Культура средневекового Востока

Культурологическое понятие «средневековый Восток»   Завершение процесса формирования восточных цивилизаций и приобретения ими в совокупности статуса культурного полюса (наряду с Западом) относится к рассматриваемой эпохе. Переход Востока от древности к средневековью происходил

медленно и в целом плавно, здесь не было события, четко их разделявшего. Развитие шло в рамках единой традиции, т.н. «азиатского способа производства» как материальных, так и духовных благ.

И все же средневековый Восток по многим параметрам не тождествен древнему. Это, прежде всего, связано с важными гео- и этнокультурными сдвигами, происходившими на огромных пространствах Старого Света в течение всего первого тысячелетия: распространением буддизма в Китае и его вытеснением из Индии, модификацией на китайской почве и этой религии, и классического китайского конфуцианства, а также их влиянием на сопредельные страны (Корея, Япония, государства Юго-Восточной Азии). Тогда же происходит становление Японского государства и его культуры (VI–VIII вв.), возникают самобытные цивилизации в некоторых других районах Азии и Африки.

Наиболее же важным событием стало появление новой мировой религии – ислама и формирование арабо-исламской цивилизации, которая во многом определяла облик средневекового человечества.

В результате названных процессов, а также миграции и ассимиляции, консолидировались новые народности – японцы, турки, арабы-мусульмане и др. с присущими им языками и культурами. Вместе с народами, возникшими ранее, они составили этническую карту средневекового Востока.

Средневековый Восток – понятие весьма многогранное. К нему относятся несколько регионов и религиозно-культурных традиций: Ближний и Средний Восток (ислам); Индийский субконтинент (индуизм и ислам); Дальний Восток (конфуцианство, буддизм, даосизм, синтоизм); Центральная, Юго-Восточная Азия (буддизм).

Важная особенность Востока состоит в том, что средневековый тип культуры просуществовал там, практически, до середины XIX в. Динамика восточной культуры в это время также существенно отличалась от европейской; последняя развивалась в целом по восходящей от раннего средневековья до Возрождения, средневековый Восток же пережил расцвет примерно с IV–V вв. до XII–XIII вв. (Китай – до XV в.). Последующие столетия там во многих отношениях отмечены застоем и даже относительным упадком духовной жизни.

Культура средневекового Востока представляет собой исторически новый феномен, богатый в своих духовных проявлениях, возможно, не до конца еще нами, европейцами осмысленный и оцененный.

Арабо-исламская культура   Арабо-исламская культура складывалась с VII–VIII вв. на Ближнем и Среднем Востоке, включив, кроме самих арабов, многочисленные народы тюркской, иранской и других языковых семей.

Распространение ислама происходило главным образом в результате военной экспансии носителей этой религии – арабов и тюркоязычных народов. На завоеванных ими территориях местное население исламизировалось, а часто и арабизировалось и тюркизировалось; так возникли народы, которые и сегодня населяют Ближний Восток, Среднюю Азию, Кавказ и исповедуют ислам. Арабы также проникли в Европу, на Пиренеи, а турки на Балканы, где первые создали блестящую арабо-испанскую культуру, просуществовавшую до XV в., а вторые позже покорили южных славян и объединили огромные территории трех континентов, населенные различными народами, в том числе и арабами, в рамках Османской империи.

Основой рассматриваемой культуры стал ислам, возникший на Аравийском полуострове в среде кочевников-арабов.

Основы вероучения ислама включают:

1. Почитание единого бога Аллаха и его пророка – Мухаммеда. Однако признается существование и иных персонажей: ангелов, гурий, а также демонов, джиннов и Шайтана.

2. Намаз (ежедневная пятикратная молитва).

3. Пост.

4. Закят (обязательная милостыня – фактически налог).

5. Хадж (паломничество в Мекку)

Главная священная книга мусульман – Коран – представляет собой запись проповедей, «пророческих откровений» Мухаммеда (ок. 570–632), произнесенных им в 610–632 гг. и записанных в 50-х годах VII в. По представлениям мусульман, Мухаммед является пророком Аллаха и его посланником, через которого людям был передан текст Корана.

