Ность и подозрительность, эксплуатируемая племенными вождями, жадными до иностранных подачек.
Вместо современной продуктивной экономики, создаю- щей долговременные заделы на будущее в виде перспектив- ных научно-технических разработок, — жадное ростовщиче- ство, абсолютно ничего не создающее и лишь разбазари- вающее ранее созданное национальное богатство, вдобавок отравляющее атмосферу духом всеобщего растления. Сло- вом — последовательный и агрессивный контрмодерн, оп- равдывающий свое наступление на Просвещение ссылками на рекомендации «чикагской школы» и директивы МВФ. Критерий рыночной рентабельности при этом используется как процедура выбраковки всего, рассчитанного на перспек- тиву, всех инвестиций в «человеческий капитал», в пользу того, что способно принести немедленные дивиденды. Воз- никает подозрение, что эта «близорукость рынка», не терпя- щего долговременных инвестиций на будущее, скрывает за собой психологию готовящихся к побегу грабителей, кото- рым немедленно нужна наличность, а не какие-то там расче- ты на завтрашний день страны.
Может быть, самое любопытное заключается в том, что архаика контрмодерна охватила не только туземное населе- ние, обрекаемое на провал в доиндустриальное общество, но вроде бы контролирующую весь этот процесс элиту местных глобалистов, тщательно сверяющих свои часы по европей- скому времени.
Если бы не этот факт, то архаические парадоксы глоба- лизма можно было приписать исключительно замыслу ре- конструкторов мира, заново решающих, какие регионы на планете должны войти в число развитых, а какие необходимо отправить на периферию, даже если прежде они имели свои постиндустриальные заделы. Однако зловещий закон инвер- сии — превращение глобального в племенное, сверхсовре- менного в рудиментарное — доказывает свою действенность на примере самой элиты глобалистов.
Те самые люди, которые высокомерно третируют такие
«провинциальные» понятия, как национальный интерес, на- циональные цели и приоритеты, с позиций одной им ведо-
Искушение глобализмом 91
Мой глобальной рациональности, проявляют психологию вырождающейся племенной касты, оторванной от норм и морали большого общества, полной подленького заговорщи- ческого подмигивания, подчиняющей все свои «глобальные инициативы» сугубо клановым интересам. Отлучение от больших национальных целей неминуемо влечет за собой, вопреки всей глобальной риторике, рождение клановой мо- рали, отвергающей все человеческие установления и нормы в угоду корпоративному эгоизму.
Сегодня все поражаются загадочному провалу цивилиза- ции, оказавшейся беззащитной перед волной тотальной кри- минализации. Одно из объяснений этого явления — разру- шение больших национальных культурных кодексов глоба- листами, спешащими прибрать весь мир к рукам. При этом сами они становятся жертвами этого демонтажа: как только
«золотая середина» модерна — единые политические нации — дестабилизируется в пользу глобальных притязаний, тут же активизируются заклятые демоны допросвещенческой эпо- хи — племенное, клановое, ростовщическо-мафиозное нача- ла. Злосчастная роль евреев в этом процессе объясняется тем, что они, в силу своей естественной «остраненности» от туземных национальных начал и в силу подозрительно-опа- сливого отношения к крепкой государственности, отличают- ся особым рвением по части глобализма. Но это первенство по части глобализма оборачивается и первенством по части всякого рода мафиозных уклонов и других проявлений кла- новой «морали для своих».
Кризис «золотой середины» модерна загадочно исказил биографии людей, которые в рамках прежней большой наци- ональной перспективы могли бы стать вполне респектабель- ными деятелями, способными служить высокому Просвеще- нию.
Не подоспей глобализация со всеми ее соблазнами анти- государственной вседозволенности, то Б. Березовский мог бы оставить свой след в математике. Глобализация совратила его совершенно иными возможностями — и вот перед нами комбинатор и махинатор с отчетливо выраженным мафиоз- ным уклоном, не гнушающийся криминальных практик,
92 А. С. Панарин
Вплоть до нелегального вывоза капиталов или контактов с уголовными чеченскими авторитетами.
В горизонте большого национального пространства — времени А. Чубайсу улыбалась перспектива блестящего эко- номиста-экспериментатора; в горизонте, характеризующем- ся переплетением глобального и кланового, вышел деятель, сочетающий государственные должности со скандальным
«писательством», за которым скрывается элементарное взя- точничество. Таких примеров ныне — тысячи. По мере того как еврейский элемент в России (я, разумеется, имею в виду его часть, вошедшую в нынешнюю правящую элиту) «глоба- лизуется», дистанцируясь от больших национально-государ- ственных целей, он одновременно и криминализируется, на глазах обретая мафиозные черты. Процесс этот охватил се- годня практически всю правящую элиту России, все ее зве- нья и разновидности. Отличительной особенностью еврей- ской составляющей является то, что она не довольствуется девиантными практиками де-факто; ее темперамент и амби- ции заставляют искать легитимацию этих практик средства- ми нового учения, третирующего стеснительные нормы ста- рой морали.
Наряду с этим глобалистам свойственен большой страх, естественный при отрыве от большой национальной тради- ции и исключительной опоре на туманности глобального мира. Опять-таки острее всего этот страх проявляется у евре- ев. Известно, какой страх испытывали «несгибаемые рево- люционеры», весьма и весьма проштрафившиеся перед рос- сийской государственностью после превращения «империа- листической войны» в гражданскую. Этот страх заставлял их всячески торопить мировую пролетарскую революцию, ко- торая не только все спишет, но и, как ожидалось, начнет с разрушения ненавистного монстра — российской государст- венности. Современные глобалисты, успевшие не меньше проштрафиться перед российской государственностью, спо- собны торопить мировую войну Во всяком случае, они не стесняются торопить американцев с их миссией на Востоке, а в продвижении НАТО на Восток усматривать единствен-
Искушение глобализмом 93