Подготовительнаягруппа (от 6 до 7 лет).

Месяц Физическое развитие. (физическая культура, здоровье)   Социально-коммуникативноеразвитие. (безопасность, социализация, труд) Познавательно-речевое развитие. (познание, чтение художественной литературы, коммуникация) Художественно-эстетическое развитие. (музыка, художественное творчество)  
Набережные Челны, Татарстан
Сентябрь - апрель Хәрәкәтле уеннар:“Соры бүре”, “Чүлмәк сатыш”, “Күчтем-күч”, “Әбәкле”, “Буш урын”, “Тотышлы”, “Күзбәйләу”, “Куышу”, “Тимербай”, “Төлке һәм тавыклар”, “Кем ераграк ыргыта”, “Төенчек”, “Әбәкне кайтар!”, “Йортсыз куян”, “Ике суык”, “Төлке”, “Бакалар”, “Куянкай” «Минлебай”, “Аксак төлке”, “Чикерткәләр”, “Кем тизрәк?”, “Ачкычлар”, “Чикерткә тоту”, “Тупны тапшыр”, “Без унике кыз идек...”, “Диңгез дулкынлана”, “Сазлык”, “Яңгыр килә, кач!” Әңгәмә. «Татарстан буйлап сәяхәт » Шәһәр тарихы һәм экология музейларына экскурсия; ТРның табигый байлыклары; “Чулман”, “Ык”, “Идел”, “Нократ”, “Агыйдел” елгалары белән таныштыру. Үстерешле уеннар: «Айсылу кунак җыя”, “Көмешче”, “Тегүче”, “Кем янгынны беренче сүндерә?”, “Юл билгесен куй”, “Шәһәр урамы”, “Гөмбәләр аланында”, “Нәни дизайнерлар”, «Дөрес туклана беләсеңме?”   Үстерешле уеннар: “Бу кайсы ел фасылы?”, «Джунглига сәяхәт”, “Аваз, урыныңны тап!”, “Почта”, “Әйдәгез, урманга гөмбәгә!”, “Әбиемнең өе”, “Экскурсоводлар” Әкиятләр. «Кола ат », «Кәкре каенга терәткән»; «Гөлчәчәк», Шигырьләр: М.Җәлил. «Көз җитте»; Р. Корбан. «Җәлил турында җыр »; Ф. Яруллин. «Бердән бер»;Ә Синегулов “Татарстан җирләре”; Р. Миннуллин. «Ипи булса», «Малайлар сөйләшә», «Кунакка килегез»; Р. Вәлиева « Энҗе –мәрҗән калфагым»; X. Халиков «Кырдан кайткач»; 3. Нури «Саный беләм»; Г.Тукай «Бәхетле бала», «Эш беткәч уйнарга ярый». Хикәя. Р. Фахреддин. «Тәрбияле бала», Г. Сабитов “Кадерле бүләк”, Р. Хафизова “Песнәк”, Р. Вәлиева “Ак песи” Әдәби әкиятләр: К. Насыри. «Саран эт»; Ф.Зариф. «Чишмә»; Ә. Гаффар. «Кыңгырау чәчәкләр»; Р. Батулла «Чыбык ашату »; Г. Тукай «Шүрәле». Яттан өйрәнү өчен: Җ. Тәрҗеманов.«Кыш»; Х. Халиков “Сөйләшсәләр безнеңчә”; Р. Миннуллин. «Бакча белән хушлашу»; Б. Рәхмәт “Мәктәпкә!” Музыка. Тыңлау: «Кайт, карлыгач» А.Батыр-Болгари муз., Н.Сынгаевск сүз., “Алтынчәч” Н.Җиһанов, «Марш» С.Сайдашев.«Сигезле бию» (диск “Шома бас”) Үстерешле уеннар: «Ак калач», «Кунаклар», «Нардуган», «Музыкаль инструментлар» Җырлы – биюле уеннар:“Парлашып калу”, “Төймә”, “Чума үрдәк, чума каз”, Күрсәт әле, Габдулла!” Җырлар. Календарь йола җырлары: «Тәмле боз» А.Мансуров муз., Х.Каюмов сүз. ; «Яз жите» Җ.Фәйзи муз., Ф.Карим сүз., Р. Ягафарова, «Нардуган минем, Нардуган” ; «Уян, тургай..», Г. Гараева «Көз» җырын өйрәнү, «Хуш бакча» Халык уен кораллары белән таныштыру: (гармун, курай, кубыз, домбра) Сәнгать эшчәнлеге. Камыр ашлары (Әвәләү). «КамАЗ машинасы», «Өчпочмак» (Мирас) Кисеп - ябыштыру. «Минем шәһәр», «Милли киемле курчак», «Әбиемнең күкрәкчәсе» (Мирас) Рәсем ясау: «Мин яши торган урам», «Намазлык – изге җәймә» (Мирас) Милли бәйрәмнәр: «Сөмбелә», «Нардуган», «Нәүрүз»,«Сабан туй», «Печән өсте», «Тәкыя бәйрәме», «Каз өмәсе» (Мирас) Җырлы-хәрәкәтле уен: “Шаян казлар”, “Шалкан”, “Чыршы”.