В догматике и социальной доктрине ислама одно из важнейших мест занимает представление о единстве и братстве всех мусульман независимо от национальных, социальных различий и места проживания. Понятия таухида (единобожие, единение) означает не только признание Аллаха единственным богом, но и равенство всех верующих перед ним.[87] На Коран опирается шариат, включающий нормы мусульманского права и религиозного поведения. Принцип джихада – борьба за веру – подразумевает необходимость духовного совершенствования, укрепление нравственности, борьбы с преступностью, а также войну (фатх и газават). Ислам запрещает употреблять в пищу свинину, пить спиртные напитки и изображать живые существа. Два последних требования, правда, соблюдались далеко не всегда.

Важную роль в исламском мире играл и продолжает играть литературный арабский язык, который и сегодня сильно отличается от разговорного. На нем написан Коран, он является универсальным языком мусульманской культуры, науки, образования. Мусульмане считают, что этот язык является священным, потому что возник при сотворении мира. Арабская графика также имеет священный характер, она используется в качестве декоративного элемента в оформлении архитектурных сооружений, живописных произведений, книг, ритуальных и бытовых предметов. Каллиграфия на Востоке считалась искусством.

В результате арабских завоеваний образовалось гигантское по территории государство – Халифат. Его крупнейшие города – столица Дамаск, а также Багдад, Каир, Кордова стали центрами блистательной и богатейшей культуры, их украшали пре­крас­ные здания гражданского и религиозного назначения. На территории Халифата в изобразительном искусстве сложился общемусульманский канон. Появились особые типы зданий: мечети, минареты, медресе, караван-сараи и др.

Мечеть – специальное здание для молитв, первоначально также использовалось для общественных собраний и т.п. Существуют три архитектурных типа мечети: купольная, колонная и айванная. Центром колонной мечети, сложившейся в VII в., служит прямоугольный двор, окруженный галереей с арками. Основным сооружением был колонный молитвенный зал, где имеется специальная ниша – михраб, ориентированная на священный город мусульман – Мекку. Мечеть имеет башню – минарет, с которой муэдзин созывал верующих на молитву, и обнесена высокой глухой стеной.

К наиболее известным сооружениям такого рода относятся мечеть Омейядов в Дамаске (VIII в.), в архитектуре которой прослеживается античное и раннехристианское влияния; мечеть Ибн Тулуна в Каире (IX в.), соборная мечеть в Кордове (VIII – X вв.).

Среди шедевров арабо-исламской архитектуры – дворец Альгамбра (XIV в.), находящийся на территории современной Испании. Его характеризует свободная планировка, а интерьеры поражают своей изысканностью и богатством. В качестве отделочных материалов был использован разноцветный мрамор, алебастр, керамическая плитка. Дворец украшен фонтанами и зеленью. Все сооружение обнесено красной крепостной стеной.

В исламской живописи преобладала декоративность, орнамент был ее главным элементом. С XI в. богословами однозначно осуждается изображение людей и животных в общественных местах. Однако во многих случаях этот запрет нарушался. Например, в Иране в течение всего средневековья развивалась сюжетная живопись, порой даже на религиозные темы.

Высокого художественного уровня достигла миниатюра, где преобладали композиционное построение, линейный рисунок и колорит. Миниатюры, которыми иллюстрировались книги, превосходно соответствовали характеру средневековой восточной поэзии – изящной и изысканной. Сюжетами изображений служили мифологические истории, битвы, подвиги героев, пиры, лирические, а подчас и эротические сцены и др.

На арабском Востоке высоко ценилось образование. Образованные люди – ученые, литераторы, судьи, чиновники составляли особое сословие адибов, которые по своему положению были гораздо выше простого народа. Большим уважением пользовались ученые и врачи.

Кроме начальных мусульманских школ, которые создавались при мечетях, в крупных городах Халифата открывались и высшие учебные заведения: в Х в. – университет в Каире, высшая арабская школа в Кордове, где преподавались философия, математика, астрономия, астрология, медицина, алхимия и другие науки; при школе была богатая библиотека, включавшая книги арабских и античных авторов. В 1065 г. была основана высшая школа в Багдаде. Религиозные науки изучались в основном в специальных учебных заведениях – медресе. Светское образование высокого уровня можно было получить на дому у учителя, который своим «студентам» в конце учебы выдавал «иджаза» – своего рода диплом.

В особом почете на арабском Востоке были «мусульманские науки»: юриспруденция, богословие, грамматика, китаба – искусство составления различных документов, поэтика, история. Другие считались «чужеземными» и поэтому второстепенными или даже вредными, как, например, философия.[88] Несмотря на это, успешно развивались все области знаний. Огромной популярностью на Востоке и в Европе пользовался Ибн Сина (Авиценна) (ок. 980 – 1037) – ученый, философ, врач. Его «Канон врачебной науки», обобщивший опыт античных, индийских и среднеазиатских врачей, выдержал множество изданий и был настольной книгой средневековых врачей.

Около 827 г. халиф аль-Маймун основал «Дом мудрости», где трудились переводчики в основном из образованных сирийцев, греков и персов, которые переводили на арабский язык греческие сочинения по естественным наукам, астрологии, алхимии, философии и логике. Деятельность арабских переводчиков, переводивших на свой язык античных, иранских и индийских авторов – одна из самых успешных в истории человечества попыток усвоения чужого научного и философского наследия.[89]

Арабо-исламская культура в конце раннего и начале зрелого средневековья играла во многом ведущую роль в мировой цивилизации. Ее влияние распространилось на огромные пространства трех континентов. Народы Европы через арабов открыли для себя многие произведения античных авторов, переняли цифры, которые до сих пор называются арабскими (к самим арабам они попали из Индии), получили доступ к ряду достижений восточной науки, приобщились к предметам роскоши, некоторым гигиеническим средствам и формам досуга, познакомились с бумагой. В XIV в. в Европу с Ближнего Востока пришла карточная игра, которая сама ранее была изобретена в Китае; европейцы к ней добавили козыри.

Буддийская культура в средние века Буддизм – одна из мировых религий – возник на севере Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры. Его основатель – Сиддхартха Гаутама, ставший Буддой, т.е. "просветленным." Существуют разные версии о вре-

мени его жизни, но большинство ученых сходятся на 564 – 483 гг. до н.э.

Священное писание буддистов – Типитака (на языке пали) – сформировалось к началу нашей эры и было полностью записано в V в. Одно из последних его изданий состоит из 58 томов включая комментарии.

Ранняя форма буддизма – хинаяна (малая колесница, узкий путь к спасению) – многое заимствовала из брахманизма, например представление о сансаре (цепи перерождений) и законе кармы – представление о том, что последующее перерождение зависит от поведения человека в предыдущей жизни.

В пантеон раннего буддизма вошли боги других индийских религий; также имелись представление о злых божествах – асурах, нагах, претах. В буддизме все персонажи смертны и попадают в цепь перерождений. Буддизм исходит из того, что жизнь во всех своих проявлениях есть страдание, и предлагает путь избавления от него. Мир в представлениях буддистов – это множество отдельных сущностей, изменчивых, волнующихся, но, в конечном счете, направляющихся к абсолютному покою – нирване. Нирвана прерывает цепь перерождений и обеспечивает спасение, т.е. такое состояние, когда все приведено к полному покою, индивид растворяется в универсальном целом.

Человек страдает потому, что имеет привязанность к чему-либо, чего-то желает и к чему-то стремится. Отказ от всего этого, полное безразличие к жизни и смерти – это и есть избавление от страдания.

Буддизм предполагает деление людей на мирян и монахов, форма организации последних – монастыри. В соответствии с хинаяной, только монахи, ведущие праведный образ жизни, могут обеспечить себе спасение и нирвану. Праведная жизнь буддиста, прежде всего монаха, предполагает соблюдение ряда заповедей: нельзя убивать ни человека, ни животное (принцип ахимсы), нельзя красть, пьянствовать, лгать, прелюбодействовать. Более высокая ступень монашества предполагала соблюдение дополнительных требований: спать на жесткой постели, избегать пляски, музыки и зрелищ, не иметь золото и серебро и др. Хинаяна распространилась на Цейлоне, в Индокитае, Индонезии.

В Непале, Тибете, Китае, Корее, Японии распространился буддизм в форме махаяны (большая колесница, широкий путь к спасению). Она сложилась в начале нашей эры и имела ряд отличий от хинаяны. Спасение теперь могли получить и миряне, а не только монахи. В махаяне существует развитая космология, представление об аде и рае, большое количество будд и бодисатв (святых). Главными буддами считаются Гаутама, Амитабха, Вайрочана как воплощение некоего Первобудды.

В буддизме отсутствуют представления о Боге-творце, спасителе, вообще как о верховном существе. Каждый человек в принципе может стать буддой, т.е. равным Богу. Идеальный буддист – это человек, для которого главным является самоуглубленное созерцание своего внутреннего психического бытия. Одним из способов его оптимального преобразования выступает практика буддийской йоги (дхьяны).

Культ в буддизме включает общественные и семейные праздники, поклонение изображениям Будды, святых и других персонажей, священным деревьям, приношения в храмы, зажигание ароматических свечей, обходы культовых сооружений – ступ, паломничество к священным местам.

Буддизм имеет развитую мифологию, которая включает, в частности, легенду о запредельной стране всеобщего благоденствия Шамбале. В нее имеют возможность попасть лишь те, кто овладел сокровенным знанием и преодолел в себе чувство привязанности к жизни.

Буддизм – это не только религия, но и своеобразная философия, особый образ жизни. Он определяет многое в мышлении и поведении людей, оказывает влияние на функционирование восточных обществ, способствует сохранению традиций и социальной стабильности.

Буддизм – это и специфическая культура. Она начала складываться еще в древности и пережила расцвет в период раннего средневековья. Так, в Китае «золотой век» буддизма пришелся на конец IV–VIII столетия.

Буддизм наложил неизгладимый отпечаток на литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, науку и систему образования. Большую роль в духовной жизни играли монастыри, в которых создавались связанные с культом художественные произведения.

Первоначально в Индии, а затем и других странах сформировались основные типы буддийских памятников: ступы, столбы с высеченными на них проповедями (стамбхи) и пещерные храмы, которые должны были напоминать верующим об отшельнической жизни Будды в пещере.

Ступы представляли собой полусферические земляные холмы, облицованные кирпичом или камнем и увенчанные верхушкой; они выполняли мемориальные функции и были хранилищем священных реликвий. В различных странах сформировались своеобразные виды ступ: в Китае – пагода, в Юго-Восточной Азии – пранг, в Монголии – субурган.

Антропоморфные скульптурные изображения Будды появились в первые века нашей эры. С этого времени и в дальнейшем Будда изображался в виде прекрасного мужчины в состоянии полного покоя и самоуглубления. Тогда же сложился иконографический канон (Будда стоящий, Будда сидящий со скрещенными ногами, лежащий на боку). Позы, жесты и различные детали были точно определены. Этот канон в основном повторяется и сегодня. Материалом для статуй Будды и других персонажей пантеона служило дерево, камень, бронза, серебро, золото.

К величайшим памятникам буддийского искусства относится пещерный храмово-монастырский комплекс Аджанты в Индии. Его сооружение началось еще в древности и продолжалось до VII в. Его внутренние помещения почти сплошь были покрыты фресками, изображающими эпизоды из жизни Будды, города, зверей, птиц и растения. Фасады были украшены прекрасной скульптурой. Архитектура, скульптура и живопись представляли здесь нерасторжимое единство. Пещерные храмы и памятники, подобные ступам, распространились и в других странах, в которых утвердился буддизм.

В Индонезии, на острове Ява в VIII в. был построен грандиозный храм Боробудур, что в переводе означает «множество будд». Храм был построен из 1 миллиона 600 тысяч базальтовых блоков. На пяти террасах, последняя из которых увенчана большой ступой, установлены 72 статуи будд, 429 статуй бодисатв, 1300 рельефов с изображениями сцен из жизни Гаутамы, а также бытовых сюжетов. Известно, что уже в IX в. по непонятным причинам Боробудур был заброшен, а через несколько столетий население Явы приняло ислам.

