Совершенствование быстроты у футболистов 14-16 лет
Морозов Евгений Андреевич
студент 4 – го курса 404 группы
Совершенствование быстроты у футболистов 14-16 лет
Выпускная квалификационная работа по специальности
Физическая культура»
(углубленный уровень среднего профессионального образования)
Квалификация – педагог по физической культуре и спорту
Научный руководитель:
Крылов Михаил Сергеевич
Москва, 2017
Содержание
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава I.Обзор литературы по совершенствованию быстроты у футболистов 14-16 лет…………………………………………………………………………...4
1.1. Понятие о быстроте…………………………………………………………..4
1.2. Особенности совершенствования быстроты у футболистов 14 – 16 лет…8
Глава II.Цель, задачи, методы и организация исследования………………..14
2.1. Цель и задачи исследования……………………………………………….14
2.2. Методы исследования………………………………………………………14
2.3. Организация исследования…………………………………………………17
Глава III.Совершенствование быстроты……...……………………………...18
3.1. Характеристика контингента испытуемых…………………………..……18
3.2. Характеристика быстроты как физического качества…...……………….21
3.3.Методика совершенствования быстроты…..………………………………26
3.4. Предложения по развитию быстроты……………………………..……….30
3.5. Проверка эффективности методики……………………………………….36
Выводы…………………………………………………………………………..41
Практические рекомендации…………………………………………………42
Список использованной литературы………………………………………..43
Введение
Актуальность темыисследования во многом зависит от того, что возраст 14-16 лет – благоприятный период для совершенствования быстроты, в связи с тем, что происходит укрепление организма. Именно поэтому особое место в развитии двигательных возможностей юных футболистов занимает быстрота, высокий уровень развития которой играет большую роль при достижении высоких результатов в футболе.
Рассмотрев актуальность темы, мы выдвигаем гипотезу, определяем объект и предмет исследования ставим перед собой цели и задачи.
Гипотеза исследования – предполагается, что развитие быстроты является основой физического воспитания в возрасте 14-16.
Цель исследования -изучить средства и методику совершенствования быстроты у футболистов 14-16 лет.
Объект исследования – быстрота у футболистов 14-16 лет.
Предмет исследования – изучить средства и методику совершенствования быстроты у футболистов 14-16 лет.
Гипотеза исследования – Предполагается, что процесс физического воспитания будет протекать более эффективно, если футболисты 14-16 лет будут регулярно заниматься футболом, то это может способствовать совершенствованию быстроты.
Научная новизна. Научная новизна заключается в применении экспериментального содержания программы, направленной на совершенствование быстроты у футболистов 14-16 лет.
Теоретическая и практическая значимость В результате исследования разработаны практические рекомендации, которые могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе; результаты работы позволяют оценить эффективность средств, предлагаемых для подготовки футболистов 14-16 лет с целью совершенствования быстроты.
Глава I. Обзор литературы по совершенствованию быстроты у футболистов 14-16 лет
Понятие о быстроте
Быстрота как физическое качество и методы ее развития.
Быстрота (англ. rapidity) - в релятивистской кинематике монотонно возрастающая функция скорости, которая стремится к бесконечности, когда скорость стремится к скорости света. В отличие от скорости, для которой закон сложения нетривиален, для быстроты характерен простой закон сложения («быстрота аддитивна»).
В соответствии с современными представлениями быстрота понимается как специфическая двигательная способность человека к высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц и не требующих больших энергозатрат. Физиологический механизм проявления быстроты, связанный, прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС).
Быстрота - способность человека выполнять большое количество движений с максимальной скоростью - характеризуется увеличением подвижности нервных процессов, быстро следующих друг за другом, давая возможность быстрой смене сокращений и расслаблений мышц, направляя и координируя движения и уменьшая латентный (скрытый) период двигательной реакции.
При развитии быстроты решают 2 основные задачи: увеличение частоты движений; увеличение скорости простых движений.
