Психологические теории моды.
Моду исследовали как психологический феномен, изучал причины возникновения и изменения моды в области индивидуальной психологии. С этой точки зрения мода удовлетворяет важным потребностям человека в качестве механизма, разрешающего конфликт между социальным конформизмом и индивидуальной свободой, на что указывал еще в конце XIX в. основоположник социально-психологического подхода к изучению моды Г.Зиммель.
Другие исследователи моды делали акцент на психологическую функцию моды, которая является способом эмоциональной разрядки, удовлетворяет потребность человека в новых ощущениях. Так, советский психолог Л. Петров назвал моду периодической (раз в 6 —8 лет) встряской, с помощью которой человек освежает свои ощущения.
Психологический подход к моде позволяет выявить две основные психологические причины ее изменений:
1) психологический закон «угасания ориентировки»: многократное воздействие приводит к тому, что ориентировочный рефлекс слабеет, гаснет, воспринимаемый образ теряет свое значение (модный объект теряет постепенно ценность современности);
2) появление нового раздражителя, превосходящего «норму адаптации» к прошлым раздражителям. Новый образец может стать модным только тогда, когда прежний образец утратит модные значения. Поэтому важно предложить новое в нужный момент, когда для этого созреют условия. В истории моды было множество примеров неудачных попыток преждевременно внедрить новую моду. Например, в 1922 г. провалилась кампания по пропаганде длинных юбок, в 1969 г. — подобная попытка ввести в моду длину «макси». Великие модельеры обладали чутьем, позволяющим им угадать тот момент, когда потребитель уже «созрел» для восприятия новых форм.
Свою трактовку моды предложили психоаналитики (З.Фрейд, Э.Фромм, Дж.Флюгель и др.), которые связывали причины ее возникновения с бессознательными процессами. Например, З.Фрейд дал такое определение моды: «Новая мода возникает из призывов к свободе, красоте и значимости». Психоаналитики трактовали моду как средство преодоления чувства неполноценности человека, возникающего в результате неудовлетворенности своим социальным положением. Невозможность изменить реальные общественные отношения создает потребность в модных изменениях. Мода компенсирует отсутствие престижа за счет некоего обмана, создавая иллюзию изменений. Так, домохозяйка в фартуке чувствует себя как служанка, в вечернем платье она уже чувствует себя леди. С точки зрения психоаналитиков именно комплекс неполноценности является основной движущей силой моды.
Подобный подход к изучению моды в связи с бессознательными процессами поведения привел и к эротической интерпретации моды, которая трактовалась как выражение сексуальных потребностей. Дж. Флюгель предложил теорию «движения эрогенных зон», которая объясняет изменения европейского костюма (прежде всего женского), исходя из того, что мода является важным моментом сексуального соревнования. Согласно этой теории любая часть женского тела в противовес мужскому является привлекательной для противоположного пола. Каждая из зон накапливает «эротический капитал», или скрытое очарование, в течение того периода, когда костюм закрывает эту зону. Зона может «вступить в эксплуатацию* по прошествии некоторого времени, когда накоплен достаточный «капитал». Эксплуатация эрогенной зоны осуществляется либо путем раскрытия ее, либо плотным прилеганием, либо с помощью какого-либо другого приема. Несомненно, что история костюма дает множество примеров, подтверждающих теорию «движения эрогенных зон», которая объясняет логику изменения формы силуэта костюма, например смену кринолина турнюром, длинной юбки — короткой, появление объемных форм одежды, скрывающих очертания фигуры, и т.п. Эротический момент присутствует не только в моде одежды и аксессуаров, но и в моде в области литературы, изобразительного искусства, кино и т.д., однако мода распространяется и на явления, где эротические мотивы отсутствуют или не имеют существенного значения. Поэтому более объективным и плодотворным является изучение моды с позиций социальной психологии, которая выявляет особенности психологии поведения социальных групп.
В феномене моды личность проявляет себя в двух планах: мода выявляет отношение человека к обществу, к окружающему миру и вместе с тем отношение к самому себе.
С одной стороны, человек хочет сохранить и проявить свою индивидуальность, с другой — стремится быть похожим на других членов общества.
Скрытое желание подчиниться моде борется со стремлением быть независимым от нее, не подражать другим, а отличаться от них. Для одних участников моды важнее отличаться от других, для других — подражать другим.
Собственно, мода в одежде и возникла в результате стремления высших классов отличаться от низших слоев общества, подчеркнуть свое исключительное положение не только с помощью дорогих украшений и материалов, закрепленных за ними специальными законами, но и с помощью модного покроя одежды. В сословном обществе законодателями моды были короли и королевы, их фавориты и фаворитки. Подданные и придворные, наоборот, стремились подражать костюму королей.
