Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним в Российской Федерации

Одним из основных вопросов современного спорта стал физиологический статус организма спортсмена с точки зрения равенства стартовых условий. Физиологический статус организма спортсмена, свободный от допингового воздействия, оказался условием, при котором стартовые условия можно полагать равными.

Допинг в спорте означает введение спортсменам или применение ими различных видов фармакологических допинговых препаратов или методов допинга.

Установление и применение правил допингового контроля в современном спорте нужно для того, чтобы обеспечить спортсменам равные условия честной борьбы на арене соревнований.

Допинг – препараты известны давно. Уже в XIX в атлеты употребляли стрихнин, в малых дозах вызывавший кратковременный стимулирующий эффект. Или хотя бы такой старинный допинг, как кофе: «Выпейте 18 чашек за короткое время – получите запретную дозу кофеина». Упоминание о кофе не случайно: в 2001 г. на чемпионате мира в канадском городе Эдмонте у нашей дискоболки Натальи Садовой, завоевавшей золотую медаль, в допинг - пробе был обнаружен излишек кофеина. Тяжба между нашей федерацией и ИААФ тянулась больше года, и в 2003г. было решено лишить Садову титула и медали.

То, что причиной могла быть лишняя чашка кофе, во внимание не принималось. Есть нарушение – результат аннулируется.

Отношение к стимуляторам изменилось за последние десятилетия. Первой организацией, начавшей борьбу с допингом, явился МОК: с 60-ых годов прошлого века он стал проводить соревновательное тестирование спортсменов. Результаты были неутешительные. После нескольких трагических случаев с известными спортсменами забили тревогу национальные федерации велоспорта, легкой атлетики. Стали проводить допинг-контроль на олимпийских играх, а в Сиднее в 2000 году обещание не употреблять допинг впервые вошло в олимпийскую клятву.

На международном уровне государства – члены Совета Европы, иные государства – участники Европейской культурной конвенции 16 ноября 1989 г. в Страсбурге подписали Конвенцию против применения допинга ETS № 135.В Конвенции впервые дано определение допинга и принято решение о создании лабораторий в каждой спортивной стране.

Согласно решению МОК к допингам относятся:

1. Допинговые вещества (их 5 групп) :

- анаболические стероиды (тестостерон, ретоболил, метенол и др.);

- бета-блокаторы (атенолол, метропролол и др.)

- диуретики ( фуросемид, дихлотиазид и др);

- стимуляторы (амфетамин, кофеин, кокаин и др.;

- наркотики (кодеин, героин, морфин и др.);

2.Допинговые методы:

- аутогемотрансфузия. кровяной допинг и др.;

-катоторизация;

- внутривенные инфузии и др..

3. Вещества, прием которых на соревнованиях подлежат ограничению: бромантан, марихуана. гашиш и др. (в случае отсутствия прямых медицинских показаний также может быть расценен как допинг).

В 1999 году была проведена Всемирная конференция представителей всех континентов (600 делегатов) по борьбе с допингом, на которой было решено создать Всемирное Антидопинговое Агентство. В ноябре 1999 года Всемирное Антидопинговое Агентство было создано по инициативе спортивных и правительственных организаций под руководством МОК, задачей которого является освободить мир спорта от допинга. ВАДА получает средства от спортивных и правительственных организаций для расширения, внедрения и координации усилий по обучению спортсменов о том, какой вред допинг наносит организму, пропаганде идеалов честной игры и выявлению тех, кто пытается вредить себе и своему виду спорта. ВАДА разработало Всемирную антидопинговую программу и Всемирный антидопинговый Кодекс.

Основные компоненты Всемирной антидопинговой программы:

1. Всемирный антидопинговый Кодекс;

2.Международные стандарты;

3. Модели лучших методов организации работы.

Программы внесоревновательного допинг-контроля ВАДА направлены на защиту основных прав спортсмена, соревнующегося в спорте без допинга, путем разработки эффективных способов его обнаружения. Эти программы защищают большинство спортсменов, которые выбирают для себя соревнование в духе честной игры.

Программы допинг-контроля ВАДА обеспечивают последовательность путем проведения независимого, качественного процесса с равными для спортсменов всех стран и во всех видах спорта возможностями. ВАДА определило уполномоченные организации по всему миру для взятия проб от его имени, и чьи представители имеют документы и рекомендательные письма, позволяющие им представлять ВАДА.

Основополагающими документами, на которых строится борьба с допингом, выступают Медицинский кодекс (МОК), Всемирный Антидопинговый кодекс (ВАДА).