Простые двигательные реакции - это ответные движения на известные, но внезапно появляющиеся сигналы. В жизни человека они имеют большой значение, например при упражнении механизмами. Человек, обладающий быстрой реакцией в определенных условиях, приобретает способность быстро реагировать на сигналы и в других, непрерывных и более сложных условиях. Это очень важно, особенно при возникновении внезапной опасности.
Большое значение в жизни человека отводится сложным двигательным реакциям. Основные из них - реакции на движущийся объект и реакции выбора. В первом случае основную часть времени занимает фиксирование движущего предмета глазами, во втором - нахождение из нескольких возможных вариантов наилучший способ действия или ответа на сигнал. Быстрота реакции в основном зависит от типа нервной системы и является качеством, наследуемым от родителей, но и ее можно развить с помощью физических упражнений или подвижных игр.
Поскольку сократительная способность мышц к 20 годам улучшается и с помощью физических упражнений и игр еще более развивается частота,а вместе с ней и скорость выполнения большинства видов движений может быть увеличена.
Таким образом, в основе быстроты как физического качества лежат сила и подвижность нервных процессов, которые могут совершенствоваться под влиянием занятий физическими упражнениями и играми. Но развитие быстроты тесно связанно с развитием других физических качеств. Однако отдельные ее проявления мало зависят друг от друга, поэтому необходимо специально работать над всеми ее составляющими.
Развивать быстроту лучше всего в детском и подростковом возрасте, когда скоростные качества лучше совершенствуются в процессе выполнения игровых упражнений. Для развития этих качеств полезны старты из различных исходных положений (на 10-30 метров), эстафеты. Скоростно-силовые упражнения (бег, прыжки) рекомендуется включать в занятия с 12-15 лет. В более младшем возрасте эти качества можно развивать с помощью подвижных игр и соревнований. Обычно на них отводят до 50% общего времени. Не менее важна и такая задача физического воспитания детей и подростков, как формирование способности выполнять скоростную работу в течение длительного времени.
Быстрота наиболее тесно связана с такими физическими качествами, как сила и гибкость, а наименее - с выносливостью. В комплекс показателей быстроты входят: стартовая скорость, быстрота бега, быстрота оценки сложившейся на поле ситуации, быстрота тактического мышления.
Для развития скоростных способностей используют упражнения, которые должны соответствовать, по меньшей мере, трем основным критериям:
• возможности выполнения с максимальной скоростью;
• освоенность упражнения должна быть настолько хорошей, чтобы внимание можно было сконцентрировать только на скорости его выполнения;
• во время тренировки не должно происходить снижение скорости выполнения упражнений. Снижение скорости движений свидетельствует о необходимости прекратить тренировку этого качества и о том, что в данном случае начинается работа над развитием выносливости.
Упражнения на развитие быстроты выполняются так, чтобы отдых между ними был достаточным для восстановления (1-2 мин). Для развития этого качества подбирайте упражнения, выполняемые с максимальной предельной интенсивностью в течение 10-15 с. Такие упражнения советуем вам включать в тренировку сразу же после разминки, когда организм хорошо разогрелся, а признаки утомления еще не наступили. Если же мышцы не разогреты, то при выполнении упражнений на быстроту могут произойти их разрывы, вызывающие болевые ощущения. И еще один совет. Подбирайте хорошо освоенные и знакомые упражнения. В противном случае вы не сможете выполнять их на предельной скорости, так как все внимание будет сосредоточено на технике самих упражнений.[3]
Для развитие быстроты используют следующие методы.
Повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с около предельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек. - 5 мин. В зависимости от характера упражнений и состояния спортсмена).
Сопряженный метод. Например, выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисти, перемещения с отягощением и т.п
Метод круговой тренировки Подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы
Игровой метод Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.
Соревновательный метод Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования.
