Этап обучения пользованию искусственной конечностью

начинается после комплекса подготовительных мероприятий и изго-товления лечебно-тренировочного или постоянного протеза. Основ-ная задача этого периода — освоение элементов шага, выработка координированной, устойчивой походки. В процессе обучения ребе-нок должен научиться правильно надевать протез и его крепления, стоять с равномерным распределением веса тела на обе конечности, сохранять правильную осанку и т.д. Основные задачи этого этапа:

1. Формирование мотивации к освоению и пользованию протез-но-ортопедическими изделиями.

2. Развитие способности к дифференцированию мышечных уси-лий, кожно-кинестетического восприятия и тактильных ощущений культи для управления протезом.

3. Улучшение крово- и лимфообращения в культе.

4. Развитие способности к произвольному расслаблению мышц, адаптация мягких тканей культи к нагрузке в положении стоя, а также к изменяющимся нагрузкам при передвижениях.

5. Увеличение подвижности в суставах усеченной конечности.

6. Развитие способности к перестроению и комбинированию двигательных действий.

14—1900

404 Частные методики адаптивной физической культуры

стопы, перекат с пятки на носок с одновременным переносом веса тела на протез. Четырем элементам шага соответствуют четыре фазы управления протезом. В первой фазе сгибание в коленном шарнире достигается движением культи вперед. Вторая фаза осуществляется за счет дальнейшего выноса культи вперед, пока под действием голе-нооткидного механизма не произойдет разгибание коленного шарни-ра. Переходя к третьей фазе, необходимо опереться на пятку искус-ственной стопы и при этом выполнить движение культей назад, нажимая на заднюю стенку приемной гильзы. В четвертой фазе шага, продолжая опираться культей на заднюю стенку приемной гильзы, следует перенести вес тела на протез, совершая одновременно пере-кат с пятки на носок.

Частные задачи

1. Добиться удержания протеза при разогнутом положении та-зобедренного сустава.

нюю.2. Добиться полного переката стопы с задней части на перед-

3. Добиться симметричности длины шагов.

4. Добиться своевременного переноса веса тела с протеза на здо-ровую ногу.

5. Добиться полного разгибания в коленном шарнире и сохра-нения правильной осанки во время ходьбы.

6. Добиться равномерности и ритмичности походки.

Примерные упражнения

1. Стоя лицом к опоре, перекаты с пятки на носок.

2. Стоя лицом к опоре, сгибание-разгибание ног в коленном шарнире.

3. Сгибание-разгибание протеза в коленном шарнире, стоя бо-ком к опоре или с опорой на трость.

4. Стоя боком к опоре, сгибание протеза в коленном шарнире, вынос протеза вперед и постановка его на пятку, перекат с пятки на носок с одновременным переносом веса тела на протез, шаг вперед-назад.

5. Стоя боком к опоре, выпады вперед.

6. Повороты налево-направо стоя у опоры. $<f
7. Ходьба вдоль гимнастической стенки приставным шагом.  
8. Ходьба между гимнастических брусьев. •>

9. Ходьба при помощи ходунков.

10. Ходьба с костылем, двумя или одной тростью перед зер-

калом.

11. Ходьба по отметкам, нанесенным на полу, на расстоянии сред-него шага ребенка.


Глава 7  
   
12 Ходьба под метроном, музыкальное сопровождение или слет  

перед зеркалом.

13. Передвижения по гимнастической стенке.

Критерием возможности перекода к третьему этапу обучения является координированное выполнение шаговых движе-шй обеими ногами при сохранении равновесия и правильной осанку.

Третий этап.На данном этапе основной целью является со-вершенствование техники ходьбы. Широко применяются упражне-ния, направленные на формирование дополнительных вариантов ходь-бы в различных внешних условиях.

Примерные упражнения

1. Ходьба приставным шагом по гимнастической стенке.

2. Ходьба с изменением скорости, поворотами и остановками.