В октябре 2005 г. Организация Объединенных Наций в лице ЮНЕСКО приняла «Международную конвенцию о борьбе с допингом в спорте» в целях содействия предотвращению применения допинга в спорте и борьбы с ним в интересах его искоренения, страны – участницы обязались содействовать межгосударственному сотрудничеству в области борьбы с допингом в спорте, в частности сотрудничеству с Всемирным Антидопинговым Агентством, принимать меры на национальном и международном уровне соответствующие принципам Всемирного Антидопингового Кодекса ВАДА.

В Российской Федерации государственная политика в сфере противодействия применению допинговых средств и методов направлена на проведение строгого контроля, установление ответственности и исключение этих правонарушений.

Меры по противодействию применению допинговых средств и методов включают:

– установление обязательного допинг-контроля при проведении соревнований международного и всероссийского уровня;

– установление ответственности за применение допинговых средств и методов, за принуждение их использования, за пропаганду, за фальсификацию лекарств и пищевых добавок (включение в их состав допинга), за распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления, использования и местах изготовления;

– профилактику использования средств и методов;

– повышение квалификации специалистов по допинг-контролю;

– введение в учебные программы физкультурно-спортивных организаций цикла лекций о их вреде здоровью;

– проведение антидопинговой пропаганды в СМИ;

– государственную поддержку научных исследований по разработке новых методов допинг-контроля;

– установление ответственности физкультурно-спортивных организаций, спортсменов, тренеров, врачей и др. за нарушение правил допинг-контроля. В целях разработки государственной политики в области противодействия применению запрещённых веществ и методов в спорте Госкомспортом РФ по согласованию с ОКР, Минздравом РФ в 2002 г. был создан Комитет по разработке и реализации антидопинговой политики в спорте.

Задачи Комитета по разработке и реализации антидопинговой политики в спорте:

1) Разрабатывает процедуры и требования проведения допинг-контроля, которые должны соответствовать процедурам и требованиям Медицинского Кодекса олимпийского движения и международной спортивной Федерации.

2) Проверяет готовность лабораторий допинг-контроля к прохождению официальной аккредитации.

3) Ведет федеральную регистрацию спортивных санкций налагаемых за использование запрещённых средств и методов.

4) Реализует образовательные программы, проводит пропагандистские кампании.

5) Готовит к публикации и обновлению списки запрещенных веществ и методов.

6) Строго контролирует соблюдение прав спортсменов всеми организациями, осуществляющими допинг-контроль; которые обязаны:

7) извещение спортсменов о допинг-контроле в период тренировки, до, во время или после спортивных соревнований

8) соблюдение морально-этические правила по отношению к спортсменам.

Согласно ст. 26 федерального закона о спорте.:

1) Допингом в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте (далее также – запрещенная субстанция и (или) запрещенный метод).

2) Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним осуществляется в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, утвержденными Минспортом России и антидопинговыми правилами, утвержденными международными антидопинговыми организациями (далее – антидопинговые правила).

3) Нарушением антидопингового правила являются одно или несколько следующих нарушений:

– использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода;

– наличие запрещенных субстанций либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой в соревновательный период или во внесоревновательный период из организма спортсмена, а также из организма животного, участвующего в спортивном соревновании;

– отказ спортсмена явиться на взятие пробы, неявка спортсмена на взятие пробы без уважительных причин после получения уведомления в соответствии с антидопинговыми правилами или уклонение иным образом спортсмена от взятия пробы;

– нарушение требований антидопинговых правил, касающихся доступности спортсмена для взятия у него проб во внесоревновательный период, в том числе непредоставление информации о его местонахождении и его неявка для участия в тестировании;

– фальсификация или попытка фальсификации элемента допинг-контроля;

– обладание запрещенными субстанциями и (или) запрещенными методами без разрешения на их терапевтическое использование, выдаваемого в соответствии с Международным стандартом для терапевтического использования запрещенных субстанций Всемирного антидопингового агентства;

– распространение запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода;

– использование или попытка использования запрещенной субстанции в отношении спортсмена, либо применение или попытка применения в отношении его запрещенного метода, либо иное содействие, связанное с нарушением или попыткой нарушения антидопинговых правил.

Не допускаются нарушение антидопинговых правил спортсменами, а также тренерами, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, использование в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании, запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода. Факт использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода спортсменом, а также в отношении животного, участвующего в спортивном соревновании, подтверждается только результатами исследований, проведенных в лабораториях, аккредитованных Всемирным антидопинговым агентством.

