Первый круг древнерусского Пантеона в тибетской калачакре

В Калачакре, древневосточном календаре2, наряду с 12-летним циклом есть и 24-летний цикл, положенный в Ведах в основу возрастного деления людей (до сих пор бытует представление, что новое поколение появляется через 25 лет, хотя правильнее считать через 24 года). В сутках не случайно именно 24 часа, значит, в Пантеоне, кроме перечисленных богов, было ещё 12. Какие же это были боги?

1Более подробно об этом событии см. в работе автора «Русь борейская. Украденная история».

2 Калачакра – это не только календарь праздников богов, но и календарь периодически повторяющихся событий в жизни человека и общества.

Правь, Славь, Явь и Навь назывались мировыми богами потому, что во-первых, клятва каждому из этих богов сопровождалось помазанием «миро». Слово «мир» – однокоренное со словом «миро», которое представляет собой вид благовонной мази специального состава, изготавливаемой для каждого бога из смолы соответствующего ему священного дерева. С помощью миро человека приобщали к тому или иному богу. Современное христианство использует миро, значительно отличающееся по составу от древних рецептов. Во-вторых, каждый мировой бог был связан только со своими мерами, присущими именно данному миру.

ПРАВЬ.От имени этой богини происходят такие слова, как: ПРАВда, ПРАВильно, ПРАВо, ПРАВить, ПРАВительство, наПРАВление – уже этот неполный список позволяет сделать вывод о многофункциональности этой богини в древнерусском Пантеоне. Она возглавляла мир правильных поступков, правильных дел, правильных мыслей, правильных путей и была ответственна сразу за восемь богов, о которых мы будем говорить ниже. На санскрите ПРАВхавапьяя означает то, откуда всё происходит и в чём всё растворяется в конце жизни, что соответствует славянским легендам о божественном мире ПРАВи.

СЛАВЬ.Вопрос о существовании этой богини исследователи поднимали не раз, поскольку она упоминается только лишь в Велесовой книге. Несмотря на немыслимые пертурбации и всевозможные реформы, до нашего времени сохранились собственные имена, происходящие от её имени: ВячеСЛАВ, ВладиСЛАВ, БориСЛАВ, РостиСЛАВ. В летописи Нестора упоминается 103 собственных имени с корнем СЛАВ, которые к настоящему времени вышли из употребления: Славимир, Славимил, Славибор, Славетин, Славихон, Славолюб, Славобой, Богуслав, Будислав, Бретислав, Бурислав, Брячислав, Верхуслав, Волослав, Вышеслав, Володислав, Витослав, Всеслав, Войтислав, Доброслав, Добислав, Даньслав, Дедослав, Домослав, Жизнеслав, Жирослав, Жилислав, Ждислав, Звенислав, Наслав, Перослав, Предислав, Ратислав, Радослав, Спитислав, Судислав, Твердислав, Чурослав и т.д., что говорит об огромной важности этой богини в славянском Пантеоне. Ни с одним корнем нет такого количества имён. Даже целый народ СЛАВяне назван в честь богини СЛАВИ. Поэтому, скорее всего, Славь возглавляла группу богов, ответственных за царства, в которую входили Пирун, Лада, Род и Мара. Этих богов славили, хвалили, благодарили, возвеличивали.

ЯВЬвозглавляла группу кастово-возрастных богов, куда входили Хоре, Велес, Свентовит и Вей. На это указывает Велесова книга, относящая Свентовита к богу Яви. Периоды жизни человека – это для нас явный, действительный мир. От этого имени происходят слова ЯВление и ЯВить, что указывает на верность древних положений, о том, что праздники богов сопровождались явлениями. Более того, через эту богиню можно было управлять явлениями и законами Природы.

НАВЬ.Первоначально, возможно, называлась Неявь. Она была ответственна за мир стихий, за неявленный мир, в котором управляли Ярило, Макошь, Стрибог и Купала. Почему всё-таки они Навьи боги? Потому что шторм в водной стихии, ураган в воздушной, землетрясение в земной и пожар в огненной стихиях проявляются лишь периодически. Но потенциально (неявно), их возможность проявиться существуют всегда. Поэтому им и было дано имя Неявь, дошедшее до нас как Навь. Боги стихий, видимо, часто несли, людям смерть, поэтому впоследствии Навь стали связывать с загробным миром (у чехов НАВА значит могила). На санскрите НАВА означает число девять и одновременно завершение духовного развития.

