Тема 5. Своеобразие и основные вехи развития русской культуры

Периодизация и специфика проблематики русской культуры. Истоки русской культуры. Сплав языческой и христианской традиций. Антропоцентричный вектор русской культуры. Духовные искания русского народа и повседневные воплощения народной духовности. Космогонические образы в русской культуре. Абсолютные ценности русской культуры. Принятие Русью христианства. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Феномен юродства. От древнерусской к средневековой культуре. «Слово о полку Игореве». Культурно-историческое значение православия в объединении русского народа. Расцвет русской культуры на основе образования единого российского государства. Идея Москвы – «Третьего Рима». Складывание русской нации и национальной культуры. Русская идея. Культурные преобразования Петровской эпохи. Золотой век русской культуры. Духовность русской литературы и святость слова. Деятельность Н. Карамзина, А. Пушкина и формирование русского национального исторического самосознания. Серебряный век – рефлексия над национальными основаниями русской культуры. Феномен интеллигенции. Светская религиозность. Русский космизм. Противопоставление традиционных ценностей русской духовной культуры влиянию западной цивилизации. Русская апокалиптика. Трагические судьбы русской культуры – ее раскол на внутрироссийскую и эмигрантскую. Утрата национальной самоидентификации. Сдерживающие начала в развитии русской национальной культуры. Возвращение к истокам. Возрождение традиционной народной духовности. Утверждение абсолютных ценностей русской национальной культуры.

Тема 6. Личность и культура в современном мире

Изменение представлений о времени, пространстве и месте человека в мире. Космическое бытие человека. Кризис традиционной системы ценностей и характер их переоценки. Феномен сосуществования различных картин мира. Индустрия культуры. Кризис традиционной системы ценностей и характер их переоценки. Культура модерна. Ориентация на будущее и обновление мира. Синтез науки, искусства и жизни. Тоталитарный вариант модернизма: культ науки и тотальная мифологизация. Постмодернистская ситуация в современной культуре. Постмодернистские претензии к разуму. Специфика постмодернистского дискурса. Тупики техницизма и слепой веры в научно-технический прогресс. Кризис просветительского рационализма. Проблема глобализации и локализации культуры. Межкультурные коммуникации. Причины и способы преодоления межкультурных конфликтов. Ответственность перед будущим. Культура как диалог культур.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

в преподавании культурологии используются следующие образовательные технологии:

- лекции с элементами диалога и дискуссий;

- практические занятия, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, докладов и сообщений студентов; делается устное реферирование предложенной преподавателем литературы; проводятся контрольные работы, тренинги, групповые дискуссии и круглые столы по наиболее актуальным проблемам культуры и межкультурного взаимодействия в современном мире;

- самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовку к практическим занятиям, выполнение творческих заданий и домашних словарных работ, подготовку тренингов, написание рефератов, тезисов, статей, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний, к промежуточной аттестации – зачету;

- тестирование по отдельным темам дисциплины;

- НИРС, включающая участие студентов в конференциях, олимпиадах;

- консультирование студентов по вопросам учебного материала, подготовке тренингов, написанию рефератов, статей, докладов на конференции.

Для текущего контроля знаний студентов используются письменные контрольные работы, тестирование, для итогового – зачет.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Планы практических занятий, контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

Практическое занятие – особый вид учебной деятельности, развивающий самостоятельность мышления, речевое общение, способствующий творческому усвоению учебного материала. На практических занятиях по дисциплине «Культурология» обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, предполагаются выступления студентов в форме докладов и сообщений, с последующим их обсуждением. Студенты делают устное реферирование предложенной преподавателем литературы; участвуют в групповых дискуссиях, круглых столах по наиболее актуальным культурологическим проблемам и тренингах; выполняют творческие задания и домашние словарные работы; пишут контрольные работы; проходят тестирование по основным темам курса.

Самостоятельная работа студентов включает усвоение теоретического материала и подготовку к практическим занятиям, которая предполагает самостоятельное знакомство с учебной и дополнительной литературой, конспектирование первоисточников, выполнение творческих заданий и домашних словарных работ, подготовку к тренингам, написание рефератов, тезисов, статей, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний, внутрисеместровой аттестации и итоговому контролю знаний. Научно-исследовательская работа студентов включает участие в конференциях и олимпиадах.

Подготовка к практическому занятию – сложная форма самостоятельной работы студента. Сначала необходимо внимательно ознакомиться с темами практических занятий, прочесть лекции, затем приступать к изучению учебной и справочной литературы (текстовые или электронные варианты учебников, словарей, энциклопедий), а уже после этого – к знакомству с рекомендуемой дополнительной литературой.

При чтении литературы по курсу «Культурология» необходимо составлять конспекты и делать выписки, которые помогут в ответах по вопросам практического занятия, а также в обсуждении выступлений других студентов.

