Интерьер внутреннего пространства.

Здесь все имеет значение: мебель, цветы, размеры помещения, художественные произведения, характер обоев. Все эти характеристики интерьера, не только изменяют настроение, но и отражают характер. Например, у гоголевского персонажа Собакевича все было дубовое и тяжеловесное, у Манилова – романтичное, легкое; рабочий кабинет Б.Клинтона – Овальный кабинет.

Интерьер должен быть оформлен исходя из следующих критериев:

1. функциональное предназначение помещения (рабочее, бытовое, торжественное, помещение для отдыха).;

2. специфика контингента (молодежная дискотека, дом престарелых, преступники (цы), семья, детский сад);

3. национальный и индивидуальный менталитет;

4. финансовые возможности.

В частности, функциональным назначением определяются размеры помещения. Надо учесть, что большое пространство подавляет инициативу, малое пространство повышает агрессивность, снижает официальность и деловитость атмосферы. Надо учесть, что каждый отдельный человек должен иметь свою территорию (как и каждая группа), где можно уединиться и спрятаться (см. общение в малых группах – типы территорий).

Еще одно важное требование к организации – оптимальные коммуникативные сети и каналы.

Третье-оптимизация сенсомоторики и движений. Неоптимальны, например, тесные маленькие магазинчики, офисы, заставленные лишней мебелью кабинеты…

И, наконец, среда д.б. эстетически оформлена и вызывать эстетические чувства. Интересно, что само по себе оформление вызывает кратковременный эстетический эффект. Наиболее сильное воздействие оказывает внезапное воздействие красотой. Тем не менее, удовлетворенность, производительность и, как ни удивительно, дисциплина в эстетически оформленном интерьере выше, чем в неэстетичном.

Психоэкология архитектуры.

Замечено, что внешний вид, внешние формы строений и архитектурных сооружений, их композиция, по-разному влияют на человека. Готический собор, в частности, вызывает не только эстетические чувства. Он воздействует на зрение, на слух, на осязание. Так, преобладание вертикальных линий вызывает чувство величия и смирения. Акустика готических сооружений такова, что звук равномерно распределяется по всему пространству. Поэтому люди говорят шепотом. Холодное внутреннее пространство не вызывает побуждения к осязанию, внушает табу прикосновения. С другой стороны, современная многоэтажка, лишенная декора и, чье внутреннее пространство насыщено лестницами и лифтами, не вызывает эстетических чувств, вызывает побуждение к осязанию. Отсюда надписи, царапины, выбитые стекла, выкрученные лампочки.

Н.Савченко рассматривает 5 парадигм архитектурного пространства–времени:1. пространство универсалий (время = вечность); 2. пространство полезностей (у организации пространства есть конкретные цели. Среда в данном случае = объект измерения и анализа); 3. пространство–орган (в данном случае человек сливается со средой); 4. пространство форм и значений; 5. ритуальное пространство.

Городская среда. Во-первых, городская среда символична, как и восприятие человека. Характер города символизирует общество. В планировании древних городов преобладал круг – символ безопасности, что раньше выражало главную идею города. В современных городах главной идеей является не физическая безопасность, а коллективизм и экономическая сторона бытия (экономическая безопасность).

Среда (следуя теории личности А.В.Петровского) является продолжением личности. Человек идентифицирует себя со средой («Мы – москвичи!»). Не случайно любое вмешательство в среду воспринимается людьми как покушение на личность, личное пространство, единство человека с его средой. Вспомним хотя бы избиение женихов Одиссеем. «Вы хотели украсть у меня мой мир» – отвечает Одиссей на вопрос женихов – в чем их преступление и за что их убивают? Отсюда и бурные эмоции, реакции на изменения в среде, на знакомую среду (от восторженных до болезненных).

Во вторых, городская среда воздействует на эстетические чувства. Эстетическое восприятие знакомой среды (например, Родины) вызывает сильные эстетические чувства и патриотизм только при условии противопоставления: родной – чужой; столица – провинция. В свете этого положения, в частности, люди эмигрируют за границу за чувством ностальгии!