В Камбодже буддизм стал официальной религией в XIV в., но еще раньше он уживался с господствовавшим тогда индуизмом. В XII в. в этой стране был построен город Ангкор-Тхом с грандиозным храмом Байон и многочисленными статуями царя Джаявармана VII, изображенного в виде будды.

В Китае, Японии, Корее строились деревянные храмы, развивалась монументальная и станковая живопись с буддийскими сюжетами. В Китае в первые века нашей эры возникла пагода – тип буддийского культового сооружения, разновидность ступы, получивший широкое распространение в средние века. Пагоды строились в виде многоярусных башен, обелисков и т.п., квадратные, шести-, восьми-, двенадцатиугольные в плане, из дерева, кирпича, камня и даже металла. Из Китая пагоды распространились во Вьетнам, Корею, Японию.

В Тибете, Монголии, среди калмыков и в Туве получил распространение поздний по времени образования вариант буддизма – ламаизм. В середине XVI в. был установлен титул первосвященника ламаистской церкви в Тибете – далай-ламы. В следующем столетии там возникло теократическое государство во главе с далай-ламой Агванлобсанджамцо. Особенности ламаизма связаны с представлением об Адибудде – боге-творце, начале всех дальнейших перерождений будд. Ламаистский пантеон включает огромное количество богов, в т.ч. проникших туда из индуизма. Идея нирваны потеряла свою актуальность, зато важную роль играло учение о Шамбале. Большое значение имел институт ламства (монашества); лам было очень много, поскольку сложилась традиция, по которой хотя бы один сын в семье становился ламой.

Религиозно-культурная ситуация в средневековой Индии   В Индии в глубокой древности сформировался очень сложный религиозно-культурный комплекс, который получил название брахманизм. Во II–I тыс. до н.э. появилась обширная ведийская литература, религиозно-философские тексты – Упанишады. С середины I тыс. до н.э. до первых веков

нашей эры складывались грандиозные по объему эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Все это в виде классического наследия вошло в культуру народов Индии и остается в ней до настоящего времени.

Появившиеся в середине I тыс. до н.э. буддизм и джайнизм, хотя со временем и были признаны властями, не смогли вытеснить эти традиционные верования. В VII в. начинается упадок буддизма и гонения на него, а через несколько веков эта религия покидает пределы своей родины.

В средние века брахманизм перерастает в то, что принято называть индуизмом. Эта религия весьма своеобразна: она не имеет единой доктрины, организации и церковной иерархии. Индуизм включает в себя много верований и сект, каждый человек понимает его по-своему. Говорят, что в индуизме более трех тысяч богов, полубогов, демонов и других персонажей. Брахма перестал быть объектом культа. Главными богами стали Вишну и Шива. Однако определяющее представление этой религии состоит в подчиненности богов, людей и всего существующего мировой безличной силе (идея кармы). В индуизм вошли многие древнейшие религиозные элементы: магические ритуалы, жертвоприношения, культ предков и семейно-родовых покровителей; самое широкое распространение в религии и культуре Индии получила мифология. В роли духовных авторитетов в индуизме выступают представители касты брахманов и гуру (учителя, наставники).

Средневековый этап развития этой религии связан с новой демократической её формой – бхакти, формированием религиозно-философских систем – даршан и поздних текстов – шастр. В VIII–XII вв. наступает время монопольного господства индуизма на большей части территории Индии и расцвета культуры, на нем основанной. В это время происходило бурное храмовое строительство. В архитектуре этого периода формируется два типа храмов: северный и южный. Храмы первого типа имели башнеобразный вид, а другие напоминали ступенчатую пирамиду. К первому типу относится знаменитый храмовый комплекс в Кхаджурахо (рубеж X – XI вв.), многочисленные постройки которого украшены рельефами весьма вольного, даже с точки зрения современного европейца, эротического содержания. Храм в Конараке (XIII в.) представляет собой гигантское сооружение с 40-метровой пирамидой и 24 каменными рельефными колесами и фигурами скачущих коней по бокам; террасы храма заполнены изображениями небесных музыкантов и танцовщиц.