Допинг-контроль представляет собой процесс, включающий в себя планирование проведения тестов, взятие проб, их хранение, транспортировку, лабораторный анализ проб, послетестовые процедуры, а также проведение соответствующих слушаний и рассмотрение апелляций.

Тестирование представляет собой элементы допинг-контроля, включающие в себя планирование проведения тестов, взятие проб, их хранение и транспортировку в лабораторию, аккредитованную Всемирным антидопинговым агентством.

Тестирование осуществляется как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период. Под соревновательным периодом понимается период, связанный с участием спортсмена и (или) животного в конкретном соревновании, если правилами международной спортивной федерации по соответствующему виду спорта или иной международной антидопинговой организацией либо общероссийской антидопинговой организацией не предусмотрено иное.

Время, не включенное в соревновательный период, является внесоревновательным периодом.

Меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним включают в себя:

1) проведение допинг-контроля;

2) установление ответственности спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта за нарушение антидопинговых правил;

3) предупреждение применения запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов;

4) повышение квалификации специалистов, проводящих допинг-контроль;

5) включение в дополнительные образовательные программы образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, разделов об антидопинговых правилах, о последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил;

6) проведение антидопинговой пропаганды в средствах массовой информации;

7) проведение научных исследований, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;

8) проведение научных исследований по разработке средств и методов восстановления работоспособности спортсменов;

9) оказание федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общероссийской антидопинговой организацией содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в антидопинговом обеспечении спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

10) установление ответственности физкультурно-спортивных организаций за нарушение условий проведения допинг-контроля, предусмотренных порядком проведения допинг-контроля;

11) осуществление международного сотрудничества в области предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним.

Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним:

– утверждает общероссийские антидопинговые правила;

– утверждает перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте;

– утверждает порядок проведения допинг-контроля;

– принимает в установленном порядке решение об исключении общероссийской спортивной федерации из реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций в случае неисполнения общероссийской спортивной федерацией обязанностей;

– осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законом о физической культуре и спорте 2007 г.

Общероссийские спортивные федерации в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним обязаны:

– опубликовывать в общероссийских периодических печатных изданиях и (или) размещать на своих официальных сайтах в сети Интернет общероссийские антидопинговые правила и антидопинговые правила, утвержденные международными спортивными федерациями по соответствующим видам спорта, на русском языке;

– предоставлять в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами необходимую общероссийской антидопинговой организации информацию для формирования списка спортсменов в целях проведения тестирования, как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;

– уведомлять спортсменов в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами о включении их в список спортсменов, подлежащих тестированию как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;

– содействовать в проведении тестирования в соответствии с порядком проведения допинг-контроля;

– применять санкции (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов) на основании и во исполнение решения соответствующей антидопинговой организации о нарушении антидопинговых правил спортсменами, а также тренерами, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании;

– информировать о примененных санкциях федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта (Минспорт России), органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, общероссийскую антидопинговую организацию, международную спортивную федерацию по соответствующему виду спорта;

– выполнять иные требования федерального закона и антидопинговых правил.

Организаторы спортивных мероприятий в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним обязаны:

– обеспечивать условия для проведения допинг-контроля на спортивных мероприятиях, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, а также содействовать проведению тестирования на указанных спортивных мероприятиях в соответствии с порядком проведения допинг-контроля;

– выполнять иные требования федерального закона и антидопинговых правил.

Федеральный закон о физической культуре и спорте 2007 г. дополнен статьей 26.1 следующего содержания:

Статья 26.1 закона о спорте определила правовой статус и задачи Общероссийской антидопинговой организации:

Под общероссийской антидопинговой организацией понимается некоммерческая организация, которая признана Всемирным антидопинговым агентством и целями деятельности которой являются разработка общероссийских антидопинговых правил, обеспечение соблюдения этих правил и элементов допинг- контроля. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта выступает от имени Российской Федерации в качестве одного из учредителей общероссийской антидопинговой организации.