Особенно рекомендуется последний - соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений
Главная задача при воспитании быстроты состоит в том, чтобы спортсмен преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении скоростного характера, чтобы не включать в большом объеме однотипное повторение этого упражнения Поэтому столь важно, чтобы спортсмены применяли скоростные упражнения возможно чаще в форме состязания или игры В программу занятий должны входить в значительном объеме такие скоростные упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода бег с ускорением, прыжки в длину и высоту с предельно быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры, предельно быстро выполняемые акробатические упражнения и разнообразные специальные подготовительные упражнения.[2]
Особо важную роль в тренировке, направленной на развитие быстроты одиночных движений, играет срочная информация о достигнутых результатах.
Сопоставление объективных показателей быстроты, частоты движений, времени выполнения позволяет спортсменам улучшать эти параметры и делать правильные выводы об эффективности тренировки
Упражнения, способствующие развитию быстроты, не следует выполнять в состоянии утомления, так как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность быстро выполнять их. Поэтому их рекомендуется включать в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах. Количество повторений в одном тренировочном занятии небольшое.
Используя упражнения с отягощениями, направленные в основном на развитие силы, нельзя забывать о быстроте их выполнения, иначе может снизиться быстрота движения.[1]
Цель и задачи исследования
Цель -изучить средства и методику совершенствования быстроты у футболистов 14-16 лет.
Задачи:
- Исследовать взаимосвязь результатов, отражающих различные формы проявления быстроты, и некоторых физиологических показателей футболистов.
- Изучить многодневную динамику результатов ,отражающих различные формы проявления быстроты, и некоторых физиологических показателей у футболистов в подготовительном периоде.
- Разработать и научно обосновать методику совершенствования различных форм проявления быстроты у футболистов с использованием данных срочной информации
Методы исследования
1. Анализ научно-методического материала. Исследовательская работа включает обобщение уже имеющейся информации. Изучение литературы должно начинаться еще в процессе выбора темы дипломной работы. Студенту по литературным источникам необходимо ясно себе представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме.
2. Педагогические наблюдения. Представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.
3. Педагогические тестирования. Обычно тестирование как метод исследования сливается с практическим тестированием текущей успеваемости, выявлением уровня обучения, контролем качества усвоения учебного материала. Итоговый тест содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы. Выделяются 2 вида тестов: скорости и мощности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы; по тестам мощности у каждого такая возможность есть. Но большинство тестов находится между этими крайностями. В отличии от тестов, задания тестового типа используются для текущего контроля и содержат не большое количество вопросов. Обычно в таких задания от 5 до 10 вопросов.
4. Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Научной гипотезе, т. е. предположению, подвергающемуся опытной проверке, принадлежит определяющая роль. Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу. Исследования "очищают" гипотезы, устраняют некоторые из них, корректируют другие. Исследование гипотезы - это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития.
5. Физиологические методы исследования:
- Наблюдение
Наблюдение применялось с первых шагов развития физиологической науки. Проводя наблюдение, исследователи дают описательный отчет о его результатах. При этом объект наблюдения обычно находится в естественных условиях без специальных воздействий на него исследователя. Недостатком простого наблюдения является невозможность или большая сложность получения количественных показателей и восприятия быстропротекающих процессов. Так, в начале XVII в. В. Гарвей после наблюдений за работой сердца у мелких животных писал: «Скорость сердечного движения не позволяет различать, как происходит систола и диастола, и поэтому нельзя узнать, в какой момент и в которой части совершается расширение и сжатие».
- Опыт
Большие возможности, чем простое наблюдение, в изучении физиологических процессов даст постановка опытов. При выполнении физиологического опыта исследователь искусственно создаст условия для выявления сущности и закономерностей течения физиологических процессов. К живому объекту могут применяться дозированные физические и химические воздействия, введение различных веществ в кровь или органы и регистрация ответной реакции на воздействия.