Также успешно развивалась литература, в т.ч. религиозная поэзия, музыка, декоративно-прикладное искусство. Далеко за пределами Индии большим спросом пользовались тончайшие ткани, драгоценное оружие и многое другое, созданное в этой стране.

Другая национальная религия Индии – джайнизм. Он преобладал в V–XII вв. на юге этой страны. Джайнизм по многим позициям близок буддизму (ахимса, отшельничество и монашеская жизнь как идеал). Согласно этой религии, миром правит всеобщий закон, а боги большой роли не играют. Джайны не занимались земледелием и были вегетарианцами.

Сикхизм как религия сложился на севере Индии в конце XV в. Ее основатель – гуру Нáнак – был поэтом и проповедником. Основные положения сикхизма состоят в монотеизме и в представлении о важности непосредственной эмоциональной связи с богом. Он много заимствовал из индуизма и ислама. Сикхи создали мощную организацию, в т.ч. военную, в XVIII в. возникло их государство.

В XII в. Индию завоевывают мусульмане, пришедшие с севера, они устанавливают свое военно-политическое господство, которое продолжалось вплоть до прихода в эту страну англичан. В результате этого в Северной и Центральной Индии формируется исламская культура в особом, местном варианте.

Религиозная ситуация в Индии и в это время характеризовалась сложностью, т.к. ислам здесь соседствовал с индуизмом, который оставался религией большинства населения. После очередного мусульманского вторжения в 1526 г. возникло государство Великих Моголов. Годы правления падишаха Акбара (1556–1605) характеризовались веротерпимостью, а сам он позволял себе большие религиозные «вольности»: отрицал вечность адских мук, признавал посмертное перевоплощение, что было явным заимствованием из местных верований, разрешил пить вино и есть свинину. Акбар попытался даже создать новую, синкретическую религию, предполагающую поклонение солнцу и огню, но она не прижилась.

XVI–XVII вв.– время нового (и последнего) подъёма индо-исламской культуры и искусства. В 1630–1652 гг. близ города Агры был возведен один из шедевров средневекового восточного зод­че­с­тва – мавзолей Тадж-Махал, построенный могольским правителем Шах-Джаханом для своей жены (позже он и сам был там погребен). Блестящий период также переживает книжная и портретная миниатюра, которую характеризуют мягкий лиризм и колористическое богатство.

Вплоть до середины XX в. индуисты и мусульмане жили вместе, пока из состава Индии, после освобождения ее от английского владычества, не выделилось особое государство – Пакистан, куда переселилось большинство индийских мусульман.

В современной Республике Индии более 80% населения составляют индуисты, 14% – мусульмане, 2% – сикхи, 0,7% – буддисты, 0,5% – джайны; также имеются христиане – 2,4%.

Религия и культура в средневеко-вом Китае Историю средневековой китайской культуры, видимо, надо начинать с конца VI в., когда к власти пришла династия Суй (589 – 618 гг.) и была преодолена раздробленность страны. Расцвет культуры средневекового Китая

приходится на VII – XII вв. (эпохи Тан и Сун). В дальнейшем, особенно с XIV – XV вв., происходит усиление консерватизма и самоизоляции, хотя в целом китайская культура продолжала оставаться на высоком уровне. Но с XVII в. наблюдается явная ее деградация, продолжавшаяся до Синьхайской революции 1911 – 1913 гг., которая свергла монархию и установила республику. С этого времени началась новая эпоха в истории Китая и его культуры.[90]

На протяжении многих столетий в Китае складывалась особая культура, которая стала в высшей степени традиционной, устойчивой и в таком виде просуществовала до начала ХХ в., хотя ее принципиальные структуры начали деформироваться уже с середины предыдущего столетия под влиянием экспансии стран Запада и России.