Общероссийская антидопинговая организация:

1) разрабатывает общероссийские антидопинговые правила с учетом антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, представляет общероссийские антидопинговые правила на утверждение в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта и реализует их;

2) формирует в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами и по согласованию с общероссийскими спортивными федерациями по соответствующим видам спорта список спортсменов в целях проведения тестирования как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;

3) проводит тестирование в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами;

4) проводит слушания с применением санкций в отношении спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта, в вину которым вменяется нарушение антидопинговых правил, если иное не предусмотрено антидопинговыми правилами, утвержденными международной спортивной федерацией по соответствующему виду спорта;

5) организует повышение квалификации специалистов. проводящих допинг- контроль;

6) разрабатывает методические и инструктивные материалы по вопросам предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним;

7) осуществляет сбор информации o местонахождении спортсменов, включенных в список спортсменов, подлежащих тестированию, как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами;

8) передает в общероссийскую спортивную федерацию по соответствующему виду спорта, международную спортивную федерацию по соответствующему виду спорта, во Всемирное антидопинговое агентство, в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта сведения о возможном нарушении антидопинговых правил, а также об обстоятельствах, имеющих значение для привлечения виновных лиц к ответственности, в том числе для применения санкций;

9) выполняет иные функции».

Процедура тестирования.

Антидопинговое тестирование проводится по плану соревновательного и внесоревновательного допинг-контроля; утвержденного Минспортом России, а также заявок всероссийских федераций по видам спорта на дополнительное тестирование.

Внесоревновательному контролю или контролю по закрытому графику могут быть подвергнуты любые спортсмены сборных команд России, учащиеся СДЮШОР, Центров олимпийской подготовки (федеральные и региональные), на сборах и вне соревнований.

Тестирование во внесоревновательном режиме может проводиться:

– ВАДА;

– МОК;

– Международным параолимпийским комитетом (МПК);

– Международной федерацией по виду спорта;

– Минспорттуризмом России;

– Национальной антидопинговой организацией стран текущего пребывания спортсмена.

Сотрудник отдела Антидопингового контроля (далее – АДК) входит в состав Оргкомитета или Главной судейской коллегии по проведению соревнований

Судейская коллегия на соревнованиях выделяет 1-3 судей, ответственных за явку спортсменов на пункт допинг-контроля.

Главная судейская коллегия обязана обеспечить представителей АДК стартовыми и итоговыми протоколами, информировать о выступлении спортсменов.

Командирование, аренда помещений для работы, обеспечение напитками для допинг-контроля, оплата спец транспорта, связи, проживания, питания – осуществляется ГУ «Центр спортивной подготовки сборных команд» Минспорттуризма России (далее – ГУЦСП).

Расселение сотрудников отдела АДК отдельно от участников соревнования без права подселения к ним посторонних лиц.

Организаторы соревнований обязаны обеспечить условия для допинг-контроля, в том числе пропусками с грифом «пропуск всюду» (раздевалки, подходы, финиш, помост, поле, дорожка, ринг) легковой транспорт и т. д..

Тестированию подлежат:

– члены сборных;

– спортивных организаций, клубов, обществ

– учащиеся ДЮСШ, УОР.

16.3 Процедура допинг — контроля состоит:

– из отбора проб (А и В);

– доставки проб в ГПАДЦ;

– физико-химические исследования проб и оформления заключения по анализу (проб А);

– проведение контрольного исследования пробы Б;

– наложение санкций.

Представители АДК и федераций обязаны ознакомить спортсменов, тренеров, врачей и руководителей команд с процедурой контроля.

В качестве пробы по правилам ВАДА производится отбор мочи или крови с соблюдением правил асептики и антисептики.

Допинг-контроль проводится на соревнованиях по одному из видов регламента ВАДА, медицинской комиссии МСФ, а также регламента, утвержденного главной судейской коллегии.

Пример классического регламента допинг -контроля:

обязательному допинг - контролю подлежат:

– призёры, а так же спортсмены (по жребию);

– в командных соревнованиях (1-2 спортсмена от команд, занявших первые три места, а также от команды выбранной по жребию);

– спортсмен может быть тестирован несколько раз в течение соревнований.

На технологическом совещании представителей команд, судей перед соревнованиями объявляется выбранный тип регламента, который не меняется в течение соревнований (исключение – изменение внести вправе представитель МСФ или Главная судейская коллегия).

По решению главной судейской коллегии АДК вправе подвергнуть тестированию спортсмена, вызывающего подозрение своим поведением, внешним видом, неадекватными реакциями (ситуационный регламент).

Спортсмену, выбранному в результате жеребьёвки, сразу же после окончания соревнования вручается уведомление, где сообщается о месте, времени взятии пробы (ставит подпись и обязан явиться не позднее, чем через один час). Неявка или отказ расценивается как факт применения допинга, к нему применяются соответствующие санкции.

Порядок взятия проб.