3. Ходьба через барьеры и препятствия.

4. Ходьба с мешочком песка на голове.

5. Ходьба, толкая мяч протезой.

6. Ходьба с манипулированием предметами.

7. Ходьба по лестнице.

8. Ходьба без зрительного контроля.

9. Передвижение на самокате, лыжах, финских санял.

Обучение ходьбе считается законченным, когда ребенок может пройти на протезе без отдыха достаточно большое расстояние, без выраженных признаков утомления и каких-либо изменений со сто-роны культи. Длительность третьего этапа зависит от физической подготовленности ребенка, его возраста, качества изготовления про-теза и других причин. Общая продолжительность периода обучения ходьбе на протезе бедра составляет несколько недель.

Обучение ходьбе на протезах после ампутации обоих бе-дер происходит также в три этапа. Внимание акцентируется наформировании вертикальной позы и равномерном распределения веса тела на обе конечности. На первом этапе обучения обя-зательно используется дополнительная опора (брусья трости), в дальнейшем осваивается навык удержания вертикальной позы без дополнительной опоры, после чего начинается освоение шагов. Пер-вый шаг должен выполняться протезом на стороне более длинной и сильной культи. В фазе переноса, например, правой конечности вес тела приходится на левую конечность и трость в правой руке, которую ставят несколько впереди протеза, и в меньшей степени — на левую трость, которая служит для отталкивания. Необходимо передвигаться несколько наклонив вперед туловиде, голову держать прямо. Обучение ходьбе производится индивидуально под контролем методиста, при этом уделяется внимание освоению


Частные методики адаптивной физической культуры  
   

элементов самостраховки, правильному падению, вставанию с пола и т.д.

Процесс освоения протезно-ортопедических изделий сопровож-дается отклонениями от свойственной здоровому человеку техники ходьбы. В частности, типичными являются такие ошибки, как нали-чие лишних, компенсаторных, движений, искажение пространствен-ных и временных параметров движений, например несвоевременное начало следующего шага, несвоевременность переноса веса тела с протеза на ногу, что приводит к излишним мышечным усилиям, ис-кажению общего рисунка и ритма ходьбы.

Наиболее типичные двигательные ошибки, возникающие в про-цессе обучения ходьбе на протезах:

1) недостаточное сгибание протеза в коленном шарнире;

2) отсутствие симметричности шагов;

3) несвоевременность переноса веса тела вперед на протез или здоровую ногу;

4) выполнение шага за счет движения тазом, а не культей;

5) возвращение вынесенного вперед протеза несколько назад перед постановкой пятки на поверхность;

6) чрезмерное или недостаточное движение руками при

ходьбе.

Для предотвращения возможных ошибок в качестве одного из методических приемов могут использоваться различные виды ока-зания физической помощи (Евсеев С.А., 2002) Так, фиксация приме-няется для удержания ребенка в промежуточном положении при выполнении шагов и способствует формированию вертикальной позы. В процессе ходьбы для обеспечения безопасности ребенка и повы-шения его уверенности в собственных силах осуществляется под-держка за подмышечные области. Для выполнения с наименьшими физическими усилиями нескольких шагов подряд на втором этапе обучения применяется проводка, т. е. сопровождение ребенка по ходу выполнения движений. Возникающие в процессе проводки кинесте-тические ощущения способствуют более быстрому освоению рацио-нальной техники передвижения. Кроме того, действенным приемом предупреждения искажений техники является заблаговременное со-общение о возможных ошибках при ходьбе, а также выполнение шагов перед зеркалом с целью получения срочной информации и немед-ленного исправления недостатков.


