Фактический объем образовательной нагрузки во вторую половину дня может осуществляться (в минутах) | 30 мин |
Продолжительность прогулки по Сан ПИН | 3 – 4 ч |
Продолжительность прогулки по режиму (фактически), из них: Дневная прогулка Вечерняя прогулка Утренний прием на улице, гимнастика | 3 часа30 мин 2 часа 1час 30 мин, 10 мин |
Продолжительность дневного сна | 2 часа |
3.5. Перечень литературных источников
«Физическая культура»
1. Физическое воспитание в детском саду / Э.Я. Степаненкова. М.: Мозаика-Синтез,2004.
2. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Хухлаева. М.: Academia, 2001. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. М.: Мозаика-Синтез, 2000.
3. Физическая культура в средней группе детского сада / Л.Д. Глазырина. М.: Владос, 2005.
4.К.В.Закирова, Л.Р.Мортазина. Әй уйныйбыз, уйныйбыз. Балалар бакчасында хәрәкәтле уеннар. Казань, 2013
«Социально-коммуникативное развитие»
Речевое развитие
Перечень пособий и технологий:
1. «Туган телдә сөйләшәбез”. Ф.В.Хазратова, З.Г.Шарафутдинова, И.Җ.Хабибуллина. – Казан: Татар кит.нәшр., 2012.
2. З.М.Зарипова, Р.С.Исаева. Үстерешле уеннар.Казан, 2013.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СУФИЕВОЙ ЗУЛЬФИРЫ ИРЕКОВНЫ
ВОСПИТАТЕЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ № 5 МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 76»
ТЕМА: «РОЛЬ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