Развитие архетипов-помощников
Если юный Гефест получит высшее образование, то, вероятно, у него разовьются навыки общения (Гермес), объективный взгляд на мир (Аполлон) и, возможно, даже амбиции (Зевс). Эти аспекты личности очень помогут ему находить мотивацию и эффективно функционировать в мире (в том числе, на работе). Они дают Гефесту возможность приобрести и развить навыки, позволяющие найти работу по душе, договориться о достойной оплате, добиться признания, найти свое место, продать свои творения. Одним словом, они помогают ему следовать своей природе и творчески работать руками. Однако эти более ценимые в мире архетипы могут и не развиться, а мир часто не жалует Гефеста. Тогда мужчина (или женщина) может всю жизнь заниматься делом, которое никогда не станет чем-то большим, чем работа ради заработка, как бы высоко он ни поднялся по служебной лестнице. Лично для него это занятие не будет иметь особого значения, а поэтому не принесет глубокого удовлетворения и не даст возможности для творческого самовыражения. Будучи искусным ремесленником, Гефест получит больше удовлетворения, чем работая в самом роскошном офисе; научные исследования ему намного интереснее, чем работа в отделе продаж; труд хирурга намного увлекательнее, чем управление хирургическим отделением.
Стать чем-то большим, чем Гефест
Когда Гефест находит дело по душе, возникает еще одна проблема: он настолько погружается в работу, что не развивает другие грани своей личности и даже не оставляет для них места. Другие потенциалы в нем заперты, и, даже если он отождествляет себя с позитивными качествами Гефеста, этот архетип его ограничивает. В таком случае мужчине нужно пробудить в себе потребность стать чем-то большим, чем Гефест, чтобы высвободить время и энергию и предпринять шаги для роста.
Избранник Афродиты
Афродита, богиня любви и красоты, выбрала себе в мужья Гефеста. Он не боролся за эту женщину, однако завоевал или добился ее. Точно так же любовь к красивым вещам может от рождения присутствовать в душе мужчины, не являясь результатом образования или даже привычки жить среди красивых вещей. Это дар богини любви и красоты, которая таким образом "выбирает" его. Затем, когда Гефест делает любые вещи, как бы функциональны они ни были, красота и любовь обязательно проявятся в форме, пропорциях, материале. Сделать иначе противно его природе ремесленника и эстета. Чтобы сохранить верность этим внутренним стандартам и достичь новых вершин мастерства, он должен чтить этот союз. Другие могут не ценить либо мастерство, либо эстетическую составляющую работы Гефеста, – и у него самого может возникнуть соблазн недооценивать одну из сторон. Но тогда он утратит радость и удовлетворение от труда. Когда работа рождается от союза Гефеста с Афродитой, он в процессе творчества ощущает прикосновение божества. Гефест становится вдохновенным инструментом, благодаря которому красота проявляется в материи.
Новые родители для Гефеста
Если миф отобразится в жизни, Гефесту могут потребоваться "приемные родители" – люди, которые заменят ему отца с матерью, помогут ему утвердиться, оценят, обучат и, возможно, даже помогут материально. Если кто-то из настоящих родителей отвергает Гефеста за то, что он не отвечает их ожиданиям, это очень ранит его, – но рана может затянуться, если другие люди его оценят, заменив отца или мать. Часто Гефесту нужны "земные" родители, которые научат его работать руками и таким образом заменят "небесных" родителей, отвергающих его за неумение стремиться к успеху и карабкаться по общественной лестнице.
В конечном счете Гефесту нужно найти и развить в себе способность поддерживать и ценить себя и собственные дела. А затем, если он будет работать над развитием своих талантов, миф о Гефесте обещает, что ему удастся преодолеть все несчастья, унижения и препятствия.
Глава 10
ДИОНИС, БОГ ВИНА И ЭКСТАЗА:
мистик, любовник, странник
Утверждать дионисийское начало – значит признавать и понимать ту роль, которую играет в жизни боль и смерть, приветствовать весь спектр ощущений от жизни до смерти, от боли до экстаза, включая травматический опыт, когда человек "рождается", выходя из лона постылого и отупляющего соответствия культурным и семейным ожиданиям.
Том Мур, из книги "Puer Papers" (под редакцией Джеймса Хиллмана)
Дионис – это бог блаженного экстаза и восторженной любви. Но кроме того, он преследуемый бог, страдающий и умирающий бог. Все, кого он любит и кто следует за ним, вынуждены разделить его трагическую судьбу.
Вальтер Ф. Отто, "Дионис. Миф и культ"
Дионис как бог и как архетип близок к природе и к женщинам. Ему хорошо знакомы мистическое царство и мир женщин. Он часто предстает в мифологии как нежеланная и неспокойная стихия, причина конфликтов и безумия, – такую же роль Дионис может играть и в психике мужчины.