Глава 7  
   

7.4. Методические особенности проведения подвижных и спортивных игр с детьми различного возраста

Многие авторы подчеркивают положительное влияние подвиж-ных игрна психофизическое состояние детей с нарушениями вдеятельности опорно-двигательного аппарата. Это главным образом обусловлено возможностью комплексного воздействия ьа психоэмо-циональную, двигательную и функциональную сферы. Игровая дея-тельность позволяет увеличить двигательную активность восполнить дефицит положительных эмоций, способствует снижению эмоциональ-ного стресса, активизации внимания, памяти, мышления, формирова-нию навыков общения, а также социализации личности (Страков-ская Л.В., 1978; Шапкова Л.В., 1999). Кроме того, являясь системой нозеденческих реакций, подвижные игры выступают в калестве функ-ции регулирования взаимоотношений, обеспечивают удовлетворение внутренних потребностей человека в самореализации (Портных Ю.И., 1994), а следовательно, способствуют формированию навыков обще-ния, свойств личности, социального поведения.

Подвижные игры для детей с дефектами верхних конечностей условно можно разделить на две группы. В первую группу входят игэы, содержание которых предусматривает участие одной или обе-их верхних конечностей в осуществлении движений. В основном этэ подвижные игры с различными предметами, например с мячом или летающей тарелкой. В этих играх могут принимать участие дети с врожденным недоразвитием конечности или после ампутации ки-сти и предплечья, с использованием протезов или без них. Вторая группа объединяет подвижные игры, направленные на использова-ние сохранных функций, в частности функций нижних конечностей. Это игры с ходьбой (для детей дошкольного и младшего школьного возраста), с бегом, прыжками, перелезанием, игры с элементами фут-бела и другие, где содержание не требует участия верхних конечно-стей для решения Поставленных задач.

Подвижные игры для детей с врожденными или ампутационны-ми дефектами нижних конечностей, также разделяются на две груп-пы. Игры для детей с дефектами голени или бедра могут проводить-ся с использованием костылей; с дефектами голеней, бедер, или бедра и голени — в упрощенных условиях сидя на полу, на гимнастиче-ском ковре.

В табл. 7.1 представлены примерные подвижные игры, критери-ем отбора которых являлась возможность сопряженного решения


Частные методики адаптивной физической. культуры  
   

образовательных и коррекционно-развивающих задач. Так, игра «За-щита укрепления» показывает как в процессе игровой деятельности можно одновременно решать задачи обучения пользованию протез-но-ортопедическими изделиями, развития координационных способ-ностей, психодинамических и сенсорных качеств, формированию на-выков коллективного взаимодействия.

Игры «Передал — садись» для детей с дефектами верхних ко-нечностей и «Попади в мяч» для детей с дефектами нижних конеч-ностей основаны на использовании сохранных функций и показыва-ют возможность расширения диапазона двигательной активности.

Наиболее сложным при проведении подвижных игр с детьми, имеющими дефекты конечностей, представляется решение задач кор-рекции нарушений осанки и плоскостопия. Это объясняется тем, что лишь единичные игры, например «Мостик и кошка» (см. табл. 7.1), включают упражнения подобной направленности. Тем не менее пе-дагог может разработать игру самостоятельно или изменить ее со-держание, используя в рамках традиционных правил специально по-добранные упражнения. Например, игра «Перемена мест» приобретает коррекционную направленность, если в ее содержание включить уп-ражнения, оказывающие специфическое воздействие в зависимости от особенностей нарушения осанки в положении сидя, лежа на жи-воте или спине.

Таблица 7.1

Содержание и направленность подвижных игр для детей с дефектами верхних и нижних конечностей

Содержание Направленность  
   
       
«Защита укрепления»— для детей Развитие способности к  
10—12 лет с врожденным недоразвити-  
произвольному напряже-  
ем или после ампутации кисти или пред- нию и расслаблению  
плечья с использованием протезов. мышц, управляющих про-  
Игроки располагаются в кругу на рас-  
тезом при различных по-  
стоянии двух-трех шагов перед начер- ложениях и движениях  
ченной на полу окружностью. В центре культи, развитие способ-  
круга находится укрепление и водящий. ности к дифференцирова-  
У игроков волейбольные мячи. По сиг- нию силовых, простран-  
налу игроки броском мяча двумя рука- ственных и временных  
ми стараются сбить укрепление, которое параметров движений,  
защищает водящий. Игрок, которому уда- скорости и точности  
ется сбить укрепление, меняется местом зрительного восприятия,  
с защитником. В конце игры отмечают- сосредоточенности и кон-  
       