Четыре бога: Правь, Славь, Явь и Навь – женского рода, уравновешивались четырьмя кастово-возрастными богами: Хорсом, Велесом, Свентовитом и Веем мужского рода. Боги стихий имеют пару мужских и пару женских имён, то же самое и боги царств. В сумме у нас получается 16 богов. А всех богов в Пантеоне было 24. Какие же тогда были имена у этих восьми недостающих богов?

Как считает писатель и исследователь древних культов А.С. Иванченко, слова ЙОГА и ЯГА не только родственные, но и означают одно и то же. На санскрите и древнерусском это слово составное: «я» – творческое начало и слог -га-, указывающий на движение (сравните, ноГА, телеГА, дороГА), т.е. буквально «движение моего я по пути творчества и совершенства». В Индии, где ещё сохранились ведические традиции, выделено пять классических йог: хатха-йога, жнани-йога, раджа-йога, карма-йога и бхакти-йога. Известно ещё две йоги: янтра-йога, которая закрыта для непосвящённых, поскольку связана с управлением событиями, и тантра-йога, которая была запрещена за «развращённость». Европейские исследователи, допущенные до азов йогической системы, с прошлого века начали предлагать свои классификации йог, но все они не соответствовали представлениям древних. Ведическая традиция выделяет у человека семь оболочек или семь тел: физическое тело, эфирное, астральное, ментальное, казуальное, душу и дух. Поэтому древние разработали 7 путей – 7 яг (йог), каждая из которых развивает и работает с одной из семи оболочек-тел (см. таблицу 6), и возглавляла все эти пути – богиня Правь.

Именно эта классификация была разработана ещё задолго до возникновения борейской цивилизации и сохранилась до настоящего времени в иогических школах в разрозненном виде (обычно выделяют лишь пять основных систем). В древности было соответственно семь богов, каждый из которых отвечал за конкретный ягический путь развития человека. Имена этих богов сохранились в русском языке, от их имён происходят известные глаголы, которые проливают свет на связь этих богов с тем или иным ягическим путём. Например, от богини Лели происходит глагол «лелеять», указывающий на уход за телом, от Желя – «желать» и т.д. Рассмотрим последовательно все семь имён известных древнерусских богов: Леля, Жель, Таня, Радегаст, Троян, Берегиня, Кострома и Семаргл.

Йога (санскр.) Оболочка Тело Древнерусское название яги Сохранившиеся слова
Хатха физическая Физическое Леля-яга Лелеять
Жнани эфирная Органов чувств Жель-яга Желать
Тантра астральная Эмоций Таня-яга Танцевать
Раджа ментальная Мысли Радегаст-яга Радеть
Янтра казуальная (событий) Эволюции, интуиции Троян-яга Строить
Карма душа Характера Кострома-яга Костяк
Бхакти дух Воли Семаргл-яга Семя, сеять

Таблица 6. Соответствие между йогическими богами путей и оболочками человека

ЛЕЛЯ-ЯГА – это первоначальное название Хатха-йоги. Хатха-йога отвечает за развитие физического тела, которое формируется из пищи. Как трактуют некоторые исследователи санскритское слово «хатха» состоит из двух частей: ХА, что соответствует Солнцу, и ТХА – Луна. Это говорит о более позднем происхождении слова «хатха» и очередной попытке примирения лунного и солнечного культов. Возможно, что древнерусское «хата», означающее дом, и «хатка» – маленький дом, происходят именно от «хатха», т.е. «дом души» – наше тело. В русском языке нет соответствующего имени бога, имеющего корень ХАТА, но есть бог в египетском Пантеоне – Хатхор. Зато в ведической традиции сохранилось название секретной лайя-йоги, до сих пор закрытой для непосвящённых. «Лайя» на санскрите означает точку равновесия (видимо из-за этого она и была переименована в хатху), которая наряду с хатха-йогой использует астрологические знания, почему её называют ещё космической йогой. Санскритское «лайя» происходит от имени борейской богини Лели. В русском языке сохранилось слово «лелеять», которое выражает главный принцип этого пути иимеет значение близкое к слову «холить». Это указывает на то, что богиня Леля отвечала за телесную оболочку и первоначально называлась Леля-ягой, а у индусов стала называться лайя-йогой, а затем переименована в хатха-йогу. О значимости этой богини в древнерусском Пантеоне говорят оставшиеся песни и напевы, в которых присутствуют в качестве припева «леля», «ляля», используемые, кстати, не только в русских, но и в песнях других славянских народов.