Стремление человека выразить в костюме свою индивидуальность стало характерным именно для буржуазного общества: впервые оно проявилось в Италии в эпоху Возрождения и достигло апогея в костюме английских денди и во Франции в эпоху Директории.
В последней трети XX в. индивидуализация не только в одежде, но и во всей предметной среде превратится в ведущую тенденцию развития проектной культуры. Однако в массовой моде в большей степени проявляется стремление «быть как все» — походить на своих соседей и представителей своего класса.
Мода снимает вопрос о подлинном выборе, предлагая человеку готовые, уже «одобренные» обществом варианты, стандартные образцы поведения, которым можно бездумно следовать, и вместе с тем поддерживает иллюзию развития индивидуальности.
В этом как раз проявляется защитная, компенсаторная функция моды. Это снимает с личности ответственность за самостоятельный выбор, и у человека создается впечатление, что он не одинок. Немецкий социолог Г. Зиммель считал, что там, «где мы подражаем, мы не только перекладываем на других активность действия, но и ответственность за него». Особенно серьезно к моде относятся внутренне несамостоятельные люди, которым обязательно требуется одобрение окружающих, которые хотят быть «как все» или не имеют возможностей для самовыражения другим способом.
Теоретики моды всегда негативно относились к «жертвам моды», принимающим наиболее активное участие в распространении новой моды. Например, американский социолог В. Б. Питкин разделил фанатиков моды на две группы: 1) молодые люди из состоятельных семей, которые следуют моде по причине своей неопытности и слабой семейной дисциплины; 2) жертвы взрослого инфантилизма, неврастеники, слабоумные и просто никчемные люди, неспособные к другой, более серьезной деятельности, чем мода. Однако несомненно, что мода удовлетворяет определенные потребности человека, и в этом заключается секрет ее долгожительства, несмотря на все прогнозы об ее исчезновении в конце XX в. Мода является одним из видов творческой игровой деятельности, хотя и предлагает стандартные образцы поведения и вместе с тем поддерживает иллюзию развития индивидуальности. Американский социолог Дж. К. Гэлбрейт указал на то, что обладание модными стандартами и образцами связано с определенной психической реакцией. Эти блага вызывают у потребителя чувство личного успеха, равенства с соседями, освобождают его от необходимости думать, вызывают сексуальные потребности, обещают ему престиж в обществе, улучшают его физическое самочувствие, содействуют пищеварению, сообщают внешнему облику привлекательность в соответствии с общепринятыми стандартами либо каким-то другим способом удовлетворяют психические запросы. В противном случае индивидуум чувствует себя ущемленным вне нормы.
По мере своего развития и взросления личность все менее нуждается в подражании — следование моде становится формальным (ритуальным): в моде участвуют для того, чтобы не выделяться своей «немодностью» от большинства, к модным образцам относятся критически, отбирая только те, которые подходят конкретной личности. Как правило, такое поведение свойственно старшим возрастным группам.
Совсем по-другому относятся к моде представители молодого поколения, особенно тинейджеры. Они следуют моде для того, чтобы выделиться. Моду подрастающее поколение воспринимает как верный путь к успеху, признанию в своей среде и даже счастью (эта иллюзия настойчиво внушается рекламой). Невозможность следовать моде, особенно моде, принятой в данной группе, воспринимается часто как непоправимая трагедия.
Принадлежность человека к той или иной социальной или возрастной группе определяет возможность выбора своего отношения к моде.Нельзя быть полностью независимым от моды, как невозможно жить в обществе и быть полностью независимым от него. Модное подражание приобщает личность к системе групповых ценностей. Как правило, степень свободы выбора своего отношения к той или иной моде зависит от того, к какой социальной и возрастной группе принадлежит индивидуум.
Особенно сильное влияние на поведение человека оказывают референтные группы, т.е. группы, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на поведение человека. К таким референтным группам относятся:
членский коллектив (группа, к которой фактически принадлежит человек:
· первичный членский коллектив — его семья,
· вторичный формальныйчленский коллектив — класс в школе, группа в институте, коллектив на работе,
· неформальный членский коллектив — круг друзей и знакомых);
· желательныйколлектив (группа, к которой человек хочет или стремится принадлежать, образу жизни которой он подражает, на ценности которой он ориентируется);
· нежелательный коллектив (группа, к которой человек не хочет принадлежать, ценности которой он не приемлет и от членов которой он стремится отличаться).
На поведение человека в сфере моды большее влияние, чем общество в целом, оказывают членский коллектив и желательный коллектив. Мнение группы важнее еще и потому, что статус человека в группе может зависеть от соответствия или несоответствия тем модным образцам, на которые ориентируется группа.
