К теме № 3. Традиционные (восточные) культуры Древнего мира.
Литература:
1. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1994. Ч. II/ гл. 1-2.
2. Петров М.К. Язык, Знак. Культура. М., 1991 (стр. 21-128)
3. Семенцов В.С. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагавадгиты// Восток – Запад. М., 1988.
4. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. СПб., 1997, с. 148-167.
(ФРАГМЕНТЫ ТЕКСТОВ ПРИВЕДЕНЫ В ХРЕСТОМАТИИ)
Задания и вопросы по теме:
1. Составьте характеристику сословной структуры традиционных обществ Древнего мира. Какова роль центральной, «священной» власти?
2. Проанализируйте основные особенности мифологической картины мира Древнего Востока.
3. Опишите приемы, обеспечивающие надежную передачу «священного знания» в традиционных культурах Древнего Востока.
4. Чем объясняются страдания и бедствия человека согласно космогонической картине даосизма (Е.А. Торчинов)?
Темы рефератов (выступлений):
1. Особенности культуры одной из ранних цивилизаций (Древняя Месопотамия, Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия. –по выбору студента.)
Литературу студенты подбирают самостоятельно. В качестве опорных могут служить следующие литературные источники:
1. Всемирная галерея: Древний Восток. СПб.,1994.
2. Древние цивилизации // под ред. Б.М. Бонгард-Левина. М., 1989.
3. История Древнего Востока. Учебник. М.: Высшая школа, 1988.
4. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс» 1998 // Под ред. Г.В. Драча, стр. 161-173.
5. Массон В.М. Первые цивилизации. М., 1989.
6. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1987.
7. Сковородкин В.М. Культурология: Учебное пособие. М., 2006. Гл. VI.
К теме № 4. Античная культура.
Литература:
1. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1963. Т.1. («Ранняя классика»), гл.1.
2. Аверинцев С.С. Античная литература и ближневосточная словесность// Типология и взаимосвязи литератур Древнего мира. М., 1976.
3. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991 (стр. 145-179).
(ФРАГМЕНТЫ ТЕКСТОВ ПРИВЕДЕНЫ В ХРЕСТОМАТИИ)
Задания и вопросы по теме:
1. Охарактеризуйте историко-культурную обстановку перехода от мифологической картины мира к «царству логоса».
2. Как формируется «универсальная» личность в бассейне Эгейского моря? Как возникает «запрет на плагиат» ?
3. Как А.В. Лосев трактует роль рабства в истории античной культуры?
4. Постарайтесь сформулировать основные черты различия в психологии личности человека Востока и античной культуры.
Темы рефератов (выступлений):
Самобытность культуры Древнего Рима: основные черты и достижения.
Литература:
1.Кнабе Г.С. Материалы лекций по общей культуре и культуре античного Рима. М., 1993.
2.Куманецкий К. История культуры Древнего Рима и Греции. М., 1992.
3.Момзен Т. История Рима. СПб., 1993.
4.Наговицын А.Е. Мифология и религия этрусков. М., 2000.
5.Федорова Е.Л. Люди императорского Рима. М., 1990.
2. Искусство Древней Греции.
Литература:
1.Алпатов М.В. Всеобщая история искусств в 4-х т. М.-Л., 1948 -1952
2.Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1962
3.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1992.
4. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М., 1980.
Аполлоническая и дионисийская модели культуры Ф. Ницше как выражение ее естественно-природных начал.
Литература:
1.Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч., Т.1, 1996.
2.Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.
3.Немировская Л.З. Культурология: история и теория культуры. М., 1992.
К теме № 5. Средневековая европейская культура.
Литература:
1. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.
2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1974 (стр. 5-100).
3. Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. Гл. 1.
(ФРАГМЕНТЫ ТЕКСТОВ ПРИВЕДЕНЫ В ХРЕСТОМАТИИ)
Задания и вопросы по теме:
1. Какие черты древневосточной и античной культуры были усвоены средневековой христианской культурой?
2. Дайте общую характеристику христианской и варварской картины мира северной Европы. Как реализуется синтез этих картин в средневековых представлениях о времени и пространстве?
3. Назовите важнейшие особенности средневекового искусства и знаний о мире.
Темы рефератов (выступлений):
Пьер Абеляр - представитель средневекового свободомыслия.
Литература:
1. Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М.,1953.
2. Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М.,1971.
3. Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. М., 1987. (С. 51-53, 271,272).
4.Петр Абеляр История моих бедствий. М., 1959.
5.Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков.