Воспитание трудовой культуры в бытовой деятельности и в коллективных делах

В школах во внеурочное время учителями и воспитателями проводится боль­шая работа по формированию трудовых умений и навыков учащихся по разви­тию трудовой культуры. У школьников в условиях организованной деятельно­сти, в деловых играх, в коллективных творческих делах формируются трудо­вые качества личности. В практической деятельности воспитанники осваивают разные виды бытовой деятельности, самообслуживания, правила техники бе­зопасности, личной гигиены. Под руководством и в содружестве с воспитате­лем, со старшими учащимися, с родителями младшие школьники осознают правила, требования организации и проведения сначала небольших трудовых дел, далее коллективных трудовых творческих общешкольных мероприятий. Первоначально дети подражают образцам действий воспитателя. Постепенно учатся совместно планировать трудовые дела, распределять обязанности, оце­нивать деятельность товарищей и результаты трудовых дел. При участии учи­теля у школьников формируются практические умения, дети побуждаются к поиску способов решения поставленной цели.

У воспитанников формируются правила культуры самообслуживания, пра­вила подготовки рабочего места, подбора необходимого инвентаря, инструмен­тов для коллективной деятельности. В организованной трудовой деятельности развивается положительное отношение к трудовым делам, ответственность за качество выполненного задания. Школьники постоянно побуждаются к дело­вым контактам, осваивают разные деловые роли (организатора, бригадира, ис­полнителя и др.). В условиях деловых отношений в трудовых делах у школьни­ков развиваются такие качества личности, как умение сотрудничать, желание помочь другому, целеустремленность, честность, ответственность и другие нравственные черты личности. Воспитатель должен поощрять у детей прояв­ления доброты, взаимопомощи и нравственные поступки. При совместном об­суждении школьники учатся оценивать свою деятельность, обсуждать резуль­таты трудовых достижений или причины ошибок, трудностей.

Навыки самообслуживания формируются у школьников в процессе еже­дневных практических упражнений в условиях семьи или выполнения требо­ваний распорядка дня в школе. Но для первичного формирования этих навы­ков у младших школьников нужны специально организованные внеклассные занятия, обучающие игры. В содержание труда по самообслуживанию входит усвоение правил личной гигиены и безопасности, уборка помещений, приго­товление пищи, уход за одеждой и обувью, уход за комнатными растениями, дежурство в столовой, спальне, сервировка стола, прием гостей, изучение пра­вил техники безопасности и использование хозяйственного инвентаря.

Используя возникшие естественные ситуации бытовой деятельности, вос­питатель постоянно развивает навыки трудовой, социальной культуры школь­ников. Примерное содержание и его распределение по годам обучения вклю­чает следующие основные темы: здоровый образ жизни; безопасность и лич­ная гигиена; ведение домашнего хозяйства; уборка различных помещений и пришкольных территорий; технология приготовления пищи; повседневный уход за одеждой, обувью, мебелью, посудой и пр.; бытовые приборы, инстру­менты, их назначение, техника безопасности и правила использования, обо­рудование кухни и тому подобное, дежурство в классе, спальне, столовой, уборка территории около школы, работа с машинами, облегчающими труд, правила пользования, организация коллективных трудовых дел учащимися старших классов.

На внеклассных занятиях из года в год расширяются знания учащихся по бытовому труду, самообслуживанию, развиваются навыки контроля за здоро­вьем, правила рационального питания. Содержание внеклассных занятий по бытовому труду тесно взаимосвязано с уроками по социально-бытовой ори­ентировке, которые вводятся в учебные планы школ-интернатов для глухих и слабослышащих детей.

Технология обучения и воспитания предусматривает организацию развива­ющей коллективной трудовой деятельности воспитанников, освоение социаль­ного опыта и профессиональную ориентацию учащихся во внеурочной дея­тельности.

Изменение содержания и деятельности в новой технологии трудового обу­чения и воспитания развивает у школьников интерес, положительное отноше­ние, способности к труду. Уменьшается степень использования репродуктив­ных методов обучения, увеличивается использование активных, творческих, поисковых методов познания. Трудовое воспитание во внеурочное время на­правлено на превращение любого трудового дела в интересное занятие для младших и содержательное, увлекательное занятие для старших школьников ,на высоком доступном уровне деятельности. Школьники должны испытывать радость успеха в трудовой деятельности, гордость за результаты своего труда и получать разные поощрения. Изменения в трудовом образовании учащихся способствуют новым подходам и во внеурочной трудовой воспитывающей_де-ятельности, которая становится полезной школе и детям. Трудовые воспита­тельные дела в школе могут быть традиционными или новыми организацион­ными формами. Формы организации трудовых дел: праздник труда; неделя трудовых дел; гуманитарная помощь; конкурс умельцев; праздник-соревнова­ние «Трудовая семья»; соревнование мастеров; разведка полезных дел, добровольцы ремонтной бригады; шефская помощь; выставки изделий, стенды, те­матические газеты и др.