Глава 7                
                 
        Продолжение табл. 7.1  
     
с я лучшие игроки, которые дольше дру- центрации внимания, спо-  
1их защищали укрепление.   собности к отмериванию  
Методические указания. Игрокам зап- расстояния до предметов.  
рещается при ударах переходить линию            
круга Защитнику запрещается держать            
укрепление. Если укрепление сдвинуто            
с места, но не упало, защитник продол-            
жает его защищать Если защитник со-            
бьет укрепление, то на его место идет            
игрок, у которого в этот момент нахо-            
дится мяч   v              
       
«Передал — садись»— для детей Развитие спосгбности к  
12—14 лет с врожденным недоразви- дифференцированию си-  
тием или после ампутации кисти, пред- ловых, пространственных  
плечья или плеча   и временных параметров  
Две команды стоят в колоннах по од- движений, к динамическо-  
ному, параллельно друг другу Напротив му равновесию, способно-  
команд на расстоянии 6—8 шагов рас- сти к отмериванию рас-  
полагается капитан с мячом в руках, стояния до предметэв,  
который по сигналу набрасывает мяч точности зрительного вос-  
первому игроку колонны Тот возвраща- приятия, формирование  
ет его обратно ударом серединой лба, навыков коллективных  
после чего принимает положение упэр действий          
присев. Затем капитан набрасывает мяч            
второму игроку и т.д. Игра заканчивает-            
ся, когда последний игрок возвращает мяч            
капитану и бежит на его место, а каги-            
тан становится во главе колонны. Побеж-            
дает команда, закончившая передачи мяча            
первой и не нарушившая правил.              
       
«Попади в мяч»— для детей 10—12 Развитие способности к  
лет с врожденным недоразвитием или дифференцированию си-  
после ампутации бёдра или голени на ловых и временных пара-  
костылях       метров движений, под-  
В центре площадки находится баскетболь- вижности в ксленном и  
ный мяч. Две команды располагаются в тазобедренном суставах,  
шеренгах на противоположных сторонах скорости и точности зри-  
площадки на расстоянии 10—12 м По тельного восприятия, спо-  
сигналу игроки выполняют удары по фут- собности к отмериванию  
больному мячу, стараясь попасть в бас- расстояния до предметов,  
кетбольный мяч. Игроки другой команды динамического равнове-  
собирают мячи и тоже по сигналу вы- сия, динамической и ста-  
                   

410 Частные методики адаптивной физической культуры

                Продолжение табл. 7.1  
       
полняют удары. Побеждает команда, су-   тической силы мышц со-  
мевшая закатить баскетбольный мяч за   храненной конечности.  
черту другой.                        
Методические указания. Удары выпол-              
няются только по сигналу. Преждевре-              
менные удары не засчитываются. Если              
баскетбольный мяч отскочит в сторону,              
его возвращают на прежнее место. При              
ударе нельзя заступать за черту.                
Варианты. Игроки выполняют удары              
по мячу, который медленно катится по-              
перек площадки.                        
                   
