Основные институты общества.
Место в системе социально-гуманитарных наук – социальная философия.
План
1. Понятие социального института
2. Виды социальных институтов
2.1. Экономические
2.2. Политические
2.3. Социальные
2.4. Духовные
3. Институциализация
4. Функции социальных институтов
4.1. охранительная;
4.2. регулирующая;
4.3. познавательная;
4.4. воспитательная;
4.5. социализирующая.
5. Роль социального института в жизни человека.
Понятия
Социальный институт— это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Схема
Функции | Ключевые институты | Основные роли | Физические черты | Символичес-кие черты | Другие институты данной сферы общества |
Забота, воспитание детей | Семья, Наследование | Отец Мать Ребенок | Дом Обстановка | Кольца Обручение Контракт | Брак, кровная месть, материнство, отцовство и др. |
Добывание пищи, одежды, жилья | Собственность | Работодатель Наемный работник Покупатель Продавец | Фабрика Офис Магазин | Деньги Торговля Реклама | Деньги, обмен, хозяйственные отношения и др. |
Поддержание законов, правил и стандартов | Власть Государство | Законодатель Субъект права | Общественные здания и места | Флаг Хартия | Власть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др. |
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры | Религия | Священник Прихожанин | Собор Церковь | Крест | |
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам | Образование | Учитель Ученик | Школа Колледж Учебник | Диплом Степень | Общественное мнение, СМИ и др. |
Практикум
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИЯ МОРАЛИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
… | Обеспечивает взаимопонимание, взаимосвязь и общение людей в социуме |
Ценностно-ориентировочная | Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях |
Понятие культуры. Формы и разновидности
Культуры
Место в системе социально-гуманитарных наук – социальная философия, история, культурология, этнография, социология.
План
1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
1.1. технологический
1.2. деятельностный
1.3. ценностный
2. Понятие культуры
2.1. в широком смысле
2.2. в узком смысле
3. Материальная и духовная
4. Функции культуры:
4.1. познавательная,
4.2. оценочная,
4.3. регулятивная (нормативная),
4.4. информативная,
4.5. коммуникативная,
4.6. социализации.
5. Формы и разновидности культуры.
5.1. национальная – мировая;
5.2. светская – религиозная;
5.3. восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);
5.4. традиционная – индустриальная – постиндустриальная;
5.5. сельская – городская;
5.6. обыденная – специализированная;
5.7. высокая (элитарная) – массовая – народная
6. Проблемы взаимоотношения культур
Понятия
Культура в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
Культурв в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная).
Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).
Схема
Элитарная, массовая и народная культуры
Критерии | Массовая (поп-культура, китч, «искусство антиусталости») | Элитарная | Народная |
Авторы | Профессиональные творцы (стандартизация культуры) | Профессиональные творцы, создающие культурные каноны | Анонимные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы) |
Характер | Коммерческий (невозможно без СМИ) | Некоммерческий | Некоммерческий |
Уровень сложности | Низкий | Высокий (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение) | - |
Аудитория | Массовая | Узкая | Широкая |
Взаимодействие | Тесное взаимодействие и взаимодополнение |
Практикум
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.