ЖЕЛЬ-ЯГА работала со вторым телом, которое называют ещё эфирным. Оно формируется за счёт впечатлений, получаемых от органов чувств. Первоначально за оболочку чувств отвечал бог Жель, от имени которого происходит русский глагол «желать», хотя в «Повести временных лет» его имя связывается с жалостью. Но это может свидетельствовать лишь об одном: культ Желя был однажды уже утрачен, и при восстановлении у него была изменена основная функция. Во всяком случае, он был богом, а его сделали богиней, что нарушает логику построения Пантеона. После богини Лели, должен следовать бог Жель, но никак не богиня. По сути Жель отвечал за ягический принцип познания: «чтобы познать, нужно пожелать». По всей видимости, в период засекречивания волхвами этих знаний они ограждали свои знания от непосвящённых, поэтому боги, чьи имена раскрывали принципы, были названы нейтральными именами. Так, видимо, появилось слово ЖНАНИ, означающее на санскрите «знание». Некоторые йогические школы жнани-йогу ставят даже выше раджа-йоги, но это лишь нарушает стройность древних представлений.

ТАНЯ-ЯГА была ответственна за третье тело (или оболочку). Оно формируется за счёт эмоций, которые черпают свою энергию из эфирной энергии (впечатлений) и физической (переработанной пищи), благодаря которой строится тонкое (астральное) тело. Если человек становится неспособным к выработке эмоций, его организм начинает поглощать волны эмоций на стороне, почему и возникает явление полевого вампиризма.

Слово «тантра» происходит от имени древнерусской (борейской) богини Тани, культ которой был поруган в России и в Индии, но сохранился до наших дней в виде сжигания чучела Тани в купальскую ночь (иногда сжигаемое чучело путают с Костромой или Костробунькой). Этой яге, без сомнения, соответствовала дошедшая до нас тантра-йога (на санскрите ТАНТРА – дословно «закон»), которая преследовалась не только христианством. Тем не менее, почитание этой богини широко распространено на Евроазиатском континенте. В Азии она известна как ТАНУ, в Южной Америке – Танга-Танго. От её имени происходят русские слова: ТАНец или более древнее, но ныне не употребляемое ТАНок (хоровод), ТАНак (мастер, дока, знаток), ТАНакать (напевать про себя). У шотландцев имеется титул ТАН, который существовал ещё во времена, когда богиня Таня была почитаема, как и все остальные боги. Центральное понятие в ламаизме ТАНХА – дословно «притяжение», с помощью которого душу человека вытаскивали обратно в эту жизнь (сравните с русским словом «тянуть»), Древнееврейские посвященные каббалисты назывались ТАНаимы. Перечисленные слова с корнем ТАН указывают на культовую важность данной богини. В своей основе традиция культа Тани имела принцип – желать другим того, чего они желают себе сами. Традиция сохранилась до сих пор в произнесении тостов-пожеланий и существует практически у всех народов. Таню дискредитировали раньше Пируна практически тем же способом, каким был дискредитированы и другие русские боги. Начиналось бурное превозношение бога, вплоть до человеческих жертв, а потом не менее бурное поношение, вплоть до полного уничтожения культа.

РАДЕГАСТ-ЯГА. Четвёртое тело строится из переработанного астрального поля и из мыслей человека, рождаемых им самим или полученных извне. От этой яги происходит раджа-йога, она призвана научить человека управлять своими мыслями. Раджа, скорее всего, искажённое название русского бога Радегаста, более древнее название которого – Радегощ – бог радостных вестей, мыслей и открытий. Выражение «снизошёл святой дух», скорее всего, имеет в виду Радегаста, т.е. гостя, которому всегда рады. Радегаст-яга хранила секреты о том, как получать мысли и вести от богов и придавать своим мыслям божественную силу1.

1 «Раджа» на санскрите означает повелителя, поэтому другое название раджи-йоги – царственная йога.

ТРОЯН-ЯГА.Этому древнерусскому (борейскому) названию соответствовала ведическая янтро-йога. Янтро – то же самое, что и Троян, только переставлены слоги ЯН и ТРО. Перестановка часто встречается в эволюции священных слов, достаточно напомнить слова: медведь и ведмедь, Дадбог и Богдад, Макеш и Кешма. Такое явление особенно распространено при наличии слоговой письменности, которой в древности владели многие народы. По древним представлениям, имя тоже несёт силу, но повторение его без надобности лишает бога силы. Поэтому нашим предкам приходилось прибегать к всевозможным ухищрениям, таким как перестановка слогов или замена имени на аллегорическое название. Приведённые соображения подчёркивают особое почитание Трояна, существовавшее во времена Одиссея и Трои.

