Компетенция федеральных органов государственного управления физической культурой и спортом

Для осуществления основных государственных функций Минспорт России реализует свои полномочия в следующих сферах деятельности:

– нормотворческой;

– координационной;

– организационной;

– научно-образовательной;

– финансовой;

– деятельности по управлению государственным имуществом;

– международные полномочия.

Нормотворческая деятельность проявляется в том, что Минспорт России:

1) вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ Правительства РФ, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации по вопросам ведения Минспорта России и подведомственных ему федеральных структурных подразделений, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

2) самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

– перечень видов спорта для развития которых создаются общероссийские спортивные федерации с возможным членством клубов и их объединений;

– порядок разработки и представления программ развития соответствующих видов спорта (программа «Развитие футбола в РФ на 2008-2015 г.г.»; ФЦП «Развитие физической культуры и спорта на 2006-2015 г.; «Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 г.»; Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта» в Российской Федерации на период до 2020 года;

–общие требования к содержанию положений регламентов о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях, соревнованиях, предусматривающих особенности отдельных видов спорта;

– Единая всероссийская спортивная классификация и положение о ней;

– положение о спортивных судьях;

– положение о присвоении почетных спортивных званий;

– порядок проведения обязательного допингового контроля;

– перечни допинговых средств и (или) методов, запрещенных к использованию в спорте;

– типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта;

– общие принципы, списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации;

– нормативные полномочия, методические указания и инструктивные материалы по осуществлению полномочий, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– нормативные правовые акты по другим вопросам установленной сферы деятельности Министерства и подведомственных ему департаментов, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

3) обобщает законодательство Российской Федерации и в итоге проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности Министерства.

При осуществлении координационных полномочий Министерство спорта Российской Федерации:

– создает во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, условия для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации профессиональных возможностей молодежи;

– координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере молодежной политики;

– согласовывает решения о проведении на территории Российской Федерации народных спортивных праздников;

– определяет основные направления пропаганды здорового образа жизни;

– вправе создавать координационные и совещательные органы (советы, комитеты, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности Министерства.

Реализуя организационные полномочия Министерство спорта Российской Федерации:

– организует конгрессы, конференции, семинары и другие мероприятия в установленной сфере деятельности Министерства;

– организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленной законодательством Российской Федерации;

– обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

– обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координационную деятельность подведомственных федеральных агентств по их мобилизационной подготовке;

– организует профессиональную подготовку работников Министерства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

– осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства;

–представляет предложения о создании, реорганизации, ликвидации федеральных государственных предприятий, учреждений, находящихся в ведении подведомственных агентств:

– осуществляет мероприятия по организации и проведению всероссийских физкультурных и спортивных мероприятий, спортивных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями и международных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, включая Паралимпийские, Сурдлимпийские, Всемирные специальные Олимпийские игры и подготовку к ним;

– организует всероссийские смотры физической подготовки лиц допризывного и призывного возраста к военной службе;

– участвует в организации и проведении межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий;

– проводит мероприятий по подготовке сборных команд РФ к Олимпийским играм и другим международным соревнованиям;

– разрабатывает и проводит мероприятия по организации Олимпийских игр на территории РФ, чемпионатов, кубков мира, Европы;

– осуществляет материально-техническое обеспечение (экипировочное, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское, антидопинговое) сборных команд;

– утверждает перечень специалистов сборных команд РФ;

– утверждение и реализации ЕКП;

– проводит мероприятия по пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни.

Научно-образовательная деятельность Минспорта России заключается в:

– организации научных исследований;

– проведении конгрессов, конференций, семинаров;

– научно-методическом обеспечении;

– организации издания научной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту;

– выполнении функций заказчика ФЦП, научно-технических и инновационных программ;

– ведение реестра общероссийских и аккредитацию региональных федерации и представление сведений из него;

– обеспечение защиты сведений, составляет государственную тайну;

– прием граждан, работу с обращениями граждан, принятие решений;

– обеспечение мобилизационной подготовки агентств.

Финансовые полномочия и полномочия по распоряжению имуществом заключаются в том, что Министерство спорта Российской Федерации:

– размещает в установленном законодательством Российской Федерации порядке заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для обеспечения нужд Министерства на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;

– осуществляет функции главного распорядителя средств, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных Министерством функций

– Министр вносит в Министерство финансов предложения по формированию федерального бюджета и финансирования подведомственных ему федеральных агентств.

