Живописность - колоризм - декоративность.

Понятия "живописность" и "колоризм" очень близки между собой - как правило в станковой картине они выступают совместно; более того они взаимосвязаны. Поскольку колоризм есть тонкая разработка цветовых отношений, выражающих обогащенное чувство цвета, то такая его трактовка непременно повышает и живописные качества картины. В силу этого колоризм и живописность бывает трудно разделить, и возможно преобладание то одного, то другого. На наш взгляд, например, в творчестве К. Коровина или В. Серова хорошо сочетаются и находятся в равновесии колоризм и живописность, в творчестве Хальса и Рембрандта преобладает живописное начало, а у Тициана - колористическое.

Более сложной будет взаимосвязь между понятиями "колоризм" и "декоративность".

Термин "декоративная живопись" сравнительно прост и понятен - это такой род живописи, который служит для украшения различных предметов. Следовательно, это живопись не станковая, а прикладная, ибо свое полное содержание она получает, будучи связанной по стилю, по форме и содержанию с тем предметом, который она должна "декорировать" то есть украшать.

1. Эта живопись преимущественно плоскостная, которая не должна нарушать плоскость поверхности предмета или стены иллюзорной трактовкой пространства.

2. Для декоративной живописи характерна более условная трактовка цвета, она пользуется открытым, локальным цветом. Валёрность, светотеневая моделировка противоречат ее специфике.

3. Для декоративной живописи характерна подчеркнутая роль контура или по крайней мере четкие очертания цветовых пятен.

Итак, понятие "декоративность" имеет непосредственную связь с понятием "декоративная живопись" и выражает "количество" ее специфических черт в том или ином живописном произведении, например, в древнерусской живописи, в живописи Ван Гога, Матисса, Гогена или в произведениях таких советских художников, как Сарьян, Дейнека, Петров-Водкин, декоративность является особенно заметной. Черты декоративности отступают на второй план и становятся менее заметными там, где художника занимает в первую очередь светотеневая моделировка формы, ее живописная трактовка, передача воздушной среды. Хотя и здесь она не снимается совсем. Можно, например, говорить о декоративности полотен В. Сурикова, потому что, несмотря на живописность и колоризм его полотен, несмотря на валёрную разработку цвета, у него сохраняется какое-то узорочье цветовых пятен, несколько повышенная их цветность.

Декоративность, как качество станковой живописи, как считают вполне справедливо многие художники, должна быть присуща в той или иной мере всякому произведению станковой живописи. На наш взгляд, валёрная трактовка цвета в станковом живописном произведении также не исключает элементов декоративности.

Декоративность есть один из признаков колоризма, который выражается в том, что при всей верности светотеневых градаций, мягкости цвета сохраняется его несколько повышенная звучность, что позволяет достаточно отчетливо различать цветовые зоны, образующие определенный ритмический порядок. Подлинная декоративность всегда сопутствует колоризму. В тех случаях, когда она получает перевес, когда вместо тона в картине господствует открытый цвет, правильно будет говорить не о декоративности самой живописи, а о картине, декоративной в своей основе.

Валёр.

Колорит, как уже говорилось, есть не простое сочетание красок, а сложная система организации цвета, слагаемыми которой является валёр, тон, полутон, тональность, гамма, предметный цвет, локальный цвет, оттенок. В общем определении о них можно говорить, как об элементах живописного языка или выразительных средствах живописца, входящих в такие общие понятия, как живописность и колоризм.

Валёр был наиболее ходовым термином среди живописцев и историков искусства в XIX веке, и в настоящее время употребляется сравнительно редко. Валёр происходит от французского слова "valeur" и буквально означает "стоимость", "ценность". Так, например, в каждом фиолетовом тоне надо учитывать не только количество красного и синего, но также иметь в виду количество света или интенсивность, приближающую данный фиолетовый к единице света или тени. Здесь валёр связывается уже со степенью высветления или затемнения цвета: любой цвет может быть высветлен вплоть до белого и затемнен вплоть до черного.

Чаще всего говорят о системе валёров у Рембрандта, Шардена, Коро, а не у художников, которые просто высветляли или затемняли взятый локальный цвет. Это заставляет предположить, что понятие валёр несколько сложнее и не может быть определено как наличие светотени в цвете, а еще воздушной среды, пространства, фактуры.

У многих более поздних художников встречается такое понимание валёра: "Валёры - пишет к. Юон, - французский традиционный термин, употребляемый при анализе живописных достоинств картины и трудно переводимый. Он означает не столько какое-либо качество, сколько качество самой живописи, разумея под последним совокупность всего в ней заложенного: качества цветовых, световых и технически фактурных сторон её". И далее: "Валёр определяет живописную ценность, явившуюся в результате тонко воспринятых живописных отношений и чувствований, заложенных в характеристике живописных частей между собой, в объединении целого, образующегося из светотени, красочного и пластического содержания предмета. "Валёры являются формальными показателями тонкостей живописных ощущений".

О валёре пишет советский живописец А.Ржезников: "С овладением принципов валёров связано умение написать светлый предмет в глубокой тени таким образом, чтобы дать почувствовать светлость предмета, хотя он и написан темными красками. Умение написать предмет яркого, например, красного цвета в глубокой тени так, чтобы чувствовалась яркость красного, несмотря на то, что он и написан краской весьма далекой от ярко-красной - этот эффект тоже достижим лишь при большом мастерстве в пользовании валёрами. Это мастерство позволит при светлой гамме живописи передать темные и яркие цвета действительности, то есть позволит написать их светлыми красками, не разбелив, но сохранив их во всей напряженности, как насыщенно темные и насыщенно яркие.

Таким образом "валёр" имеет два значения: в широком смысле слова - это элемент светотени; работать валёрами в этом смысле - значит работать градациями светотени, придать больше валёра той или иной части композиции - значит усилить в данном месте светотень. В таком понимании валёр является термином, относящимся в большей мере к произведениям черно-белой графики и скульптуры.

Второй смысл слова валёр заключается в том, что имеется определенное качество цветового пятна, которое модифицируется в отношении насыщенности и светлоты цветового тона одновременно и содержит в себе и несобственные качества цвета. Валёр, в этом последнем понимании, присущ только живописному произведению и является одним из важнейших признаков колоризма.

Наши рекомендации