В основе новых технологий трудового воспитания выделяются следующие направления: развитие у школьников психологической, практической готовно­сти к труду; постановка целей, формирование мотивов; методы формирования трудовых умений и навыков, содержание и организационные формы трудовых дел. Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навы­ки способствуют становлению личности, осознанию основного смысла жиз­ненной, трудовой деятельности.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Какие формы организации трудовой деятельности школьников во внеурочное время будут способствовать уважительному отношению к труду взрослых, заботливо­му отношению к младшим воспитанникам, индивидуальной заинтересованности и по­ниманию общественной значимости трудовых дел?

2. С.А. Зыков уделял большое внимание организованной трудовой деятельности детей в школе-интернате и в семье, его правильной организации и подчеркивал, что только та семья или воспитательная группа будет развиваться как дружное сообще­ство, где каждый является участником общего трудового дела. Раскройте роль органи­зованной коллективной трудовой деятельности в школе-интернате для формирования личности и коллектива глухих и слабослышащих детей.

3. Заполните таблицу «Формы организации трудового воспитания».

труд по самообслуживанию Коллективные трудовые дела Профессиональная ориентация
     

4. Составьте план проведения коллективного трудового дела учащихся основной или старшей школы, определите вид трудового дела, тему, цели, девиз. Продумайте организацию начала трудового дела в соответствии с возрастом школьников: поста­новка яркой цели, проведение линейки, поздравление старших школьников или стар­шего воспитателя с началом общественно значимого дела и т. д. Составьте четкие ука­зания о содержании деятельности школьников (где, как будут работать, в чем состоит их деятельность). Спланируйте формы организации труда школьников (работа брига­дами, парами, группой и др.). Охарактеризуйте подготовленное материально-техни­ческое оборудование, инструменты и правила их использования для выполнения зада­ния. Определите формы подведения итогов, учет выполненной работы, оценку участия школьников в труде (количественные, качественные результаты труда, процесс вы­полнения работы, отношение к деятельности). Какой трудовой праздник или утрен­ник, стенную газету или выставку можно провести по результатам этого трудового дела школьников?

5. Коллективные трудовые дела школьников разного возраста проводятся систе­матически, по плану, при обязательном учете содержания общешкольной программы воспитания или программ обучения по предметам и возможностей учащихся. Составьте примерный план коллективных трудовых дел по темам для учащихся 5-го класса шко­лы глухих детей на полугодие. Заполните таблицу.

№ п/п Срок выполнения Содержание трудовых дел Место проведения Кол-во трудовых дел Ответственные
Сентябрь 1. Уборка листьев 2. Уход за ком­натными расте­ниями 3. Уборка поме­щения 4. Дежурство в столовой 5. Подготовка к празднику-со­ревнованию «Мы — трудовая семья» Школьный двор Класс, группа Воспитательная группа Столовая Воспитательная группа 2 Постоянно (Указаны исполнители)
Октябрь 1. 5.      
Ноябрь 1. 5.      
Декабрь 1. 5.      

6. Ответьте на вопросы, опираясь на педагогические требования к организации труда воспитанников по самообслуживанию: Каковы формы и направления содер­жания бытового труда глухих и слабослышащих учащихся разного возраста в интер­нате и в семье? Роль руководства воспитателем трудом школьников по самообслу­живанию и домоводству? Какова продолжительность занятия по обучению самооб­служиванию или домоводству для учащихся разного возраста? Сколько раз в неделю проводятся занятия по бытовому труду в группе воспитанников младшего школьно­го возраста?

7. Составьте перечень игр, подберите наглядно-дидактический материал, с помо­щью которых можно выработать у детей навыки правильного выполнения правил лич­ной гигиены или самообслуживания. Согласуйте работу над словарем и фразеологией с требованиями программы по русскому языку для данного класса. Запишите описа­ние игры в рабочую тетрадь. Проведите по сценарию деловую игру в группе студен юн или с детьми в школе на педагогической практике.

8. Ознакомьтесь с приложением 1 и перечислите формы организации внеклак ных занятий по трудовому обучению и воспитанию. Заполните таблицу.

Внеклассные занятия и коллективные трудовые дела
Занятия по итогам выполнения программы по трудовому обучению Допрофессиональная подготовка школьников Занятия в кружках трудовой деятельностью учащихся основной школы

9. Руководствуясь материалом приложения 2, составьте план подготовки и прове­дения коллективного трудового дела учащихся 4, 5 или 6-го класса. Определите тему, цель, наглядно-материальное обеспечение, форму организации, составьте сценарий, разработайте технологию проведения, подготовьте задания школьникам для предва­рительной подготовки творческого дела.

Приложение 1

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Наши рекомендации