Использование дакгильной и жестовой речи

Важное значение в решении проблемы дифференцированного обучения и воспитания детей с недостатками слуха имеет вопрос об использовании дактильной и жестовой речи в общении. Необходимость употребления ранооглохшим жестовой речи возникает из-за его потребности в общении. До овладения словесной речью жесты способствуют обогащению жизненного опыта ребенка, развитию мышления и ориентировке в окружающем мире. Общение глухого с помощью жестов опережает развитие его словесной речи. Поэтому в условиях коммуникативной дидактической системы (С.А. Зыков) жестовая речь может быть использована в учебно-воспитательном процессе как вспомогательное средство, когда словесная речь ребенка еще бедна. Но по мере формирования словесной письменной и устной речи, накопления опыта речевого общения в учебной и внеурочной деятельности учащихся доля использования жестовой речи уменьшается.

В школе для слабослышащих, по утверждению Р.М. Боскис, А.Г. Зикеева, Ф.Ф. Рау и др., нежелательно в условиях коммуникационной системы использование жестовой речи в учебной деятельности, так как развитие этих детей протекает не только в условиях специального обучения, но и в непосредственном речевом общении с окружающими. Чем больше будет потребность в речевом общении, тем активнее развивается самостоятельная речь слабослышаще-го ребенка. Применение жестов слабослышащими школьниками в общении задерживает развитие их словесной речи. Сурдопедагог должен избегать общения со слабослышащими с помощью жестовой речи, максимально используя в воспитательном процессе все возможные наглядные средства обучения, письменную речь, звукоусиливающие аппараты.

Применение жестовой речи в общении позднооглохших детей также недопустимо, так как тормозит формирование навыка зрительного, слухозритель-ного восприятия устной речи. Устная речь позднооглохших сохраняется только в условиях активного речевого общения.

Использование дактилологии, по мнению Р.М. Боскис, как своеобразной формы словесной речи допустимо в обучении всех категорий детей с нарушениями слуха, кроме позднооглохших, особенно в первоначальный период обучения. При обучении неслышащих устно-дактильная речь используется в качестве исходной формы на ранних этапах обучения речи по принципу формирования речевого общения. При глубоком недоразвитии речи у слабослышащих дактилология служит для уточнения звукобуквенного состава искаженных слов, самостоятельно усвоенных детьми.

Неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие дети имеют свои особенности нарушения слуховой функции и развития речи. На основе педагогической классификации, разработанной Р.М. Боскис, исследований Т.А. Власовой, А.И. Дьячкова, А.Г. Зикеева, С.А. Зыкова, К.Г. Коровина, Л.В. Неймана, Ф.Ф. Рау и др., в нашей стране осуществляется дифференцированное специальное обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, создана система специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида, системы воспитания и образования глухих и слабослышащих.

С середины XX в. формируются две дифференцированные системы образования в теории и практике сурдопедагогики: система образования и воспитания глухих (неслышащих) (А.И. Дьячков, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, Е.Н. Марциновская, Ф.Ф. Рау, Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф и др.) и система образования и воспитания слабослышащих (Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, К.В. Комаров, М.И. Никитина, Л.П. Назарова, Л.Т. Тигранова и др.). Во второй половине XX в. в каждом из этих направлений создаются разные образовательные и воспитательные подсистемы: обучение языку по принципу формирования речевого общения; формирование и коррекция устной речи (произношения); уроки ППО; развитие слухового восприятия; трудовое обучение и профессиональная подготовка; системы воспитания учащихся в специальных школах для детей с недостатками слуха.

Многообразие факторов, влияющих на развитие детей с нарушениями слуховой функции, вызывает необходимость дальнейшего изучения категорий детей в каждой из основных четырех групп в классификации Р.М. Боскис. Одним из важных направлений в сурдопедагогике является углубленное комплексное изучение детей с недостатками слуха и совершенствование дифференцированного и индивидуального подхода в образовательном и воспитательном процессе для максимального развития каждого школьника.

Вопросы и задания для практических занятий

и самостоятельной работы студентов

1. Дайте определение понятиям «глухота», «тугоухость», «первичный недостаток», «вторичные нарушения развития», «позднооглохший».

2. Объясните, каким образом недостаток слуха сказывается на структуре психофизического развития ребенка, на особенностях его личности. Докажите, что одними из условий эффективной организации воспитательного процесса в группе продленного дня в интернате является знание воспитателем сложной структуры нарушений развития ребенка и возможностей их коррекции. Сделайте выводы и дайте обоснование.

3. Заполните таблицу.

Первичный недостаток Вторичные нарушения Глухота Тугоухость
    Особенности отклонений Особенности отклонений
1. Состояние речи
2. Словесное мышление
3. Мыслительные процессы
4. Учебно-познавательная деятельность
5. Физическое развитие и здоровье
6. Нравственное развитие
7. Эмоционально-волевое развитие

4. Расскажите о попытках создания классификаций детей с недостатками слуха в XIX — первой половине XX в.

5. Раскройте основные теоретические положения педагогической классификации Р.М. Боскис.

6. Какие факторы определяют уровень развития речи при нарушениях слуха?

7. Охарактеризуйте особенности речевого развития и восприятия устной речи глухими, слабослышащими, позднооглохшими.

8. Раскройте своеобразие четырех групп детей в психолого-педагогической классификации с учетом предложенных Р.М. Боскис критериев.

9. Раскройте цели и значение педагогической классификации Р.М. Боскис и определите ее принципиальную новизну.

10. Заполните таблицу «Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха» (Р.М. Боскис).

Принципы классификации Категории детей Состояние слуха Состояние речи Время возникновения слухового недостатка Условия образования и воспитания
       
       
       
       

Список литературы

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М., 2002.

2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.

3. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М., 1988.

4. Методика обучения глухих устной речи / Под ред. Ф.Ф. Рау. М., 1976.

5. Пономарева З.А. Педагогическая классификация детей с недостатками слуха // Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. М.,1989.

6. Рау Ф. Ф. Устная речь глухих. М., 1973.

7. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М.,1978.

8. Хватцев М.Е., Шабалин С.Н. Особенности психологии глухого школьника. М., 1961.

Тема 2.4. Современные подходы к дифференцированному и интегрированному обучению

Наши рекомендации