«Мостик и кошка» — для детей Коррекция нарушений  
10—12 лет на протезе бедра или голени.  
осанки во   фронтальной  
Игроки двух команд располагаются в    
плоскости, развитие под-  
колоннах у линии старта. Перед ними  
вижности в суставах верх-  
на полу в 3 и 6 м мелом начерчены  
них и нижних конечнос-  
два круга диаметром 1,5 м. По сигналу  
тей, быстроты движений,  
первые номера выбегают вперед и, ока-  
способности к точности  
завшись в первом кругу, выполняют  
движений по простран-  
гимнастический мост. После этого бе-  
ственным и силовым па-  
гут вторые номера, которые подлезают  
раметрам движений, ста-  
под мостом, как кошка, и встают во вто-  
тической силы мышц  
рой круг, где принимают положение упор  
туловища, рук и ног, спо-  
стоя согнувшись. После этого первые  
собности к перестроению  
номера бегут во второй круг и пролеза-  
и комбинированию двига-  
ют, как кошка, между рук и ног партне-  
тельных действий.    
ра. Потом игроки, взявшись за руки, бе-    
             
гут к своим командам. Когда пара              
пересечет линию старта, вперед выбега-              
ют следующие игроки. Когда пара, на-              
чинавшая игру, снова окажется впереди,              
игроки меняются ролями. Игра закан-              
чивается, когда игроки, начинавшие эс-              
тафету, снова окажутся впереди.                
               
«Перемена мест»— для детей с врож- Коррекция   нарушений  
денным недоразвитием или после ам-    
осанки во фронтальной и  
путации верхних конечностей.    
  сагитальной плоскости,  
Две команды располагаются лицом друг  
увеличение подвижности  
к другу в шахматном порядке на про-  
в суставах   верхних и  
тивоположных сторонах площадки. Все    
нижних конечностей, раз-  
игроки одновременно выполняют упраж-  
витие способности к пе-  
               
                           

Глава 7      
       
  Продолжение табл. 7.1  
     
нения для коррекции нарушении осан- рестроению и комоиниро-  
ки в положении стоя, сидя, лежа. По ванию двигательных дей-  
сигналу все игроки перебегают на про- ствий, быстроты простой  
тивоположную сторону площадки, ста- двигательной реакции.  
раясь как можно быстрее пересечь ли-        
нию. Команда, игроки которой первыми        
собирутся за линией, получает одно очко.        
Игра продолжается до шти очков.        
         

Использование спортивных игр в процессе двигательной реа-билитации детей с дефектами конечностей направлено на повыше-ние адаптационно-компенсаторных возможностей, развитие коорди-национных, силовых и скоростных способностей, сенсорных и исиходинамических качеств, формирование активного стремления к общению и социализации оптимизацию эмоционального состояния.

Спортивные игры о~личаются многосторонностью воздействия на психофизическое состояние детей и способствуют ускорению про-цесса их адаптации. На рис. 7.3 показаны возможности спортивных игр в решении различных задач двигательной реабилитации детей-инвалидов.

Дети с дефектами нижних конечностей могут принимать учас-тие в спортивных играх как с использованием протезов, так и без них. К спортивным играм, где двигательная активность обусловлена применением технических приспособлений и средств протезной тех-ники, относятся волейбол, хоккей на протезах и на санях с коньками, а также бадминтон, гольф, бильярд, бейсбол. В коляске дети могут играть в баскетбол, настольный теннис, большой теннис, бадминтон, гандбол, бильярд. Кроме перечисленных игр могут быть организова-ны волейбол сидя, бадминтон сидя и футбол на костылях.

Участие детей с односторонними дефектами верхних конечнос-тей в таких играх, как большой теннис, бадминтон, настольный тен-нис, футбол, может проходить без протезов верхних конечностей, так как они позволяют использовать сохранные функции (табл. 7.2). Во время игр обращается вьимание на точность и правильность выпол-нения движений, их разнообразие, активное участие усеченной ко-нечности в процессе выполнения двигательных действий в различ-ных исходных положениях.