Участие в моде тесно связано с конформизмом, который является частным случаем социальной идентификации. Конформизм предполагает некий конфликт между личностью и группой, расхождение их взглядов, желаний, интересов. Самому человеку может нравиться или не нравиться данная мода, он может принимать ее или внутренне отвергать, но мнение большинства часто принуждает его следовать общепринятым нормам. При этом личность вынуждена приспосабливаться к ценностям группы, либо отказываясь от собственных убеждений, либо маскируясь под стандарты, принятые группой. Страх не быть принятым группой, оказаться в изоляции часто лишает человека свободы выбора. Советский социолог И. Кон считал, что давление группы ощущается тем сильнее, чем важнее для индивидуума принадлежность к данной группе, чем строже дисциплина и чем большее расхождение в оценках затрагивает основные групповые ценности. Гораздо проще подчиниться моде, чем продемонстрировать свое особое отношение к ней. Кроме того, человек испытывает потребность в одобрении со стороны окружающих. Эта потребность является мощным стимулом желания «быть как все», не выделяться из среды окружающих. Мода смягчает конфликт между необходимостью подчиниться конформизму и необходимостью индивидуального выделения, обеспечивая одновременно и то, и другое. В этом также проявляется одна из социальных функций моды — функция социального контроля.
Социальная сущность моды. Как социальное явление мода выполняет две основные функции — престижную и регулирующую.
Престижная функция моды проявляется в том, что обладание определенными модными образцами позволяет человеку продемонстрировать свое реальное положение в обществе или создать иллюзию более высокого социального статуса. Так, модный костюм на человеке сообщает окружающим о месте человека в обществе, о его принадлежности к определенной социальной группе. Модный костюм, не сообщая об истинном размере банковского счета, может создавать видимость богатства, могущества, счастья. Впрочем, так было всегда: определенные вещи или детали костюма указывали на положение человека в обществе (например, пурпурная бахрома на одежде у вавилонян и ассирийцев, пурпурная кайма на тоге у древних римлян, герб, вышитый на одежде в эпоху Средневековья, цвет пера на шляпе и красные каблуки у дворян в XVII в., отлично сшитый фрак модного покроя в XIX в.).
Регулирующая функция моды.
В традиционном и сословном обществе обычай и право более жестко и четко, чем мода, закрепляют определенные культурные образцы за теми или иными социальными группами. Например, в средние века в Европе представителям низших сословий было запрещено носить одежду ярких цветов, тогда как знать могла носить костюмы из ярких тканей. Использование определенных материалов, видов отделок, форм регламентировалось указами королей. Так, французский король Карл VIII в 1480 г. запретил всем, кроме высшего дворянства, носить одежду из золотой и серебряной парчи, шелка, украшать платье драгоценными камнями, регламентировал длину носков обуви в соответствии с социальным статусом и титулом.
Мода возникла как процесс, постепенно развивающийся внутри и из старых социальных форм, в XII —XIII вв. в городах Западной Европы. Возникновение моды было связано с развитием городской культуры, возникновением потребности в иных формах коммуникации, более поверхностных и непродолжительных. Именно в городах появлялись новые культурные образцы и идеи, развивалось производство — сначала в виде городского цехового ремесла, ориентированного на изготовление изделий на продажу, затем в виде мануфактуры.
В социально значимом масштабе мода возникла в XIX в. в результате буржуазных революций (прежде всего Английской буржуазной революции и Великой французской революции) и промышленного переворота. В обществе «равных возможностей» были отменены прежние границы и запреты, ограничивающие возможности подражания низших классов высшим, и развивалось массовое производство, позволяющее удовлетворять потребности в разнообразных и дешевых товарах для массового потребителя, возникали и совершенствовались новые каналы коммуникации и средства связи (почта, телеграф, железные дороги, газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет).
На особенные черты общества, где появляется и действует массовая мода, впервые указал немецкий социолог Г.Зиммель в конце XIX в. Он выделил следующие признаки:
1. в обществе должны существовать различия между социальными слоями по престижу (поэтому в первобытном обществе не было моды);
2. представители низших слоев стремятся занять более высокое положение в обществе и имеют для этого возможности (т. е. не существует жестких социальных перегородок).
Этим признакам соответствует капиталистическое общество.
Мода действует в социальных системах, для которых характерны следующие черты:
- динамичность;
- социальная дифференциация и мобильность;
- открытость (имеются развитые каналы коммуникации для передачи информации о
новой моде);
- избыточность (развита система тиражирования материальных и культурных благ,
существует множество конкурирующих модных образцов).
Г.Зиммель предложил «элитарную концепцию» моды. Объясняя причины возникновения и механизмы функционирования моды, он исходил из особенностей психологии и поведения различных социальных групп. Концепция, предложенная Зиммелем, получила название «концепция эффекта просачивания», согласно которой низшие слои стремятся подражать элите общества, демонстрируя иллюзорную общность с высшими классами, копируя их модные образцы. Таким образом, модные стандарты и образцы постепенно «просачиваются» сверху вниз, становясь достоянием средних классов, а затем достигая и низших слоев общества: так возникает массовая мода. Социальная элита принимает новые образцы в качестве модных с целью обозначить вновь и сохранить свой статус и отличие от остальной массы. Массы вновь стремятся овладеть модными стандартами и образцами высших слоев, стремясь к более высокому социальному статусу. И так бесконечно.