- Функциональная проба
Предполагает исследование физиологических показателей в динамике, до и после выполнения определенных воздействий на организм или произвольных действий испытуемого. Наиболее часто используются функциональные пробы с дозированной физической нагрузкой. Выполняются также пробы входными воздействиями, в которых выявляются изменения положения тела в пространстве, натужи- вание, изменение газового состава вдыхаемого воздуха, введение медикаментозных препаратов, прогревание, охлаждение, питье определенной дозы щелочного раствора и многие другие показатели.
6. Методы математической статистики Математической статистикой называется наука, занимающаяся разработкой методов получения, описания и обработки опытных данных с целью изучения закономерностей случайных массовых явлений.В математической статистике можно выделить два направления: описательную статистику и индуктивную статистику (статистический вывод). Описательная статистика занимается накоплением, систематизацией и представлением опытных данных в удобной форме. Индуктивная статистика на основе этих данных позволяет сделать определенные выводы относительно объектов, о которых собраны данные, или оценки их параметров.[15]
Организация исследования
Наше исследование в организационном плане представляло из себя три взаимосвязанных этапа.
Первый этап длился с начала сентября 2016 года по конец ноября 2016 года. Этот этап был посвящён анализу и обобщению специальных литературных источников по проблеме исследования, формулировке гипотезы и проблемы исследования, выделению объекта и предмета исследования, постановке задач исследования.
Второй этап исследования продолжался до конца февраля 2017 года. В течение этого этапа нами были проведены измерения быстроты футболистов 14-16 лет, которое было организовано посредством тестирования в ходе педагогической практики в СДЮШОР “Чертаново”.
Полученные результаты были обработаны с помощью методов математической статистики. Так же было проведено сравнение полученных результатов с должными нормативами в аналогичных тестах, рекомендуемых в программах по физической культуре для футболистов и методической литературе.
Во время последнего, третьего этапа включительно до марта 2017 года нами был проведён компьютерный набор работы, сформулированы выводы, разработаны практические рекомендации.
Всего в исследовании приняло участие 24 испытуемых.
Выводы
1. При изучении контингента испытуемых мы можем сделать вывод, что самый важный фактор физического развития подростка - половое созревание, масса тела возрастает на 4-6 кг, а окружность грудной клетки увеличивается на 3-5 см, увеличение роста и массы тела в период от 12 до 16 лет составляет 25-30 см и 25-40 кг. Организм детей и подростков хорошо приспосабливается к скоростным нагрузкам. Поэтому возраст от 14 до 16 лет является наиболее благоприятным для совершенствования быстроты и повышения скорости движений.
2. Мы изучили многодневную динамику результатов ,отражающих различные формы проявления быстроты, и некоторых физиологических показателей у футболистов в подготовительном периоде. Мы можем сделать выводы, что динамика и физическая приспособленность находится на среднем уровне в период с 14 по 16 лет, что не препятствует совершенствованию быстроты
3. Изучив и оценив стандартную тренировку футболистов, мы предложили свой комплекс упражнений, описали: педагогические приемы, психологические приемы, специальные методы физического воспитания, гигиенические и природные факторы. Целями методики является: совершенствование быстроты футболистов, достижение высоких результатов.
4. Для проверки нашей методики мы использовали тест «Бег 30 метров», «Бег 60 метров», «Челночный бег 3х10» результаты тестирования мы привели в таблице, а разницу результатов данных тестов мы представили в виде гистограмм. С помощью критерия Стьюдента мы проверили эффективность нашей методики, которая оказалась эффективна.
Практические рекомендации
На основании результатов исследования для повышения эффективности быстроты футболистов были разработаны следующие методические рекомендации:
1. Для повышения эффективности работы и надежности игровых действий использовать путь воспитания личностных качеств, требующих обязательного проявления определенных качеств, а также путем создания специфических игровых ситуаций, позволяющих развивать у юных спортсменов способность к ориентированию в сложных условиях, включающих быстрое, точное восприятие и анализ постоянно меняющихся ситуаций, что обеспечит выполнение адекватных действий.