Как же д.б. организована городская среда? Саутворт обобщил многочисленные исследования:

1. Город должен иметь свой звуковой дизайн. Д.б. предусмотрены и источники символических звуков. Например, звуки, символизирующие и информирующие о прибытии–убытии поезда (типа «Прощания славянки»). Вполне современны были бы ожившие говорящие статуи в парке, реагирующие на пешеходов. Музыкальная информация об изменении погоды;

2. Город должен иметь визуальный дизайн. Унылое однообразие серых непривлекательных частей города полезно оживить разнообразием форм и цветовой гаммы;

3. Особое внимание малой архитектуре: детские площадки, киоски, деревья, клумбы, текущая вода. Она должна вызывать чувства дружественности и безопасности. Вспоминается одна из детских площадок г. Иваново, оформленная деревянными скульптурными персонажами русских народных сказок;

4. Умеренная новизна и неожиданность;

5. Умеренный риск. Среда без риска подобна пресной пище. Пусть будет хотя бы иллюзия риска. Рисковать – одна из глубинных неизученных потребностей человека. Риск тонизирует, пробуждает интерес к жизни. «Кто не рискует, тот не выигрывает!»;

6. Среда должна быть многовариантной;

7. Среда должна побуждать к размышлению, созиданию.

8. В городе должны быть приятные уголки.

Приятные уголки. Как пример приятных уголков можно привести: центр Праги, Хрещатик в Киеве, Красная площадь в Москве (Главная идея которых состоит в создании пешеходных зон в центре города. Если раньше люди спешили по делам, то теперь наслаждаются архитектурой).

В целом чувство приятного создают: 1. места с низким уровнем стресса (шума, загрязненности, перенаселенности). Причем, несмотря на явление габитуации (привыкание к постоянному раздражителю).

2. оптимальные социальные качества среды. Среда может либо подавлять, либо поощрять и развивать контакт.

3. эстетика и дизайн (способствуют чувству приятного, который в свою очередь, должен быть функционален и, соответствовать общей идее уголка).

4. возможность принятия решений в отношении среды.

5. возможность перемещений и ориентации в данной среде. Для этого среда должна способствовать формированию т.н. ментальной карты города, основу которой составляют яркие объекты (например, кинотеатры, бани, рестораны, школы. Так, в воспоминаниях одного 80-летнего старика, который в молодости служил в Праге, этот красивейший город мира представлял собой систему танцплощадок, пивных и казарм. Таковы были его ментальные карты Праги. Для «челнока» город – это система магазинов, для работника ОБЛОНО – это система школ.

6. И, наконец, приятные уголки удовлетворяют потребности: культурные, спортивные, образовательные, интеллектуальные.

Все эти рекомендации можно отнести и к организации (фирме, предприятию, учреждению…), особенно, если организация придает значение корпоративному имиджу.

Так, компания должна иметь свой аудиостиль (с продуманными тембровыми и жанровыми характеристиками; запоминающееся мелодическое построение…). Например, чтобы подчеркнуть стабильность фирмы используется классический репертуар, а чтобы подчеркнуть современность и «продвинутость» – современные ритмы.

Как не вспомнить здесь пионерскую организацию! Здесь и самобытный звуковой дизайн (горны, барабаны…), и яркий визуальный дизайн (пионерские атрибуты, пионерские комнаты, дворцы…), новизна и риск ситуаций («Советы отрядов и дружин», «Зарницы», походы, соревнования…) и «приятные уголки» (пионерские лагеря, костры…).

Жизненная среда и дети.

В процессе пренатального онтогенеза будущий человек находился во внутренней среде материнского организма. Внутренняя среда матери по возможности максимально обеспечивала его всем необходимым: удовлетворялись потребности в питании, безопасности, комфорте. С момента рождения он попадает в определенную внешнюю среду, которая его потом и формирует. Если внешняя среда блокирует какие-либо потребности, человек как бы стремится вернуться в лоно матери, что проявляется в поиске и организации соответствующих (аналогичных внутрисредовым) внешнесредовых признаков: темно, тепло, тихо, поза плода. Временная фрустрация потребностей ребенка во чреве матери, как выяснилось, полезное явление, подготавливающее человека к активной жизни и борьбе за выживание. Идет своего рода тренировка. Известно, что дети у корейских ныряльщиц за жемчугом (которые ныряют и на 8 месяце беременности) рождаются физиологически зрелыми и красивыми.

