Богов активизируют люди и события

Архетипическая, или "типичная" для того или иного бога, реакция может быть активизирована – или, используя термин Юнга, констеллирована – извне каким-либо человеком или событием. Например, мальчик пришел домой с синяком под глазом. В одном отце это может пробудить злопамятного мстительного Посейдона, – он, не разобравшись, в чем дело, захочет отплатить тому, кто поступил так с его сыном. Но в другом отце тот же синяк возбудит презрение к ребенку за то, что тот вообще ввязался в драку, – так Зевс относился к своему сыну Аресу. Когда Арес был ранен, Зевс не только не проявил сочувствия, но и осудил его. Он обзывал своего сына нытиком и никогда не упускал возможности отметить, насколько несносен и сварлив этот Арес.

Самые неожиданные реакции может спровоцировать также неверность партнера. Что происходит, когда мужчина узнает об измене жены или о том, что у женщины, которую он считал "своей", есть еще один любовник (пусть даже он сам женат на другой, а это для него роман на стороне)? Стремится ли он, подобно Зевсу, сокрушить соперника? Или, подобно Аполлону, попытается уничтожить саму женщину? Или, как Гермес, захочет узнать все детали? Или разработает хитроумный план, чтобы застукать пару на горячем и выставить на суд общественности, как поступил бы Гефест?

В историческом контексте мы видим примеры, когда та или иная ситуация пробуждает какого-либо бога в целом поколении мужчин. Например, в 60-е годы молодые люди с дионисийскими наклонностями искали экстатического опыта, экспериментируя с психоделическими препаратами. Для многих это обернулось психиатрическими заболеваниями. Немало было и тех, кто пережил духовное просветление. В такой ситуации и в то время мужчины, в общем-то не имеющие дионисийских склонностей, проявили их, и в результате ныне они более чувственны и эстетически развиты, чем могли бы быть.

Некоторые мужчины, воевавшие во Вьетнаме, пошли туда добровольно, поскольку изначально отождествляли себя с Аресом, богом войны. Другие же призывники попали на войну против своей воли: просто ребятам не повезло. В обоих случаях данная ситуация активизировала в них аспекты личности, свойственные Аресу. Многие из них обрели чувство локтя, верность долгу и глубокое ощущение мужской солидарности, которые при иных обстоятельствах в них не развились бы. Другие познали "одержимость" аресовой слепой яростью и жаждой убийства, – с кем-то это случилось после того, как на его глазах друг подорвался на мине, кто-то просто попал во власть аресовой групповой психологии. В результате мужчины, которые в иных обстоятельствах, даже будучи пьяными, в драку не ввязались бы, совершали немыслимые зверства и убивали мирных жителей.

"Делание" активизирует богов; "не-делание" угнетает их

Сосредоточенность на цели и ясность мысли – качества, высоко ценимые обществом, – от природы даны мужчинам, которые подобны лучнику Аполлону, чьи золотые стрелы легко поражали самые дальние мишени. Остальным приходится специально учиться, чтобы обрести эти качества, особенно важные, когда необходимо прилежно работать сейчас, чтобы обрести что-то позже.

Совсем другая ситуация у мальчика с задатками Диониса: его природная склонность легко погружаться в мир чувственных ощущений и полностью отдаваться текущему мгновению обычно недооценивается обществом. В детстве, наслаждаясь прикосновением шелка и бархата или танцуя всем телом под музыку, он подключался к источникам врожденной чувственности, – но это, скорее всего, не поощрялось окружающими и уж точно не входило в обязательную для всех мальчиков программу школьного образования.