По прибытии спортсмена руководитель допинг-пункта знакомит его и сопровождающего с правилами процедуры взятия проб, спортсмен расписывается.

Спортсмен выбирает из нескольких предложенных упаковку, в которой имеются два флакона и один мочеприёмник.

В мочеприёмник под наблюдением сотрудника допинг-контроля должно быть взято не менее 75 мл мочи.

При этом одежда спортсмена не должна препятствовать наблюдению за мочеиспусканием.

Спортсмен сам разливает равное количество мочи в два флакона и плотно их закрывает.

В мочеприёмнике по остаткам мочи измеряется плотность и удельный вес и заносится в протокол.

Руководитель допинг-пункта убеждается, что оба флакона плотно закрыты, герметично опрессовывает, маркирует их кодовым номером, выбранным спортсменом.

Руководитель пункта записывает в протокол кодовый номер и перечень медикаментов, принятых спортсменом за последние три дня (спортсмен проверяет, подписывает, тоже производит сопровождающий и представитель АДК, копия протокола дается спортсмену).

Опечатанные флаконы в контейнере отправляются спецтранспортом в Государственное предприятие Антидопингового центра (ГПАДЦ) и сдаются под расписку на анализ.

Регистрационные протоколы, содержащие фамилию, имя, отчество спортсмена и код флаконов опечатываются и передаются в управление научно-методического обеспечения ГУЦСП, где хранятся в сейфе до получения результатов анализа проб. Данные заносятся в компьютер. Возможна перекодировка по распоряжению Минспорта России, председателя АДК и соответствующей федерации.

Приложение 1: Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности»(ФК).

ГОД

1.Предмет и метод дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности».

2.Предпосылки и история возникновения спортивного права.

3. Классификация форм (источников) права в Российской Федерации.

4.Цели и задачи законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации.

5.Система правовых актов о физической культуре и спорте в Российской Федерации, перспективы ее развития.

6.Конституция Российской Федерации о регулировании различных аспектов (направлений, сторон). функционирования и развития физической культуры и спорта как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

7.Роль государства в развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации. 8.Принципы государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

9.Компетенция Министерства спорта Российской Федерации.

10.Компетенция органов исполнительной власти субъектов в области физической культуры и спорта.

11.Сущность и содержание Международной хартии физ. воспитания и спорта.

12.Сущность и содержание Спортивной хартии Европы.

13.Сущность и содержание законов о спорте различных стран мира (на конкретном примере по выбору студента).

14.Олимпийская хартия: основные нормы и правила регулирования Олимпийского движения.

15.Олимпийское движение ( гл. I Олимпийской хартии МОКа).

16.МОК: юридический статус, членство, организация.

17.Олимпийская хартия: основные нормы и правила регулирования деятельности международных федераций по видам спорта.

18.Правовое положение НОКов (ОХ МОК).

19.Олимпийская хартия: основные нормы и правила организации и проведения Олимпийских игр.

20.Структура и основное содержание ФЗ № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» как правового регулятора современных отношений в сфере физической культуры и спорта.

21.Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» о полномочиях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта.

22.Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» об организации деятельности в области физической культуры и спорта (гл.2 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»).

23.Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» о правовом статусе общероссийских, региональных и местных федераций.

24. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и месту жительства граждан Адаптивная физическая культура (гл.3 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»).

25. Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» о подготовке спортивного резерва (гл.4).

26. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» о спорте высших достижений (гл.5).

27. Финансовое, медицинское и иное обеспечение физической культуры и спорта (ФЗ «О физической культуры и спорта в Российской Федерации», гл.6).

28 . Комплекс ГТО. Физкультурно-спортивные клубы и их объединения, основная деятельность которых направлена на реализацию комплекса ГТО ( Глава 3.1).

29. Рассмотрение споров в профессиональном спорте и спорте высших достижений (Глава 5.1)

30 . Указы и распоряжения Президента Российской Федерации как инструмент нормативно-правового регулирования определенных правоотношений в сфере физической культуры и спорта.

31. Организационно-правовые формы некоммерческих Физкультурно-спортивных организаций.

32. Организационно-правовые формы коммерческих Физкультурно-спортивных организаций.

33. Особенности создания и организации деятельности некоммерческой физкультурно-спортивной организации.

34. Нормативно-правовые основы государственной регистрации физкультурно-спортивных организаций как юридических лиц.

35. Особенности создания и деятельности коммерческих физкультурно-спортивных организаций.

36. Нормативно-правовые основы учреждения и деятельности спортивных школ (создание, цели, задачи, критерии деятельности).