2. Планируя занятия по общей развитию, тренеры-преподаватели должны соблюдать следующие методические требования:
· подбор упражнений следует осуществлять с учетом охвата всех мышечных групп;
· объем нагрузки в каждом занятии и в серии следует повышать постепенно с учетом возраста и подготовленности занимающихся;
· умеренную нагрузку необходимо чередовать с более высокой, а в занятиях с юными футболистами 13-14 лет с максимальной;
· в занятиях с юными футболистами 10-12 лет не рекомендуется в течение длительного времени применять повышенные нагрузки, т. к. из-за большой возбудимости и быстрой утомляемости нервной системы, занимающихся данного возраста такие нагрузки приводят к резкому снижению работоспособности.
Список использованной литературы
1. Арестов Ю.И., Годик М.А. Подготовка футболистов высших разрядов: Учебное пособие для слушателей ВШТ. - М., ГЦОЛИФК,. 2000.-27 с.
2. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 144с.
3. Верхошанский Ю.В. «Основы специальной физической подготовки спортсменов». - М. Издательство «Физкультура и спорт», 2004.
4. Вихров К. Физическая подготовка юных футболистов. - Киев: Федерация футбола Украины, 2000.
5. Власов В.Н. Экспериментальное исследование методики воспитания быстроты и скорости бега у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис.... канд. пед наук. -М, 2001.-21 с.
6. Волков Н.И. Влияние величины интервалов отдыха на тренировочный эффект, вызываемый повторной мышечной работой//Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 2. - С. 32-35.
7. Вопросы юношеского спорта. / Под общей ред. СмотроваИ.П. - М. Издательство «Физкультура и спорт», 2002.(7
8. Гендзегольскис Л.И. Физиологические основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 2008 г.
9. Герасименко А.П. Совершенствование основ технико-тактического мастерства юных футболистов. - Волгоград, ВГАФК, 2002.
10. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки
11. Зеленцов A.M., Лобановский В.В. Моделирование тренировки в футболе.- Киев: Здоровья, 2006. -134с.
12. Качании Л., Горский Л. Тренировка футболистов - Братислава, 2005.
13. Марченко В.А. Развитие двигательных качеств футболистов. - Харьков, 2009.
14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.Издательство «Физкультура и спорт», 2009
15. Методические аспекты подготовки юных футболистов (обзор материалов доклада Р. Хюсси на конференции УЕФА по проблемам юношеского футбола), 2000.
16. Методические основы развития физических качеств / Под общей ред. Карасева А.В. - М.: Лептос, 2010.-368 с.
17. Монаков Г.В. Подготовка футболистов. - М. Советский спорт, 2005
18. Платонов В.Н. Современная спортивная подготовка. Киев Издательство «Здоровье», 2003.
19. Подготовка молодых футболистов. /Под. ред. Палфая Я. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 102с.
20. Портных Ю.И. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 344с.
21. Сальникова Г.П. физическое развитие школьников.: Просвещение, - М., 2000 г.
22. Сапожниковежнов И.С «Футбол сегодня и завтра». - М. Издательство «Физкультура и спорт», 2000.
23. Сетченов И.М «Новое в методике воспитания физических качеств у юных спортсменов». - М. Издательство Физкультура и спорт, 2001.
24. Совершенствование методики тренировки футболистов Вестник КазНПУ им. Дербаев Г.К в материалах республиканской научно-практической конференции молодых ученых. — Алматы, 2007 №3(14), С. 108-109.
25. Сочетание физических нагрузок разной направленности у футболистов //Вестник серия Начальная школа и физическая культура. — 2008, №1(16).- С.64-66.
26. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры /Под. ред. Зациорского В.М. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 250с.