Доклад на практическом занятии должен включать: содержание главных понятий по вопросу и связи между ними, постановку и решение рассматриваемой проблемы в историческом и социокультурном контексте, самостоятельную оценку изучаемого явления, анализ его места и роли в современном обществе. Продолжительность выступления с докладом – 10-15 минут. Доклад-презентация предполагает выступление в течение 20 минут по теме, связанной с конкретным историческим, национальным типом культуры, сопровождающийся показом 20-25 слайдов, иллюстрирующих излагаемый устно материал. Сообщение по теме представляет собой краткое выступление – 3-5 минут, – раскрывающее отдельный аспект рассматриваемого вопроса или дополняющее доклад или доклад-презентацию.

Подготовка к тренингам предполагает совместную работу студентов в команде. Для этого необходима серьёзная подготовка, свободное владение материалом пройденных занятий, умение слаженно и эффективно решать поставленные преподавателем задачи.

Домашние словарная и творческая работы призваны выработать навык работы со справочной литературой – учебниками, словарями и энциклопедиями – с целью овладения понятийным аппаратом изучаемой дисциплины, а также с дополнительной литературой по теме занятия – с целью получения фактологического и иллюстративного материала.

Тема 1. Культурология в системе современного знания. Сущность, структура и функции культуры

Занятие 1.

Задание для самостоятельной работы: словарная работа.

Контрольные вопросы:

1. Философско-антропологический, философско-исторический, социологический и другие подходы к исследованию культуры. Многообразие определений понятия «культура».

3. Структура и основные феномены культуры (миф, религия, мораль, искусство, наука). Высокая и низкая культура, элитарная и массовая, духовная и материальная.

3. Функции культуры: человекотворческая, регулятивная, коммуникативная, трансляции социального опыта, креативная, аксиологическая, компенсаторная.

4. Особенности исторического и метаисторического исследования культуры. Культура и цивилизация.

5. Семиотическое прочтение культуры. Знаковый характер воплощения культурных форм. Культура как мир смыслов.

Темы докладов и сообщений:

1) Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского (по работе «Россия и Европа»).

2) Психоаналитическая трактовка культуры (З. Фрейд «Недовольство культурой», К.-Г. Юнг «Психология и религия», «Психология и восток»).

3) Х. Ортега-и-Гассет о массовом обществе и массовой культуре (по работе «Восстание масс»).

4) Концепция культуры О. Шпенглера (по работе «Закат Европы»).

5) Теория локальных культур А.Тойнби и его закон вызова и ответа (по работе «Постижение истории»).

6) Культура как игра. Концепция «человека играющего» Й. Хейзинги (по работе «Homo ludens»).

7) Экзистенциалистское видение культуры (А. Камю, Ж.-П. Сартр).

8) Аполоническое и дионисийское основания культуры по Ф. Ницше (по работе «Рождение трагедии из духа музыки»).

Тема 2. Культурогенез и культуры древнего мира

Задание для самостоятельной работы: доклады-презентации.

Контрольные вопросы:

Занятие 2.

1. Культурогенез и критерии построения исторической типологии культур.

2. Взаимоотношение первобытного человека с природой и социумом. Специфика освоения и передачи знания. Тотем и табу. Анимизм. Фетишизм. Магия. Жертвоприношение. Обряд инициации. Первобытное искусство и проблема генезиса эстетического.

2. Культурно-исторические зоны древности: сходство и отличия.

3. Шумерийская и древнеиранская культура.

4. Культура древнего Египта.

Занятие 3.

5. Культура древней Индии

6. Культура древнего Китая.

7. Основные периоды и характерные черты развития древнегреческой культуры.

8. Особенности культуры Древнего Рима и ее золотой век.

Темы докладов и сообщений:

1) Шумерийский мифологический и героический эпос.

2) Символы и загадки древнеегипетской культуры.

3) Культура Мохенджо-Даро и Хараппы.

4) Индоарийская (ведическая) культура.

5) Особенности Крито-Микенской культуры.

6) Скульптура и архитектура Древней Греции.

7) Древнегреческая мифология.

8) Возникновение театра в древней Греции.

7) Основные черты культуры эллинистического периода.

6) Древнеримская культура: периоды и особенности

Тема 3. Особенности средневековой культуры и культура эпохи Возрождения

Занятие 4.

Задание для самостоятельной работы: доклады-презентации.

Контрольные вопросы:

1. Культура западноевропейского средневековья: материальная основа, особенности социальной и духовной культуры.

2. Главные черты западноевропейской средневековой культуры (теоцентризм, иерархичность, символизм, этикетность и др.).

3. Ислам как основание культуры арабского средневековья.

4. Индуистская и буддистская культурные традиции.

5. Основные черты культуры Возрождения. Гуманистический идеал человека.