Дети с дефектами верхних конечностей при использовании про-теза и специальных технических приспособлений, также могут при-


Частные методики адаптивной физической Глава 7  
   
    нимать участие в спортивных играх. Специальные приспособления  
    обеспечивают удержание спортивных снарядов, например теннисной  
    ракетки, ракетки для бадминтона, хоккейной клюшки и др. Эти при-  
    способления имеют достаточно простую конструкцию, легки, удобны  
    в эксплуатации. Они состоят из приемной гильзы, выполненной ин-  
    дивидуально, к которой жестко или разъемно крепятся соответству-  
    ющие спортивные снаряды. В целом наличие специальных приспо-  
    соблений, технических средстз и протезной техники для занятий  
    спортивными играми значительно расширяют двигательные возмож-  
    ности детей-инвалидов (Евсеев СП., Курдыбайло С.Ф., 2000)  
    Как видно из таблицы 7 2, наименьшие возможноти для участия  
    в спортивных играхуимеются у детей с двусторонний дефектами  
    верх-них и нижних конечностей без использования технических при-  
    способлений.    
    Этим детям может быть рекомендовано участие в спортивных  
    играх по упрощенным правилам. Например, после ампутации обеих  
    нижних конечностей волейбол и бадминтон провсдятся в условиях  
    упрощения внешней среды в положении сидя на полу или гимнас-  
    тическом ковре. Бадминтон проводится в виде одиночной или пар-  
    ной игры. Наиболее оптимальная высота сетки 1 м Нужно отметить,  
    что детям доступно выполнение практически всех технических эле-  
    ментов бадминтона.    
    Волейбол проводится в группах от четырех до восьми человек.  
    Формируются две примерно равные по силам команды на огнове  
    учета уровня ампутационного дефекта, сохранных двигательных функ-  
    ций, технической подготовленности и физических возможностей  
    Среди основных элементов техник выполняются верхняя прямая  
    и верхняя боковая подачи, прием мяча снизу, верхняя передача мяча,  
    прямой нападающий удар. Правила игры могут быть упрощены.  

Этап обучения пользованию искусственной конечностью - student2.ru

Выполнение подач осуществляется с расстояния 3—3,5 м. Допус-кается уменьшение этого расстояния в зависимости от уровня ам-путационного дефекта и физических возможностги занимающихся. Игра состоит из трех партий, каждая продолжаегся до счета 15 по системе матч-бол.


Частные методики адаптивной физической культуры  
   
            Таблица 7.2  
Спортивные игры, доступные для детей с врожденным  
недоразвитием или после ампутации конечностей  
                 
Спортивные Дети с дефектами Дети с дефектами  
игры верхних конечностей нижних конечностей  
                 
  кисть предплечье плечо обе кистиилиобапредплечья голень илибедро обе голени оба бедра илибедроиголень  
                 
Баскетбол д д д   В В В  
Волейбол с,д с,д с,д А,Д2 В,Д2 В.Д2  
   
Настольный дс дс с С А, В А, В А, В  
теннис                
                 
Большой с с с А, В В В  
теннис  
               
                 
Бадминтон дс дс дс А,Д2 А, В,Д2 В,Д2  
Гандбол д д д А А, В В  
   
Футбол д д д д Д1      
       
Хоккей с с А,СЗ А,СЗ сз  
   
Бильярд с с А, В А, В в  
   
Бейсбол с с А А    
     
Гольф с с А А    
     
Керлинг с,д с,д д А А  
   
                 

Обозначения: А — на протезах, В — в коляске, С — с использовани-ем специальных технических средств и приспособлений; Д — без исполь-зования средств протезной техники и специальных приспособлений, 1 — на костылях; 2 — сидя на полу; 3 — на санях с коньками.


Глава 7  
   

7.5. Методические особенности занятийна тренажерах с детьми среднего и старшего школьного возраста

Учитывая характерные морфофункциональные изменения, разви-вающиеся вследствие ампутации и влияния гипокинезии, неизмери-мо возрастает роль физических упражнений циклического характера Как эффективного средства нормализации обменных процессов, раз-вития двигательных способностей и повышения функциональных воз-можностей организма.

Для выполнения физических упражнений циклического характе-ра детьми среднего и саршего шкального возраста могут использо-ваться тренажеры и нестационарные виды отягощений, предназна-чен

Наши рекомендации