Этика делового общения «сверху–вниз»
В деловом общении «сверху–вниз», т. е. в отношении руково-дителя к подчиненному золотое правило этики можно сформули-
ровать следующим образом: Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель. Ис-
кусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руко-водитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе явля-ется этически приемлемо, а какое – нет. Эти нормы касаются пре-жде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство лю-
Глава 3. Этика и этикет в общении с коллегами по работе
дей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно не-защищенными. Отношение руководителя к подчиненным влия-ет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образ-цы поведения. Отметим некоторые из них.
1. Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщи-те сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, ког-да произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, какой он есть.
2. При возникновении проблем и трудностей, связанных с не-добросовестностью, руководителю следует выяснить ее причи-ны. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно по-прекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумай-те, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опи-райтесь при этом на сильные стороны его личности.
3. Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необ-ходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он мо-жет решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сде-лал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.
4. Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выбе-рите правильную форму общения. Вначале попросите объяснить причину невыполнения задания самого сотрудника, возможно, он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.
5. Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.
6. Тогда, когда это уместно, используйте прием «бутерброда» – спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите раз-
Деловая этика
говор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с че-ловеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла. Делая заме-чание, нужно учитывать возраст, пол и темперамент работника.
7. Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в лич-ных делах. Если совет поможет, вас, скорее всего, не поблагода-рят. Если не поможет – на вас ляжет вся ответственность.
8. Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.
9. Никогда не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их ува-жение.
10. Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.
11. Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководи-теля.
12. Укрепляйте у подчиненного чувство собственного досто-инства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только мате-риального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.
13. Привилегии, которые вы делаете себе, должны распростра-няться и на других членов коллектива.
14. Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошиб-ки в работе. Члены коллектива все равно так или иначе узнают о них. Но утаивание ошибок – проявление слабости и непорядочно-сти.
15. Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными. Они ответят вам тем же.
16. Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора: 1) ситуацию, наличие времени для ню-ансов, 2) личность подчиненного – кто перед вами, добросовест-ный и квалифицированный работник или человек, которого нуж-но подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следу-
Глава 3. Этика и этикет в общении с коллегами по работе
ет выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.
Формами распоряжения могут быть: приказ, просьба, запрос и так называемый «доброволец».
Приказ –официальное указание,подлежащее неукоснитель-ному исполнению. Он издается в ситуациях, не требующих об-суждения, в экстремальных случаях, в отношении недобросо-вестных сотрудников.
Приказ необходим при даче поручений, входящих в круг пря-мых обязанностей подчиненного, при определении сроков выпол-нения задания и т. п. Однако тон его всегда должен быть вежли-вым и корректным, не сопровождаться угрозами и упреками.
Приказная форма управления, бесспорно, подавляет инициа-тиву работников, освобождает их от личной ответственности, ли-шает возможности доверительного сотрудничества.
Служебный этикет рекомендует избегать формы приказа во всех случаях, когда распоряжение можно выразить в виде прось-бы.Обращение руководителя с просьбой демонстрирует его рас-положение к подчиненному, доверие к нему, веру в его творческие
и профессиональные возможности. Конечно, чаще всего просьба руководителя воспринимается подчиненным как приказ, но вы-полняется с большим энтузиазмом.
Следует обратить внимание на важный этический момент: поручения, не входящие в круг непосредственных обязанностей подчиненного, следует давать только в форме просьбы.
Просьба используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотруд-нику высказать свое мнение на проблему в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена. А если соответ-ствующим образом произнести фразу, то у сотрудника не возник-нет никакого сомнения, что это приказ.
Деловая этика
Вопрос лучше применять в тех случаях,когда вы хотите вы-звать обсуждение, как лучше сделать работу, или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. «Есть ли смысл заняться этим?», «Как мы должны это сделать?». При этом сотрудники должны быть инициативными и достаточ-но квалифицированными. В противном случае некоторые мо-гут воспринять ваш вопрос как проявление слабости и неком-петентности.
«Доброволец». Вопрос – «Кто хочет это сделать?» – подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но тем не менее она должна быть сделана. В этом случае доброволец наде-ется, что его энтузиазм будет соответствующим образом оценен
в дальнейшей работе.