27. Спортивные и подвижные игры: Учебник для средних спец. учебных заведений физ. культ.- Изд. Зе, перераб., доп. /Под. ред. Шурминой Е.В,2000.
28. Управление процессом подготовки футболистов с учетом объемов нагрузок / Под ред. Славина C.JI, 2008, №1-2.С.41-44.
29. Филин В.П., Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания. - М. Издательство Физкультура и спорт, 2002.
30. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М. Издательство Физкультура и спорт, 2003.
31. Футбол. Учебник для институтов физкультуры / Под ред. Казакова П.Н. - М.: ФиС, 2008.
32. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия» 2000.
33. Холодов Ж.К., Суслов Ф.П Теория методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва - М., 2004.
34. Чанади А. Футбол. Тренировка - М.: Физкультура и спорт, 2005.
35. Шамардин В.Н. Медико-биологические основы спортивной тренировки футболистов. - Днепропетровск: Пороги, 2002.
36. Юный футболист: Учеб. пособие для тренеров. М.: Физкультура и спорт Под ред. Лаптева А.П., Сучилина А.А. М.: ФиС, 2006.
Морозов Евгений Андреевич
студент 4 – го курса 404 группы
Совершенствование быстроты у футболистов 14-16 лет
Выпускная квалификационная работа по специальности
Физическая культура»
(углубленный уровень среднего профессионального образования)
Квалификация – педагог по физической культуре и спорту
Научный руководитель:
Крылов Михаил Сергеевич
Москва, 2017
Содержание
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава I.Обзор литературы по совершенствованию быстроты у футболистов 14-16 лет…………………………………………………………………………...4
1.1. Понятие о быстроте…………………………………………………………..4
1.2. Особенности совершенствования быстроты у футболистов 14 – 16 лет…8
Глава II.Цель, задачи, методы и организация исследования………………..14
2.1. Цель и задачи исследования……………………………………………….14
2.2. Методы исследования………………………………………………………14
2.3. Организация исследования…………………………………………………17
Глава III.Совершенствование быстроты……...……………………………...18
3.1. Характеристика контингента испытуемых…………………………..……18
3.2. Характеристика быстроты как физического качества…...……………….21
3.3.Методика совершенствования быстроты…..………………………………26
3.4. Предложения по развитию быстроты……………………………..……….30
3.5. Проверка эффективности методики……………………………………….36
Выводы…………………………………………………………………………..41
Практические рекомендации…………………………………………………42
Список использованной литературы………………………………………..43
Введение
Актуальность темыисследования во многом зависит от того, что возраст 14-16 лет – благоприятный период для совершенствования быстроты, в связи с тем, что происходит укрепление организма. Именно поэтому особое место в развитии двигательных возможностей юных футболистов занимает быстрота, высокий уровень развития которой играет большую роль при достижении высоких результатов в футболе.
Рассмотрев актуальность темы, мы выдвигаем гипотезу, определяем объект и предмет исследования ставим перед собой цели и задачи.
Гипотеза исследования – предполагается, что развитие быстроты является основой физического воспитания в возрасте 14-16.
Цель исследования -изучить средства и методику совершенствования быстроты у футболистов 14-16 лет.
Объект исследования – быстрота у футболистов 14-16 лет.
Предмет исследования – изучить средства и методику совершенствования быстроты у футболистов 14-16 лет.
Гипотеза исследования – Предполагается, что процесс физического воспитания будет протекать более эффективно, если футболисты 14-16 лет будут регулярно заниматься футболом, то это может способствовать совершенствованию быстроты.
Научная новизна. Научная новизна заключается в применении экспериментального содержания программы, направленной на совершенствование быстроты у футболистов 14-16 лет.
Теоретическая и практическая значимость В результате исследования разработаны практические рекомендации, которые могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе; результаты работы позволяют оценить эффективность средств, предлагаемых для подготовки футболистов 14-16 лет с целью совершенствования быстроты.