Средство творческого создания
Основная функция культуры – быть средством творческого создания артефактов. Артефакты – это продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления (артефакт – от лат. arte – искусственный и factus – сделанный). Мир артефактов – это искусственная среда человека, «вторая природа», удовлетворяющая самые различные потребности людей. В отличие от предметов и явлений природы артефакты имеют не только объективные свойства, но субъективную значимостьили ценность для человека. Человек с помощью культуры творит ценности.
Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения своей потребности, если не видит, то объект не имеет ценности или имеет отрицательную ценность – антиценность. Обычно ценности разделяют на материальные (жилище, одежда, техника и пр.) и духовные (истина, красота, добро, вера, надежда, любовь и т.п.).
Среди артефактов есть такие, которые сообщают информацию не о себе, о своей значимости и ценности, а о других объектах. Про них говорят, что они имеют значения, смыслы и называются они знаками, или символами. Мир культуры – это не только мир ценностей, но и знаков, мир символов.
Посредством артефактов, в том числе и с помощью знаков, культура, помимо своей главной функции, выполняет множество других социальных функций. Назовем важнейшие из них.
Информационная функция.
Культура – носитель социальной информации, которая сохраняется и накапливается в обществе. Основными носителями информации являются знаки. Можно выделить три основных вида значений (или информации), которые они обозначают.
Первый вид – это знания, информация о свойствах объекта (природного или артефакта), утверждение о наличии или отсутствии у объекта каких-то свойств. С развитием культуры объем знаний постоянно растет. Есть знания, которые в одних культурах признаются истинными, а в других – ложными. Овладение культурой требует освоения накопленных разнообразных знаний. Средоточием истинных знаний является такой вид культуры как наука. Путь в современную культуру – это образование.
Второй вид значения – это оценка объекта, формирование определенного отношения человека к нему. Способность оценивать объекты связана с образованием в уме человека ценностных представлений. Это представления о том, какими объекты должны быть, чтобы удовлетворить человеческие потребности. Высокие мысленные образцы объектов, которые максимально полным и совершенным образом отвечают потребностям человека, называются идеалами. Они служат эталонами ценностей. В результате исторического развития и взаимодействия разных культур постепенно происходит формирование общечеловеческих идеалов. Они включают в себя все лучшее, что накоплено в культурах различных эпох и народов. Культура предстает перед человеком как мир общественных идеалов.
Третий вид знаковой информации – это регулятивныйсмысл, правила или требования,нормы,в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность. Они указывают, какие пути и средства достижения целей допустимы, а какие – нет. Культура в отличие от регуляции поведения у животных несет в себе программу деятельности, которая не заложена в генах, ей надо учиться. Культурные нормы регламентируют все, с чем связана человеческая жизнь – еду, одежду, отношения между мужчиной и женщиной, развлечения и труд. Уровень овладения культурой определяется тем, насколько хорошо мы усвоили содержащуюся в разнообразных регулятивных знаках информацию и придерживаемся программ поведения, предписанных культурой. Различные культуры обладают разной степенью нормативности: «нормативной недостаточностью» и «нормативной избыточностью», последняя способствует стабильности общества.
Программируя поведение человека, культура не лишает егосвободывыбора действий. Все дело в том, насколько человек способен к свободному выбору и созиданию, к осуществлению того, к чему «толкает» его свободный выбор.
Коммуникативная функция.
Культура не только накапливает и хранит информацию (это является по преимуществу прерогативой культурного наследия). Актуальная информация благодаря культуре постоянно циркулирует в обществе, осуществляя передачу опыта и знаний. Культура формирует условия и средства человеческого общения. В принципе любой артефакт сообщает информацию. Но в культуре имеются специальные средства общения – знаковые системы и в первую очередь – язык. Культура – это поле человеческого общения, она связывает, объединяет людей. Развитие форм и способов коммуникации – важнейший фактор культурной истории человечества. В ходе истории растет мощь и дальнодействие средств связи: от первобытных сигнальных барабанов до спутникового телевидения. На смену письменности пришли средства массовой коммуникации (СМК), радио и телевидение. В ближайшей перспективе – развитие компьютерных сетей, охватывающих весь мир и делающих доступным мгновенное вступление в контакт с любым источником информации. Развитие культуры общения способствует взаимному пониманию и сопереживанию.
Интегративная функция.
Благодаря коммуникации и наличию общечеловеческих ценностей культура объединяет отдельных людей, социальные группы, народы и государства. У людей формируется чувство принадлежности к культурной общности, к которой они принадлежат. Сохранение культурного наследства, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. Единство культуры – важное условие крепости государства. Высока объединяющая роль технологий, науки и искусства.
С ходом истории растут контакты культур, растет их взаимодействие и взаимопроникновение. Всемирная паутина интернета сплетает различные культуры в одно целое. Интегративная функция культуры направлена не на стирание культурных различий, а на объединение людей как в рамках одной культуры, так и за ее пределами, на осознание единства всего человечества.