6. Основные этапы развития искусства эпохи Возрождения.

7. Реформация как религиозное направление эпохи Возрождения.

Темы докладов и сообщений:

1) Рыцарская культура.

2) Народная культура Средневековья. Карнавалы.

3) Библия как религиозное, историческое, философское и художественное произведение.

4) Культурная традиция зороастризма.

5) Ислам и культура.

6) Буддизм как мировая религия.

7) Великие географические и другие научные открытия эпохи Возрождения.

8) Великие деятели эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи и Микеанджело Буанаротти.

Тема 4. Культура и цивилизация Нового времени

Занятие 5.

Задание для самостоятельной работы: доклады-презентации.

Контрольные вопросы:

1. Становление национальных государств, национальных литературных языков и национальных культур.

2. Особенности культуры Нового времени.

3. Развитие науки. Апология технического прогресса. Понимание общества и культуры как части мирового механизма.

4. Идеал человека эпохи Просвещения.

Темы докладов и сообщений:

1) Ньютоновско-картезианская космология.

2) Рационализм – доминанта культуры Нового времени.

3) Главные стилевые направления искусства Нового времени (барокко, классицизм, реализм).

4) Творчество Рембрандта.

Тема 5. Своеобразие и основные вехи развития русской культуры

Занятие 6.

Задание для самостоятельной работы: творческая работа; тренинг №1 «Типы реакции на другую культуру».

Контрольные вопросы:

1. Периодизация и специфика проблематики русской культуры. Истоки русской культуры.

2. Древнеславянское язычество. Мифология и былинный эпос русского народа.

3. Культурно-историческое значение принятия Русью христианства.

4. Духовные искания русского народа и повседневные воплощения народной духовности.

5. Культурные преобразования Петровской эпохи.

6. Золотой век русской культуры. Абсолютные ценности русской культуры.

7. Серебряный век русской культуры.

8. Отечественная культура советского периода.

9. Современная социокультурная ситуация в России.

Темы докладов и сообщений:

1) Искусство Киевской Руси.

2) Древнерусское зодчество: храмовое и жилое.

3) Древнерусская иконопись (Андрей Рублев, Феофан Грек и др.)

4) Церковь и власть. Феномен юродства.

5) Реформы Петра I и их влияние на культуру России.

6) Создание русского национального театра.

7) Пророческое призвание А.С. Пушкина.

8) Мировое значение русской литературы второй половины ХIХ в. (творчество И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского).

Занятие 6. Личность и культура в современном мире

Занятие 7.

Задание для самостоятельной работы: тренинг №2 «Межкультурные конфликты и способы преодоления».

Контрольные вопросы:

1. Изменение представлений о времени, пространстве и месте человека в мире.

2. Космическое бытие человека. Культура в современную эпоху.

3. Проблема глобализации и локализации культуры. Культура как диалог культур.

Темы докладов и сообщений:

1) Основные направления искусства XX в.: модернизм и авангардизм.

2) Постмодернизм как выражение эклектичности культуры XX-нач.XXI в.

4) Культура массового общества и личность.

5) Истинная и виртуальная реальность.

6) Технотронное общество и судьбы культуры.

Задания к домашним словарным и творческим работам

К занятию 1: словарная работа – с использованием словарей, энциклопедий и других источников культурологической информации (включая INTERNET), изложить содержание следующих понятий: «адаптация», «воспитание» «социализация», «аккультурация» «ресоциализация», «инкультурация», «десоциализация».

К занятию 2: доклады-презентации.

К занятию 3: доклады-презентации.

К занятию 4: доклады-презентации.

К занятию 5: доклады-презентации.

К занятию 6: доклады-презентации; домашняя творческая работа – подобрать примеры (и иллюстрации) культурного многообразия в России; тренинг №1«Типы реакции на другую культуру» – студенты попарно подготавливают сценки-диалоги на тему: «Встречи представителей различных культур», презентуют их на занятии, комментируют и отвечают на вопросы студентов группы.

К занятию 7: тренинг №2 «Межкультурные конфликты и способы преодоления» – студенты подбирают примеры существующих в различных странах культурных стереотипов и предрассудков, а также моделируют межкультурные конфликты, реально возникавшие (по материалам СМИ) или могущие возникнуть в ходе контакта представителей различных культур в разных сферах общественной жизни (бизнес, политика, туризм).

6.3. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям

1. Культура и искусство.

2. Культура и религия.

3. Понятия текста, языка, символа.

4. «Внешняя» и «внутренняя» культура.

5. Культурная самоидентификация.

6. Религия, искусство, мораль, наука, право как социокультурные институты (ценность и повседневные практики).

7. Герменевтический круг как методология анализа отношения природного и ценностного.

8. Тематизация повседневности в философской, культурологической, социологической мысли XX столетия.