При реализации полномочий по управлению государственным имуществом Минспорт России:

– осуществляет полномочия собственника федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти (оказанию государственных услуг) в том числе имущества, переданного федеральным унитарным предприятиям, государственным учреждениям, подведомственным агентствам.

– проводит экономический анализ их деятельности;

– утверждает экономические показатели;

– проверяет финансово-хозяйственную деятельность и использование имущества.

Международные полномочия также имеют большое значение, при осуществлении которых Минспорт России:

– взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности Министерства;

– осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности Министерства, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Министерство спорта Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе:

– осуществлять государственные услуги, функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Указанные ограничения полномочий Министерства не распространяются на полномочия Министра по управлению имуществом, закрепленным за Министерством на праве оперативного управления, по решению кадровых вопросов, а также вопросов организации деятельности Министерства и его структурных подразделений;

– при осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществлении прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации.

Нормативная основа деятельности Минспорта России:

Министерство спорта Российской Федерации руководствуется в своей деятельности:

– Конституцией Российской Федерации;

– федеральными конституционными законами;

– федеральными законами;

– актами Президента Российской Федерации;

– международными договорами Российской Федерации;

– а также настоящим Положением.

Министерство спорта Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В целях реализации полномочий имеет право:

– запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;

– учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности Министерства и награждать ими работников, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

– привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;

– учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерства, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства и подведомственных ему федеральных агентств.

Важную роль в руководстве ФКиС занимает Совет при Президенте Российской Федерации по развитию Фк и С - совещательный орган при Президенте Российской Федерации. Президент является председателем Совета, утверждает положение о Совете, состав Совета;

Цели совета:

1 Выработка и реализация государственной политики в области ФКиС, спорта высших достижений

2 Обеспечение взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями по данным вопросам.

Полномочия Совета можно разделить на общие и специальные.

Общие– это вопросы, затрагивающие развитие ФКиС и спорт высших достижений в целом:

– определение приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта, включая пропаганду здорового образа жизни и меры по ее реализации;

– рассмотрение государственной поддержки спорта высших достижений, подготовка предложений по созданию благоприятных условий его развития;

– рассмотрение вопросов по подготовке российских спортсменов для участия в Олимпийских Играх и Паралимпийских Играх, оценке эффективности мер по подготовке к Олимпийским Играм;

– рассмотрение общественно значимых проектов в области физической культуры и спорта;

– проведение экспертизы проектов Федеральных Законов и других нормативных актов по физической культуре и спорту, подготовка соответствующих предложений.

Данный перечень не является исчерпывающим, т.к Президент может вынести на обсуждение совета иные вопросы по физической культуре и спорту.

Специальная компетенциясвязана с подготовкой и проведением олимпиады и других масштабных мероприятий на территории РФ:

– это проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов, планов, программ и иных материалов по подготовке и проведения олимпиады, подготовке по ним рекомендаций по определению способов, форм, этапов реализации данных мероприятий;

– анализ хода реализации планов, программ, мероприятий;

– взаимодействие с ОКОИ.

Совет вправе (для решения своих задач):

– запрашивать и получать необходимые материалы от органов власти: федеральных, субъектов, муниципальных, от ОКОИ и от всех организаций, участвующих в подготовке и проведении Олимпиады;

– приглашать на свои заседания любых должностных лиц, задействованных в подготовке к Олимпиаде;

– направлять своих представителей на заседания по подготовке Олимпиады в эти организации;

– привлекать для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ организации, ученых и специалистов.

Наряду с системой государственных органов в управлении сферами ФКиС в России участвует огромная сеть общественных объединений федерального, регионального и местного уровней. К ним относятся Олимпийский комитет России, общероссийские, региональные и местные спортивные федерации по видам спорта, физкультурно-спортивные объединения, созданные с участием государства. Например, такие, как Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо», «Спартак, «Урожай», «Юность России», «Спортивная Россия» и другие.

Определенную роль в управлении ФКиС играют федерации, союзы, ассоциации общеспортивного характера, к которым относится Международная ассоциация «Спортивные сооружения», Объединенная общероссийская федерация спортивной медицины «Российская ассоциация физкультуры и спорта для всех», «Русская ассоциация психологов спорта и физической культуры» и другие.

Наши рекомендации