Эта культура отличается высокой степенью преемственности от древности до нового времени и включает следующие элементы: культ предков, этноцентрическая идея "Срединного государства", концепция императорской власти, единство "трех учений" – конфуцианства, даосизма и буддизма. Первые три элемента сложились еще в древности; то же относится и к названным религиям, но система последних в рамках китайской культуры складывается только в раннем средневековье.

Конфуцианство возникло в Китае в древности как учение Кун-цзы, которого в Европе называли Конфуцием (551 – 479 гг. до н. э.) и в сильно измененном виде стало государственной религией и идеологией при ханьском императоре У-ди (140 – 87 гг. до н. э.). В дальнейшем с небольшими перерывами конфуцианство, подвергшееся дальнейшим преобразованиям, существовало в таком качестве до Синьхайской революции. Именно оно стало сутью, основой китайской культуры, образом жизни, стереотипом мышления и поведения китайского народа вплоть до нашего времени.

В основе конфуцианства лежит идея социального порядка, закрепления "социальных ролей" и выполнения людьми своего долга. Оно предполагает связь между Небом как символом высшего порядка и земным обществом, во главе которого стоит Сын Неба – император. Важное место здесь занимают иерархия старших и младших, культ мертвых и живых предков, значимость и стабильность семьи, идея социальной справедливости на основе "избавления от корысти", культ знаний и образования как способа продвижения по служебной и социальной лестнице (и в соответствии с этим система конкурсных экзаменов на право занятия государственных должностей). В Китае издавна особая роль принадлежала чиновникам, к которым предъявлялся ряд требований, включавших принципиальность, гуманность, бескорыстие и др. В конфуцианстве важное место занимал также культ формы и нормативной этики, строгая регламентация публичной и частной жизни ("китайские церемонии"), культ прошлого и мудрости древних.

Даосизм как философская доктрина возник в Китае практически одновремено с конфуцианством. Основателем даосизма считается Лао-цзы, которого современые исследователи считают легендарной личностью. На протяжении столетий складывался даосский канон; во II – V вв. даосизм становится религией, не сформировавшей, правда, единого систематизированного учения, но имевшей устоявшийся пафос.

Дао (путь) – центральное понятие даосизма – непознаваемая и невыразимая в словах первопричина вселенной, закономерность, принцип, целостность жизни. Человек должен вступить на Дао-путь через внутреннее успокоение, уход из будничной современности в космическую абсолютную древность, в единый и вечный поток бытия, по отношению к которому отдельные вещи вторичны.

Задача даоса состоит в том, чтобы, проникнув в гармонию окружающего мира, подчиниться его поступи, слиться с ним. Большое место в даосизме занимало представление о совершенных мудрецах, которые порой уходили в горы и становились отшельниками. Даос по существу находится вне общества, он – "странник в беспредельном".

Согласно учению даосов, человек может достигнуть бессмертия, слиться с Дао, если будет соблюдать определенные требования: ограничения в еде (вплоть до утоления голода собственной слюной), использование специальных снадобий, физические и дыхательные упражнения и обязательное совершение добродетельных поступков.

Даосизм включает огромный пантеон, в котором нашли себе место и Лао-цзы, и Конфуций, и Будда, и легендарный император Хуанди. В принципе, обожествленным мог стать любой человек. Наибольшей популярностью пользовалась "восьмерка бессмертных", которые были людьми, а поле смерти вошли в китайский пантеон. С ними связаны необычайные истории и легенды, их часто изображали в виде фигурок и рисунков, с детства известных каждому китайцу.

Сторонников даосизма вначале было немного; они создавали секты, участвовали в народных восстаниях, а в VII – X вв. расселились по всему Китаю и образовали крупные монастыри. Даосизм никогда не претендовал на первенство среди других китайских религий. Он много взял у конфуцианства и буддизма и занимал те ниши в культуре и сознании китайского народа, которые не были заполнены основными религиями.

Буддизм начал проникать в Китай еще во II в. В VI – VIII вв. сформировались основные школы китайского буддизма и он становится официальной государственной идеологией. В китайском буддизме получили распространение идеи рая и бессмертия души, понятные простому народу, но чуждые ортодоксальному учению этой религии. Конфуций и Лао-цзы стали в Китае буддийскими божествами.

