Роль естественносредовых и гигиенических факторов в ФВ.

Большое значение в физ. воспитании издавна придается использованию благотворного воздействия на физическое развитие, здоровье и работоспособность человека естественных факторов внешней среды, особенно таких, как солнечная радиация, воздушная и водная среда. Их общее значение в качестве неотъемлемых условий жизни хорошо известно. Есть два пути включения этих факторов в процессе физ. воспит.: 1) организация занятий физическими упр. непосредственно в условиях природной среды, благодаря чему воздействие ее факторов самым тесным образом сочетается с воздействием физ. упр., так или иначе изменяя их эффект; 2) организация спец. процедур закаливающего характера. Для повышения оздоровительного эффекта физического воспитания особенно ценен первый путь.

Естественносредовые факторы только тогда приобретают значение средств физ. воспит., когда их воздействие упорядочено, дозировано по продолжительности, силе и направленности, иначе они остаются лишь условиями среды, влияние которых на физ. состояние, здоровье и работоспособность может быть, как положительным, так и отрицательным.

Есть еще один аспект, который важно иметь в виду при оценке роли естественных факторов в физическом воспитании. Проведение занятий в условиях естественной среды с ее благотворным влиянием на эмоциональный мир чел. в немалой степени обуславливает привлекательность занятий, побуждает позитивные эмоции, способствует формированию здоровых эстетических восприятий.

Среди гигиенических факторов, прямо либо косвенно содействующих реализации задач физического воспит., один, как известно, имеют отношение к общей оптимизации условий жизни с оздоровительной позиций, другие не посредственно связаны с обеспечиванием оптимальных условий для занятий физ. упр. Ясно, что в совокупности эти факторы значительно влияют на реальный эффект физ. воспит. Они ориентированы на охрану здоровья. Вместе с тем некоторые гигиенические средства, широко используемые в процессе физ. воспит., явл. средствами повышения работоспособности и оптимизации восстановительных процессов. Хотя гигиенические факторы не относятся, к спецификам средствам физ. воспит., их содействующее значение трудно переоценить. В физ. воспит. предусматривается овладение необходимым минимумом гигиенических знаний и формированию навыков практического использования их.



Физиологические особенности реакции организма детей и подростков на физическую нагрузку (врабатывание, устойчивое состояние и восстановление).

В процессе спортивной деятельности в физиологическом состоянии отмечается несколько периодов, сменяющих друг друга: предстартовое состояние, вырабатываемое, устойчивое состояние, утомление и восстановление.

У юных спортсменов предстартовые условнорефлекторные изменения различных функций могут быть более выражены, чем у взрослых. Словесная информация о предстоящей мышечной работе вызывает у детей более важное изменения ЧСС и АД, причем у спортсменов предрабочее увеличение функции более выражено по сравнению с не занимающимися спортом.

Период врабатывания у детей несколько короче, чем у взрослых. Напр.: у детей 7 – 14 лет в беге на короткие дистанции максимальная скорость достигается на 5 сек., а у взрослых 17 – 18 лет - на 6 сек. Юноши за это время достигают большей скорости и преодолевают большее расстояние. В упражнениях на выносливость (плавание) у детей также несколько раньше стабилизируется некоторые показатели работоспособности. ССС и ДС.

После периода врабатывания наступает устойчивое состояние. Способность удерживать устойчивое состояние зависит от возраста. Дети меньше, чем взрослые, способны сохранить его. Они быстрее достигают уровня МПК, но в способности удержать этот уровень уступают взрослым. Это связанно со стремительным развитием гипоксемии у подростков, что является результатом рассогласованием функций при напряж. мышечной работе.

От возраста зависит и характер процессов утомления. У детей в период утомления работоспособность скорость движения снижается в большей мере, чем у взрослых. Дети вынуждены прекращать работу при мышечных изменениях внутренней среды организма, в условиях значительно меньшей кислородной задолженности.

При умеренной аэробной работе в период развивающихся утомлений у подростков больше выражена дискоординация вегетативных функций, в большей мере повышается энергетическая стоимость упр.

У юных спортсменов утомление нередко проявляются в более значимых нарушений координации движения и взаимодействия двигательных и вегетативных функций.

После непродолжительных, преимущественно анаэробных, упр. восстанавливает работоспособности, вегетативных функций, ликвидация кислородной задолжности у детей происходит в более короткое время чем у взрослых. но величина кислородной задолжности у детей меньше. При работе максимальной мощности у детей 11 – 14 лет восстановление потребления кислорода происходит на 12 – 14 мин., а у взрослых на 16 – 18 мин.

Восстановительные процессы после интенсивных упр. носит неравномерный характер. С начало они протекают быстро, потом медленно. В быструю фазу восстановления ликвидируется большая, чем у взрослых, часть кислородного долга. У детей 8 – 9 лет она состав. 60 – 70 % общего долга, а у взрослых 40%. С возрастом (от 11 до 20 лет) с повышением выносливости и возмож. производить большую работу увеличивается время восстановления.

При продолжит. и утомительных нагрузках, многократных повторениях упр. восстановительные процессы у детей протекает медленнее, чем у взрослых.



Наши рекомендации