Как говорит народная мудрость, ребенка надо воспитывать пока он лежит поперек кровати. Например, японские кланы «ниндзя» с колыбели готовят себе смену. Люлька подвешивается к потолку и любой проходящий мимо качнет ее. Люлька летает от стенки к стенке, вырабатывая у будущего ниндзи чувство равновесия, тренируя вестибулярный аппарат. Самураи тоже имеют свою педагогическую систему. В частности, ребенка не принято наказывать, что может унизить его достоинство. До 5 лет он живет по принципу «все можно».

Б.Краус выделяет следующие виды среды ребенка: 1. школьная (класс, школа в целом, образовательная система). 2. локальная(микрорайон, поселок). Она делится на городскую и сельскую. 3. семейная.

Каждый вид среды включает в себя следующие компоненты:

а). социально–культурный (например, элитная или общеобразовательная школа, уровень образования родителей),

б). технико–гигиенический (например, в монгольских семьях, преимущественно многодетных, детишки от года до трех одеваются в штанишки с дыркой на промежности. Ведь, в степи воды мало, подмывать и стирать нечем да и некогда, лучше экономить воду и время и удобрять среду равномерно),

в). социально–экономический (экономическое развитие региона, боевые действия, преступность, занятость родителей на работе, имущественные отношения),

г). демографический состав среды (например, национальный состав села; дом инвалида; количественный, возрастной, половой и национальный состав семьи).

Специфический комплекс перечисленных компонентов образует особую систему среды обитания и развития ребенка, которая в основном и определяет его последующую жизнь: перспективы, безопасность. В частности, городская среда формирует больший словарный запас, большую агрессивность и, соответственно, преступность; обеспечивает меньшую возможность изменять среду, недостаток разрядки. Сельская среда, наоборот, поначалу обеспечивает меньший словарный запас (эти различия в дальнейшем сглаживаются), большую возможность изменять среду для игровой активности, меньшую агрессивность и соответственно меньшую преступность.

Рассмотрим среду обитания беспризорника. Социокультурная специфика среды такова, что большинство таких детей остается малограмотными. Типичные технико-гигиенические условия жизни: вокзал, канализация. Характерно раннее приобщение к выпивке, курению, токсикомании, наркотикам, проституции. Типична завшивленность, туберкулез, венерические болезни. Социоэкономический компонент среды ярко представлен. Эти дети рано взрослеют, продавая свой труд, услуги и вступая во взрослые, преимущественно криминальные социо-экономические отношения. Демографический состав различен, но чаще однополый и равновозрастной. В результате разрушается связь поколений, естественная социализация. Проблематично в будущем и создание семьи.

Интересен и полезен подход к выделению сред Я.Черноушека. Он выделяет дополнительно к описанным 4. географическую среду, 5. этнокультурную среду (предполагающую разный тип жилья, одежды, обычаев, различную композицию пространства дома, различные традиции заботы о детях.

Например, в Малазии, на Полинезийских островах дети с 4 лет предоставлены сами себе. Заботу о 2 – 3 летних детях обычно поручают 6–7 –леткам. Если вспомнить, как русские бабушки стремятся застраховать ребенка от малейших неприятностей, то по контрасту приходит на ум индийская народная мудрость: «умные родители иногда позволяют обжигать детям пальцы». Что, безусловно, полезней для будущей безопасности ребенка, ведь он сам, хоть и под присмотром родителей, познает опасности этого мира.

С этнокультурными традициями связаны и эталоны красоты, а также некоторые эстетические извращения, которые с позиций безопасности вредны. Например, еще в прошлом веке в Китае деформировали стопу у девочек, так как символом женской красоты считались маленькие и узкие ножки. В результате женщина не могла свободно двигаться, что сказывалось на ее здоровье.

У некоторых азиатских народностей считались эталоном красоты длинные шеи, которые с детства удлиняли, добавляя шейных колец. Так шею «отращивали» до 30 см. В результате женщина уже не могла поддерживать голову без колец, что также являлось фактором риска.

В некоторых африканских племенах в качестве отличительных знаков использовались костные пластины, стрелы, которыми протыкалась кожа, щеки, нос, уши, губы, что частенько являлось очагом инфекции.