9. Унитарно-функциональный, эмоционально-личностный, символический смысл вещей.

10. Структурирование менталитета (пространство, время, природа, жизнь, труд, смерть как универсалии культуры).

11. Повседневность как устойчивость, повторяемость, консерватизм, стандартизация.

12. Понятие судьбы.

13. Игровое и мифологическое основания культуры. Культура как игра (Й. Хейзинга, Г.-Г. Гадамер, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе).

14. Религиозно-символическая концепция генезиса культуры (П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, С.Л. Франк. Г.Г. Шпет).

15. Культура как «неудача творчества» (Н.А.Бердяев).

16. Вариативность критериев исторической типологии.

17. Смысловые антиномии в противостоянии культур Запада и Востока.

18. Явление пограничной культуры в дихотомии Запада и Востока.

19. Пограничное положение России и осмысление его в рамках евразийства.

20. Тип научного мышления как критерий культурной типологии в теории О. Конта.

21. Русские мыслители о месте и роли России в мировой культуре.

22. Традиционные, индустриальные и постиндустриальные типы культур.

23. Зороастризм. «Авеста» как памятник культуры.

24. Загадки цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы.

25. Начало индоарийской, или ведийской цивилизации («Ригведа», «Махабхарата», «Рамаян»).

26. Своеобразие культуры греческого мира.

27. Крито-микенская культура.

28. Архаический период греческой культуры.

29. Классическая греческая культура.

30. Эллинская культура III-II вв. до н. э.

31. Небесное и земное, вечное и временное, священное и греховное как контрасты средневековой культуры.

32. Христианство о смысле жизни человека, о его смерти и бессмертии.

33. «О достоинстве человека» (Пико делла Мирандола).

34. «Государь» (Макиавелли).

35. Часовой механизм как метафора общества и природы.

36. Сциентистские упрощения культуры.

37. Идея «гражданского общества». Понятие человеческой природы в трактовках Т. Гоббса, Д.Локка.

38. Составляющие мира культуры по Ф. Бэкону.

39. Тема драматизма человеческого существования и ее трактовка в искусстве классицизма и барокко.

40. Антропоцентричный вектор русской культуры.

41. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

42. Культурно-историческое значение православия в объединении русского народа.

43. От древнерусской к средневековой культуре. «Слово о полку Игореве».

44. Расцвет русской культуры на основе образования единого российского государства. Идея Москвы – «Третьего Рима».

45. Деятельность Н. Карамзина, А. Пушкина и формирование русского национального исторического самосознания.

46. Возвращение к истокам. Возрождение традиционной народной духовности.

47. Понятия справедливости, правды, истины и права в русской культуре.

48. Специфика постмодернистского дискурса.

49. Культура «массового общества» и личность.

50. Тематизация повседневности в гуманитарном знании XX века и выход из сциентистского кризиса науки.

51. Ориентация на будущее и обновление мира. Синтез науки, искусства и жизни.

52. Диалог веры и знания.

53. Небесное и земное в мире культуры.

54. Религиозные основы культуры.

55. Изменение характера картины мира и места в ней человека в XX в.

6.4. Задания и методические указания к практическим занятиям и написанию контрольных работ для студентов заочной формы обучения

Практическое занятие 1: Культура: сущность, структура и функции; ценностный мир и институты культуры

Контрольные вопросы:

1. Философия культуры как общая теория культуры и методологическая основа культурологии.

2. Структура и основные феномены культуры (миф, религия, мораль, искусство, наука). Высокая и низкая культура, элитарная и массовая, духовная и материальная.

3. Функции культуры: человекотворческая, регулятивная, коммуникативная, трансляции социального опыта, креативная, аксиологическая, компенсаторная.

4. Ценность и польза (льгота), утилитарное и ценностное отношение.

5. Культурная картина мира. Коммуникация и диалог. Межкультурные коммуникации.

6. Миф как феномен культуры.

Практическое задание:

Ролевая игра: «Типы реакции на другую культуру».

Студенты попарно подготавливают сценки-диалоги на тему: «Встречи представителей различных культур», презентуют их на занятии, комментируют и отвечают на вопросы студентов группы.

Практическое занятие 2: Личность и культура в современном мире

Контрольные вопросы:

1.Изменение представлений о времени, пространстве и месте человека в мире.

2.Космическое бытие человека. Культура в современную эпоху.

3.Проблема глобализации и локализации культуры. Культура как диалог культур.

Практическое задание:

Тренинг:«Межкультурные конфликты и способы преодоления».

Студенты подбирают примеры существующих в различных странах культурных стереотипов и предрассудков, а также моделируют межкультурные конфликты, реально возникавшие (по материалам СМИ) или могущие возникнуть в ходе контакта представителей различных культур в разных сферах общественной жизни (бизнес, политика, туризм).

Методические рекомендации

Наши рекомендации