37. Олимпийский комитет России. Нормативно-правовые основы деятельности. Юридический статус.

38 . Правовой статус сборных команд по видам команд.

39. Структура и содержание правил спортивных соревнований ( на примере вида спорта специализации)

40. Структура и содержание положения о спортивном соревновании (на примере вида спорта).

41 Особенности заключения трудовых договоров в сфере физической культуры и спорта.

42. Структура и содержание трудового договора спортсмена.

43. Общая характеристика прав потребителей физкультурно-спортивных товаров и услуг.

44. Учредительные документы физкультурно-спортивной организации.

45.Юридическая ответственность в сфере физической культуры и спорта, ее виды..46 46.Гражданско-правовая ответственность участников отношений в области физической культуры и спорта

47. Дисциплинарная и административная ответственность работников физической культуры и спорта.

48. Уголовная ответственность работников физической культуры и спорта.

49. Социальная защита спортсменов и работников физкультурно-спортивных организаций.

50. Система льгот в области физической культуры и спорта.

51.Внешнеэкономическая деятельность в области физической культуры и спорта

52.Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации»: на период до 2020 года (структура, содержание).

53. Структура, содержание подпрограммы №1 «Развитие ФК и массового спорта» Государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» на период до 2020 года.

54. Структура, содержание подпрограммы №2» Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва» Государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» на период до 2020 года.

55. Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» об организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий

56. Принципы законодательства РФ о физической культуре и спорте в РФ.

57. Права и обязанности спортсмена. Трудовой договор о спортивной деятельности.

58..Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» об организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий

Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности» (АФК).

1. Предмет, метод, источники дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности»

2. Правовые основы Паралимпийского, Сурдлимпийского движения России, Специальной Олимпиады России и развития адаптивной физической культуры (АФК).

3.Конституция Российской Федерации о регулировании функционирования и развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4.Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ГА ООН,

03.12, 1982 года), цели документа, задачи, содержание .

5. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов( ГА ООН,20.12.1993года): цели документа, содержание, целевые области для создания равных возможностей.

6. Конвенция ООН о правах инвалидов (13 дек. 2006г.): основные положения.

7..Характеристика законодательства зарубежных государств о реализации концепции равных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сущность и содержание законов об адаптивной физической культуре различных стран мира ( на конкретном примере по выбору студента).

8. Роль государства в развитии физической культуре в Российской Федерации. Принципы государственной политики в сфере физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры и спорта.

9.Компетенция Министерства спорта Российской Федерации в сфере ФК и С, АФК.

10Европейская антидопинговая конвенция, как первый международный документ по борьбе с допингом в спорте

11.Сущность и содержание Международной хартии физического воспитания и спорта.

12 Сущность и содержание спортивной хартии Европы.

13. Сущность и содержание законов о спорте и адаптивной физической культуре различных стран мира ( на конкретном примере по выбору студента).

14. Европейская конвенция « Против насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, в частности, футбольных матчей» (1985, СЕ).

15. Европейский Манифест « Молодые люди и спорт» (1995г.).

16. Олимпийская хартия: основные нормы и правила регулирования Олимпийского движения.

17. Олимпийская хартия: основные нормы и правила регулирования деятельности международных федераций по видам спорта.

18. Олимпийская хартия: основные нормы и правила организации и проведения Олимпийских игр.

19. Олимпийское движение и его деятельность (гл. 1 Олимпийской хартии МОК).

20. МОК: юридический статус, членство, организация, меры и санкции (гл.2 Олимпийской хартии МОК).

21. Правовой порядок организации и проведения Олимпийских игр (гл. 5 Олимпийской хартии МОК).

22. Правовой статус МПК ( Международного паралимпийского комитета ).

23. Юридический статус паралимпийского, сурдлимпийского комитетов и Специальной Олимпиады в Российской Федерации, их цели и задачи.

24. Структура и основное содержание ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ как правового регулятора современных отношений в сфере физической культуры и спорта.

25 Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» об организации деятельности в области физической культуры и спорта (гл.2 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»).

26. Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» о правовом статусе общероссийских, региональных и местных федераций.

27. Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» об организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий.

28. Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов. ( гл. 3 Федерального Закона « О физической культуре и спорте в Российской Федерации

29. Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» о подготовке спортивного резерва (гл.4)

30. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» о спорте высших достижений (гл.5)

31. Финансовое, медицинское и иное обеспечение физической культуры и спорта (Федеральный Закон «О физической культуры и спорта в Российск

Наши рекомендации