Этап 2. Заполнение бланка теста

Оценка качеств производится по трем параметрам: «Я», «Отец», «Мать» (см. приложение).

После заполнения бланка ведущий просит выделить качества, на­бравшие максимальное количество баллов у самого испытуемого и посмотреть сходства и отличия с образом матери и отца. Затем дан­ные можно обобщить на доске в виде таблицы. В результате получа­ется, что с образом каждого родителя связаны те или иные качества. В большинстве случаев это традиционное разделение, но бывают случаи противоположные, когда традиционно мужские качества за­имствуются у матери, а традиционно женские — у отца. Часть ка­честв связана с обоими образами (красота, порядочность и т. п.).

Этап 3. Обсуждение результатов теста

Здесь уместно будет поговорить о понятии идентификации, о том, что формирование половой идентичности связано с усвоением не только женских или только мужских качеств, но мужского и женского сознания, что способствует более адекватной адаптации (тем самым, вернувшись к работе Э. Фромма). Можно рассказать о концепции андрогинии С. Бэм.

Студентам предлагается работа в парах.

Вопросы для обсуждения

1. Действительно ли в жизни можно наблюдать сходство выделенных вами качеств? Вспомните конкретные ситуации и чувства, кото­рые вы переживали при этом.

2. Мешают или помогают данные качества вам как мужчине или жен­щине в жизни?

В качестве вывода можно привести высказывание Х.-Д. Шмидта (Schmidt H.-D.): «Жизнь начинается как судьба», и добавить: «а про­должается — как ее преодоление», то есть установки, качества изна­чально (в дошкольном детстве) приобретаются нами в семье, не осоз­нанно, а путем идентификации. В дальнейшей жизни мы либо миримся с тем, что приобрели, либо пытаемся измениться. В этом случае важно понимание, анализ, рефлексия нашего опыта.

Следующим этапом обсуждения может стать проблема того, что идентификация предполагает не только усвоение образцов поведения своего пола, так как родитель противоположного пола выступает в качестве модели или образца поведения другого пола, на основе кото­рого будет в последующем выстраиваться образ сексуального партне­ра. В контексте данной мысли можно предложить студентам сравнить оценку своих родителей и тех качеств, которые они считают предпо­читаемыми в поведении своих сверстников (конечно, это не значит, что предпочитаемый образ будет однозначно похож на созданный ро­дительский образ; напротив, он может быть противоположным; здесь просто следует обратить внимание на то, что служит критерием для отбора предпочитаемых качеств).

В продолжение разговора можно затронуть тему о роли отца в пери­од пубертата для девочки и его значимости для развития личности маль­чика, а также ввести понятие депривации и материнской депривации, рассказав о значении данного явления для развития личности ребенка.

В завершение можно познакомить студентов с мнением Ф. Ариеса и Ф. Дольто о субъективности восприятия ребенка взрослыми, о том, что интерпретации тех или иных явлений не совпадают у взрослого и ребен­ка, поскольку для взрослых часто важен не сам процесс рождения, а то, что ребенок позволит им занять другие социальные роли и выполнит тем самым их желания. Это приводит к тому, что родители в своем воспита­нии прежде всего ориентируются на стереотипы (личные, обществен­ные), а не на реального ребенка, его индивидуальные особенности. Обра­щение к этому вопросу возможно через домашнее задание: участники занятия должны попросить родителей описать свои психологические черты, то есть представить психологический портрет своих детей.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается психологическое значение мужчины для раз­вития личности ребенка?

2. На основе научных данных, существующих на сегодняшний день, раскройте психологическое значение женщины для развития лич­ности ребенка.

3. Могут ли быть функции отца и матери взаимозаменяемы в про­цессе воспитания?

4. Каково ваше отношение к понятиям отцовской и материнской любви?

Литература

1. Ариес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке: Пер. с франц. Я. Ю. Старцева при участии В. А. Бабинцева. — Екатерин­бург: Изд-во Уральского университета, 1999.

2. Джонсон Р. А. Он: глубинные аспекты мужской психологии. — Харьков: Фолио; М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 1996.

3. Джонсон Р. А. Она: глубинные аспекты мужской психологии. — Харьков: Фолио; М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 1996.

4. Дольто Ф. На стороне ребенка. — СПб.: Петербург — XXI век, 1997.

5. Жеребкина И. «Прочти мое желание...» Постмодернизм. Психо­анализ. Феминизм. — М.: Идея-пресс, 2000.

6. Захаров А. И. Ребенок до рождения. — СПб.: Союз, 1998.

7. Здравомыслова О. М. Общество сквозь призму гендерных представ­лений // Женщина. Гендер. Культура. - М, 1999. - С. 184-192.

8. Исупова О. Г. Социальный смысл материнства в современной Рос­сии / Социологические исследования. — 2000. — № 3. — С. 98-107.

9. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. — М.: Смысл, 2000.

10. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб.: Из-во РГПУ им. Герцена, 1998.

11. Клецина И. С. Развитие гендерных исследований в психологии на западе / Иной взгляд: Международный альманах гендерных ис­следований. - 2001. - Март. - С. 20-23.

12. Кон И. С. Ребенок и общество. — М.: Наука, 1988.

13. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. — М.: Знание, 1990.

14. Левинсо А. Женщина как цель и средство в отечественной рекламе // Женщина и визуальные знаки. — М.: Идея-Пресс, 2000. — С. 43-65.

15. Мид М. Культура и мир детства: Пер. с англ. Ю. А. Асеева — М.: Наука, 1988.

16. Моз Л. де Психоистория: Пер. с англ. А. Скуратова — Ростов/н/Д: Феникс, 2000.

17. Пушкарева Н. Л. Материнство в новейших социологических, фи­лософских психологических концепциях // Этнографическое обозрение. - 1990. - № 5. - С. 48-59.

18. Фромм Э. Искусство любви: исследование природы любви: Пер. с англ. Л. А. Чернышевой — ТПЦ Полифакт, 1990.

Приложение 1

Отрывок из книги Э. Фромма

«Искусство любви»

Наши рекомендации