И формирования осанки в условиях доу
Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия – все это приводит к неправильному развитию стопы, соответственно влияет и на формирование осанки.
Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия.
Факторов развития плоскостопия
ü Недоразвитость мышц стоп;
ü Слабость мышечно – связочного аппарата стопы, может быть в результате рахита;
ü Ношение неправильно подобранной обуви;
ü Косолапость;
ü Х – образная форма ножек;
ü Травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки;
ü Наследственная предрасположенность;
ü Большие физические нагрузки;
ü Излишний вес;
ü Длительное пребывание в постели (в результате болезни).
Признаки плоскостопия
· Страдающие плоскостопием дети ходят широко, расставив ноги, развернув стопы и слегка сгибая ноги в коленях,
· Быстрая утомляемость ног,
· Ноющие боли стоп и голени при ходьбе и стоянии,
· К вечеру может появляться отек стопы, который проходит за ночь,
· Быстро изнашивается внутренняя сторона подошвы,
· Стопа становится шире.
Комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия
Которые можно выполнять в детском саду и дома
Комплекс 1
Виды ходьбы:
1. «Лисички» - Мягкая крадущаяся ходьба на носочках.
2. «Кабанчики» - тяжёлая ходьба на пятках.
3. «Мишки» - неуклюжая ходьба на внешней стороне ступни, с поджатыми внутрь пальцами – по ребристой наклонной доске (мишки лезут на дерево), по коврику с пуговицами (на пляже с камешками), с рейками (по упавшим веточкам.
4. «Обезьянки» - мягкая, с подпрыгиванием, ходьба, лазание по шведской стенке (обезьянки лезут на пальму), ходьба боком по канату (переход через речку по узенькому мосту).
Упражнения
1. «Курочка собирает червячков и бросает их цыплятам»
Сидя на скамеечке пальчиками ног поднять палочку, лежащую на полу, и отбросить её как можно дальше.
Мишка на роликовых коньках»
Катать бруски ногой с сильным нажимом и прокатывать их от носка к пятке.
Обезьянки берут орешки»
Захват малого мяча ступнями ног.
Обезьянки читают газету»
Пальчиками ног рвать газету на части.
Обезьянки- художники».
Толстым фломастером, зажатым между стопами или пальцами, нарисовать на листе бумаги, лежащему на полу, желаемый рисунок.
Обезьянки – музыканты».
Поднять пальцами ног погремушку и погреметь.
Зажать пальцами ног верёвочку, на которой висит колокольчик, и позвонить.
Комплекс 2
1. Ходьба на носках (1-3минуты).
2. Ходьба на пятках (1-3 минуты).
3. Ходьба на наружных краях стоп (2-5мин.)
4. Ходьба на внутренних краях стоп (2-5мин).
5. Ходьба по наклонной плоскости (5-10раз).
6. Ходьба по палке (5-15раз)
7. Ходьба по ребристой доске (2-5мин.)
8. Захватывание стопами предметов (кубиков, палочек, платочков, шнурков 5-10раз).
9. сгибание и разгибание стоп (сидя на стуле, поочерёдно сгибать и разгибать стопы, не отрывая пяток от пола, 10-20 раз).
10. Пружинистые перекаты с пятки на носок и наоборот из положения сидя на корточках.
11. Лазание по гимнастической стенке (середина стопы ставится на рейки).
Комплекс 3
1. Ходьба на носках.
Ходить на носках, не сгибая ног, положив руки на пояс; держать туловище прямо.
2. Ходьба на наружных краях стоп.
Ходить по комнате, положив руки на пояс, опираясь на наружные края (как «мишка косолапый»). - 2-5 минут.
3.Ходьба по наклонной плоскости.
Доска шириной 10-20см приподнята одним концом на высоту 25-30см. На носках в медленном темпе пройти по доске вверх и вниз 5-10раз.
4. Ходьба по палке.
Ходить по положенной на пол гимнастической палке, отводя ступни наружу, подняв руки в стороны, в медленном темпе (5-10раз).
5. Катание мяча ногой.
Катать ступней положенный на пол небольшой упругий мяч (2-5минут поочередно каждой ногой).
6. Катание обруча.
Удерживая обруч пальцами ноги, катать его по полу поочерёдно каждой ступнёй в течении 2-4мин.
7. Приседание на палке.
Держась руками за спинку стула, встать на палку, лежащую на полу на полу возле стула; сделать приседание, опираясь то на одну, то на другую ногу (5-10 раз в медленном темпе).
8. Сгибание и разгибание ног.
И.п.- сидя на стуле, вытянув ноги. Поочерёдно сгибать и разгибать стопы, не отрывая пяток от пола (10-20 раз в среднем темпе).
9. Захватывание мяча.
И.п.- сидя на стуле. Захватывать ногами, поднимать и перекладывать по полу кубики, палочки, веревочки (1-3минуты).
10. Балансировка на мяче.
Встать на слабо надутый большой мяч. Меняя положение рук, слегка перебирая ступнями, пытаться удержаться на мяче.