Словосочетание "формирование действием" очень четко формулирует, как можно пробудить в себе тех или иных богов: сознательными действиями. Но нередко встает вопрос: "Где взять время?" Например, бизнесмен может вдруг осознать, что получает огромное удовольствие от работы руками. Он готов часами сосредоточенно возиться в своей мастерской, оборудованной в подвале. Но если он станет уделять время Гефесту внутри себя, то не сможет брать на дом сверхурочную работу. Подобным же образом, мужчина, который в школьные годы азартно сражался на спортивных площадках, может утратить связь с физически активным и агрессивным Аресом в себе, если не найдет партнеров для игры в волейбол или не вступит в местную футбольную команду.

Боги на различных стадиях жизни

В жизни человек проходит через ряд этапов. На каждой из этих стадий на него может оказывать доминирующее влияние тот или иной бог. Например, до тридцати лет он находится под совместным влиянием легкого на подъем, обутого в крылатые сандалии Гермеса и стремящегося к экстазу Диониса. Затем он оказывается на жизненном перекрестке: любимая женщина ставит его перед выбором: либо они строят серьезные отношения – либо расстаются. Возможно, он решает строить серьезные отношения и хранить верность любимой (что, как ни странно, тоже станет проявлением дионисийских черт), подрежет свои гермесовы крылья, пробудит в себе Аполлона и с головой окунется в работу. В следующие три десятилетия в игру могут вступить и другие архетипы. Отцовство и успех могут констеллировать в мужчине Зевса; смерть жены или известие о том, что он болен СПИДом, могут повлечь за собой пробуждение Гадеса.

Иногда мужчины, прочно отождествляющие себя с определенным архетипом, проходят через ряд стадий, которые соответствуют разным аспектам конкретного бога. Подробнее мы поговорим об этом в главах, посвященных отдельным богам.

Патриархальный фаворитизм

Патриархат – незримая иерархическая система, которая, насаждая ценности и распределяя власть, играет в нашей культуре роль прокрустова ложа, взращивая своих любимчиков. Здесь есть свои победители и неудачники – архетипы, пользующиеся благосклонностью общества, и архетипы, находящиеся в опале. Соответственно, общество поощряет либо отвергает мужчин, воплощающих в себе тех или иных "богов".

Патриархальные ценности, – среди которых особое место занимают личная власть, рациональное мышление, способность контролировать ситуацию, – сознательно или бессознательно насаждаются матерями, отцами, ровесниками, школой и прочими институциями, обладающими возможностью поощрять или наказывать мальчиков и мужчин за их поведение. В результате мужчины приспосабливаются и прячут свою личность и эмоции. Они приучаются носить "правильное лицо" (то есть демонстрировать определенное поведение и отношение к вещам, играющее роль надеваемой при общении с внешним миром маски), а также "униформу", отличающую представителей их социального класса.

Все, что "неприемлемо" с точки зрения окружающих или с точки зрения общепринятых стандартов поведения, может стать для мужчины источником чувства вины или стыда, и тогда он укладывается на психологическое прокрустово ложе. Далее следует психологическое "усечение", когда мужчина (или женщина) отсекает или подавляет те архетипы или части своей личности, которые внушают ему чувство неполноценности или стыда. Образно говоря, библейское увещевание "если твоя правая рука соблазняет тебя, отсеки ее" является призывом к психологическому самоизувечению.

Очень часто мужчины отсекают эмоциональный, уязвимый, чувственный и инстинктивный аспекты своей личности. Однако все отсеченное и подавленное продолжает жить в психике. Эти аспекты уходят в "подполье" и некоторое время остаются за пределами сознания. Но они могут вспомниться или восстановиться, когда (впервые в жизни или впервые с детских лет) данный архетип окажется приемлемым в каких-либо взаимоотношениях или обстоятельствах. Некоторые мужчины ведут тайную жизнь. В таком случае неприемлемые чувства или действия существуют в тени, за пределами сознания окружающих, – до тех пор, пока не произойдет разоблачение и скандал. Именно это произошло в случае знаменитых телепроповедников-евангелистов, которые сурово порицали плотские грехи, но затем вдруг обнаружилось, что в них самих процветает недостойный Дионис.

Наши рекомендации