Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства ФВ.
Большое значение в физическом воспитании издавна придается использованию благотворного воздействия на физическое развитие, здоровье и работоспособность человека естественных факторов внешней среды, особенно таких, как солнечная радиация, воздушная и водная среда. В процессе ФВ естественные силы природы используют по двум направлениям:
1) как сопутствующие факторы: организация занятий физическими упражнениями непосредственно в условиях природной среды (на открытом воздухе, на местности, в естественных водоемах и т. д.), благодаря чему воздействие ее факторов самым тесным образом сочетается с воздействием физических упражнений, так или иначе изменяя их эффект (например, усиливает его в случае интенсивной солнечной радиации и повышенной температуры воздуха);
2) как в виде специальных процедур закаливающего и оздоровительно-восстановительного характера (солнечно-воздушных ванн, водных процедур и т.д).
Естественно-средовые факторы только тогда приобретают значение средств физического воспитания, когда их воздействие упорядочено, дозировано по продолжительности, силе и направленности и применяются в комплексе с ФУ. Проведение занятий в условиях естественной среды с ее благотворим влиянием на эмоциональный мир человека в немалой степей обусловливает привлекательность занятий, пробуждает к позитивным эмоциям.
Гигиенических факторы: личная и общественная гигиена (соблюдение норм и требований, предъявляемых гигиеной к общему режиму жизни, режиму труда и отдыха, питанию, бытовой обстановке, уходу за телом и т. д.), другие непосредственно связаны с обеспечением оптимальных условий для занятий физическими упражнениями (соблюдение специальных норм и требований, предъявляемых гигиеной к режиму занятий и условиям восстановления, к состоянию мест занятий, оборудования, инвентаря, к одежде для занятий и т. д.). Они ориентированы прежде всего на охрану и укрепление здоровья, повышают эффект воздействия ФУ на организм человека, стимулируют развитие адаптивных свойств организма. Вместе с тем некоторые гигиенические средств широко используемые в процессе физического воспитания, являются, по сути, средствами повышения работоспособности и оптимизации восстановительных процессов (специализированное питание, витаминизация, искусственная аэроионизация, ультрафиолетовое облучение, сауна, массаж и т.д.).
Общепедагогические методы, применяемые в процессе ФВ.
Вфизическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).
Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования.
Словесные методы
В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.
В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.
Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. В начальной школе, особенно в I—II классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия-эпизоды последовательно развертываются по рассказу преподавателя. Эти действия объединяются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и двигательному опыту. Описание. Это способ создания у занимающихся представления
о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное,
образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины,
расположения в пространстве, форм, сообщение о характере
протекания явлений, событий. При помощи описания
занимающимся сообщается главным образом фактический мате
риал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо
так делать. Оно применяется в основном при создании первоначальнаго представления или при изучении относительно простых
действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и
двигательный опыт.
Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложении преподавателем сложных
вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практически объяснение характеризуется доказательством утверждений,
аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений.
В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.
Разбор — форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого результата.
Беседа – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися.
Лекция представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы).
Инструктирование — точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания.
Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения
задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество
его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относится ко всем занимающимся, к одной из групп
или к одному ученику.
Распоряжения, команды, указания — основные средства оперативного управления деятельностью занимающихся на занятиях.
Под распоряжением понимается словесное указание преподавателя на занятии, которое не имеет определенной формы {стандартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз). Распоряжения дают для выполнения какого-либо действия («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе.
Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык — это особая форма словесного воздействия на занимающихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий.
Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах и т.п.). Указания чаше всего применяют в начальной школе.