Дионис как бог
Дионис (у римлян Бахус) – бог вина и виноделия, а также "бог экстаза и ужаса, неистовства и самого блаженного освобождения"1. Младший из олимпийцев, он единственный среди них, у кого мать – смертная. Виноградная лоза, плющ, фиговое дерево (инжир) и ель – растения, дорогие его сердцу. Его символы в животном мире: бык, козел, пантера, олень, лев, леопард, тигр, осел, дельфин и змея. Его царство "распространяется на всю природу, и в особенности на ее животворную и оплодотворяющую влагу: текущий в дереве сок, пульсирующая в венах кровь, жидкий огонь винограда, таинственные неуправляемые приливные процессы в природе – то, что приходит и уходит"2.
В мифах и ритуалах Диониса окружали женщины: пока он был божественным ребенком, это были мамки и няньки, а потом – очарованные любовницы, неистовые менады и вакханки, одержимые богом Дионисом. Его изображали либо в образе ребенка, либо чаще в образе юноши, завернутого в звериную шкуру, с венком из плюща или винограда на голове и с тирсом в руке (тирс – это жезл, увенчанный еловой шишкой и часто увитый виноградом или плющом).
Генеалогия и мифология
Дионис – сын Зевса и смертной женщины Семелы, дочери царя Фив Кадма. Зевс полюбил Семелу и оплодотворил ее, приняв облик смертного мужчины. Проведав об этом, ревнивая Гера решила отомстить Семеле и ее нерожденному ребенку. Она явилась Семеле в облике ее пожилой няни Берои и уговорила опрометчивую девушку проверить, действительно ли ее любовник – бог. Для этого коварная богиня посоветовала Семеле потребовать, чтобы Зевс явился ей во всем своем великолепии, как он являлся самой Гере.
Той ночью, когда Зевс явился к ней, Семела стала умолять его об одолжении, и бог поклялся водами реки Стикс, – а такая клятва нерушима для богов, – сделать все, чего бы она ни пожелала. Семела, следуя коварному совету Геры, попросила его явиться ей во всем великолепии главного олимпийского бога. Она не знала, что это убьет ее. Связанный клятвой Зевс принял облик бога-громовержца, чьего вида не может выдержать никто из смертных. Молнии Зевса убили Семелу, но ее нерожденного сына сделали бессмертным. В миг смерти Семелы Зевс извлек Диониса из лона матери, зашил себе в бедро и выносил до тех пор, пока сын не созрел достаточно для того, чтобы родиться. (Возможно, слово "Дионис" означает "хромота Зевса", ибо бог, вероятно, хромал, вынашивая ребенка в бедре.) Роль акушера в этих необычных родах играл Гермес.
Затем Диониса отдали сестре и зятю Семелы, и они воспитывали его, замаскировав под девочку, но такая уловка не защитила ребенка от гнева Геры. Ревнивая богиня свела опекунов Диониса с ума, и они попытались убить мальчика. Зевс снова спас сына от гибели, превратив его в барашка и отведя к нимфам горы Ниса (мифическая горная страна, населенная прекрасными нимфами). Нимфы вырастили малыша в пещере. (Еще один вариант происхождения имени Дионис – "Божественная Ниса".)
Там наставник Диониса Силен открыл ему тайны природы и научил изготовлению вина. Силена обычно изображают как пожилого добродушного и немного подвыпившего пожилого человека с лошадиным хвостом и копытами.
Безумие и насилие
В молодости Дионис путешествовал по Египту, потом прошел от Индии до Малой Азии, затем пересек Геллеспонт и попал во Фракию, а оттуда добрался до своих родных Фив в Греции. Куда бы ни приходил Дионис, он везде учил людей выращивать виноград. Ему сопутствовали безумие и насилие. Согласно некоторым мифам, сведенный с ума богиней Герой, он даже совершал убийства. По другим версиям, становились безумными и безжалостными люди, отвергавшие Диониса. Например, после того как царь Ликург отверг Диониса, он в приступе безумия зарубил топором сына, полагая, что срубает виноградную лозу. Подобные же проблемы возникали и у отвергавших Диониса женщин: так дочери царей Пройта и Миньяса, обезумев, разодрали на части собственных сыновей. Когда Дионис вернулся из Индии, богиня Кибела (или Рея; обе – доолимпийские великие матери-богини) очистила его от убийств, совершенных во время приступов безумия, и, что особенно важно, обучила своим мистериям и ритуалам инициации. Таким образом, Дионис не только сам был богом, но также являлся жрецом Великой Богини.
Брак с Ариадной
Дочь критского царя Миноса Ариадна полюбила афинского героя Тесея. С ее помощью Тесей вошел в знаменитый лабиринт, убил Минотавра и сумел найти путь обратно. Затем Тесей и Ариадна отплыли в Афины, но герой вероломно бросил девушку на острове Наксос, и она бы покончила с собой от отчаяния, если бы ее не спас Дионис и не взял себе в жены. Ради Диониса Зевс сделал Ариадну бессмертной. Она очень близко ассоциировалась с богиней любви и красоты Афродитой, и на Кипре существовал культ Ариадны-Афродиты. Вообще-то некогда Ариадна была богиней луны на Крите, но в греческой мифологии она выступает в качестве униженной смертной женщины, которая снова становится богиней благодаря Дионису.