Однако в XX в. элитарная теория моды подверглась критике (в частности, со стороны американского социолога Г.Дж. Блумера) за преувеличение роли элиты в процессе функционирования моды. Новая мода часто появлялась не в высших слоях общества, а, наоборот, в низших (например, музыка американских негров — джаз, аргентинское танго, одежда рабочих и фермеров — джинсы и т.п.). Мода становится зависимой от массового выбора и массового поведения. В 1980-х гг. известный дизайнер одежды К.Лагерфельд сказал: «Кто пренебрегает улицей — глупец. Именно улица определяет моду последних двадцати лет».
В современном обществе ведущую роль играет средний класс, который и является законодателем моды в силу своего относительно неустойчивого промежуточного положения в обществе: с одной стороны, он, стремясь повысить свой социальный статус, подражает элите, с другой — подчеркивает свое отличие от низших социальных слоев. С помощью постоянного и активного участия в моде средние слои демонстрируют свою респектабельность и отличие от низших классов, подражая стилю жизни высших классов всеми доступными способами. Именно средний класс считается основным носителем конформизма в моде. Напротив, представители элиты общества, так же как и маргиналы из низов (бродяги, бомжи), в большей степени свободны от требований общепринятой моды, не зависят ни от мнения соседей, ни коллег по работе. Поэтому новая мода часто рождается либо в низах общества, либо в среде элиты, так как нарушает общепринятые нормы и традиции. Например, нововведения в мужской моде часто появлялись благодаря принцам Уэльским: будущий Эдуард VII ввел в моду брюки с отворотами и пиджак, застегнутый только на одну пуговицу; благодаря будущему королю Эдуарду VIII (герцог Виндзорский) в 1920-х гг. стали популярны трикотажные свитера и брюки для игры в гольф и смокинги белого цвета. Неустойчивое социальное положение явилось причиной столь активного участия в моде женщин в XIX—XX вв. в связи с эмансипацией и молодежи во второй половине XX в. Участие в моде удовлетворяет, с одной стороны, потребность молодежи в самоутверждении и признании самостоятельности, с другой — способствует ее социализации.
Однако престижная функция моды не утратила своего значения. Если в сословном обществе модный костюм как знак высокого положения законом закреплялся за определенными группами (например, «жюстокор по привилегии» первоначально могли носить только особо приближенные к Людовику XIV придворные), в капиталистическом обществе модные образцы стали доступны всем, кто может за них заплатить. В XIX в. знаками высокого положения были элегантный экипаж, запряженный чистокровными лошадьми, безукоризненный фрак от модного портного, жена в модном платье, своя ложа в опере и поездка на воды, в начале XX в. — свой автомобиль и занятия спортом по английской моде, в 1920-х гг. — полеты на аэроплане и кругосветные путешествия. Главное — эти символы процветания и успеха должны быть относительно недоступны для широкой публики. В начале XXI в. такими символами богатства являются недвижимость, средства передвижения (не только автомобиль престижной марки, но и личный вертолет или самолет), численность обслуживающего персонала, включая охрану, средства связи, предметы роскоши (драгоценности, картины, антиквариат). Одежда от известных дизайнеров, такие аксессуары, как золотые часы известных швейцарских фирм и т.п., пока не утратили своего значения символов принадлежности к элите общества, так же как и занятия некоторыми видами спорта: игра в гольф, крикет, конное поло, охота.
Каждая социальная группа имеет свои символы успеха, свои модные образцы для демонстрации социального статуса и оценивает одни и те же вещи по-разному. То, что для высших классов является нормой, для средних классов — предмет роскоши или недоступный предмет мечтаний: например одежда «от кутюр» (стоимость одного вечернего платья, сшитого в Доме высокой моды, может равняться стоимости престижного автомобиля последней марки).
Современная мода — это не один стандарт поведения, а много «мод», адресованных разным группам потребителей. Однако свобода выбора среди множества разных стилей часто является иллюзорной — определенное положение в обществе обязывает выбирать модные образцы, соответствующие социальному статусу: член правления банка не может, например, явиться на деловые переговоры в драных джинсах, пусть даже эти джинсы от известного кутюрье. Мода предписывает западному человеку определенную модель поведения: выбор дома и района проживания, марки автомобиля, пищевых продуктов, стиля в одежде зависит от места в обществе, и нарушение этих неписаных правил может вызвать осуждение окружающих и негативно сказаться на карьере.