Некоторые общие рекомендации организации жизненной среды ребенка:

1. устранение всех видов депривации и избытка информации;

2. учет при оформлении внутреннего интерьера сензитивных периодов развития. Так, одна мама – педагог развесила в комнате своего 3-летнего ребенка буквы русского алфавита. В результате ребенок быстро и естественно научился читать.

3. оптимальная организация жизненного пространства ребенка в целом, и в частности детских площадок, детских комнат. Основные критерии такой организации:

· возможность многовариантных игр,

· безопасность,

· легкость ориентировки,

· эстетика дизайна,

· доступность,

· нескученность,

· побудительность среды (к действию).

Поясним последний критерий. Если побудительность среды мала, дети ее покидают, например – уходят на стройки, в заброшенные дома, в подвалы, пещеры. Что частенько приводит к несчастным случаям. Типичные детские площадки привлекают детей только до 7 лет, более старшие расширяют ареал обитания, т.к. площадка теряет побудительность.

ВЛАСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ

Организационная власть – 1)процесс использования организационных средств для изменения целей поведения сотрудников; 2) инструмент обеспечения главенства целей организации (даже если они противоречат целям ее членов, что является базовым противоречием организации.).

Виды организационных средств (властных ресурсов):

1. Материальные

2. Структурные

3. Функциональные

4. Информационные

5. Психологические

Каждый ресурс имеет свои условия реализации, предел эффективности, соответствующие объекты, и время действия.

Специфика организационной власти:

· -внеличный характер (бюрократизация) -формальный характер (в отличие от малых групп, где лидер – это субъект спонтанно формирующихся отношений)

· -активизация механизмов личностной защиты (для снятия внутреннего дискомфорта из-за необходимости подчиняться)

· -санкции за неподчинение связаны с удовлетворением \ неудовлетворением важных социальных потребностей (с понижением официального статуса, материальными потерями, изгнанием из организации)

· доступность влиянию (члены организации знают, кто принимает решения и имеют возможность влиять).

Субъект организационной власти

По отношению к власти все члены организации делятся на:

· Высшее руководство = конкретный руководитель, высший менеджмент (реальная власть, формирование политики, разработка стратегий, планов, распределение ресурсов, реформирование структуры, осуществление внешних связей)

· Менеджеров (подготовка решений, организация исполнения принятых решений)

· Рядовых исполнителей

Приемы властвования:

1. Запугивание (условия: умеренность угроз, демонстрация наличия средств и готовности к насилию);

2. Лесть (похвала и комплименты);

3. Подчеркивание общности («мы – одна команда», «плывем в одной лодке», «одной веревочкой связаны»= уголовное);

4. Самореклама (демонстрация превосходства в знаниях, опыте, статусе);

5. Подчеркивание своих должностных полномочий;

6. Завоевание благосклонности (путем услуг → обязан будешь);

7. Порождение чувства вины (объекту внушается, что он стал причиной неприятностей и т.о. должен компенсировать ущерб своим подчинением);

8. Демонстрация эффективного контроля (поведения объекта власти) («Мы все под колпаком у Мюллера!»).

Административное подчинение (подчинение работника руководству).

Милгрем изучал подчинение авторитету.

По Саймону, работник, подписавший контракт с организацией, он отключает критичность и следует правилу «ожидаемых реакций» (экспектаций) – т.е. своего рода имплицитным приказам.

Эксперименты В.Мееуса и К.Рааймакерса. Авторы применили экспериментальную схему Милгрема в условиях организационного властвования. Испытуемый =кадровый работник должен был якобы «проверять стрессоустойчивость» кандидата на РМ в данной организации, высказывая негативные замечания. Экспериментатор оказывал давление на испытуемого, заставляя его доводить тестирование кандидата до срыва и отказа от места в организации. Результат аналогичен Милгрему. 91 % испытуемых подчинялись давлению экспериментатора. Несмотря на то, что кадровики понимали важность для испытуемого устройства на работу.

Выводы: В контексте иерархических отношений власти повиновение вытесняет из сознания ценности законности и моральности действий.

Другие эксперименты: когда члены организации получали указания использовать расовые признаки для профотбора, они выполняли указания, хотя не разделяли расистских взглядов.

Наши рекомендации