На основе тесного взаимодействия с конфуцианской традицией возникло течение чань-буддизма (в Японии его называют дзэн). Оно отвергало многое из традиционного буддизма, включая учение о нирване, и исходило из необходимости научиться жить на этом свете, беря от жизни все, что в ней есть. Здесь имеется в виду прежде всего необходимость найти Истину и Будду, а они – вокруг человека, во всех проявлениях естественной и общественной жизни: в красоте природы, в церемониале, в медитации, в радости физического труда. Человек должен освободиться от мирских забот и всю жизнь посвятить познанию истины, источник которой не книги, а озарение интуиции и свободное самовыражение. В чань-буддизме большое место занимают медитация, размышления над загадками, диалоги учителя и ученика. Чань-буддизм не получил широкого распространения и остался эзотерической сектой, а китайский буддизм в целом в начале II тысячелетия слился с другими учениями.

В результате длительных и сложных процессов в XI – XII вв. в условиях упадка буддизма сложился грандиозный религиозно-культурный синкретизм, включавший все названные религии, с преобладанием неоконфуцианства. Рядовой китаец не видел между ними разницы; в одном храме могли находиться рядом даосские и буддийские божества и ко всем можно было обратиться с просьбой.

Китайская культура была сформирована тремя названными учениями и во многом с ними просто совпадала. Конфуцинство оказало огромное влияние на систему воспитания и образования в Китае. Каждый китаец с детства воспитывался в конфуцианской традиции, жил и действовал так, как она приписывала. В более зажиточных семьях детей обучали грамоте и нанию письменных канонов (Луньюй, Лицзи и др.), но многие их положения распространялись в устной фоме и были известны всем. Даже если китаец становился буддистом или даосом, в душе он оставался конфуцианцем.

Влияние буддизма сказалось главным образом на архитектуре, изобразительном искусстве и литературе. С его утверждением началось грандиозное храмовое строительтсво. В IV–VI вв. был возведен Юньган ("Храм заоблачных высот"). Этот и другие подобные храмы представляют собой гигантские пещерные сооружения со статуями, рельефами и фресками, создателями которых были не только местные мастера, но и выходцы из Индии и Центральной Азии.

Под влиянием буддизма бурно развивалась скульптура и зародилась фресковая живопись. В больших количествах ваялись статуи будды и его спутников, которые часто покрывались позолотой и цветными красками. Буддизм стимулировал появление в Китае прозы как литературного жанра.

Огромное место в китайском искусстве занимала живопись. В соответствии с особым отношением китайцев к природе главным ее жанром становится пейзаж шань-шуй ("горы-воды"). Он зародился еще в начале нашей эры и достиг максимального расцвета в X – XIII вв.; его основные традиции сохраняются и сегодня. Также очень популярным был натюрморт, особенно изображение цветов, а также птиц. Характер китайской живописи во многом определялся чань-буддизмом и даосизмом. В целом для китайского искусства было характерно органическое сочетание живописи, поэзии и каллиграфии – на картинах особым почерком писались стихи, созвучные ее содержанию.

Даосизм стимулировал развитие а Китае различного рода псевдонаук, получивших широкое распространение во многих средневековых странах как Запада, так и Востока. Алхимики активно занимались поиском элексира бессмертия, проводили эксперименты с металлами, минералами, органическими веществами. Астрологи составили множество астрологических карт, атласов и календарей с целью предсказания человеческой судьбы; ни одно важное дело не начиналось без составления гороскопа. Задачей геомантии (фэн-шуй) было установление взаимодействия небесных явленией и тел со знаками зодиака, с космическими силами и символами и их – с земным рельефом. Китайская медицина во многом обязана именно даосам, которые разработали рецепты многих лекарств, применявшихся вместе с заклинаниями и талисманами.

И сегодня большой интерес в мире вызывает акупунктура (иглоукалывание), цигун (дыхательные упражнения), ушу (особая гимнастика), а в самом Китае до сих пор традиционная медицина применяется наряду с современной.

Наши рекомендации