Россия
Ноябрь - апрель   Игры. « Жмурки», « Горелки», « Кот, какая сметана». Домино « Дымковские узоры», « Городецкие узоры», «Хохломские узоры», « Лото « Русская игрушка». « Скажи за героев сказки», « Король , прими нас на работу», « Черное и белое», « Ой, болит!»«Мышеловка», «Горелки», «Бубенцы», «В саду ли в огороде»,« В хороводе мы были», « На зеленом лугу», « Кострома- Кострома», « Верба-вербочка», « Кот, какая сметана» Хәрәкәтле уеннар: “Зур туп”, “Бәйләгән аяклар белән йөгерү”, “Аю янында, урманда”, “Киек ңәнлекләр өйрәтүче”, “Балык тоту”, “Тилгән”, “Шаян казлар”. Беседы. «Почему на пасху красят яйца?», «Почему русские люди пекут блины?» Знакомство с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.   Сказки. « Морозко», « Царевна- лягушка». « Сивка –бурка», « Хаврошечка», « Снегурочка». Поэзия. А. Блок «На лугу», С. Есенин «Пороша», М. Лермонтов «Горные вершины» Проза. А.Куприн «Слон», М. Зощенко «Великие путешественники» , Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась» Литературные сказки. А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», П. Ершов «Конек – горбунок»   Җырлы-хәрәкәтле уен: “Шаян казлар”, “Шалкан”, “Чыршы”. Музыка. Песенки. « Лиса рожью шла…», « Чигарики-чок-чигарок…», « Зима пришла…», «Идет матушка весна…», « Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…» Сказки и былины. « Илья Муромец и Соловей-разбойник», « Василиса Прекрасная», « Волк и Лиса», « Добрыня и Змей», « Садко», « Семь Симеонов- семь работников», « Сынко Филипко», « Не плюй в колодец- пригодится воды напиться», « Снегурочка» Заучивание колыбельных песен и приговорок, ознакомление с музыкальными инструментами (дудка, треугольники, деревянные ложки). Игра на них. Пение русских народных песен. « Лиса по лесу ходила», « А я по лугу», « Ходит зайка по саду»,» Скок- скок- поскок», « Во поле береза стояла», « Как пошли наши подружки». Сочинение детьми танцев под фонограмму русских народных мелодий. ИЗО деятельность Лепка. «Дымковская лошадка», «Мишка (по Богородской игрушке) Аппликация. «Волшебная яблоня» (по сказке «Хаврошечка»), коллективная «Хоровод матрешек» Рисование. «Хохломские узоры», «Гжельские узоры» Праздники. «Пришла Коляда - отворяй ворота», «Масленица».
Башкортостан
Декабрь Игры. «Медный пень» (Бакыр букэн), «Палка-кидалка» (Сойоштаяк), «Стрелок» (Уксы) Беседы. «Чем славится Башкортостан»,«Национальные блюда башкирского народа», «Древняя форма пчеловодства – «бортничество». Сказки. «Ленивая девочка» «Сказка о курае», «Башкирский праздник» переводы Р. Шафикова Поэзия. А. Игебаев «День победы» Ф. Рахимгулова «Праздничные дары»   Музыка. Песенки, потешки, считалки. «Чудесная камышинка». Пересказ Л.Кузьмина, « Голоса». Пересказ Л.Кузьмина, « Пальчики». Пересказ Л.Кузьмина, « Двенадцать девчонок». Пересказ Л.Кузьмина. Ознакомление с музыкальным инструментом кубыз. Слушание башкирской народной мелодии «Гульназира» ИЗО деятельность Лепка. «Мишка с бочонком меда» Аппликация. «Ичиги для джигита» Рисование. «Роскошный кафтан (жилет)» Праздники. «Каргатуй»
Чувашия
Январь Игры. «Бои петухов», «Воробьи и кошка», «Гуси-лебеди», «Иголка, нитка, узелок», «Простая лапта». Хәрәкәтле уеннар: “Бүре һәм куян”, “Таралыгыз!”, “Чәчәкләр”. Беседы. «Традиции и культура чувашского народа», «Столица Чувашии – город Чебоксар». Встреча с представителями чувашской общины из дома Дружбы народов»   Сказки. « Девушка на луне» Перевод С. Шуртакова, «Почему сосна и ель вечно зеленая» пер. С. Шуртакова Поэзия. «Засыпай сынок» обработка Л. Яхина.   Музыка. Песенка « Засыпай сынок» (обработка Л.Яхнина.) Слушание чувашской народной мелодии. Ознакомление с музыкальными инструментами волынка (скрипка) ИЗО деятельность Лепка. Сказочные герои. Аппликация. Украшение головной повязки – сурпан. Рисование. «Украшение пояса» завитками. Праздники. «Раштав» (Рождество) «Щеварини» (Масленица)