Троян-яга работала с казуальным телом человека, которое строится из стремления человека к совершенству. На практике это тело обнаруживается как проявление интуиции. Интуитивное мышление – это способность человека оперировать конгломератами мыслей, когда в мозге возникает множество связей, что позволяет владельцам этого мышления делать точные прогнозы будущих событий. В отличие от наших предков большинство современных людей лишены возможности интуитивного мышления, поскольку у человека с детства всеми возможными способами стремятся сформировать эго (т.е. представление о себе как о важной персоне), которое создаёт мощную доминанту, подавляющую все слабые (тонкие) мыслительные процессы, к которым относится интуиция.

Казуальное тело определяет все события жизни человека. По ведическим представлениям, после смерти это тело, как и душа, неуничтожимо. Иногда его также называют животной душой, поскольку у животных больше пяти оболочек обычно не бывает.

Троян отвечал за происходящие события и состоял из трёх богов: Добребога, Злебога и Берегини. Это соответствует древним представлениям о равнозначности добра и зла. Например, наказывая ребёнка, если он, не умея плавать, лезет на глубину, мы тем самым совершаем зло, но в то же время спасаем своего ребёнка.

Если добро и зло – это те действия, которые люди постоянно совершают, то сбережение (Берегиня) – это тот итог, который мы должны в результате этих действий постоянно получать. Слово «Троян» – три яна – указание на преобладание мужского начала.

Нашего Трояна можно сравнить с индусским богом Тримурти, что в переводе на русский язык означает трехликий (сравните «мурти» и русское «морда»), т.е. Триглав, представляющий собой тожетрёх богов: Брахму, Шиву и Вишну. Причём Брахма у древних индийцев ответственен за созидание, Шива – за разрушение, а Вишну – за сохранение. Здесь видна аналогия с функциями богов, составляющих Трояна: Шива – это Злебог, Брахма – это Добребог и Вишну – Берегиня.

КОСТРОМА-ЯГА. Сегодня в Индии её называют карма-йога. Она работает с душой человека. Надо полагать, что от имени Кострома произошло Слово «карма», буквально – судьба. В древнем Египте первый двойник человека назывался – «ка», что соответствовало душе человека, а второй – «ба» – имя, интерпретируемое исследователями как дух человека. Видимо, отсюда происходят имена египетской богини радости и веселья Баст, т.е. «ба» + СТ. По аналогии мы можем рассмотреть и Кострому «ка» + СТ. Но особо уповать на сходство с дошедшими до нас египетскими богами не стоит, поскольку большинство из них являются представителями лунного культа. Это следует хотя бы из того, что египтяне (не без помощи «сс») переженили между собой не только разнополых, но и однополых богов, поэтому они мало сохранили соответствий с солнечными богами борейцев.

Кострома-яга работала с телом души. Это тело строилось из энергии, возникающей при соблюдении моральных (заповедальных) основ веры.

Кострома состоит из трёх древнерусских корней: КОШ – высокая судьба, СТРый – страна, и МА – мать, т.е. «мать страны с высокой судьбой». Действительно, карма (судьба) имеет не индивидуальный, а коллективный характер. Человек постоянно берёт на себя чьи-то проблемы и сам совершает то, за что обязан затем отвечать. Поэтому Кострома управляла коллективной кармой всей страны. Превращение её в индивидуальную богиню Карму, т.е. карающую мать, было серьёзным упрощением древних представлений о коллективности судьбы. Кострому постигла та же участь, что и богиню Таню. Полное отрицание Костромы, выразившееся в её сжигании, разрушило вершину Правьего Пантеона и остановило эволюцию людей по пути совершенствования. Разделение русских на северян и южан привело к тому, что на Юге Кострому во время её праздника периодически сжигали, что являлось несусветным злодейством. На Севере её продолжали почитать, о чём говорят сохранившиеся названия города и реки Кострома.