Удмуртия
Февраль Игры. « Баня», «Водяной», «Слепой баран», «Маша и Яша», «Ручеек», «Горячие табани», «Колечко» «Жмурки», «Лягушка», «С палочкой», «Лодыжки» Хәрәкәтле уеннар: “Туп һәм чокыр”, “Су анасы”, “Куышу”, “Куляулык белән уен”. Беседы. «Что такое народное искусство», «Ознакомление с легендой о возникновении гуслей» Беседа о музыкальном фестивале П.И. Чайковского Беседа о ижевском конструкторе-оружейнике Михаиле Тимофеевиче Калашникове     Сказки. « Как купец хотел солнце остановить» пересказ М. Булатова, « Красавица береза» пересказ М. Булатова, « Петух и курица»,« Заным-Койдым», « Котофей Иванович». Проза. В. Ванюшев «Я удмурт», «Друзья и хлеб» Ф. Васильев «Наши сосны» «Дождик», «Маковы цветы» пересказ Л. Кузьмина   Музыка. Песенки, потешки. Считалки « Шанежка», « Дождик», « Гуля- голубок», « Считалка с яблоком» Ознакомление с музыкальным инструментом скрипка, ложки. ИЗО деятельность Лепка. «Удмуртская посуда» Аппликация. «Украшение удмуртского платка-айшон» Рисование. Рисование кота по сказке « Котофей Иванович», украшение головной косынки удмуртским орнаментом. Праздники. «Толсур» (зимний праздник), «Бадзым нунал» (Пасха)
Мордовия
Март Игры. «Слепая старуха», «Сова», «Паук и мухи», «За капустой», «За ягодой», «В камушки» (Кевняняса), «В ворона», «В курочки», «Ключи от замка», «Круговой мяч». Хәрәкәтле уеннар: “Түгәрәктә”. Беседы. «Духовная культура Мордовского народа» «Заповедник имени П.Г. Смидовича, где находится уникальный в Республике, музей фауны»   Сказки. « Как собака друга искала», « Благородный медведь» ( Обработка Э. Померанцева), « Два купеческих сына», « Жатва зимой». Поэзия. «Родной мой край» Н. Эркай. «В России средь березовых просторов» А.Норкин Музыка. Песенка. « Лесные утки». Обработка Н.Колпака. Ознакомление с музыкальным инструментом свирель - «нуди», скрипка - «карьеве» . ИЗО деятельность. Лепка. Знакомство с посудой мордовских мастеров. Аппликация. «Праздничный фартук» Рисование. «Нарядный нагрудник» Праздник. «Цвети мой край – Мордовия моя», «Мэрцишор» (праздник прихода весны).
Марий Эл
Апрель Игры. «Катание мяча», «Барабанные палочки», «Золотые ворота» Хәрәкәтле уеннар: “Туп тәгәрәтү”. Беседы. «Народная песня – живой свидетель народного быта», «Марийский заповедник «Большая Кокшага» Сказки. «Гусли само дуды», «Ученый медведь», «Леший и мужик» (марийские народные сказки) Проза. « Пуговица» Н. Майн. Литературные сказки. « Лиса, сова и сорока». Пересказ А. Елагиной, « Мальчик- богатырь». Пересказ М. Булатова.   Музыка. Песенки, потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки. «Колыбельная» перевод С. Поделкова, « Наше поле» перевод С. Поделкова Ознакомление с музыкальным инструментом гусли («карш»), волынка («шювыр») Народная музыкальная игра «Кукушка». ИЗО деятельность. Аппликация. « Кружка для эран» Рисование. « Национальный передник – Ончылсакыш» Праздник. «Пеледыш пайрым» (Праздник цветов)
Республики Поволжья
Май Развлечение. «Мы любим играть» Беседа. «Край мой - Татарстан» Литературная викторина. «Путешествие по знакомым произведениям» Лепка. «Страна фантазий» (полюбившиеся герои сказок народов Поволжья) Аппликация-рисование. «Магазин народных промыслов» (Коллективная работа) Праздник. «Все народы в гости к нам»
           




Приложение № 14

Комплексно- тематическое планирование

Наши рекомендации