СЕМАРГЛ-ЯГА. Соответствует санскритской бхакти-йоге, т.е. божественной йоге, которая работает над совершенством духа человека. Седьмое тело строилось из энергии, управляющей поступками человека, возникающей при стремлении его к божественным целям и ценностям1. Цель – рождает волю. Как писал Ф. Ницше, чем желанней цель, тем сильнее воля к её достижению. Слово БХАКТИ родственно древнерусскому слову БАГИТ – бог. Древнеегипетское «ба», как уже упоминалось, означало второго двойника человека (дух). Но Багит-яга имела ещё и другое название. Загадочный бог Семаргл, который входил даже в Пантеон Владимира, вовсе не был заимствован у скифов-иранцев, ибо народам, имевшим в прошлом единую культуру, не надо было ничего заимствовать друг у друга. У всех были одни и те же боги. Заимствовались лишь утраченные знания, если ими делились. Семаргл был у всех народов. Он не походил на семиглавого мутанта, как считают некоторые исследователи. Тем более он не был связан с зимой (Земаргл), как считает автор «Мифологии славян» А.Б. Снисаренко; и совершенно неприемлемо представление, что это был крылатый пёс – сэнмувр, приносящий у иранцев урожай. Б.А. Рыбаков сделал такой вывод на основании схожего звучания древнерусского Семаргла и иранского сенмувра. Но русский фольклор называет это существо – ПАСКУДЬ (откуда известное обзывательство «паскуда»), по описанию точно соответствующее сэнмувру. Поэтому последний не мог иметь отношения к Семарглу, тем более к его внешнему виду, поскольку все боги борейцев были антропоморфны.

1 Ценности движут и управляют человеческим поведением, они формируют характер человека и его судьбу, это позволяет говорить, что они, как и дух, лежат в основе человеческой сущности.

Семаргл отвечал за все семь ягических путей, что и отразилось в его названии: число «7», АРБ – суффикс, означающий объединение чего-либо, и третья часть слова ГЛ – «глава». Семаргл, таким образом, покровительствовал семи путям совершенствования человека, каждый из которых отвечал за свою оболочку человека.

Поскольку Троян-яга олицетворяет одновременно два пути: Добребога и Злебога, ими управляла Берегиня, поэтому в Троян-яге было одновременно два пути и два бога: Троян и Берегиня. В сумме получается семь богов, которыми управлял Семаргл (а сам он являлся восьмым по счёту).

Семаргл работал не только с телом духа, но и управлял всеми другими оболочками человека. Не случайно в йогической традиции обучение начиналось с Ямы и Ниямы, что предполагает овладение человеком морально-нравственными и ценностными категориями, которые, как известно, являются составляющими духа. В таблице 7 представлены боги, управляющие оболочками человека.

Работа с оболочками предполагает медитацию (на древнерусском языке – свящу), которая позволяет определить, что человеку необходимо делать, чтобы развить нужную оболочку. Медитация представляет собой умственное действие, цель которого – приведение психики человека в состояние углублённости и сосредоточенности, сопровождающееся телесной расслабленностью и отрешённостью от внешнего мира. Данное состояние играло важную роль в пифагоризме, платонизме, неоплатонизме, в мистицизме суфиев, а также в христианстве, заимствовавшем все свои обряды от православия (только оно называется у христиан не медитацией, а умным деланием, а у православных «свящёй», откуда современное слово «священник»).

Бог пути На санскрите Стихия Род Тело Русские названия
Леля лайя-йога Земля Жен Физическое Леля-яга
Жель жнани-йога Воздух Муж Чувств Жель-яга
Таня тантра-йога Вода Жен Эмоций Таня-яга
Радегаст раджа-йога Огонь Муж Мыслей Радегаст-яга
Берегиня янтро-йога Земля Жен Интуиции Берегиня
Троян янтро-йога Воздух Муж Событий Троян-яга
Кострома карма-йога Вода Жен Души (характер) Кострома-яга
Семаргл бхакти-йога Огонь Муж Духа (целей) Семаргл-яга

Таблица 7. Боги путей и их яги

Во всех ведических источниках мысль и дух имеют огненную природу, поэтому не возникло трудностей при распределении по стихиям богов, управляющих путями.

Недостающие восемь богов, таким образом, завершили построение Пантеона, который состоял из 24 богов. Исчезновение их из Пантеона Владимира было обусловлено войнами народов между собой, у которых были те же боги и те же магические приёмы воздействия на своих противников. Чтобы богов, помогающих противникам, нейтрализовать, россиянам пришлось отказаться от них совсем, поэтому Баба-Яга и Кощей Бессмертный стали отрицательными персонажами, а вместе с ними были преданы анафеме все ягические пути: Лели, Желя, Тани, Радегаста, Трояна, Костромы и Семаргла.

Наши рекомендации